Урок в 5 классе «Вода как среда жизни»

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5 классе «Вода как среда жизни».

Чоджан Зарема Халитовна-учитель биологии МБОУ «Первомайская школа»

Технологическая карта

Биология 5 класс.

Тема урока

Вода как среда жизни организмов.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Дата

Образовательные ресурсы

УМК

Презентация «Вода - среда жизни»

Цель урока

Изучить особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде.

Задачи урока

Образовательные: сформировать представление о водной среде обитания, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы Развивать умение систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления, воспитывать у обучающихся уважение к научному, исследовательскому труду.

Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.

Основные понятия и термины

Плотность воды, давление воды, планктон, бентос.

Планируемые

результаты

Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

2. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

3. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий водной среды обитания; распознавать по

рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к водной среде жизни, описывать их; приводить примеры обитателей водной среды жизни

.

Личная значимость изучаемого материала для обучающихся

Вода - одно из самых распространенных веществ на Земле, она обладает уникальными свойствами, содержится в живых организмах.

Необходимо в сутки принимать до 1 литра воды.

Задачи для обучающихся

Узнать, как связано строение живых организмов и свойств воды?

Методы обучения

Частично-поисковый: найти информацию в учебнике. Провести исследование

Приёмы деятельности учителя

Постановка проблемы, подведение к выводу, организация самостоятельной работы обучающихся с материалами для урока.

Организация деятельности обучающихся

Изучение предложенных материалов об особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде, работа с текстом учебника, отвечают на вопросы, работа в рабочих тетрадях; Класс имитирует работу ученых гидробиологов. Класс делится на группы - «лаборатории», каждая из которых получает свое задание.

Лаборатория № 1 «Экологи» - выделяет особенности водной среды ( плотность, освещенность, температура, содержание кислорода и т.д.) .

3. Лаборатория № 2 «Ботаники» - выявляют особенности строения растений, обитающих в водной среде.

4. Лаборатория № 3 «Зоологи» - выявляют особенности строения животных, обитающих в водной среде.

Опорные понятия урока

Гидросфера

План урока;

1.Организационный момент . - Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица!

Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?

Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!

2. Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами узнали, что на нашей планете есть 4 среды обитания и познакомились с наземно-воздушной средой.

А как называется наша планета? ---Земля

А почему космонавты, глядя на нашу планету из космоса называют ее Океаном? (более 70% нашей планеты занято водой)Включаю звуки природы- шум воды и крики чаек, прослушиваем 30 секунд, прошу закрыть глаза и представить себя на берегу моря…

Вы уже догадались о какой среде обитания сегодня пойдет речь? Правильно, о водной среде.

( записываю тему урока на слайде) Эпиграфом к уроку я выбрала высказывание знаменитого французского писателя Антуана де Сент -Экзюпери

« Вода! … Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь»

Осмысление

Далее использую прием Знаю-Хочу знать-узнал

Давайте выясним , что мы знаем об этой среде (дети высказываются, я записываю на доске)


Знаю Хочу знать Узнал

Заполнена водой какие условия среды

Обитатели рыбы Какие организмы живут и чем питаются

И т.д. Как приспособились к этой среде

Чем отличается наземно-воздушная среда от водной

Помогаю детям сформулировать цели на уроке. Далее поэтапно достигаем поставленных целей.

Ребята с какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке (среда обитания, экологические факторы).Что такое среда обитания? Назовите среды обитания. Приведите примеры организмов обитающих в этих средах. Что такое экологические факторы? На какие группы делятся экологические факторы. Какие факторы относятся к абиотическим, биотическим, антропогенным. Приведите примеры.

3. Изучение нового материала

Ребята тема нашего урока «вода как среда жизни организмов». Какую оболочку земли образует вода?. К каким экологическим факторам относится вода?.

Запишите в тетрадь тему урока.

ВУрок в 5 классе «Вода как среда жизни».Урок в 5 классе «Вода как среда жизни».одная среда жизни Гидросфера

Урок в 5 классе «Вода как среда жизни».Урок в 5 классе «Вода как среда жизни».

Свойства Экологические факторы Приспособления

Вода самое распространенное на Земле вещество. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера.

Итак, вся вода на земле образует … (гидросферу).

Ребята давайте вспомним известные вам свойства воды: агрегатное состояние (жидкое, твердое и газообразное), вода растворитель, вода медленно нагревается и остывает, вода подвижна.

Ученик выступает сообщением об исследовании свойств воды:

На время нашего занятия я предлагаю вам стать учеными исследователями -гидробиологами. Кто знает чем занимаются эти ученые? ( изучением организмов, живущих в воде).

Вы будете работать в трех лабораториях.

Лаборатория № 1«Экологи» - Ваша задача выделить особенности водной среды, к которой необходимо приспособиться живым организмам.

Лаборатория № 2 «Ботаники» - Ваша задача выявить особенности строения растений, обитающих в водной среде.

Лаборатория № 3 «Зоологи» - Ваша задача выявить особенности строения животных, обитающих в водной среде.

Каждая лаборатория получает тексты с описанием водной среды и конверты, из которых вам необходимо выбрать опорные слова, которые помогут справиться с заданием. (На выполнение задания отводится 5 минут).

Учащиеся приступают к выполнению полученных заданий, учитель выступает в роли консультанта. Ребята выбирают из конверта опорные слова,

Физкультминутка

После проделанной работы, «сотрудники» лабораторий делают отчет, обосновывая свою точку зрения и выносят результаты работы на доску .

Закрепление знаний

А сейчас выясним как вы внимательно слушали друг друга.

1.Выберите организмы, обитающие в водной среде.( слайд )

2.Выберите приспособления живых организмов к водной среде обитания.(слайд )

3.Водная среда по сравнению с другими…(слайд )

Учащиеся называют животное и его приспособления к данной среде обитания.

7. Рефлексия

Что нового узнал для себя?

Что непонятно?

Меня сегодня заинтересовало?

Домашнее задание. Параграф № 6 вопросы на стр. 21

Творческое задание: Составить кроссворд «Вода»

Итог урока. В капельках воды рисуем рожицы.

Оценки обучающимся, активно работавшим на уроке



© 2010-2022