Рабочая программа по биологии 8 класс. Автор учебника Сонин Н. И. и др

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

с. Отрадовка, Азовского района


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Отрадовская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Отрадовской СОШ

Приказ № 125 от 30.06. 2015 г.

____________ Котова Ж.А..


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии

Уровень общего образования 8 класс

основное общее



Количество часов -70


Учитель биологии Высавская Татьяна Ивановна

Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина.//Программы для общеобра­зовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010

Раздел 1. «Пояснительная записка»

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся. Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе основной общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 8 классе выделяется 70 часов из федерального компонента. Изучение предмета проводится в течение одного учебного года. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических и гигиенических понятий о человеке и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания сущности человека как живого организма.

В программу введены сведения о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Предлагаемые лабораторные и практические работы, а также самонаблюдения направлены на активное познание свойств организма человека и развитие умений учащихся по уходу за своим организмом.

Предусмотрено также усиление гуманистических и нравственных аспектов знаний о человеке, отношения к человеку как личности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089).

Стандарт основного общего образования по биологии.

Авторская программа основного общего образования по биологии, 8 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова

- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Раздел 2. «Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».


Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последо­вательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво­дится знакомство с разно уровневой организацией организма человека. На последующих уроках дает­ся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Цели и задачи изучаемого раздела: обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организма человека; об его индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира, структуре и функционировании человеческого общества; обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роль и место человека в биосфере, активной роли человека как социального существа; обеспечить экологическое образование и знание, формирование знаний об организации и эволюции органического мира; осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием; сформировать умение учебного труда, как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач развития логического мышления школьников, их воспитания.

В программу внесены следующие изменения:

увеличено количество часов за счёт резерва на изучение тем: №2 «Происхождение человека» на 1 час; №5 «Координация и регуляция» на 1 час;

№7 «Внутренняя среда организма» на 1 час; добавлено по1 часу в темы № 5, 8, 10 на проведение контрольных работ. Всего 3 контрольных работы по темам: №1 «Координация и регуляция», №2 «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ», №3 «Дыхание» и «Пищеварение»;резервное время составляет 2 часа. Цель данных изменений - лучшее усвоение учебного материала курса «Биология 8 класс».

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соот­ветствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представ­ленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож­нению проверяемых видов деятельности.

В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую про­грамму включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной про­граммой.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотре­ны уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое, внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированной са­мостоятельной учебной работе.






Раздел 3. «Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане»

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 70 часов, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ Отрадовской СОШ..

Раздел 4. «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»

Содержание курса биологии. Человек. 8 класс. (70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1 . Место человека в системе органического мира. Происхождение человека.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (7 часов)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■ Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.

Тема 2. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■ Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей*.

Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 3. Координация и регуляция (11 часов)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция.Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  • Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

  • Лабораторные и практические работы. Изучение головного мозга человека (по муляжам)*. Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 4. Опора и движение (5 часов) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей*. Измерение массы и роста своего организма*.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 5. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ (9 часов)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■ Лабораторные и практические работы. Измерение кровяного давления*.Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Тема 6. Дыхание (4 часа)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■ Практическая работа

Определение частоты дыхания*.

Тема 7. Пищеварение (6 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*. Определение норм рационального питания*.

Тема 8. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 9. Выделение. Покровы тела (3 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■ Демонстрация модели почек.

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 10. Размножение и развитие (4 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 11. Высшая нервная деятельность (6 часов)

Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 12. Человек и его здоровье (9 часов)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.



Раздел 5. «Тематическое планирование»

Раздел 5. «Тематическое планирование»

Название темы

Количество часов

Лабораторных

Практических

Тема 1. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека.


7



Тема 2. Общий обзор строения и функций организма человека

4

1

1

Тема 3. Координация и регуляция

11

1


Тема 4. Опора и движение

5

1


Тема 5. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ

9

1


Тема 6. Дыхание

4


1

Тема 7. Пищеварение

5

1

1

Тема 8. Обмен веществ и энергии

2



Тема 9. Выделение

3



Тома 10. Покровы тела

1



Тема 11. Размножение и развитие

4



Тема 12. Высшая нервная деятельность

6



Тема 13. Человек и его здоровье

9



ИТОГО

70

5

3


Раздел 6. «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразовательных учебных заведе­ний. - М.: Дрофа, 2008.

а также методических пособий для учителя:

  1. 1) Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2008; Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006.

  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А Г. Аркадьев. М.: Дро­фа, 2009;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физио­логии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение

  2. Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Про­свещение, 2007.

  3. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006-144с;

4)Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло­гия. Человек. - М.: Дрофа, 2009

для учащихся:

1) ИМ. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8
класс - М.: Дрофа, 2009-11.

2) Тарасов В. В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2007

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках тре­бований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004-2011

  • Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:

bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru - научные новости биологии

km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


Раздел 7. «Результаты ( в рамках ФГОС общего образования - личностные, метапредметные и предметные)

освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модулей) и система их оценки».

1.Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

признаки сходства и отличия человека и животных;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе, зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

2.Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся

Оценка устного ответа учащихся.

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.





СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Отрадовской СОШ
от 24.06.2015 года № 1 ------------------- (Высавская Т.И.)

-----------------

подпись руководителя МС 24.06.2015 год

Приложение к рабочей программе.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ БИОЛОГИИ 8 КЛАСС


Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология. Человек» 8 класс:

Учеб. для общеобразовательных учебных заведе­ний. - М.: Дрофа, 2008.

70 часов. Резерв 2 часа.


Программа для основной общеобразовательной школы. Вариант 1. Биология. 5-9 классы.

Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, А.А. Плешаков, В.И. Сивоглазов.


Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2009.





урока

Дата


Виды контроля

Тема урока

Требования к результату усвоения знаний

Оборудование

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

Человек как биологический вид. Происхождение человека. 7 часов.


1


Фрон-тальный

Место человека в системе органического мира.

Определять принадлежность биологи­ческого объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду Приматы. Сравнивать человека с представите­лями класса млекопи-тающих и отряда Прима-ты и делать вывод на основе сравнения.

Характеризовать особен-ности строения человека, обусловленные прямо-хождением и трудовой деятельностью.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.


Приводить доказательства (аргументировать) родства человека с

млекопитающими животными.

Выделять существенные признаки организма человека, особенности

его биологической природы и социальной сущности; клеток, тканей,

органов и систем органов человека.

Сравнивать клетки, ткани организма человека, делать выводы на

основе сравнения.

Различать на таблицах органы и системы органов человека.

Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах.

.

Стр. 5-8

2


Фрон-тальный

Особенности человека Происхождение человека. Этапы его становления..

Иметь представление об истории развития знаний о строении и функциях организма человека.

Стр. 8-11

3


Тести-рование.

Входной контроль

■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.


Стр. 12-16

4


Фрон-тальный

Происхождение человека. Этапы его становления.

Сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе; содействовать формированию знаний о закономерностях в познаваемости мира.

Стр. 12-16

5


Фрон-тальный, самостоятельная .работа

Расы человека, их происхождение и единство.

Сформировать знания о расах, расоведении и расизме, об экологии человека; продолжить развитие таксономических понятий, навыков проблемного изложения, частичного поиска; использовать биологические знания для развития научного мировоззрения, гуманистических принципов, экологического мышления.

Определять темы и задачи курса. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять

главное и обобщать.

Осуществлять самостоятельный поиск информации.

Стр. 18-20

6


Краткая история развития знаний о человеке.

Дать представление по истории развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времён до наших дней.

■ Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов

Стр. 21-30

7

Устный опрос, тестирова-ние

Систематизация и обобщение знаний по темам «Человек как биологический вид» и «Происхождение человека».

Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Человек как биологический вид» и «Происхождение человек».


Стр. 5-30





Общий обзор органов человека. 4 часа




8



Клеточное строение организма.

Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описы­вать основные органоиды кле-тки. Сравнивать клетки растений, живот­ных, че-ловека.

Характеризовать сущ-ность процессов обмена веществ, роста, возбу-димости, деления клетки



Стр. 31-33

9


Фрон-тальный

Ткани и органы.

Давать определения понятию: ткань.

Изучать микроско-пическое строение тканей

Описывать ткани человека.

Называть основные группы тканей че­ловека

Сравнивать ткани человека.

Устанавливать соответствие меж­ду строением тканей и выполняемыми функциями.

■ Демонстрация схем систем органов человека.


Изучение микроскопического строения тканей

Стр. 34-39

10


Инди-видуа-льный

Органы. Системы органов. Организм.

. Давать определения понятиям:

ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описы­вать органы и системы органов челове­ка. Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения и слуха.

■ Демонстрация схем систем органов человека.


Распознавание на таблицах органов и систем органов

Давать определения ключевым понятиям. Уметь проводить сравнения.

Стр. 40-43

11


Тестовый

Систематизация и обобщение знаний по теме «Общий обзор организма человека».

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки учащихся.





Координация и регуляция 6 часов




12


Фрон-тальный

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат.

\ Называть:

•особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции;

•железы внешней секреции. Различать железы внутренней и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на табли­цах органы эндокринной системы.Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Различать на таблицах и муляжах органы нервной и эндокринной систем.

■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез

Работа с текстом учебника

Стр. 46-53

13


Фрон-тальный, самостоятельная .работа

Строение и значение нервной системы.

Давать определения понятию: реф­лекс.

Называть особенности строения нервной систе-мы (отделы, органы);прин-цип деятельности нервной систе­мы; функ-ции нерв-ной системы. Распознавать и описы-вать на таб­лицах основ-ные отделы и органы нерв­ной системы чело-века.


Самостоятельная работа уч-ся с текстом учебника

Стр. 54-59

14


Фрон-тальный

Строение и функции спинного мозга.

Называть особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части спинного мозга. Характеризовать, роль спинного мозга в регуляции жизнеде-ятельности организма.

Работа с текстом учебника

Стр 60-62

15


Инди-видуа-льный

Строение и функции головного мозга.

Называть:

•особенности строения головного мозга;

•отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного моз­га в регуляции жизнедеятель-ности и по­ведения организма

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

.

Стр. 63-68

16


Устный опрос, тестирова-ние

Большие полушария переднего мозга.

Называть:

•особенности строения головного мозга;

•отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного моз­га в регуляции жизнедеятель-ности и по­ведения организма.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга

Работа с текстом учебника

Стр. 70-75

17


Тестовый

Систематизация и обобщение знаний по темам «Нервная система».

Обобщить и систематизировать учебный материал по темам «Нервная система».



Стр. 46-75





Анализаторы. 5 часов




18


Фрон-тальный

Анализаторы (органы чувств), их строение. Зрительный анализатор.

Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть:

-органы чувств человека;

-анализаторы;

- особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

Устанавливать взаимо-связь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.


Работа с текстом учебника

Стр. 76-83

19



Анализаторы слуха и равновесия.



Стр. 84-90

20



Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние, вкус.


Работа с текстом учебника

Стр. 91-99

21


Фрон-тальный, самостоятельная .работа

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость.


Работа с текстом учебника

Записи в тетради

22


Тестовый

Систематизация и обобщение знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы».

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.





Опора и движение. 5 часов




23

Строение и свойства костей, типы их соединений. Значение скелета.

Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека.

Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязи между строением и функциями клеток, тканей и органов опорно-двигательной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия.

На основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличие плоскостопия. Освоить приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.


Лабораторная

работа

Изучение внешнего строения костей

Стр. 100-106

24


Фрон-тальный

Строение скелета.

Называть:

•особенности строения скелета челове­ка;

•функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей


.

Стр. 108-115

25


Фрон-тальный, самостоятельная .работа

Мышцы, их строение и функции.

Практические работы

Измерение массы и роста своего организма

*. Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Устанавливать взаимо-связь между строением и функциями мышц. Раскрыть сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

*.


Работа с текстом учебника

Стр. 116-121

26


Инди-видуа-льный

Работа мышц.


Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.


Стр. 122-126

27


Тестовый

Систематизация и обобщение знаний по теме « Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение»

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.






Кровь и кровообращение.9 часов




28


Фрон-тальный, самостоятельная .работа

Внутренняя среда организма и её значение. Состав крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Называть признаки биологических объ­ектов:

•составляющие внутренней среды орга­низма;

•составляющие крови Рассматривать готовые микропре­параты крови человека и лягушки.

Называть состав плазмы. Знать особенности стро-ения клеток крови. Характеризовать сущ-ность свертывания крови. Устанавливать взаимо-связь между строением и функциями крови.

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.


Работа с текстом учебника

Стр. 127-135

29


Иммунитет.

Давать определение понятию имму­нитет.

Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и просту-дных за­болеваний..


Работа с текстом учебника

Стр. 136-142

30

Фронтальный

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

Называть особенности организма че­ловека, его строения и жизнедея-тельно­сти: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факто­ры риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информа-цию об использовании донорской крови.

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.


Давать определения ключевым понятиям, выявлять существенное, главное, сравнивать и делать выводы.

Стр. 136-142

31

Фрон-тальный опрос, словарная работа

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки кро­веносных сосудов, органы лимфатической системы.

Распознавать и описывать на таб­лицах :

-систему органов кровообращения;

- органы кровеносной системы;

- органы лимфатической системы.

Устанавливать взаимосвязь между

кровеносной и лимфатической системой.

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.


Работа с текстом учебника

Стр. 144-148






32

Фрон-тальный, самостоятельная .работа

Работа сердца.

Давать определения понятия: фазы работы сердца, пауза, автоматия Называть фазы работы сердца. Распознавать и описывать на таблицах: фазы работы сердца..

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.



Стр. 149-152

33

Фронтальный

Движение крови по сосудам.

Характеризовать сущность биологи­ческих процессов: движения крови по сосудам; регуляции жизнедея-тельности организ­ма; автоматизма сердечной мышцы.


Измерение кровяного давления Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Стр. 153-156

34

Фрон-тальный

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосу-дистой системы. Исполь-зовать приобретенные зна­ния для проведения наблюдений за состо-янием собственного орга-низма; профилактики вредных привычек. Анализировать и оце-нивать воздей­ствие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные зна­ния для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов



записи в тетради

35

Тестовый

Систематизация и обобщение знаний по теме «Кровь и кровообращение».

Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Кровь и кровообращение».



Стр. 127-156

36

Контроль знаний по теме «Кровь и кровообращение».

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованию подготовки учащихся.






Дыхание 4 часов




37

Фрон-тальный

Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях.

Называть особенности строения орга­низма человека - органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологи­ческого процесса дыхания

. Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением.

Различать на таблицах органы дыхательной системы. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде рефератов, докладов.

Освоить приемы определения жизненной емкости легких; оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.

■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Уметь раскрывать содержание новых понятий, раскрывать главное.

Стр. 158-164

38

Инди-видуа-льный

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

Называть: последовательность вдоха и выдоха. Устанавливать взаимосвязь между стро-ением и функциями орга-нов дыха­ния.

Характеризовать:

сущность газообмена в легких и тканях.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыха­ния.

■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Определение частоты дыхания

Стр. 164-166

39

Фрон-тальный, самостоятельная .работа

Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушениях дыхания и кровообращения.

Разъяснить процесс регуляции дыхательных движений. Познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде, с правилами дыхания; разъяснить необходимость проветривания в жилых помещениях; обучить приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания; ознакомить с показаниями к искусственному дыханию, последовательностью восстановления дыхания и сердечной деятельности; сформировать умение обосновывать гигиенические правила дыхания и навыки искусственного дыхания; дать знания о вредном влиянии курения на органы дыхания.

■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Определение частоты дыхания

Стр. 166-170

40

Тестовый

Систематизация и обобщение знаний по теме «Дыхание».

Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Дыхание».



Стр. 158- 170





Пищеварение. 6 часов




41

Фрон-тальный

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. Пищеварение.

Раскрывать особенности пищи, потребляемой человеком, и её значение; разъяснить понятия пищевые продукты, питательные вещества, пищеварение; показать роль питательных веществ в организме.

Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения.

Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.


Определение норм рационального питания*.


Стр. 171-173

42

Инди-видуа-льный

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

Характеризовать особенности строения пищеварительной системы человека; раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов, нервно-гуморальную регуляцию этих процессов; разъяснить влияние курения и алкоголя на пищеварение в ротовой полости; сформировать правила ухода за ротовой полостью и зубами.

■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.



Стр. 174-178

43

Фрон-тальный

Пищеварение в желудке.

Характеризовать особенности строения желудка; раскрывать свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, роль соляной кислоты в пищеварении; разъяснить процесс нервно-гуморальной регуляции отделения желудочного сока, влияние алкоголя, никотина на пищеварение в желудке; продолжить формирование сравнительных навыков учащихся.


Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.

Стр. 180-181

44

Инди-видуа-льный

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Называть этапы пищеварения в кишечнике; раскрывать роль печени, поджелудочной железы и желёз кишечника в переваривании пищи; продолжить формирование умения обосновывать правила гигиены питания и пищеварения.



Стр. 181-185

45

Систематизация и обобщение знаний по теме «Пищеварение».

Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Пищеварение».



Стр. 171-185

46

Тестовый

Контроль знаний по теме «Пищеварение».

Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Пищеварение».











Обмен веществ и энергии. 2 часа




47

Обмен веществ и энергии.

Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов.


Уметь раскрывать

содержание новых понятий, раскрывать

главное, составлять

план.

Стр. 187-193

48

Инди-видуа-льный

Витамины.

Раскрывать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания; продолжить развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.



Стр. 194-197





49

Фрон-тальный, самостоятельная .работа

Выделение. Строение и работа почек.

Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма.

Различать на таблицах органы мочевыделительной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

■ Демонстрация модели почек.


Стр. 199-203

50

Заболевания почек, их предупреждение.

Объяснить влияние заболеваний почек на здоровье человека; раскрыть роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.

■ Демонстрация модели почек.



Записи в тетради

51

Фрон-тальный

Кожа, её строение, функции, гигиена.

Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Приводить доказательства (аргументация) необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями.

Освоить приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах.

■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.


Стр. 205-211








52

Инди-видуа-льный

Половая система человека.

Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека.

Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем; ВИЧ-инфекции; медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформлять ее в виде рефератов, устных сообщений

.


Стр. 212-219

53

Инди-видуа-льный

Возрастные процессы.

Раскрыть особенности роста и развития ребёнка первого года жизни; познакомить с периодами формирования организма.



Стр. 221-223

54

Систематизация и обобщение знаний по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие».

Обобщить и систематизировать учебный материал по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие».



Стр. 187-223

55


Тестовый

Контроль знаний по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие».

Обобщить и систематизировать учебный материал по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие».





56

Инди-видуа-льный

Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. Торможение.

Раскрывать рефлекторную теорию поведения, особенности врождённых и приобретённых форм поведения; обобщить знания о рефлексах: безусловных и условных, рефлекторной дуге и характере деятельности нервной системы. Раскрыть роль и физиологическую природу различных видов торможения; охарактеризовать торможение условных рефлексов как приспособление организма к различным условиям жизни; объяснить взаимосвязь процессов возбуждения и торможения.



Стр. 225-234

57

Фрон-тальный, самостоятельная .работа

Бодрствование и сон.

Разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать необходимость выполнения правил гигиены сна.


Уметь раскрывать

содержание новых понятий, раскрывать

главное, составлять план. Находить информацию в различных источниках.

Стр. 235-237




58

Особенности высшей нервной деятельности человека: сознание, мышление и речь. Познавательные процессы и интеллект.

Разъяснить особенности высшей нервной деятельности человека, значение речи, сознания и мышления; охарактеризовать способность к трудовой деятельности в становлении человека, его поведение; сформировать знания о памяти, её видах, роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.



Стр. 238-245

59

Память.



Стр. 246-249

60

Эмоции и темперамент.



Стр. 250-253

61

Тестовый

Систематизация и обобщение знаний по теме «Высшая нервная деятельность».

Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Высшая нервная деятельность».



Стр. 225-253


Человек и его здоровье 9часов




62

Фрон-тальный

Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи.

.Освоить приемы рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек. Овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения красоту человеческого тела.

Находить в научно-популярной литературе информацию о факторах здоровья и риска, оформлять ее в виде доклада или реферата, участвовать в обсуждении информации.

Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека


.

Уметь раскрывать

содержание новых понятий, раскрывать

главное, составлять план. Находить информацию в различных источниках.

Стр. 254-264

63


Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи.

Разъяснять взаимосвязи здоровья и образа жизни; познакомить учащихся с конкретными примерами взаимосвязи здоровья и образа жизни.


Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.


Стр. 254-264

64


Вредные привычки.

знания о здоровом образе жизни


Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.


Стр. 265-267

65

Заболевания человека. Двигательная активность и здоровье человека.

Характеризовать условия формирования аппарата опоры и движения, влияние физических упражнений, спорта и труда на его развитие; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения и исправления.


Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.


Стр. 268-274

66

Фрон-тальный

Закаливание.

взаимосвязи здоровья и образа жизни; познакомить учащихся с конкретными примерами взаимосвязи здоровья и образа жизни.



Стр. 274-277

67

Гигиена человека.

Сформировать знания о правилах личной гигиены и режиме питания, умения их физиологически обосновывать; показать меры предупреждения желудочно-кишечных и глистных заболеваний, болезней органов пищеварения; научить оказывать первую помощь при их возникновении; разъяснить правила хранения продуктов и приготовления пищи; расширить и обобщить знания о пищеварении.



Стр. 278-285

68

Тестовый

Контрольная работа за курс 8-го класса

Итоговая работа по «Анатомии и физиологии человека».




69-70

Тестовый

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и его здоровье».

Систематизировать и обобщить знания



Стр. 254-285


© 2010-2022