- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа элективного курса для 11 класса «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Рабочая программа элективного курса для 11 класса «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Назипов Г.Г. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» ДЛЯ 11 КЛАССА
НАЗИПОВА ГАБИТА ГАБДУЛМАЛИКОВИЧА,
УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
МБОУ «СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ с. БОЛЬШОЙ КУКМОР»
Пояснительная записка
Курс «Социальная экология» рассчитан на 34 часов в 11 классе средней школы. Этот курс предназначен, во-первых - для восполнения пробелов в биологии по теме экология, во-вторых - для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой.
Экология - это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.
Человечество - тоже часть этой жизни, надо сказать, не маловажное. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и катаклизмов.
Цель курса
Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования, знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе, методов исследований функционирования и устойчивости живой природы.
Задачи курса
Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и воздействий на них человека - своей хозяйственной деятельностью.
Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости живой природы.
Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения Природы Земли будущему поколению.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
-
основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
-
современные представления о целостности человеческого общества и природы Земли;
-
особенности различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.
Учащиеся должны уметь:
-
свободно ориентироваться в различных сферах экологии;
-
разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приемов рационального природопользования;
-
использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.
Содержание курса
Общее количество часов - 34 ч.
Человечество в экосистеме Земли (7ч)
Человек - биосоциальный вид. История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность. Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование.
Экологическая демография (4ч)
Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.
Основы экологии (6ч)
Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление.
Человек и биосфера (16 ч)
Прошлое и будущее биосферы. Вода - основа жизни в биосфере. Радиоактивность. Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его последствия. Ландшафт - фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека. Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду. Акклиматизация и реакклиматизация. Почва - биокосная система. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье человека. Рациональное природопользование.
Ожидаемый результат
Учащиеся должны свободно владеть навыками организации экосистем; различать особенности факторов различных мест обитания, регионов; дать характеристики особенностям физиологических процессов и приспособленности живых организмов; должны уметь использовать полученные знания и методы исследований в объяснении биологических закономерностей Природы; усвоить основные механизмы функционирования и устойчивости природы; иметь представления о целостности человеческого общества и природы Земли; ориентироваться в особенностях различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды; уметь использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.
Учебно-тематический план
№
п/п
Название раздела
Количество часов
1
Человечество в экосистеме Земли
7
2
Экологическая демография
4
3
Основы экологии
6
4
Человек и биосфера
17
Итого:
34
Календарно - тематический план
№ п∕п
Тема урока
Дата проведения
Примечание
Планируемая
Фактическая
Человечество в экосистеме Земли (7ч.)
1(1)
Человек - биосоциальный вид
2 (2)
История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества.
3 (3)
История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды Человек разумный.
4 (4)
История
развития
экологических связей
человечества.
Современность. Будущее.
5 (5)
Использование орудий и энергии.
6 (6)
Независимость или эмансипация. Экологический кризис.
7 (7)
Природоохранное движение. Экологическое образование.
Экологическая демография (4ч.)
1 (8)
Демографические показатели человечества.
2 (9)
Социально- экологические особенности демографии человечества
3 (10)
Социально- географические особенности демографии человечества
4 (11)
Демографические перспективы человечества ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.
Основы экологии (6ч.)
1 (12)
Законы организации экологических систем.
2 (13)
Типы взаимодействие
популяций, их характеристика.
3 (14)
Использование
экологических знаний в хозяйственной деятельности человека.
4 (15)
Рациональное использование природных
богатств и охрана
биосферы.
5 (16)
Устойчивость организма и экосистемы. Лесовозобновление.
6 (17)
Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Мутагенные вещества.
Человек и биосфера (17 ч.)
1 (18)
Прошлое и будущее биосферы.
2 (19)
Вода - основа жизни в биосфере.
3 (20)
Радиоактивность в биосфере
4 (21)
Химическое загрязнение и здоровье человека
5 (22)
Биологическое загрязнение и здоровье человека.
6 (23)
Шумовое
воздействие на человека.
7 (24)
Ландшафт - фактор здоровья
8 (25)
Питание и физическое состояние здоровье человека.
9 (26)
Экологические проблемы в биосфере
10(27)
Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду.
11(28)
Акклиматизация и реаклиматизация.
12(29)
Почва - биокосная система
13(30)
Химическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки.
14(31)
Рациональное природопользование
15(32)
Охрана природных памятников и природных
комплексов.
16(33)
Работа над рефератами. Подборка материала.
17 (34)
Защита учащимися рефератов по выбранным темам. Подведение общего итога прохождения курса.
Контроль знаний
-
проведение тестов;
-
индивидуальные, самостоятельные работы;
-
выполнение проектных работ;
-
защита проектов;
-
составление рефератов и сообщений;
-
защита рефератов;
-
фото- и видео-презентации;
-
выполнение проектных презентаций.
Темы проектов и рефератов
-
Приспособленность - относительная, почему?;
-
Основные среды обитании;
-
Основные жизненные формы;
-
Особенности взаимоотношений между популяциями;
-
Законы пищевых отношений;
-
Популяционные волны, их значение в природе;
-
Вода - основа жизни в биосфере;
-
Демографические колебания живых организмов в биогеоценозах;
-
Законы организации экосистем и наши анализы;
-
Устойчивость биоценозов;
-
Почва - биокосная система;
-
Законы биологической продуктивности и человеческий аспект;
-
Радиоактивность и человечеств
Литература для учителей
-
Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
-
Экология: Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов / Книга для учителя. - М.: "Школа-Пресс", 1996.
-
Основы экологии: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. - М.: "Просвещение", 1997.
-
Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. - Ярославль: "Академия развития", 1998.
-
Замыкающийся круг: Б. Коммонер. Л.: Гидрометеоиздат,1974.
-
Экология для учащихся: Факультативный курс. А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 1995.
-
Экологические очерки о природе и человеке. Б. Гржимек. - М.: Прогресс, 1988.
-
Знать и беречь природу: Пособие для учителей. А.В. Миронов.- Казань: Тат.кн.изд., 1984.
-
Охрана природы: Факультативный курс. Пособие для учащихся / А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Радзевич, А.П. Соловьева; Под редакцией К.В. Пашканга. - М.: Просвещение, 1983.
Литература для учащихся
-
Основы экологии: Н.М. ернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. - М.: "Просвещение", 1997.
-
Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
-
Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. - Ярославль: "Академия развития", 1998.
-
Экология России: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова / Учебник из Федерального компонента для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: АО МДС, 1996.
-
Основы экологии. Р.М.Дажо. - М.: Прогресс, 1975.
-
Книга для чтения по охране природы: А.Н.Захлебный / Для учащихся 9-11 кл. сред.шк. - М.:Просвещение, 1986.