КТП биология 6 класс В. В. Пасечник

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Дата



Тема урока



Тип урока


Содержательное наполнение

(основные понятия)


Формируемые

универсальные

учебные

действия



Оснащенность урока


Формы контроля ЗУН учащихся

Домашнее задание

Введение


2.09

Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных.

Правила ОТ и ТБ в кабинете и на уроках биологии.

вводный

Ботаника, биология, микология, микробиология, фенология. Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.

Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология».

Раскрывают

значение биологических знаний в современной жизни.

Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.


фронтальная

С.9 - 12

Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов)

9.09

Строение семян однодольных и двудольных растений


вводный

Двудольные, однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм, семяножка, микропиле. Особенности строения семян двудольных и однодольных растений.

Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения»,

«семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка»,

«микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж

памятку последовательности действий при проведении анализа

Табл. «Семена двудольных растений»

фронтальная

§18

16.09

Виды корней и типы корневых систем.

Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня.


Урок-практикум

Корни: главный, боковые, придаточные. Корневая система: стержневая и мочковатая.

Определяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая

система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней

и типы корневых систем

Табл. «Развитие проростка со стержневой корневой системой», «Развитие проростка с мочковатой корневой системой», «Корневые системы и условия обитания»

фронтальная

§19

23.09

Строение корня.

комбинированный

Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения.

Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня

Табл. «Внешнее и внутреннее строение корня»

текущая

§20

30.09

Видоизменение корней.


Комбинированный

Корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни и дыхательные корни.

Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Табл. «Видоизменения корней. Корнеплоды»

фронтальная

§21

7.10

Побег. Листорасположение.

Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Демонстрация Строение почек (вегетативной и генеративной)

комбинированный

Побег. Узлы. Междоузлия. Пазухи листа. Листорасположение: очередное (спиральное), супротивное, мутовчатое.

Почки: верхушечная, пазушная, придаточная. Вегетативная и генеративная почки - особенности строения

Определяют понятия: «побег», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение»,

«супротивное листорасположение»,

«мутовчатое расположение», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка»,

«вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания.

Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом

и развитием побега

Табл. «Листорасположение», «Разнообразие побегов», «Почки, их строение», «Развитие побега из почки»

письменная


§22

14.10

Внешнее строение листа. Жилкование.

Демонстрация Строение листа.

комбинированный

Внешнее строение: листовая пластинка, черешок. Виды листьев: черешковые и сидячие, простые и сложные. Жилкование: сетчатое, параллельное, дуговое.

Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый

лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Табл. «Внешнее строение листа», «Листья простые и сложные»

письменная

§23

21.10

Клеточное строение листа.

Видоизменение листьев.

комбинированный

Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна).

Световые и теневые листья

Определяют понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок»,сосуды» «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья».

«видоизменения листьев»

Табл. «Микроскопическое строение листа»

текущая


§24

§25

28.10

Строение стебля

Демонстрация Макро - микростроения стебля

Видоизменённые побеги. Многообразие стеблей.


комбинированный

Функции стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина, луб, сердцевинные лучи. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка), механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины), проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды), образовательная ткань.

Корневище, клубень, луковица.

Определяют понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель»,

«прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползу

чий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки»,

«лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные

лучи»,«видоизменённый побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты

Табл. «Внутреннее строение стебля липы», «Строение древесины и луба липы»


фронтальная

§26

§27

текущая

11.11


Цветок и его строение. Соцветия

Демонстрация Различные виды соцветий

Урок-практикум


Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.

Биологическое значение соцветий

Определяют понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чаше

листики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник»,

«тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семя

зачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют

лабораторную работу и обсуждают её результаты

Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

Табл. «Строение цветка» «Разнообразие цветков»

«соцветия», «Сложные соцветия»

фронтальная

§28

§29

18.11

Плоды и их классификация

Демонстрация Сухие и сочные плоды

комбинированный

Функции плода. Виды плодов: ягодовидные (ягода, яблоко, тыквина гесперидий (померанец), костянковидные (костянка, многокостянка), ореховидные (орех, желудь, семянка, зернока), коробочковидные (коробочка, стручок, боб, стручочек). Сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные

Определяют понятия: «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка»,

«орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие».

Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды.

Обсуждают результаты работы

Табл. «Сухие плоды»

«Сочные плоды»

письменная

§30

25.11

Распространений плодов и семян.

обобщающий

Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных.

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

Табл. «Распространение плодов и семян»

письменная

§31

Жизнь растений

2.12

Основные процессы жизнедеятельности

вводный

Химический состав растений - минеральные и органические вещества, белки, жиры, углеводы.

Определяют понятие: «основные процессы жизнедеятельности», «рост», «питание», «дыхание», «размножение»


текущая

§32

9.12

Минеральное и воздушное питание растений

комбинированный

Минеральное питание. Корневое давление. Почва, плодородие. Удобрения.

Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса

питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе

мультимедиа

Табл. «Минеральное питание растений»

фронтальная

§33

16.12

Фотосинтез.

Демонстрация Получения вытяжки хлорофилла.

Демонстрация опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала.

Основные процессы жизнедеятельности (дыхание). Обмен веществ и энергии.

Демонстрация Дыхание растений

комбинированный

Фотосинтез. Условия для образования крахмала. Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.

Значение дыхания. Приспособления растений для дыхания. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Биологическое значение рыхления.

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе

фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют

значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в

процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания.

Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза


мультимедиа

Табл. «Выделение кислорода в процессе фотосинтеза»

«Фотосинтез растений»

письменная


§34

§35

23.12

Испарение воды.

Демонстрация Испарение воды листьями

комбинированный

Значение испарения для жизни растений. Факторы окружающей среды, влияющие на испарение. Листопад.

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

Табл. «Листопад»

фронтальная

§36

13.01

Основные процессы жизнедеятельности (развитие)

Демонстрация Передвижение органических веществ по лубу

Урок-практикум

Передвижение воды и питательных веществ в растении. Сосудистые пучки.

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют

механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют

их результаты. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений


письменная

§37

20.01

Условия прорастания семян, питание проростков Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян;

Демонстрация Питания проростков запасными веществами семени.


Урок-практикум

Температура, влажность, свет, воздух. Правила посева семян, сроки посева и глубина заделки. Рост и питание проростка.

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые

для прорастания семян. Обосновывают

необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

Табл. «Прорастание семян»

письменная

§38

27.01

Рост растений.

комбинированный

Верхушечный рост корня. Развитие побега из почки. Развитие растения. Этапы развития: зародыш, молодое растение, взрослое растение, размножение, старение.



фронтальная

§ 39

3.02

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

комбинированный

Бесполое размножение: спорообразование и вегетативное. Особенности полового размножения. Размножение водорослей одноклеточных и многоклеточных.

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют

особенности бесполого размножения.

Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и

преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют

значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Модель-аппликация

фронтальная

§40, 41

10.02

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение

комбинированный

Размножение мхов. Заросток, предросток, зооспора.

Размножение папоротников. Спорангий.


Определяют понятия: «заросток», «предросток». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования

поколений у споровых растений



текущая,

фронтальная

§41


17.02

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

комбинированный

Размножение голосеменных растений. Пыльцевой мешочек, пыльца, пыльцевая трубка.

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».

Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян


письменная

§42

24.02

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.


Комбинированный + практикум

Вегетативное размножение покрытосеменных растений - способы: черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами.

Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка»,

«культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Таблицы, посвященные вегетативному размножению

письменная

§43

Классификация растений

2.03

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.

вводный

Вид - род - семейство - порядок - класс - отдел - царство. Сорт.

Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».


фронтальная

§45

9.03

Знакомство с классификацией цветковых растений

комбинированный

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Табл. «Классификация покрытосеменных растений»

текущая

§46

16.03

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Крестоцветные (Капустные). Разнообразие растений семейства Крестоцветных родного края.

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Комбинированный + практикум

Отличительные особенности семейства.

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные. Знакомятся с определительными карточками

Табл. «Семейство крестоцветных. Редька дикая»

письменная

§47

6.04

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Розоцветные и семейства Пасленовые. Разнообразие растений семейства Розоцветных и Пасленовых родного края.

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Комбинированный + практикум

Корневая шейка. Отличительные особенности семейства.

Выделяют основные особенности растений семейств Розоцветные и Пасленовые. Знакомятся с определительными карточками

Табл. «Семейство розоцветных. Шиповник коричный»

«Семейство пасленовых. Паслен черный»

письменная

§48, 49

13.04

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Мотыльковые (Бобовые) и семейства Сложноцветные (Астровые). Разнообразие растений семейства Сложноцветных родного края.

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.


Урок- практикум

Отличительные особенности семейства.

Выделяют основные особенности растений семейств Бобовые и Сложноцветные.

Выполняют лабораторную работу.

Табл. «Семейство бобовых. Горох посевной»

«Семейство сложноцветных. Одуванчик лекарственный»

фронтальная

§50, 51

20.04

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Разнообразие растений семейства Лилейных и Злаковых родного края.

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Урок-практикум

Отличительные особенности семейства.

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные.

Определяют растения по карточкам

Табл. «Семейство лилейных. Тюльпан лесной» «Семейство злаковых. Пшеница»

письменная

§52, 53

Природные сообщества (6 часов)

27.04

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

вводный

Понятие экологических факторов: биотические, абиотические, антропогенные. Экологические группы растений по отношению к свету и влаге.

Определяют понятия: «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы». Анализируют связи

организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности чело

века на природу

Табл. «Растения влаголюбивые. Водные растения»

«Растения засухоустойчивые»

фронтальная

§54

4.05

Характеристика основных экологических групп растений.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.


Комбинированный + практикум

Воздухоносная ткан. Гидатоды. Классификация растений по отношению к свету и влаге.

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки

работы с текстом учебника

Табл. «Растения теневыносливые» «Растения холодостойкие»

письменная

§55

11.05

Растительные сообщества и их типы. Разнообразие растительных сообществ на территории Шатурского края.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества Шатурского района и влияние природной среды на человека.

комбинированный


Растительность.Типы растительности.

Ярусность. Паразитизм.


Определяют понятия: «растительное сообщество», «растительность», ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ.

Устанавливают взаимосвязи в растительном

сообществе. Определяют понятие «смена растительных сообществ».



фронтальная

§56

§57



Развитие растительного мира

18.05

Многообразие покрытосеменных растений Шатурского края и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы развития растительного мира.Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние деятельности человека на растительные сообщества на примере Шатурского края.

комбинированный

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира. Эволюция растений.

Влияние хозяйственной деятельности на растительный мир. Охрана растений.

Обсуждают отчёт по экскурсии.

Обсуждают основные этапы развития растительного мира.

Определяют понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Выбирают задание на лето


фронтальная

§58

§59



© 2010-2022