Урок по природоведению для 5 класса «Солнечная система»

Данный урок подробно рассматривает планету Плутон и закрепляет знания о других планетах солнечной системы."Материал урока можно использовать в курсе изучения географии или биологии, а так же во время проведения предметных недель."Урок носит частично поисковый характер. Дети отрабатывают знания о планетах солнечной системы. работают с видео материалом и с заданиями в рабочей тетради. Совершая полет на космическом корабле, они узнают новую информацию о планетах. Каждый ученик вовремя урока выполня...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по природоведению: Солнечная система.

Тип урока: комбинированный урок

Цель: усвоение новых знаний о планете Плутон и обобщение знаний о планетах солнечной системы

Образовательная задача: закрепить знания о строении солнечной системы, выявить особенности планет земной группы, планет - гигантов и маленького Плутона

Развивающая задача:

  1. Развивать внимание и монологическую речь при проведении эвристической беседы;

  2. Развивать информационную и коммуникативную компетентности при работе с научным текстом и ответах обучающихся;

  3. Развивать умения осуществлять логические операции при выполнении заданий .

  4. Использовать элементы исследовательской работы.

Воспитательная задача: Продолжить воспитывать интереса к предмету

Методы обучения: частично - поисковый

Приемы организации работы учащихся: эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа.

Средства обучения: мультимедийный проектор,пластилин.

Форма работы с классом: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

ХУрок по природоведению для 5 класса «Солнечная система»

∙Н

∙Нод урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

  1. Организационный этап

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие по солнечной системе. Но вы еще пока кандидаты в космонавты. И, если вы покажете сегодня хорошие знания, тоя вас зачислю в отряд космонавтов.

Давайте проверим оборудование. Взяли ли мы все необходимое в полет? Что нужно взять?

Подготовка обучающихся к уроку

Готовность класса к уроку

  1. Мотивация учебной деятельности


  1. Проверка домашнего задания

Свое путешествие мы совершим на космическом корабле, но чтобы занять посадочные места вы должны приобрести билеты. Ценой за каждый билет будут ваши знания, которые вы покажите

- при ответе задания на карточке. (приложение 1) (Никитина С, Харитонова У).

- правильно расположите планеты в Солнечной системе (Докин Кузнеченков)

- Выполните задание в рабочей тетради №1 стр 20 (Шнюк, Серова, Зверева, Горбунова)

- остальные при ответе на мои вопросы ( приложении 2)

Для полета нам будет нужен маршрут, для этого ребята расположили планеты в порядке их удаленности от Солнца. Проверим правильно ли выбран маршрут? Урок по природоведению для 5 класса «Солнечная система»

- К какой группе относятся первые четыре планеты? Планеты Земной группы

- какими признаками характеризуются планеты Земной группы

- Как называют оставшиеся планеты? планеты гиганты

- какими признаками характеризуются планеты Земной группы

Молодцы, каждый из вас показал свои знания о солнечной системе, ну а мы взлетаем. 5-4-3-2-1 Пуск!

Устная проверка домашнего задания.

Раздаю задания

Отвечают на вопросы

На доске

На доске

В раб. Тетр

Устно

Девочки, выполнявшие задание в р.т. проверяют с доски

Планеты Земной группы



Ответ Никитиной С ост пров д.з упр3 чтр 21

Ответ Харитоновой У ост пров д.з упр3 чтр 23


  1. Актуализация опорных знаний.

Наш корабль успешно взлетел и мы уже в космосе.

- Ребята, смотрите наш корабль подлетел к Меркурию.(Слайд) Можем ли мы совершить посадку на данную планету?

Задание 2. (слайд)

- Что лишнее в каждом ряду. Объясните свое решение.

А) Меркурий, Юпитер, Венера, Земля, Марс

Б) Юпитер, Сатурн, Венера, Уран, Нептун

- Ребята, ребята. Наш корабль трясет. Я слышу сигналы: «SOS» - «SOS», посмотрите, вокруг нас неправильной формы небесные тела. Что это? Неужели мы сбились с нашего маршрута?!

- что такое астероид? В какой части Солнечной системы движется большинство астероидов?

Ученые, когда установили закономерности расположения планет, то по их закону между марсом и Юпитером должна находиться планета, но у вы, ее нет, и на основании этого можно предположить, что астероиды это остатки планеты Любви, которая разрушилась.

- мы успешно прошли через пояс астероидов и подлетаем к самой большой планете солнечной системы? Назовите ее. Можем ли мы совершить посадку на эту планету?

Следуем дальше по маршруту.-

ребята, обратите внимание на схему маршрута, какое небесное тело ждет нас дальше .

- как вы думаете какая тема нашего урока?

Тема урока «Маленький Плутон»

Посмотрите на таблицу «Характеристика планет» (Слайд)

Название планеты

Удаленность от Солнца

размеры

поверхность

спутник

атмосфера

Плутон PL


Можете ли вы заполнить эту таблицу?

Цель урока: изучить особенности планеты Плутон (слайд)

Для заполнения таблицы откроем тест учебника на стр. 40 и 42, выпишем недостающие данные. Дополнительную информацию вы можете получить и с интернет ресурса, открытого на слайде.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3ebb-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3ebc-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm

Название планеты, его происхождение

Удаленность от Солнца

размеры

Поверхность,

атмосфера

спутник

атмосфера

Плутон

Владыка подземного царства

9 в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля

Самая маленькая

1\500 от массы Земли

2300 км

Замерший газ

Есть, но разрежена

Харон

Задание: Используя пластилин создать модель системы: планета - спутник

1 вариант

Земля - Луна

2 вариант

Плутон - Харон

- Что вами создано?

- Что общего?

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3ebf-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/01_02_04_02.jpg

_ можно сделать вывод, что в обоих системах размеры планет в 2 раза больше размеров их спутников. К какой группе вы отнесете Плутон?

- обратите внимание на видео.

На XXVI Ассамблее Международного астрономического союза, завершившейся в Праге, ведущие ученые мира постановили, что отныне Плутон больше не является планетой Солнечной системы. Астрономы со всего мира посчитали, что после 76 лет "членства" в клубе планет Солнечной системы Плутон, чей размер в диаметре составляет всего чуть более 2300 км, должен его покинуть. Плутон вошел в состав так называемых "карликовых планет".

Не надо расстраиваться, на сколько интересно то, что нам предстоит узнать о солнечной системе. И, что наука может двигаться в пред, даже если наши первоначальные идеи были неверны.

Итак, в Солнечной системе осталось восемь полноправных планет: Давайте их снова перечислим Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Контроль за работой учеников.





Эвристическая беседа





Показываю движение корабля по планетам





Создание проблемы





Эвристическая беседа


Озвучивание темы


Озвучивание цели


Корректирую гипотезу

Показ видео







Нет, так как температура на его поверхности 400̊С, нет атмосферы

Грунт на поверхности твердый, есть большое количество кратеров, нет спутников.

Решение логического задания:

А) Юпитер - планета гигант

Б) Венера

Нет, мы попали в пояс астероидов.

Астероид - это небольшие небесные тела, которые вращаются во круг солнца по определенной и светят отраженным светом как и планеты.

Располагаются между Юпитером и Марсом.

Выдвижение гипотез о происхождении пояса астероидов.

Юпитер, нет т.к. она состоит из мелких частиц , а твердого грунта нет, нет и атмосферы

ПЛУТОН

«Плутон»


Нет, у нас нет знаний.





Заполнение таблицы





Делают модели

Демонстрация

Модель Системы: планета - спутник

У каждой планеты по одному спутнику

Rз > Rл в 2 раза

Rп< Rх в 2раза

Выдвижение гипотезы:

Плутон - планета земной группы (слайд)






  1. Закрепление

- Наш корабль совершает успешную посадку на планету Земля? (слайд)

Что вы знаете о ней?

Задание в р.т. 5 стр.22


Проверка задания

Это единственная планета, на которой есть жизнь

8. Рефлексия.

Хотелось бы, чтобы жизнь была везде, тогда мы бы были не одиноки во Вселенной. Предлагаю взять смайликов, дорисовать им ротики

Если вам на уроке было интересно и понравились приемы работы, то дорисовываем улыбку, а если нет, то грусть.

Прошу вас прикрепить ваших смайликов к той планете, на которую вы мечтаете попасть.

Урок по природоведению для 5 класса «Солнечная система»Урок по природоведению для 5 класса «Солнечная система»

Подведение итогов

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна

Спасибо всем вам за урок!

А главное, чтоб был он впрок. Д.З. в р.т 4-6 стр 23-24




Выставление оценок

Отмечают себя в солнечной системе.

подсчитывают баллы, выставляем оценки в дневник. Ру

записывают д.з.

Приложение 1.

Никитина Снежана

Из предложенного списка выберите прилагательные, которые относятся к планетам земной группы:

Большое расстояние от Солнца, небольшие размеры,

Гигантские размеры, небольшое расстояние от Солнца, много спутников, мало спутников.

Харитонова Ульяна

Из предложенного списка выберите прилагательные, которые относятся к планетам гигантам:

Большое расстояние от Солнца, небольшие размеры,

Гигантские размеры, небольшое расстояние от Солнца, много спутников, мало спутников.

Приложение 2.



  1. Что является центром системы мира по Птоломею? земля

О какой планете можно сказать: «Была открыта на кончике пера»

Что является центром системы мира по Копернику?

Какая планета имеет кольца?

Сколько спутников у Юпитера? 28

К какому типу планет относят Нептун?

Назовите спутник Земли

Сколько спутников у Марса?


11



© 2010-2022