• Преподавателю
  • Биология
  • Групповая форма работы как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Групповая форма работы как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

В статье раскрывается позиция автора к организации групповой деятельности на уроках биологии. Групповая работа - это вид коллективной деятельности, при которой класс делится для выполнения определенных учебно - воспитательных задач на ряд небольших временных групп. В последнее время среди многих учителей все большее распространение находит именно такая форма работы учащихся.      Применение групповой деятельности школьников обуславливается конкретными дидактическими, воспитательными целями, во...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Групповая форма работы как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологииМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Г.Ф. Атякшева»







Групповая форма работы как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии



Автор: Лукина Е.А.

учитель биологии









Югорск

2010







Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации деятельности учащихся - развитие их творческих способностей. Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает различные действия: слушает объяснения учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания, контрольные работы, отвечает на вопросы учителя. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы и формы обучения на уроках разного типа, а также на разных этапах одного урока.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Развитие логического мышления включает целенаправленное формирование умственных действий: сравнение, обобщение абстрагирования, классификации, анализа и синтеза, умение выявлять причинно - следственные связи в процессах и явлениях. Для формирования этих действий удачный, на мой взгляд, является организация групповой познавательной деятельности, т.к. в сочетании с другими формами и методами, она дает возможность для повышения качества образовательного процесса, успешного воспитания и развития школьников, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся - а, значит, прежде всего, активизации их мышления.

Нужно отметить, что любая форма учебных занятий будет
активизировать процесс обучения, если учитель умело использует её, умеет
сочетать различные методы и приемы на уроке, чередовать групповую и
индивидуальную работы.

Групповая работа - это вид коллективной деятельности, при которой
класс делится для выполнения определенных учебно - воспитательных задач
на ряд небольших временных групп. В последнее время среди многих
учителей все большее распространение находит именно такая форма работы учащихся.

Применение групповой деятельности школьников обуславливается конкретными дидактическими, воспитательными целями, возрастными особенностями учащихся, уровнем их подготовки, учетом индивидуальных особенностей класса, сложностью изучаемой темы. Прежде чем организовать работу в группах, нужно научиться в них работать. Ведь многое зависит даже от того как сидят учащиеся, работая в группе, от микроклимата внутри группы. Они должны видеть лица друг друга, участвуя в диалоге, уметь не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятыми, уметь работать в группе для нахождения общего, согласованного решения, каждый работающий в группе должен осознавать, что он нужен и полезен другим и от него тоже зависит успешный результат группы.

Успешность групповой работы зависит и от ее состава. Группы могут быть однородными и разнородными по уровню обученности, в зависимости от целей урока. Положительные результаты зависят от численности группы. В ней не должно быть меньше трех и больше шести человек.

Использовать групповую форму работы можно на уроках разного типа: и на уроках усвоения нового материала, и на обобщающих уроках, и на уроках закрепления знаний, а также на уроках учета и закрепления знаний. Классы могут быть с разным уровнем подготовленности. Опыт работы показывает, что внедрение групповой формы в учебно - воспитательный процесс проходит без каких либо осложнений, если учитель продумывает все до мельчайших деталей, учитывает все, о чем говорилось выше, чувствует настроение класса.

Учащиеся очень быстро осознают достоинства и преимущества
групповой формы работы.

С применением групповой деятельности могут возникнуть опасения, что произойдет снижение дисциплины. Это не так! При такой форме работы деятельность учащихся менее регламентирована, они получают большую свободу действий. Учитель является консультантом, помощником и лишь на последнем этапе - контролером.

При многих положительных качествах групповой работы, есть и свои минусы. Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда в классе есть дети, которые не любят, не хотят, а иногда и просто не могут работать в группах. Учитывая личностные особенности ученика можно решить и эту проблему. На своих уроках я, чаще всего, разрешаю такому ребенку работать индивидуально, но иногда цели и задачи урока требуют, чтобы все были в группах. В этом случае группы формирую сама (заранее) и ни у кого нет права оспаривать мое решение. Ребята понимают, что это временно, так надо, и принимают как должное.

Ну, а сейчас, я хочу привести примеры того, как можно организовать работу в группах. Выше уже говорилось, что групповая форма может быть использована на разных уроках. За время работы в школе, я убедилась, что более эффективна групповая деятельность учащихся на уроках обобщения, закрепления и контроля знаний.

Сложные и объемные темы даю в лекционной форме, а затем материал лекции отрабатывается на семинарских занятиях, причем обычно ребята работают в группах. При этом осуществляются три взаимосвязанные функции семинаров: корректирующая, обучающая, контролирующая. Группу возглавляет консультант - доверенное лицо учителя (работа с консультантами проводится дополнительно). Работа строится по - разному: иногда задания делятся на части, которые выполняются учащимися индивидуально, а затем делают общий вывод. Иногда группа вместе обсуждает трудные вопросы. В процессе работы учащиеся пользуются тетрадями, учебниками, опорными конспектами, обобщающими таблицами, дополнительной литературой, совещаются друг с другом. Неясные вопросы задают консультанту. Если же и он не смог ответить, то группа обращается за помощью к учителю. Первичную проверку результатов работы группы проводит консультант.

На уроках учета и контроля знаний консультант проводит более глубокий опрос по билетам заранее приготовленным дома.

При завершении изучения крупной темы, нередко проводится групповой зачет. Группы получают карточки - задания. Число их соответствует количеству учеников в группе. Вопросы карточек взаимосвязаны, что дает после сдачи зачета более полное представление об изученной теме. Каждый из группы по очереди отвечает на свои вопросы, остальные внимательно слушают, исправляют, дополняют друг друга и коллективно оценивают ответ своего товарища. За короткое время проверяются теоретические знания всех учащихся класса, опрос проходит только во время урока, тем самым предотвращается перегрузка учащихся. И это тоже говорит в пользу групповой работы. Введение коллективной оценки и самооценки заставляет каждого ученика повысить требовательность к себе, ответственность перед товарищами по группе.

Проконтролировать объективность оценок выставленных в группе можно с помощью тестов, предложенных учителем, а также в игровой форме.

При организации игровой формы проверки, представитель от группы втягивает жетон:

Делегат - группа выбирает делегата для ответа.

Выбор - учитель выбирает ученика для ответа.

Доверие - ученики не отвечают у доски, им ставится та оценка,

которую заработали в группе.

Жребий - вытягивают жребий.

У кого «+», тот и отвечает.

Всем всё - все члены группы отвечают на предложенные вопросы.

Перед ответами ученик из группы « Делегат», « Выбор», « Жребий» сообщает оценки всех кто работал в группе и свою. Если он защитил свою оценку, то всей группе выставляются их оценки. Если же ответил хуже, чем оценила его группа, то оценки снижаются всей группе. Таким образом, можно избежать еще один минус групповой работы, условно называемый «обман».

Работа учащихся в группе дает возможность самим оценивать себя и товарищей. Такой подход выполняет важные обучающую и воспитывающую функции. У ребят концентрируется внимание, развивается память, систематизируются знания, воспитываются такие качества, как честность, порядочность, принципиальность, ответственность и взаимовыручка, исчезает страх перед плохой оценкой.

Групповая форма работы стимулирует активную познавательную деятельность, стремление к глубокому изучению предмета.

Разработка специальных уроков, таких как урок - семинар, урок - зачет и использование различных форм и методов активизации, в том числе групповую форму работы, позволяют повысить уровень усвоения. Ученики постоянно вовлекаются в совместный процесс познания. Это заинтересовывает их, заставляет мыслить, что в целом, позволяет добиться высокого педагогического эффекта. Опыт работы подтверждает данные выводы.

© 2010-2022