Технологическая карта урока по теме Царство Грибы

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Игнатенко З.И.

учитель биологии МОУ Белореченской СОШ


Раздел 2. Царства Бактерии и Грибы (4 часа).

Тема: Царство Грибы (2 часа).

УМК: В.В. Пасечник «Линия жизни» (концентрическая структура).

Предмет: Биология. Бактерии. Грибы. Растения, 6 класс.

Место урока в программе: урок № 7 в разделе 2. Царства Бактерии и Грибы; урок №1 в теме Грибы.

Класс: 6

Тема урока: Царство грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Модель обучения: базовая (6 класс - 1 час в неделю).

Цель: Сформировать общее представление о царстве грибов. Подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.

Задачи:

  1. Предметно-дидактическая:

Образовательные:

- раскрыть общие особенности организации грибов (строение, многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
-учить распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Развивающие:

-продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера;

-учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы;

- развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом,

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к природе;
- развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

-продолжить формирования интереса к предмету;

-осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

II. Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

УУД

Личностные УУД: учащиеся готовы к восприятию научной картины мира, развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности; ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека; умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение слушать, слышать, толерантность по отношению к ответам одноклассников.

Познавательные УУД: умение выделять главное, грамотно формулировать вопросы и ответы, работать с различными источниками информации.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

-Знать

- посредством раскрытия связи между особенностями организации грибов и отличиями от организации других царств живой природы, принятии информации о съедобных и ядовитых грибах.

-Уметь

-называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.

Метапредметные:

-ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

-выдвигают простейшие гипотезы;

-выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

-работают с информацией и преобразуют её;

-находят причинно-следственные связи;

-оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

- владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

Основные понятия: Грибы: шляпочные, плесневые, дрожжи. Грибница (мицелий), гифы, споры. Хитин. Микориза. Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела. Плодовое тело и грибница состоят из гиф - ветвящихся нитей. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Гетеротрофный способ питания

Межпредметные связи: природоведение 5 класс

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • раздаточный материал «Муляжи грибов» для работы в группах.

Ресурсы:

основные

-учебник В.В. Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения, 6 класс. М.: Дрофа, 2012;

-презентация «Царство Грибы;

-рабочая тетрадь по биологии Н.В. Преображенская «Биология 6 класс по НОВОМУ образовательному стандарту (второго поколения) к учебнику В.В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения», изд-во «Экзамен» М.: 2012;

- рабочая тетрадь по биологии, Тестовые задания ЕГЭ, 6 класс Бактерии. Грибы. Растения» В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко М.: Дрофа, 2013 г. \

Дополнительные

- Е.М. Бенуж. Тесты по биологии к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс, М.: изд-во «Экзамен» ,2008 г.;

- Н.А. Богданов, Н.П. Балобанова Биология. Итоговая аттестация, типовые тестовые задания. ФГОС).

-Бабакова Т.А.,500 биологических задач. М.: 2011 год.

-Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. - М.: Просвещение: АО "Учеб. лит.", 2009.

-Лернер Г. И. Ботаника, Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-7 классов. М.:Аквариум, 2009.

-Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для

учителей. - СПб: Акцидент, 2010.

-Никишов А. И., Косорукова Л. А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. - М.: 2010.

-Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобраз. учрежд. - М.: Мнемозина, 2010.

Технологии: информационно - коммуникативная, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированная, здоровьесбережение.

Приемы, методы и формы: моделирование пластилином, биологические задачи, метод исследования, «Светофор» (АСО), использование возможности интерактивной доски, самостоятельное изучение материала, работа со схемами, ориентация на творчество, ориентация на применение знаний на практике.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Правила на доске:
1. Сначала выслушай, затем задай вопрос.
2. Максимальная активность каждого.
3. Никакой критики.


На доске: вывешены фотографии животных и растений.

Приветствует, проверяет наличие учащихся в классе, готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.


Ученики приветствуют учителя.

Организация рабочих мест, изучение правил на доске

Личностные:

Настрой на урок, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Созданы доброжелательная атмосфера, хорошая мотивация на учёбу, созданы ситуации успеха.

2. Актуализация

знаний, сообщение темы и целей урока

(4 минуты)


Классификация фотографий, вывешенных на доске.

Учитель: посмотрите, пожалуйста, на доску. Скажите, на какие две группы можно разделить организмы, изображённые на фотографиях?

К каким царствам живых организмов можно эти отнести организмы?

Ученики совместно с учителем вспоминают признаки царства растений и животных. Ответы: в 2 колонки - растения и животные
• Неограниченный рост
• Питание путём всасывания воды и минеральных солей
• Наличие хлоропластов
• Фотосинтез. (Автотрофы)
• Активное движение
• Ограниченный рост
• Отсутствие хлоропластов

• Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы).

-О представителях, какого царства идет речь в следующих строках?

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.

  1. С каким царством мы познакомимся на сегодняшнем уроке?

Выдвигает проблему, сообщает тему урока


Корректирует ответы учащихся

Отвечают.

Вспоминают признаки царств растений и животных.


Отвечают.

Классифицируют предложенные варианты в таблице.




Формулируют предполагаемую тему урока.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД: Логические (анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов)

Познавательные УУД: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов


Устная оценка учителя

3. Постановка учебной задачи.

(4 минуты)

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в царство грибов!

- Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Что особенного в этих организмах? Похожи ли грибы на другие организмы? Чем? Можно ли выделить грибы в отдельное царство?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека.

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Называют цель, которую на уроке будут решать.

Запись учащимися числа, темы урока.

Презентация по теме урока

Учащиеся конкретизируют цель урока. Воспроизводят имеющиеся знания о животных, растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения.

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Устная оценка учителя, оценивание проекта индивидуально.

4. Усвоение новых знаний.

(4 минуты)


Целеполагание
В настоящее время учёные выделяют группу организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных. Назовите данную группу.

Заполняется схема на интерактивной доске: «Признаки царств живой природы».

Тема нашего урока "Грибы". Давайте подумаем, какова цель нашего урока? (На доске написаны слова в помощь). Закончите предложение, вставив нужные слова.
«Доказать, что …. сочетают в себе признаки….., …..и свои собственные».

Вводный настрой на изучение нового материала. (Используются задачи с элементами ТРИЗ).
• Задача «Чудо-юдо» В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату" -мбелую плесень. Как можно объяснить её образование? (мозговой штурм)

• Задача «Исторический факт!» В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым - медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено много раненых больных с воспалением легких. Какое отношение это лекарство имеет к грибам? (мозговой штурм).

Объяснение нового материала

Учитель: В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры (просмотр презентации на интерактивной доске). Сейчас мы с вами попробуем смоделировать строение гриба.
Внимательно прочитайте текст в учебнике и с помощью пластилина смоделируйте шляпочный гриб.

Посмотрите на признаки царства растений и животных скажите, какие признаки растений характерны для грибов?

Посмотрите на признаки царства животных. Какие признаки животных характерны для грибов?

Учитель: Давайте сделаем вывод.

Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные.

Поставьте перед собой модель гриба.

Учитель: Какие грибы растут в нашей окрестности? Какие грибы вы знаете? Где они встречаются?

(Пояснение: Ответы на вопросы ученики дают в результате работы с учебником, с помощью информации, полученной на уроке).

Учитель: Какие виды шляпочных грибов вы знаете?

Ученики выполняют лабораторную работу "Строение плодовых тел грибов", используя пластиковые макеты, соленые или маринованные грибы (опята, грузди, маслята и др.).


Учитель: Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?

(Пояснение: Знания о симбиозе получены ранее).

Размножение грибов. Учитель: Идя по лесу, вы видите много грибов. А откуда они берутся?

Учитель: Способы размножения грибов: 1) вегетативное размножение - кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов); 2) бесполое размножение - спорами; 3) половое размножение - слияние гамет. Самостоятельно запишите в тетрадь полученную информацию в виде схемы: «Виды размножения грибов».

Учитель: Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном месте?

Рост грибов.
Задача ТРИЗ. «Нечистая!!!». Учитель: Часто на суходольных лугах встречаются луговые опенки, образующие круги - как бы хоровод. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление "нечистой силе", называли их "ведьмины кольца". Ведь в середине круга даже трава не растет как бы вытоптана.. Объясните эти факты с точки зрения биологии. Утверждали также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии.(мозговой штурм).


Учитель: Зная, что грибница разрастается кругами, опытные грибники умеют их правильно собирать: если вы нашли гриб, имеет смысл внимательно оглядеться вокруг, ведь грибы появляются по краю грибницы, часто занимающей по площади несколько квадратных метров.
Встретив в природе "ведьмино кольцо", вы, зная скорость разрастания грибницы, можете определить его приблизительный возраст. Грибы растут гораздо быстрее растений. Плодовые тела большинства грибов достигают своих средних размеров за 3-5 дней, и продолжают расти 10-15 дней. Диаметр шляпки и высота гриба за сутки увеличиваются на 1-1,5 см. Из наших грибов быстрее всех растёт весёлка обыкновенная: за час вырастает гриб со шляпкой и ножкой высотой около 30 см. В Южной Америке встречаются грибы, за два часа достигающие полуметровой высоты. Поэтому не зря говорят: "Растут, как грибы после дождя!" (рассказ демонстрируется презентацией с фотографиями грибов)

Значение грибов в природе. Учитель: Каково значение грибов в природе?

Значение грибов для человека. Учитель: Зачем человек изучает грибы?

Вместе с учителем, с помощью учебника и знаний из практики формулируют полезные и вредные признаки грибов для человека:
Польза грибов для человека: 1) многие шляпочные грибы - ценный продукт питания (40% белка, 10-15% углеводов, витамины А , В, С, РР, Д, соли калия, фосфора, железа), по питательности грибы превосходят мясо и яйца; 2) шляпочные грибы используются в медицине (средство от рака - гриб чага, споры дождевика останавливают кровь, при радикулите и ревматизме помогает настойка красного мухомора на скипидаре); 3) плесневые грибы служат источником антибиотиков; 4) дрожжевые грибы применяются в хлебопечении, в виноделии, при изготовлении сыров, кефира, творога; 5) грибы используют для получения ферментов, витаминов, лекарственных препаратов (плесневые, спорынья); 6) раньше из гриба навозника делали чернила.
Отрицательное значение грибов для человека: 1) грибы - возбудители болезней человека (микозы, молочница и др.); 2) грибы - возбудители заболеваний домашних животных (стригущий лишай и др.); 3) грибы - паразиты культурных растений (трутовики, головня, спорынья, парша, фитофтора, мучнистая роса и др.); 4) грибы, разрушающие деревянные постройки человека; 5) грибами можно отравиться.



показывает строение шляпочных грибов, используя презентацию, муляжи грибов.

Указывает на доску




Корректирует ответы учащихся






Называют группу, которая соединяет в себе признаки растений и животных: грибы.

Заполняют схему на интерактивной доске: по очереди выходят к доске и расставляют варианты ответов в колонки.

Высказывают предположения, вставляют пропущенные слова в предложение, формулируют цель урока.

Решают творческие задачи, высказывают предположения, вместе с учителем

































Отвечают на вопросы

Ответы: 1) принимают активное участие в круговороте веществ, разлагая остатки животных и растений; 2) повышают плодородие почвы; 3) многие грибы вместе с корнями деревьев образуют микоризу; 4) грибы - это корм для многих животных; 5) симбиоз грибов с другими организмами (бразильские муравьи и термиты имеют подземные "грибные сады", они пережёвывают листья и "засевают" их грибницей определённого вида грибов, разрастаясь, гриб служит прекрасной пищей муравьям).

Ответы: Бывают полезные и вредные для человека грибы.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.

Устная оценка учителя

5. физкультминутка -пауза релаксации

(1 минута)

Оздоровительный момент: зарядка для пальцев рук и глаз.

Человек часто использует в пищу шляпочные грибы. А какие вы знаете съедобные грибы, условно съедобные, ядовитые?
Проводится упражнение «Сфетофор» (у каждого ученика по 3 цветных кружка). Учитель называет гриб, ученик должен поднять соответствующий кружок. Красный, если не съедобный гриб ,зеленый- съедобный, желтый - «не знаю».


Выполняют упражнение «Светофор».




Правила сбора грибов
1) Нельзя собирать грибы, которых не знаешь, так как среди них могут оказаться ядовитые.
2) Когда собираешь грибы, нельзя разрывать мох около грибов, оказавшись под лучами солнца, грибница может погибнуть.
3) Грибы срезают ножом, чтобы не повредить нити грибницы.
4) В грибах накапливаются вредные вещества, поэтому не рекомендуется собирать их у дорог, вблизи предприятий, в городах.
5) Настоящий грибник никогда не пнёт даже совершенно бесполезную (с его точки зрения) "поганку", ведь она может пригодиться в качестве лекарства для лося, кроме того, именно эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный "мусор".

Ученики вместе с учителем формулируют правила сбора грибов

Формулируют правила сбора грибов, опираясь на полученные знания и прошлый опыт из жизни.




6. Первичное закрепление знаний.

(7 минут)

У вас на столах тетради

для самостоятельной работы, в них

приготовлен тест, вверху есть

строчка «Моя оценка за знания».

Подумайте, и поставьте себе туда

оценку, за свои знания по теме «Грибы».

Тест:

1.По способу питания грибы похожи на животных, так как:

А) способны к фотосинтезу

Г) питаются готовыми органическими веществами

У) поглощают пищу путём всасывания

2.Оболочка клеток большинства грибов содержит:

Р) хитин

О) целлюлозу

Т) муреин

3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

Ж) мицелий

Д) плодовое тело

И) микориза

4.Дрожжи размножаются

А) спорами

Б) почкованием

В) мицелием

5.Симбиоз - это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

К) выгодно одному из организмов

О) не выгодно обоим

Н) выгодно обоим

6.Гриб, питающийся органическими веществами отмерших организмов

М) мукор

И) трутовик

К) фитофтора

7.К пластинчатым грибам относится

Ц) лисичка

О) подосиновик

М) маслёнок

8.Половое размножение у грибов происходит

А) при слиянии специализированных клеток

Г) с помощью спор

У) почкованием

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Г

Р

И

Б

Н

И

Ц

А

Выполняют индивидуальные задание









































.

Самооценка по эталону

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в группе (общение).

Познавательные УУД: анализ и синтез информации.

Устная оценка учителя

7. Закрепление изученного материала

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

А теперь давайте проверим,

соответствует ли Ваша оценка

действительности. За пять минут

выполните задания в бланке

индивидуальной работы.

Учитель производит контроль оценивания.

Организуется взаимопроверка работ, исправление ошибок, выставление оценок.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

8. Рефлексия деятельности.

(3 минуты)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

«Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Отвечают

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Обязательное для всех: Прочитать §7-8, выучить понятия, уметь объяснять тип питания грибов, приводить примеры, уметь различать грибы пластинчатые от трубчатых.

По желанию:

-выполнить творческую работу «Грибы хищники»;
- выясните какие (не-)съедобные грибы растут в наших лесах, подготовьте карточки, дайте им объяснение;
5. Нарисуйте плакат «Памятка грибнику».

Читают параграф учебника, анализируют полученную информацию.

Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочная литература, знания из собственного жизненного опыта.

Личностные УУД:

ориентация на творчество, умение сотрудничать

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД:

умение работать с дополнительной литературой, моделирование (представление в виде рисунка)


© 2010-2022