- Преподавателю
- Биология
- Образовательная программа Биология. Репетиторский курс
Образовательная программа Биология. Репетиторский курс
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мичкина Е.А. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования «Биология (репетиторский курс)» имеет эколого-биологическую направленность.
Являясь фундаментальной дисциплиной, общая биология раскрывает закономерности возникновения и развития жизни как особого явления природы нашей планеты. Человек остаётся неотъемлемой частью этой природы, влияет на неё и в то же время, испытывает на себе воздействие окружающей среды. Человек представляет собой один из результатов развития жизни, поэтому само его существование прямо зависит от молекулярных, клеточных, экологических и других механизмов жизнедеятельности.
Курс биологии направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.
Цель: Формирование у обучающихся эколого-биологического мировоззрения, представлений о многообразии живой природы и человеке как биосоциальном существе.
Задачи:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях: строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.
Образовательная программа «Биология (репетиторский курс)» модифицированная, составлена с использованием учебных пособий: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. Основы общей биологии. 9 класс: Вентана Граф; 2008; Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Общая биология. 10-11 классы. Дрофа, 2008.
Программа реализуется в течение 1 года. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа, всего 72 часа в год.
Возраст обучающихся от 14 до 17 лет. Занятия групповые. Оптимальное количество обучающихся - 10 человек. Группы формируются по возрастному принципу, а также с учетом базовых знаний по биологии, имеющихся у обучающихся. В связи с этим выделяются группы двух модулей: 1-й модуль - базовый, 2-й модуль - углубленный. Группы обоих модулей занимаются по общему учебно-тематическому плану, но с корректировкой часов на отдельные разделы и темы.
Важным составляющим звеном образовательной деятельности является учет, проверка, оценка знаний, умений и навыков обучающихся.
На занятиях используются разные виды контроля усвоения знаний:
-
текущий - опрос, задание по теме
-
промежуточный - фронтальный опрос, проверочные и практические задания
-
итоговый - тестовые задания.
Критерии оценки
При контроле оценивается процентное соотношение правильных и неправильных ответов. За 100 % берутся все правильные ответы.
Если есть неверные ответы, то процент верных ответов рассчитывается по формуле: ПР= (количество правильных ответов/общее количество вопросов) х 100 %
Критерий оценки:
100 % - 85 % верных ответов - отлично «5»
84 % - 65 % верных ответов - хорошо «4»
64 % - 50 % верных ответов - удовлетворительно «3»
Прогнозируемые результаты
В результате изучения курса биологии обучающийся должен
знать/понимать:
-
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости
-
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура)
-
сущность биологических процессов: обмен веществ, процесс биосинтеза, размножение, оплодотворение и индивидуальное развитие организма, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности организмов к изменениям внешней среды, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере
-
биологическую терминологию и символику
-
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки
уметь:
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменчивости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)
-
описывать особей видов по критериям вида
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности
-
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и парковые зоны своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения
-
анализировать и оценивать происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях (таблицах и фотографиях)
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
1 модуль
2 модуль
Всего
Теория
Практика
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
2
2
-
2
2
-
I
Введение в биологию
6
2
4
4
2
2
Общая биология
Живые системы
Уровни организации живой природы
Биологические науки
II
Биологические системы
33
8
25
29
7
22
Клетка как биологическая система
Метаболизм
Размножение и индивидуальное развитие организма
Организм как биологическая система
Систематика
III
Взаимосвязь различных видов биологических систем
16
4
12
8
2
6
Растения
Бактерии. Вирусы
Грибы. Лишайники
Животные
IV
Человек как уникальный вид живой природы
6
2
4
6
2
4
V
Практические аспекты изучения биологических систем
3
1
2
17
6
11
Основы экологии
Основы генетики
Основы селекции
Основы теории эволюции
VI
Зачетные занятия
4
-
4
4
-
4
Итоговое занятие
2
2
-
2
-
2
Итого
72
21
51
72
21
51
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Вводное занятие.
Правила внутреннего распорядка Дворца. Правила поведения в учебном кабинете. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Знакомство с содержанием курса.
-
Введение в биологию.
Предмет и задачи курса общей биологии. Роль биологии в формировании научного мировоззрения и в профессиональной деятельности.
Общая биология. Учебная дисциплина об основных закономерностях проявления жизни на Земле. Отрасли биологии, ее связь с другими науками.
Живые системы. Понятие о жизни и живой материи. Отличие живой природы от неживой. Биологическое разнообразие как явление живой природы. Биологическое разнообразие как проблема науки биологии, периоды исследования.
Биологические науки. Методы биологических исследований: наблюдение, описание, эксперимент, моделирование.
-
Биологические системы.
Понятие о биологических системах.
Клетка как биологическая система. Цитология - наука о клетке. Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Мембранный принцип организации живой клетки. Цитоплазма и ее органоиды. Роль воды в жизни клетки.
Метаболизм. Клеточный обмен. Пластический и энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.
Опыты: роль света в жизни растений, наличие в составе растений минеральных и органических веществ, изучение состава почвы.
Размножение и индивидуальное развитие организма. Структура и функции хромосом. Ген. Генетический код. Клетка - генетическая единица живого. Мейоз и митоз. Формирование половых клеток. Сперматогенез и овогенез. Онтогенез и присущие ему закономерности эмбрионального и постэмбрионального развития. Жизненные циклы и чередование поколений.
Организм как биологическая система. Организм и вид - биологические системы. Организмы разных царств живой природы. Воспроизведение организмов и его значение. Способы размножения организмов: половой и бесполый. Смена поколений.
Систематика. Видовое (систематическое) биологическое разнообразие. Система живых организмов на Земле.
-
Взаимосвязь различных видов биологических систем.
Видовое разнообразие растений и животных.
Царство растений: водоросли и высшие растения. Общая характеристика растений. Многообразие и значение растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Генофонд дикорастущей флоры, его значение. Охрана видов.
Бактерии. Вирусы. Бактерии, их общая характеристика, разнообразие и значение. Вирусы - неклеточная форма жизни.
Грибы. Лишайники. Грибы, их общая характеристика. Разнообразие и значение грибов. Лишайники - симбиотическая форма жизни. Многообразие и значение лишайников.
Царство животных. Многообразие, общая характеристика и значение простейших, беспозвоночных и позвоночных животных. Происхождение позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Основные этапы эволюции животного мира.
-
Человек как уникальный вид живой природы.
Основы анатомии человека и его здоровье. История развития взглядов на происхождение человека. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных.
-
Практические аспекты изучения биологических систем.
Основы экологии. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана. Экосистемное биологическое разнообразие. Понятие о биогеоценозе, экосистеме, их структуре, круговороте веществ и превращении энергии. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Значение разнообразных видов, популяций в экосистемах. Биосфера как глобальная экосистема. Взаимосвязь живого и неживого вещества в биосфере.
Основы генетики и селекции. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов. Законы Менделя и Моргана.
Роль в науке. Селекция - способ выведения новых сортов.
Решение типовых задач.
Основы теории эволюции. Биологическое разнообразие как результат эволюции. Развитие представления об эволюции живой природы в естествознании. Основные положения об эволюции органического мира в теории Ч. Дарвина: вид - эволюционная единица, индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Образование новых видов в природе - видообразование. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен).
-
Зачетные занятия.
Проводятся в конце каждого полугодия в форме тестовых заданий по основным темам курса.
Итоговое занятие.
В конце учебного курса подводятся итоги, анализируются достижения обучающихся по основным темам курса.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация и реализация учебно-воспитательного процесса базируется на основных принципах обучения, направляющих деятельность педагога, определяющих содержание обучения, методы и формы обучения. Такими принципами являются: принцип научности и доступности обучения; принцип системности обучения и связи теории с практикой; принцип сознательности и активности обучающихся в обучении при руководящей роли педагога; принцип наглядности; принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся.
Учитывая различные природные данные подростка, целесообразно применять метод дифференцированного обучения: базисные объяснения даются одинаково для всей группы, а практические задания выбираются в зависимости от конкретных способностей обучаемого.
Занятия делятся на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть - объяснение нового материала, повторение предыдущих тем. Практическая часть - решение задач, проведение самостоятельных работ обучающихся, творческих работ.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматриваются такие формы и методы организации образовательного процесса:
-
использование частично-поискового и исследовательского методов организации познавательной активности детей;
-
практических источников получения знаний.
В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся по достижению учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. К способам обучения можно отнести: индивидуальное обучение, индивидуально-групповой способ, групповой способ, коллективный способ.
В ходе занятий обучающиеся получают знания в виде лекций, также используется самостоятельная работа с учебником, фронтальные опросы, работа у доски.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оборудование кабинета:
-
рабочие столы, стулья
-
меловая доска
-
специальная и справочная литература
-
наглядный материал, раздаточный материал для индивидуального и коллективного использования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
-
Биология в школе. Сборник нормативных документов / Сост. В. И. Сивоглазов. М., 1987.
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.: Мир, 1990.
-
Интернет-газета Биология bio.1september.ru/index.php
-
Келина Н.Ю. Репетитор по биологии для школьников и абитуриентов. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
-
Общая биология. 10-11 классы / Под ред. акад.Д. К. Беляева, проф. Г. М. Дымшица и проф. А. О. Рувинского. 6-е изд. М.: Просвещение, 1997.
-
Резанова Е.А., Антонова И.П. «Биология в схемах и таблицах» М.: Издат - Школа, 2000; Тесты для поступающих в вуз;
-
Сайт "Я иду на урок биологии" bio.1september.ru/urok/
-
Сайт по биологии и подготовке к экзаменам biology.ru/
-
УМК по биологии И.Н. Пономаревой, В.М. Константинова, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой
-
Универсальное учебное пособие «Биология» М.: «АСТ - пресс» 2000;
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЕТЯМ
-
Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
-
Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
-
Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
-
Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Общая биология. 10-11 классы. Дрофа, 2008
-
Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. Основы общей биологии. 9 класс: Вентана Граф; 2008
-
Сонин Н.И. Биология. Живой организм: М.: Дрофа, 2005