Анализ педагогической деятельности учителя биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аналитическая справка о деятельности учителя биологии

Муниципального образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №163»

ЗАТО г. Зеленогорск

Радаевой Светланы Александровны.

«Анализ педагогической деятельности учителя биологииК детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творчества» (К.Э. Циолковский)

Мой педагогический стаж составляет 22 года. Все эти годы я нахожусь в постоянном поиске новых педагогических технологий, которые позволят ученику не остаться равнодушным к моим урокам, помогут применить биологические знания в жизни, а мне - порадоваться за успехи детей.

Одну из таких технологий я начала применять недавно. Школа, в которой я работаю, находится в поселке. Школьная территория занимает 1 га. Чтобы облагородить эту территорию, был организован проект «Место встречи изменить нельзя», в котором приняло участие большое количество учащихся нашей школы. К осуществлению проекта были допущены самые достойные ученики. Проект оказался очень удачен и 1 сентября все участники, гуляя по территории пришкольного участка, гордились плодами своего труда. Пришкольный участок стал одним из достопримечательностей поселка.

Имея такой опыт, я начала использовать метод проектов на своих уроках. Три года я работаю по теме самообразования «Использование проектных технологий на уроках биологии и во внеурочное время».

Цель педагогической деятельности: развитие познавательной активности учащихся, повышение качества образования через внедрение проектных технологий в урочную и внеурочную деятельность.

Задачи:

1. Создать воспитательно-образовательную среду, обеспечивающую повышение мотивации учащихся, включенность их в учебные и социальные проекты.

2. Разработать систему внеурочной деятельности на основе использования проектных технологий:

  • проведение развивающих часов и факультативов;

  • недели проектов, социальные проекты, акции.

3. Осуществлять педагогическое наблюдение за позитивной динамикой учебных достижений учащихся в результате использования метода проектных технологий, используя рейтинговую систему.

4. Разработать программу своего профессионального развития, пройти курсы повышения квалификации, необходимые для успешной реализации проектов.

Планируемые результаты:

1) повышение качества обучения до 70 %;

2) увеличение количества учащихся, вовлеченных во внеклассную работу по предмету до 50 % вследствие повышения уровня мотивации;

3) увеличение количества учащихся, проходящих итоговую аттестацию в форме ЕГЭ и ГИА, повышение качества до 80 %.

1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Работая по методу проектов 3 года, я применяю мини-проекты в 6 - 8 классах, краткосрочные, недельные, годовые - в 9, 10, 11классе. Использование проектных технологий на уроках и во внеурочное время дало положительные результаты. Дети с интересом ходят на урок, принимают участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, предметных неделях, дистанционных олимпиадах и викторинах. Повышение познавательного интереса влияет на результативность.

ВАнализ педагогической деятельности учителя биологии классах, где я работаю, успеваемость составляет 100%.

В среднем по предмету качество знаний составляло:

2006 - 2007 учебный год 61,7 %,

2007 - 2008 - 62,8 % ,

2008 - 2009 - 66,5 %

2009 - 2010 - 66,7%

Особенно эффективен метод проектных технологий используется мною на занятиях профильных групп по биологии, где обучаются учащиеся с высокой мотивацией. Проектная деятельность дает возможность проявлять свои знания в нестандартных ситуациях, развивать коммуникативную и информационную компетентность старшеклассников. За годы обучения учащимися был создан банк материалов по проведенным проектам, который позволяет повторить изученный материал и успешно пройти итоговую аттестацию в форме ЕГЭ.

Результаты успеваемости и качества итоговой аттестации уч-ся 11 классов в форме ЕГЭ выше, чем по Красноярскому краю и России. Успеваемость по ЕГЭ составляет 100 %.

Учебный год

Кол-во уч-ся, сдающих ЕГЭ

Кол-во уч-ся, сдавших

на «4» и «5», качество

Высший балл

2005-2006

3 чел.

2 чел. (кач - во 66,6 %)

78

2006-2007

4 чел.

3 чел. (кач - во 75 %)

87

2007-2008

9 чел.

7 чел. (кач - во 77,8 %)

80

2008-2009

8 чел.

Не выставляются оценки за ЕГЭ, поэтому качество не указываю

75

2009-2010

12 чел.

77

2005-2006 уч. год - успеваемость учащихся, сдающих итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по городу 72 %, по школе 100 %; качество - по городу 39 %, по школе - 67 %.

2006-2007 уч. год - успеваемость учащихся, сдающих итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по городу и по школе 100 %; качество - по городу 77 %, по школе - 83 %.

2007-2008 уч. год - успеваемость учащихся, сдающих итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по городу и по школе 100 %, по России - 93 %, по Красноярскому краю - 90 %; качество - по городу 79 %, по школе -78 %, по России - 48 %, по Красноярскому краю - 37 %.

2008 - 2009 - успеваемость учащихся, сдающих итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по городу _____ по школе 100 %

2009 - 2010 - успеваемость учащихся, сдающих итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по городу ______ по школе 100 %

80 % учащихся профильной группы поступили в учебные заведения по выбранному профилю, из них 87,5 % поступили в высшие учебные заведения на бюджетной основе.

Итоги ГИА 9-х классов:

Учебный год

Кол-во уч-ся, сдающих ГИА

Сдали на «5»

Сдали на «4»

Сдали на «3»

Качество

2008-2009

4

4

-

-

100 %

2009-2010

10

1

5

4

60 %

Вся моя педагогическая деятельность в данный момент направлена на удержание и повышение этих результатов.

Современная 5-тибальная система не всегда позволяет адекватно оценить знания учащихся, поэтому я пытаюсь составлять свои оценочные системы для оценки знаний старшеклассников профильной группы. Рейтинговая система контроля обучения, которую использую, рождает состязательность в учебе, положительно влияет на мотивацию учащихся, сводит до минимума случайность в оценивании, развивает элементы творчества и самоанализа. Учащиеся стремятся переосмыслить те или иные понятия с учетом собственного опыта. Происходит дифференцирование значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работ (самостоятельных, лабораторных, практических, контрольных, «срезовых», текущих и т. д.), отражение текущей или итоговой оценкой количества вложенного учеником труда в большей степени, чем его способностей. Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Учащийся, «оценивающийся» по рейтингу, похож на поднимающегося или опускающегося по лестнице. Главное назначение системы рейтингового контроля знаний - это ранжирование по успешности усвоения изученного материала, возможность учащегося понять свои ошибки и своевременно их исправить.

Уделяю большое внимание работе с детьми, имеющими высокую мотивацию к обучению. Поэтому выявлять одарённых детей по предмету начинаю с 6 класса, можно сказать, с самых первых уроков. Используя принцип индивидуализации и дифференциации обучения, на уроках даю им дополнительные задания, развивающие логику мышления. Такие дети много работают с дополнительной литературой и с другими источниками информации. Они являются ответственными при работе в группах, координаторами в работе над проектами. Выявить одарённых детей помогают школьные предметные олимпиады, в которых принимают участие до 80% учеников школы.

КАнализ педагогической деятельности учителя биологииоличество учеников, принимающих участие в Городской олимпиаде по биологии, увеличилось в 2 раза. В 2008 - 2009 учебном году в городской олимпиаде участвовали 8 человек и 5 из них заняли призовые места (2 ребенка - 2 место и 3 - 3 место). В 2009 - 2010 учебном году учащиеся 7 и 10 классов заняли первые места, а в 2010 - 2011 уч. году - два 1-х и одно второе место. Две ученицы 11 класса принимали участие в краевой олимпиаде по биологии.

Учащиеся успешно выступают на научно-практических конференциях, участвуют в проектах и дистанционных конкурсах, занимая призовые места. Это также свидетельствует о позитивной динамике учебных достижений учащихся.

2. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам.

С целью поддержки интереса к предмету мною разработана система внеурочной деятельности, направленная на работу с одаренными детьми, с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации по предмету. Данная система оказалась эффективной и дает положительные результаты.

Схема внеурочной деятельности:

Анализ педагогической деятельности учителя биологии

В школе работает программа развивающего обучения. Для учеников 6 классов мною составлена программа биологического предметно - исследовательского клуба «Я и мое здоровье». Программа представляет собой практико-ориентированный проект продолжительностью в 11 занятий. Учащиеся получают знания о способах сохранения своего здоровья, готовят сообщения и презентации по индивидуально выбранным темам. В конце курса дети представляют свои проекты и исследовательские работы на школьной конференции, выступают в начальных классах, на классных часах и родительских собраниях. Умение оформить и представить свою работу помогает им при подготовке творческих домашних заданий по предмету. За год эти занятия посещают 3 группы. Развивающий час популярен среди уч-ся. Об этом свидетельствует наполняемость группы (25 человек).

Факультатив «Природа и экология Красноярского края» предназначен для учеников 7 - 8 классов. Программа направлена развитие у школьников познавательных и созидательных способностей на основе организации практики приобретения жизненного опыта в ходе разработки и реализации учебных проектов, нацеленных на оптимизацию условий жизни людей в своей местности, воспитание ценностного отношения к окружающей природе и собственному здоровью. В течение 35 занятий ребята выполняют проектные работы, принимают участие в походах и поездках по значимым местам края.

Элективный курс «Все дело в клетке» посещали ученики 9-х классов на предпрофильной подготовке по биологии. Таинственный мир живой клетки, работа с микроскопами, микроскопическими препаратами дает возможность наяву познать удивительный мир живого, представить себя великим ученым. Курс нацелен на профессиональную ориентацию, проекты имеют научную направленность.

В конце учебного года для учеников 9-х классов препрофильных групп по биологии проводится заключительное мероприятие - проба «Тайна жизни» и представляет собой краткосрочный проект, который выполняется небольшими группами учащихся. Она является заключительным этапом выбора профиля на 10 класс.

Факультатив для 10 - 11 классов «Через призму науки» развивает познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, убежденность в возможности познания живой природы и необходимости бережного отношения к ней. Занятия проводятся по блокам. Каждый блок предусматривает создание краткосрочного проекта. Группы учащихся выбирают тему проекта по своим интересам. Часто тема возникает в процессе дискуссии или беседы. Факультатив дает возможность учащимся подготовиться к олимпиадам, НПК, публичным выступлениям.

Ежегодно совместно с коллегами естественно - научного цикла в школе проводятся предметные недели. Разнообразные формы работы позволяют принять участие каждому ребенку по мере своих сил и показать знания за пределами школьного учебника. Активное использование интернет - ресурсов и интерактивных комплексов в кабинетах школы привлекает все больше и больше желающих поучаствовать в предметной неделе.

В целях более эффективной подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в сети образовательных учреждений города раз в месяц проводятся погружения по темам предмета. Такие занятия дают выпускникам возможность качественно подготовиться к экзамену не только в области знаний, но и психологически, а учителю - показать свое педагогическое мастерство перед коллегами и учащимися разных школ города.

Анализ педагогической деятельности учителя биологии22 апреля традиционно в классах в виде защиты проектов на экологические темы проходит праздник «День Земли». В 2010 - 2011 уч. году будет запущен социальный проект «Энергосбережение в школе и дома», который разработали ученики 6 класса. Проект дает возможность экономии электроэнергии на 40%, таким образом, сохраняет природные богатства, окружающую среду и экономит наши деньги без снижения качества жизни и ущерба для привычек.

Уже в течение нескольких лет в школе по традиции 2 раза в год проходит школьный конкурс проектов, который дает возможность «себя показать и на других посмотреть», развивает умение слушать представленные работы, задавать вопросы, выступать перед большой аудиторией. Лучшие работы рекомендуются для выступления на Городской открытой научно - практической конференции «Содружество», в которой учащиеся ежегодно успешно принимают участие.

Внеклассная работа позволяет подготовить школьников для выступления на олимпиадах (школьных, городских, дистанционных), научно-практических конференциях, классных часах, родительских собраниях, к реализации предметных и социальных проектов, участию в акциях, выполнению творческих работ различного уровня и повышает мотивацию учащихся на уроках.

В марте 2007 года учащиеся 8 класса являлись участниками краевого дистанционного конкурса, который проводился Краевой станцией юных натуралистов. Был представлен межпредметный проект по биологии, химии и литературе «Составление меню школьника». Дети получили дипломы участников.

ЕАнализ педагогической деятельности учителя биологиижегодно учащиеся школы под моим руководством принимают участие в городском проекте «Красивый город - руками детей», имеющем социальную направленность по привлечению детей к оформлению и дизайну территории нашего города. В проекте задействовано до 40 детей разных возрастных групп. Работа длилась на протяжении всего учебного года и представляла собой несколько теоретических и практических этапов. Наглядный результат порадовал учеников, учителей и всех окружающих - пришкольный участок стал одним из достопримечательностей поселка. Учениками был оформлен декоративный школьный огород. На протяжении трех лет проект был отмечен грамотами и в 2008 г. занял 3 место среди участников городских школ.

В 2007- 2008 учебном году на Городскую научно - практическую конференцию «Содружество» была представлена проектная работа старшеклассников по биологии и психологии «Влияние ведущего канала получения информации учащихся на успешность их обучения» (3 место). В результате работы над проектом было выяснено, что успешнее проходит обучение, если модальности ученика и учителя - предметника совпадают.

В феврале 2009 года ученики 8 класса выступили с проектом «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» (создан сайт по севообороту на пришкольно - опытном участке). К работе над проектом были привлечены родители учащихся, а так же бабушки и дедушки, имеющие приусадебные участки и большой жизненный опыт. Работа удостоена дипломом 2 степени (2 место) и выставлена на сайте учителя биологии tana.ucoz.ru.

Анализ педагогической деятельности учителя биологииАнализ педагогической деятельности учителя биологии



В феврале 2010 года учащимися профильной группы по биологии проводилось исследование по теме «Предупреждение конфликтных ситуаций во взаимодействии учеников и учителей», которое дало возможность детям и учителям лучше понять друг друга. В результате анкетирования были выявлены основные причины конфликтных ситуаций в нашей школе и разработаны советы по их предупреждению. Данная работа заняла 1 место в НПК и рекомендована для участия в Краевой конференции. Эти учащиеся собираются связать свою дальнейшую жизнь с профессией школьного психолога.

Учащиеся - частые гости на родительских собраниях. Проект «Витамины» был представлен на собрании по теме «Здоровое питание».

Анализ педагогической деятельности учителя биологииАнализ педагогической деятельности учителя биологии



ИИнтересный проект под названием «Домашнее задание» представили старшеклассники на педагогическом совете школы. Проект заставил серьезно задуматься педагогов школы, так как результаты анкетирования учащихся и выводы проекта не совпадают с представлениями о роли домашних заданий у школьников и учителей.

В 2010 - 2011 уч. году были сделаны проекты учащимися 6 класса «Условия прорастания семян», «Энергосбережение в школе и дома».

Успешным оказалось выступление с проектами сборной команды учащихся в Городском Первенстве по Естествознанию в 2007 - 2008 уч. году.

Перечень проектов за последние три года.

Анализ педагогической деятельности учителя биологии

Представленная система внеурочной деятельности дает заметные положительные результаты, которые радуют моих обучающихся и меня.

Достижения (призовые места) учащихся, посещающих внеурочные занятия за последние три года.

Мероприятие

Дата

Класс

Результат

Уровень

Городская НПК «Содружество» (проект «Влияние ведущего кана-

ла получения информации учащих-

ся на успешность их обучения»)

Март

2008

9

3 место

Городской

Городская НПК «Содружество» (проект «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»)

Фев-раль

2009

8

2 место

Городской

Городская НПК «Содружество» ( «Предупреждение конфликтных ситуаций во взаимодействии учеников и учителей»)

Фев-раль 2010

10

1 место

Городской

Городские олимпиады по биологии

Де-кабрь 2007

9, 11

Участие

Городской

Ян-варь

2008

11

Участие

Краевой

Де-кабрь

2008

6 - 11

2 и 3 место

Городской

Де-кабрь

2009

6 - 11

Два

1-х места

Городской

Де-кабрь

2010

6 - 11

Два

1-х места, одно 2-ое

Городской

Ян-варь

2011

11

Участие

Краевой

Дистанционная олимпиада по биологии

Де-кабрь

2010

9

Участие

Краевой

Первенство по Естествознанию

Но-ябрь 2007

9

2 место в личном зачете

Городской

Городской образовательный проект «Красивый город - руками детей»,

номинация «Школьная территория»

Ок-тябрь 2007

уч-ся 5 -8 класс

3 место

Городской

Дистанционный проект «Составление меню школьника»

Март 2007

8

Диплом участника

Краевой

Анализ педагогической деятельности учителя биологииАнализ педагогической деятельности учителя биологии

3.Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя.

ВАнализ педагогической деятельности учителя биологии 2006 году мне доверили классное руководство в 10А классе. Эти дети первыми стали участниками проекта по профильному обучению в сети образовательных учреждений нашего города, прошли обучение в интенсивной школе по программе Попова А. «Сетевая модель организации старшей профильной школы». Классное руководство, стало для меня испытанием моих педагогических способностей, так как ни я, и никто из моих коллег не имел опыта работы в классе с профильными группами. Спросить совета было не у кого, и я являлась «первопроходцем». Мои коллеги, администрация школы и родители моих детей с надеждой смотрели на меня. Учащиеся 10 класса - это уже сложившиеся личности и завоевать авторитет среди взрослых детей непросто. Дети отличались высоким уровнем мотивации. 70 % пришли в 10 класс с целью дальнейшего поступления в ВУЗы по выбранному профилю. Из 25 выпускников класса 5 человек (20 %) закончили школу с серебряной медалью. Этим учащимся была вручена премия главы администрации нашего города. Учащиеся являлись участниками и победителями предметных олимпиад, городских научно-практических конференций, спортивных краевых и всероссийских соревнований.

18 детей поступили и успешно обучаются в ВУЗах страны, причем большинство из них обучается на бюджетной основе, 5 человек в средне - специальные учебные заведения, 2 человека работают.

Учащиеся были успешны не только в обучении, но и являлись активными участниками и организаторами классных, школьных и городских развлекательных мероприятий, много времени посвящали занятиям в группах дополнительного образования, являлись членами детских бригад в летних трудовых лагерях, членами школьной команды КВН, принимали участие в жизни школьной республики «Бригантина», отлично справлялись с классными поручениями. Ученица класса Попова Анна являлась мэром школьной республики. Известна всему Красноярскому краю фамилия выпускницы Подопригора Ксении - лыжница, которая представляла наш край на Всероссийских соревнованиях по лыжным гонкам, занимала личные призовые места среди юниоров. Отсутствие правонарушений - результат занятости учащихся во внеурочное время.

Анализ педагогической деятельности учителя биологииАнализ педагогической деятельности учителя биологииАнализ педагогической деятельности учителя биологии


Эти дети сподвигли меня на участие в Краевом конкурсе проектов классных руководителей по проблемам воспитания в номинации «Партнерство семьи и школы». Мой проект по сплочению компонентов учебно-воспитательного процесса: учащиеся + родители + учителя назывался «Один за всех и все за одного». Работа отмечена дипломом и выставлена на диске в ММЦ УО нашего города вместе с работами других участников конкурса.

САнализ педагогической деятельности учителя биологииейчас являюсь классным руководителем 7Б класса. С 5-го класса, ступенька за ступенькой, мы с детьми тяжело преодолеваем школьный путь. И это уже совсем другое поколение детей. Выращенные на компьютерных играх, телевизионных передачах, без особого надзора родителей, дети не хотят принимать роль ученика. В течение 5 класса шла борьба за каждого ученика и родителя. Чтобы дети стали более ответственными, взяли шефство над ясельной группой детского сада, в которой воспитателем являлась мама нашего ученика. И когда показалось, что все налаживается, в 6-ой класс пришло 7 детей из другой школы. И опять все сначала - борьба за каждого ученика и родителя.

Прежде всего, я поставила воспитательную цель: сплотить ученический коллектив. Сплочение коллектива давалось сложно, так как класс разбился на «стареньких» и «новеньких». Одной из моих задач было создание комфортной воспитательной среды для обучения, чтобы ученики могли реализовать свои способности и чувствовали себя нужными.

В своей работе использую разнообразные формы, которые позволяют завоевать доверие детей и достучаться до родителей:

-массовые (родительские собрания, обмены опытом семейного воспитания, вечера открытых дверей, походы выходного дня, чаепития и др.);

-групповые (собрания родительского комитета, совета класса, беседы);

-индивидуальные (консультации, беседы, поручения, посещение семьи).

Совместно с психологом школы работаем по программе авт. Селевко Г. «Познай себя». Всем классом нашли общее дело - записались в Центр экологии и туризма в учебно-производственную бригаду, где занимаемся уже второй год. Здесь дети учатся планировать свою трудовую деятельность и зарабатывают деньги, выращивая животных, участвуя в Городских социальных акциях и проектах, поездках по обмену опытом в Красноярск, Канск. Общее дело сплотило учащихся и в 7-ом классе дети стали более самостоятельными, стали помогать друг другу в обучении, нашлись общие интересы, на которых держится наш коллектив.

4Анализ педагогической деятельности учителя биологии. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

В своей педагогической практике использую оптимальное сочетание традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ, которые формируют положительную мотивацию к изучению биологии. В школе созданы условия для использования ИКТ: в кабинете установлен интерактивный комплекс с доступом в Интернет, а школа приобрела мобильный кабинет, который позволяет использовать ноутбуки на каждой ученической парте.

ИАнализ педагогической деятельности учителя биологииспользование на уроках информационно - коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.

В школьной программе по биологии есть ряд разделов, отличающихся сложностью явлений и протекания процессов, сложных для восприятия и понимания. При изложении такого материала эффективнее использовать компьютерные презентации, видеоматериалы, анимацию, фото.

Репродуктивные методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно-ориентированного обучения, при котором учащиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств.

В процессе работы я использую компьютерное тестирование, разработаны серии мультимедийных уроков, используются электронные учебники, энциклопедии и практикумы, создан банк тестов, проектов, контрольно-измерительных материалов, разработок уроков в электронном виде, что дает мне возможность делиться своим опытом с коллегами на образовательных порталах.

Для подготовки домашнего задания рекомендую ученикам обучающие системы «Домашний репетитор» по биологии, а также предметные игры в электронном варианте, позволяющие проверить предметные знания, адекватность самооценки и уровень притязаний учащихся.

Анализ педагогической деятельности учителя биологии Использование умений работать на компьютере при подготовке домашних заданий, проектов, интеллектуальных марафонов, НПК способствует созданию ситуации успеха у моих учеников, повышают их мотивацию. Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности, которые даёт компьютер.

Уроки биологии в профильной группе естественно - научного цикла посещают учащиеся с высокой степенью мотивации, которые целенаправленно выбрали предмет. В основном, это дети врачей, медицинских работников и учащиеся, которым интересна биология как учебный предмет. Количество часов позволяет мне интенсивно использовать метод проектных технологий на занятиях. В конце изучения каждой темы проходит защита проектов.

Традиционно результаты проектов представляются учащиеся в виде презентаций, сайтов, словарей. Учащиеся создают такие продукты, которые они могут использовать затем при подготовке к итоговой аттестации, для повторения изученного материала на уроках и дома. Качество обученности возросло до 70 %.

Анализ педагогической деятельности учителя биологии Метод проектов позволяет моим ученикам обрести бесценный опыт аналитической и исследовательской деятельности индивидуально и в группах, возможность реализовать свои способности. Проектный метод всегда ориентирован на самостоятельную работу в сочетании с групповой организацией деятельности, что позволяет приобрести коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, умение выслушать разные точки зрения на одну проблему).

ДАнализ педагогической деятельности учителя биологииля меня, как учителя классов с профильным и углубленным обучением, очень интересна технология проблемного, поискового обучения, опыт организации которой я использую уже много лет.

Проблемный подход в обучении рассматривается как средство управления мышлением учащихся, а его цель - активизация познавательной деятельности школьников, развитие интереса к знаниям

Я приучаю детей думать над объектами, которые они рассматривают на уроках, над сущностью работы, которую они выполняют.

САнализ педагогической деятельности учителя биологииАнализ педагогической деятельности учителя биологиитараюсь так формулировать вопросы, чтобы в процессе обдумывания у школьников в свою очередь возникали встречные вопросы, стремлюсь создать проблемную ситуацию. Проблемный подход в обучении позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала.

Анализ педагогической деятельности учителя биологииАнализ педагогической деятельности учителя биологии

В профильной группе успешно применяю и всем знакомую лекционно-семинарскую систему обучения. Уроки-семинары - это важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Данные уроки отличаются от традиционных большей степенью самостоятельности при подготовке к семинару, изменением организации этапов обучения, например домашнее задание, носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала. На семинарах изменяются функции, выполняемые учителем и учащимися: учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель - регулятивную и организаторскую. Уроки-практикумы способствуют формированию специальных биологических умений и навыков. Данная технология даёт мне возможность перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути достижения конечного результата.

Элементы технологии моделирования помогают учащимся познать общую биологию. Имея перечень статических моделей (к примеру, модель жАнализ педагогической деятельности учителя биологииивотной и растительной клетки, модель глаза и др.) мне легко дать задание на сравнение, а детям легко представить этот объект и развивать абстрактное и объемное восприятие предметов и явлений в целом. Для того чтобы воспроизвести какой-либо механизм, процесс или явление успешно использую динамические модели, которые имею в наличии или готовим вместе с учащимися. Все модели обладают свойством наглядности, т.к. они чувственно воспринимаемы и являются материальным воплощением мысленного наглядного образа объекта у ребенка, который понял, усвоил сущность предмета или явления. Очень уместна технология моделирования при работе в группах. К примеру, одна группа учащихся работает с анимацией, вторая пытается составить нужную последовательность объектов из аппликации на магнитной доске, третья группа работает с интерактивной доской, четвертая группа работает репродуктивно по таблицам, пятая может поставить сценку, все при этом пользуются текстом учебника и дополнительной литературой. После выступления групп складывается полное представление. Метод моделирования способствует грамотному использованию программного обеспечения, развитию структурированности мышления учащихся.

Анализ педагогической деятельности учителя биологии Лабораторно-практические заня­тия - важная форма урочной работы, обязательная часть программ. После сообщения темы, целей и задач лаборатор­ной или практической работы школьники выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, со­держащими информацию о последователь­ности действий. При этом учащиеся могут искать нужную информацию в учебниках и других учебных пособиях, а по мере не­обходимости - консультироваться с учите­лем. По итогам работы учащиеся, как пра­вило, формулируют выводы, отвечают на ряд вопросов, носящих часто проблемный характер. Во многих случаях проблемный вопрос ставится непосредственно перед выполнением практической работы.

Современные образовательные технологии позволяют учащимся более качественно готовить домашнее задание, а учителю расширяют рамки для творческих заданий, возможность своевременно корректировать пробелы в знаниях учащихся.

Сочетание в педагогической практике традиционных и инновационных технологий позволяет мне использовать разнообразные формы и методы обучения и воспитания. Эффективность такого сочетания доказывают результативность участия учащихся в городских олимпиадах, НПК по биологии, высокие тестовые баллы на итоговой аттестации знаний в форме ЕГЭ. Выпускники не только успешно сдают экзамены, но и успешно обучаются в ВУЗах страны.

5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном.

1) распространение опыта на муниципальном уровне:

- участие в работе Городского семинара «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в современных условиях» (ЦЭКиТ, 2006 год) дало возможность рассмотреть работы учащихся через призму современных требований, представленных ВУЗами;

-Анализ педагогической деятельности учителя биологиивыступление по обмену опытом на Городском семинаре по особенностям преподавания биологии в профильной группе (2006 год).

предоставило мне возможность поделиться со своими коллегами анализом сравнения работы в профильных группах и на базовом уровне, показать особенности классного руководства в профильной школе;

- март 2008 года выступление на Городском методическом объединении учителей биологии по итогам своей педагогической деятельности;

- обучение и обмен опытом на семинаре «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по биологии» (сентябрь 2008 года). На семинаре мною были разработаны КОЗы по предмету, которые дают возможность ученику применять знания в нестандартных жизненных ситуациях;

- участие в семинаре «Межведомственное и внутриучрежденческое взаимодействие специалистов по профилактике правонарушений и сопровождение детей группы риска» (работа с коллегами в круглом столе - ноябрь 2008 года);

- проведение погружений в ЕГЭ для учащихся школ города по темам биологии (11. 2007, 2008,2009 гг.);

- лауреат предметной олимпиады учителей города (2008-2009 уч.г.);

- член комиссий по проверке олимпиадных работ учащихся и экзаменационных работ ГИА учащихся 9-х классов (2008 - 2010 гг.);

- лауреат конкурса ЦОР в номинации «Гипертекст с иллюстрациями, сайт» (04. 2010 г);

- назначена председателем городской комиссии ГИА учащихся 9 кл. в 2011 г.

на зональном уровне:

- выступление с докладом на Межтерриториальном семинаре по обмену опытом с педагогами восточного образовательного округа «Содержание, формы, технологии воспитательной деятельности в образовательных учреждениях г. Зеленогорска» (03.2010)

2) обобщение и распространение опыта на федеральном уровне.

- использование в своей педагогической практике Интернет-ресурсов позволяет мне распространять свой опыт на федеральном уровне, являться участником всероссийской сети творческих учителей сообщества учителей биологии и экологии

(it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13613&tmpl=com) и сообщества «Классный руководитель21 века», где принимаю участие в форумах

(it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1191&tmpl=com)

На образовательные сайты выставлены мои работы по предмету (разработки уроков с применением ИКТ, проекты, тексты контрольных и тестовых заданий, компетентностно - ориентированные задания) и классные часы) tana.ucoz.ru/.

6. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.

В 2007 году участвовала в Краевом конкурсе проектов классных руководителей по проблемам воспитания в номинации «Партнерство семьи и школы». Награждена дипломом. Созданный мной проект «Один за всех и все за одного» записан на компакт диск вместе с работами моих коллег и находится ММЦ УО нашего города.

В 2008 году принимала участие во Всероссийском Интернет - конкурсе педагогов по созданию методических материалов с использованием разработок Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Имею сертификат участника.

Награждена грамотами и благодарственными письмами Городского и Краевого уровня; имею благодарственное письмо от Губернатора Красноярского края «За добросовестный труд, достижения в педагогической деятельности, вклад в решение приоритетных задач развития образования Красноярского края» (09. 2009 г.)

7. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка, в том числе обучение в аспирантуре.

В процессе овладения новыми технологиями, у меня возникала необходимость в повышении квалификации и переподготовке. Одна из задач, которые я ставила перед собою - разработать программу своего профессионального развития, пройти курсы повышения квалификации, необходимые для успешной реализации проектов.

Повышение квалификации:

2006 г. - 40 часов «Ключевые компетенции в профильной школе», 40 часов «Информатизация системы образования» (МУ «Городской методический центр» г. Зеленогорск, удостоверение № 7, №165);

2006 г. - 72 ч. «Подготовка учащихся к ЕГЭ и развитие исследовательской компетентности у уч-ся» (Красноярский педуниверситета им. В.П.Астафьева, удостоверение № 0169);

2006 г. - 72 ч. «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» (ККИПКРО, удостоверение № 12211);

2007 г. - 36 ч. «Природа экологии Красноярского края» (Красноярский педуниверситета им.В.П.Астафьева, свидетельство серия АА № 0618)

2007 г. - 72 ч. «Информационные коммуникационные технологии в организации проектной деятельности учащихся» (ККИПКРО, уд - ние № 22005);

2008 г. - 16 ч. «Разработка компетентностно - ориентированных заданий для учащихся» (МУ «Городской методический центр» г. Зеленогорск, св - во № 250);

2009 г. - 72 ч. «Применение ПСПО» (НОУДПО «Институт «АйТи»,

св-во № 047367);

Март 2011 г. - обучаюсь на дистанционных курсах председателей предметных комиссий по ГИА в 9 классах.


© 2010-2022