Образовательная программа Биология. Репетиторский курс

Образовательная программа предназначена для педагогов дополнительного образования. Программа «Биология (репетиторский курс)» модифицированная, составлена с использованием учебных пособий: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. Основы общей биологии. 9 класс: Вентана Граф; 2008; Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Общая биология. 10-11 классы. Дрофа, 2008. Программа реализуется в течение 1 года. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа, всего 72 часа в год.   Возраст обучающихся от 14 до 1...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа дополнительного образования «Биология (репетиторский курс)» имеет эколого-биологическую направленность.

Являясь фундаментальной дисциплиной, общая биология раскрывает закономерности возникновения и развития жизни как особого явления природы нашей планеты. Человек остаётся неотъемлемой частью этой природы, влияет на неё и в то же время, испытывает на себе воздействие окружающей среды. Человек представляет собой один из результатов развития жизни, поэтому само его существование прямо зависит от молекулярных, клеточных, экологических и других механизмов жизнедеятельности.

Курс биологии направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

Цель: Формирование у обучающихся эколого-биологического мировоззрения, представлений о многообразии живой природы и человеке как биосоциальном существе.

Задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях: строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.


Образовательная программа «Биология (репетиторский курс)» модифицированная, составлена с использованием учебных пособий: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. Основы общей биологии. 9 класс: Вентана Граф; 2008; Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Общая биология. 10-11 классы. Дрофа, 2008.

Программа реализуется в течение 1 года. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа, всего 72 часа в год.

Возраст обучающихся от 14 до 17 лет. Занятия групповые. Оптимальное количество обучающихся - 10 человек. Группы формируются по возрастному принципу, а также с учетом базовых знаний по биологии, имеющихся у обучающихся. В связи с этим выделяются группы двух модулей: 1-й модуль - базовый, 2-й модуль - углубленный. Группы обоих модулей занимаются по общему учебно-тематическому плану, но с корректировкой часов на отдельные разделы и темы.

Важным составляющим звеном образовательной деятельности является учет, проверка, оценка знаний, умений и навыков обучающихся.

На занятиях используются разные виды контроля усвоения знаний:

  • текущий - опрос, задание по теме

  • промежуточный - фронтальный опрос, проверочные и практические задания

  • итоговый - тестовые задания.

Критерии оценки

При контроле оценивается процентное соотношение правильных и неправильных ответов. За 100 % берутся все правильные ответы.

Если есть неверные ответы, то процент верных ответов рассчитывается по формуле: ПР= (количество правильных ответов/общее количество вопросов) х 100 %

Критерий оценки:

100 % - 85 % верных ответов - отлично «5»

84 % - 65 % верных ответов - хорошо «4»

64 % - 50 % верных ответов - удовлетворительно «3»

Прогнозируемые результаты

В результате изучения курса биологии обучающийся должен

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура)

  • сущность биологических процессов: обмен веществ, процесс биосинтеза, размножение, оплодотворение и индивидуальное развитие организма, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности организмов к изменениям внешней среды, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере

  • биологическую терминологию и символику

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменчивости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)

  • описывать особей видов по критериям вида

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и парковые зоны своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения

  • анализировать и оценивать происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях (таблицах и фотографиях)

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1 модуль

2 модуль

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

2

2

-

2

2

-

I

Введение в биологию

6

2

4

4

2

2


Общая биология

Живые системы


Уровни организации живой природы


Биологические науки

II

Биологические системы

33

8

25

29

7

22


Клетка как биологическая система

Метаболизм


Размножение и индивидуальное развитие организма


Организм как биологическая система


Систематика

III

Взаимосвязь различных видов биологических систем

16

4

12

8

2

6


Растения


Бактерии. Вирусы


Грибы. Лишайники


Животные

IV

Человек как уникальный вид живой природы

6

2

4

6

2

4

V

Практические аспекты изучения биологических систем

3

1

2

17

6

11

Основы экологии

Основы генетики









Основы селекции

Основы теории эволюции

VI

Зачетные занятия

4

-

4

4

-

4


Итоговое занятие

2

2

-

2

-

2

Итого

72

21

51

72

21

51



СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Вводное занятие.

Правила внутреннего распорядка Дворца. Правила поведения в учебном кабинете. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Знакомство с содержанием курса.

  1. Введение в биологию.

Предмет и задачи курса общей биологии. Роль биологии в формировании научного мировоззрения и в профессиональной деятельности.

Общая биология. Учебная дисциплина об основных закономерностях проявления жизни на Земле. Отрасли биологии, ее связь с другими науками.

Живые системы. Понятие о жизни и живой материи. Отличие живой природы от неживой. Биологическое разнообразие как явление живой природы. Биологическое разнообразие как проблема науки биологии, периоды исследования.

Биологические науки. Методы биологических исследований: наблюдение, описание, эксперимент, моделирование.

  1. Биологические системы.

Понятие о биологических системах.

Клетка как биологическая система. Цитология - наука о клетке. Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Мембранный принцип организации живой клетки. Цитоплазма и ее органоиды. Роль воды в жизни клетки.

Метаболизм. Клеточный обмен. Пластический и энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.

Опыты: роль света в жизни растений, наличие в составе растений минеральных и органических веществ, изучение состава почвы.

Размножение и индивидуальное развитие организма. Структура и функции хромосом. Ген. Генетический код. Клетка - генетическая единица живого. Мейоз и митоз. Формирование половых клеток. Сперматогенез и овогенез. Онтогенез и присущие ему закономерности эмбрионального и постэмбрионального развития. Жизненные циклы и чередование поколений.

Организм как биологическая система. Организм и вид - биологические системы. Организмы разных царств живой природы. Воспроизведение организмов и его значение. Способы размножения организмов: половой и бесполый. Смена поколений.

Систематика. Видовое (систематическое) биологическое разнообразие. Система живых организмов на Земле.

  1. Взаимосвязь различных видов биологических систем.

Видовое разнообразие растений и животных.

Царство растений: водоросли и высшие растения. Общая характеристика растений. Многообразие и значение растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Генофонд дикорастущей флоры, его значение. Охрана видов.

Бактерии. Вирусы. Бактерии, их общая характеристика, разнообразие и значение. Вирусы - неклеточная форма жизни.

Грибы. Лишайники. Грибы, их общая характеристика. Разнообразие и значение грибов. Лишайники - симбиотическая форма жизни. Многообразие и значение лишайников.

Царство животных. Многообразие, общая характеристика и значение простейших, беспозвоночных и позвоночных животных. Происхождение позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Основные этапы эволюции животного мира.

  1. Человек как уникальный вид живой природы.

Основы анатомии человека и его здоровье. История развития взглядов на происхождение человека. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных.

  1. Практические аспекты изучения биологических систем.

Основы экологии. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана. Экосистемное биологическое разнообразие. Понятие о биогеоценозе, экосистеме, их структуре, круговороте веществ и превращении энергии. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Значение разнообразных видов, популяций в экосистемах. Биосфера как глобальная экосистема. Взаимосвязь живого и неживого вещества в биосфере.

Основы генетики и селекции. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов. Законы Менделя и Моргана.

Роль в науке. Селекция - способ выведения новых сортов.

Решение типовых задач.

Основы теории эволюции. Биологическое разнообразие как результат эволюции. Развитие представления об эволюции живой природы в естествознании. Основные положения об эволюции органического мира в теории Ч. Дарвина: вид - эволюционная единица, индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Образование новых видов в природе - видообразование. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен).

  1. Зачетные занятия.

Проводятся в конце каждого полугодия в форме тестовых заданий по основным темам курса.

Итоговое занятие.

В конце учебного курса подводятся итоги, анализируются достижения обучающихся по основным темам курса.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Организация и реализация учебно-воспитательного процесса базируется на основных принципах обучения, направляющих деятельность педагога, определяющих содержание обучения, методы и формы обучения. Такими принципами являются: принцип научности и доступности обучения; принцип системности обучения и связи теории с практикой; принцип сознательности и активности обучающихся в обучении при руководящей роли педагога; принцип наглядности; принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся.

Учитывая различные природные данные подростка, целесообразно применять метод дифференцированного обучения: базисные объяснения даются одинаково для всей группы, а практические задания выбираются в зависимости от конкретных способностей обучаемого.

Занятия делятся на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть - объяснение нового материала, повторение предыдущих тем. Практическая часть - решение задач, проведение самостоятельных работ обучающихся, творческих работ.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматриваются такие формы и методы организации образовательного процесса:

  • использование частично-поискового и исследовательского методов организации познавательной активности детей;

  • практических источников получения знаний.

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся по достижению учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. К способам обучения можно отнести: индивидуальное обучение, индивидуально-групповой способ, групповой способ, коллективный способ.

В ходе занятий обучающиеся получают знания в виде лекций, также используется самостоятельная работа с учебником, фронтальные опросы, работа у доски.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Оборудование кабинета:

  • рабочие столы, стулья

  • меловая доска

  • специальная и справочная литература

  • наглядный материал, раздаточный материал для индивидуального и коллективного использования.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

  2. Биология в школе. Сборник нормативных документов / Сост. В. И. Сивоглазов. М., 1987.

  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.: Мир, 1990.

  4. Интернет-газета Биология bio.1september.ru/index.php

  5. Келина Н.Ю. Репетитор по биологии для школьников и абитуриентов. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  6. Общая биология. 10-11 классы / Под ред. акад.Д. К. Беляева, проф. Г. М. Дымшица и проф. А. О. Рувинского. 6-е изд. М.: Просвещение, 1997.

  7. Резанова Е.А., Антонова И.П. «Биология в схемах и таблицах» М.: Издат - Школа, 2000; Тесты для поступающих в вуз;

  8. Сайт "Я иду на урок биологии" bio.1september.ru/urok/

  9. Сайт по биологии и подготовке к экзаменам biology.ru/

  10. УМК по биологии И.Н. Пономаревой, В.М. Константинова, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой

  11. Универсальное учебное пособие «Биология» М.: «АСТ - пресс» 2000;


ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЕТЯМ


  1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.

  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.

  3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.

  4. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Общая биология. 10-11 классы. Дрофа, 2008

  5. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. Основы общей биологии. 9 класс: Вентана Граф; 2008

  6. Сонин Н.И. Биология. Живой организм: М.: Дрофа, 2005


© 2010-2022