Рабочая программа элективного курса для 11 класса «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» ДЛЯ 11 КЛАССА

НАЗИПОВА ГАБИТА ГАБДУЛМАЛИКОВИЧА,

УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МБОУ «СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ с. БОЛЬШОЙ КУКМОР»























Пояснительная записка


Курс «Социальная экология» рассчитан на 34 часов в 11 классе средней школы. Этот курс предназначен, во-первых - для восполнения пробелов в биологии по теме экология, во-вторых - для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой.

Экология - это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.

Человечество - тоже часть этой жизни, надо сказать, не маловажное. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и катаклизмов.

Цель курса

Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования, знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе, методов исследований функционирования и устойчивости живой природы.

Задачи курса

Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и воздействий на них человека - своей хозяйственной деятельностью.

Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости живой природы.

Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения Природы Земли будущему поколению.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • основные механизмы функционирования и устойчивости природы;

  • современные представления о целостности человеческого общества и природы Земли;

  • особенности различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.

Учащиеся должны уметь:

  • свободно ориентироваться в различных сферах экологии;

  • разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приемов рационального природопользования;

  • использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.



Содержание курса

Общее количество часов - 34 ч.

Человечество в экосистеме Земли (7ч)

Человек - биосоциальный вид. История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность. Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование.

Экологическая демография (4ч)

Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.

Основы экологии (6ч)

Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление.

Человек и биосфера (16 ч)

Прошлое и будущее биосферы. Вода - основа жизни в биосфере. Радиоактивность. Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его последствия. Ландшафт - фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека. Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду. Акклиматизация и реакклиматизация. Почва - биокосная система. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье человека. Рациональное природопользование.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны свободно владеть навыками организации экосистем; различать особенности факторов различных мест обитания, регионов; дать характеристики особенностям физиологических процессов и приспособленности живых организмов; должны уметь использовать полученные знания и методы исследований в объяснении биологических закономерностей Природы; усвоить основные механизмы функционирования и устойчивости природы; иметь представления о целостности человеческого общества и природы Земли; ориентироваться в особенностях различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды; уметь использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.



Учебно-тематический план


п/п

Название раздела

Количество часов

1

Человечество в экосистеме Земли

7

2

Экологическая демография

4

3

Основы экологии

6

4

Человек и биосфера

17

Итого:

34

Календарно - тематический план


№ п∕п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

Планируемая

Фактическая

Человечество в экосистеме Земли (7ч.)

1(1)

Человек - биосоциальный вид

2 (2)

История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества.

3 (3)

История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды Человек разумный.

4 (4)

История
развития
экологических связей
человечества.
Современность. Будущее.

5 (5)

Использование орудий и энергии.

6 (6)

Независимость или эмансипация. Экологический кризис.

7 (7)

Природоохранное движение. Экологическое образование.

Экологическая демография (4ч.)

1 (8)

Демографические показатели человечества.

2 (9)

Социально- экологические особенности демографии человечества

3 (10)

Социально- географические особенности демографии человечества


4 (11)

Демографические перспективы человечества ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.

Основы экологии (6ч.)

1 (12)

Законы организации экологических систем.

2 (13)

Типы взаимодействие
популяций, их характеристика.

3 (14)

Использование
экологических знаний в хозяйственной деятельности человека.

4 (15)

Рациональное использование природных
богатств и охрана
биосферы.

5 (16)

Устойчивость организма и экосистемы. Лесовозобновление.

6 (17)

Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Мутагенные вещества.

Человек и биосфера (17 ч.)

1 (18)

Прошлое и будущее биосферы.

2 (19)

Вода - основа жизни в биосфере.

3 (20)

Радиоактивность в биосфере

4 (21)

Химическое загрязнение и здоровье человека

5 (22)

Биологическое загрязнение и здоровье человека.

6 (23)

Шумовое
воздействие на человека.

7 (24)

Ландшафт - фактор здоровья

8 (25)

Питание и физическое состояние здоровье человека.

9 (26)

Экологические проблемы в биосфере

10(27)

Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду.

11(28)

Акклиматизация и реаклиматизация.

12(29)

Почва - биокосная система

13(30)

Химическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки.

14(31)

Рациональное природопользование

15(32)

Охрана природных памятников и природных
комплексов.

16(33)

Работа над рефератами. Подборка материала.

17 (34)

Защита учащимися рефератов по выбранным темам. Подведение общего итога прохождения курса.







Контроль знаний

  • проведение тестов;

  • индивидуальные, самостоятельные работы;

  • выполнение проектных работ;

  • защита проектов;

  • составление рефератов и сообщений;

  • защита рефератов;

  • фото- и видео-презентации;

  • выполнение проектных презентаций.



Темы проектов и рефератов

  1. Приспособленность - относительная, почему?;

  2. Основные среды обитании;

  3. Основные жизненные формы;

  4. Особенности взаимоотношений между популяциями;

  5. Законы пищевых отношений;

  6. Популяционные волны, их значение в природе;

  7. Вода - основа жизни в биосфере;

  8. Демографические колебания живых организмов в биогеоценозах;

  9. Законы организации экосистем и наши анализы;

  10. Устойчивость биоценозов;

  11. Почва - биокосная система;

  12. Законы биологической продуктивности и человеческий аспект;

  13. Радиоактивность и человечеств































Литература для учителей

  1. Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.

  2. Экология: Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов / Книга для учителя. - М.: "Школа-Пресс", 1996.

  3. Основы экологии: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. - М.: "Просвещение", 1997.

  4. Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. - Ярославль: "Академия развития", 1998.

  5. Замыкающийся круг: Б. Коммонер. Л.: Гидрометеоиздат,1974.

  6. Экология для учащихся: Факультативный курс. А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 1995.

  7. Экологические очерки о природе и человеке. Б. Гржимек. - М.: Прогресс, 1988.

  8. Знать и беречь природу: Пособие для учителей. А.В. Миронов.- Казань: Тат.кн.изд., 1984.

  9. Охрана природы: Факультативный курс. Пособие для учащихся / А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Радзевич, А.П. Соловьева; Под редакцией К.В. Пашканга. - М.: Просвещение, 1983.

Литература для учащихся

  1. Основы экологии: Н.М. ернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. - М.: "Просвещение", 1997.

  2. Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.

  3. Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. - Ярославль: "Академия развития", 1998.

  4. Экология России: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова / Учебник из Федерального компонента для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: АО МДС, 1996.

  5. Основы экологии. Р.М.Дажо. - М.: Прогресс, 1975.

  6. Книга для чтения по охране природы: А.Н.Захлебный / Для учащихся 9-11 кл. сред.шк. - М.:Просвещение, 1986.


© 2010-2022