• Преподавателю
  • Биология
  • Урок-лекция «Человек как уникальная живая система. Адаптация организма человека к факторам среды»

Урок-лекция «Человек как уникальная живая система. Адаптация организма человека к факторам среды»

Данный урок входит в курс  дисциплины "Естествознание" для студентов (СПО) гуманитарного профиля обучения. Тема 9. Естественные науки и здоровье человека.   Цель: Охарактеризовать, в чем заключается уникальность человека как биологической системы, каковы его общие и специфические особенности организации.  Выяснить  особенности взаимодействия организма человека с факторами среды и их влияние на здоровье человека.   Задачи урока: 1. Определить, почему, с точки зрения естествознания, организм  чело...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модуль урока «Человек как уникальная живая система»

Выясняем вопрос урока

Что нужно вспомнить

Выполняем задание

1. Почему организм человека является биологической системой?

Из биологии:

Классификация организмов. Таксоны. Свойства жизни.

Из физики:

Система (закрытая, изолированная, открытая).

1)Запишите (в столбик) таксоны, распределив их от наибольшего до наименьшего:

Вид, семейство, отряд, тип, царство, род, класс, подтип.

2) Определите систематическое положение Человека в системе живого мира.

3) Какие общие свойства живых организмов присущи, в том числе, и Человеку? Запишите их.

4) Является ли Человек биологической системой? Какой именно? Почему вы так думаете?

Ответили ли мы на вопрос урока?

2. Каковы специфические (отличительные ) биологические особенности организма человека?

Из анатомии:

Строение систем органов человека. (позвоночник, череп, конечности верхние, нижние грудная клетка, головной мозг, органы чувств, ВНД и т.д)

Из общей биологии: эволюция человека, прямохождение

1)Кто из высших животных наиболее близок к человеку по биологическим особенностям? Назовите отличия в строении (органов, систем органов) человека и высших животных:

2) В результате чего возникли эти специфические биологические особенности? Чему они, в свою очередь, могли способствовать?

3) Как, по-вашему, человек познает законы природы?

А как человек познает социальные законы общества?

4) Чего больше в Человеке - биологического или социального? Что является определяющим началом?

Делаем вывод: Человек имеет не только биологическую сущность, но и……..

3. В чем заключается уникальность человека

Из обществознания, МХК:

Этика, мораль, нравственность, культурные ценности, личность

Завершите высказывания:

1) Способность человека к восприятию нематериальных ценностей - это……..

2) На духовное развитие человека оказывают влияние …. , ….., ……, … ,

3) Человек - уникальная живая система, т.к. он представляет собой триединство ………, ………. и ………..

Тема 9. Естественные науки и здоровье человека.

Урок-лекция «Человек как уникальная живая система. Адаптация организма человека к факторам среды».

Цель: Охарактеризовать, в чем заключается уникальность человека как биологической системы, каковы его общие и специфические особенности организации. Выяснить особенности взаимодействия организма человека с факторами среды и их влияние на здоровье человека.

Задачи урока:

1. Определить, почему, с точки зрения естествознания, организм человека рассматривается как биологическая система?

2. Охарактеризовать специфические особенности организма человека?

3. Выяснить, в чем заключается уникальность человека?

4. Каковы адаптационные возможности организма человека и в чем их значение?


Частица целой я вселенной….

Я царь - я раб - я червь - я Бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшел? - безвестен;

А сам собой я быть не мог.

Г. Р. Державин

Ключевые слова: Биологическое. Социальное. Духовное.

Адаптация. Гомеостаз. Резервы здоровья

Выясняем вопрос урока

Что нужно вспомнить

Выполняем задание

1. Почему организм человека является биологической системой?

Из биологии:

Классификация организмов. Таксоны. Свойства жизни.

Из физики:

Система (закрытая, изолированная, открытая).

1)Запишите (в столбик) таксоны, распределив их от наибольшего до наименьшего:

Вид, семейство, отряд, тип, царство, род, класс, подтип.

2) Определите систематическое положение Человека в системе живого мира.

3) Какие общие свойства живых организмов присущи, в том числе, и Человеку? Запишите их.

4) Является ли Человек биологической системой? Какой именно? Почему вы так думаете?

Ответили ли мы на вопрос урока?

2. Каковы специфические (отличительные ) биологические особенности организма человека?

Из анатомии:

Строение систем органов человека. (позвоночник, череп, конечности верхние, нижние грудная клетка, головной мозг, органы чувств, ВНД и т.д)

Из общей биологии: эволюция человека, прямохождение

1)Кто из высших животных наиболее близок к человеку по биологическим особенностям? Назовите отличия в строении (органов, систем органов) человека и высших животных:

2) В результате чего возникли эти специфические биологические особенности? (прямохождение, труд, коллективная деятельность)

Чему они, в свою очередь, могли способствовать? (на развитие социальной сущности, на развитие его возможностей, способностей и потребностей Небиологического характера)

3) Как, по-вашему, человек познает законы природы? (через воздействие условий природной среды, борьбу за существ, ЕО)

А как человек познает социальные законы общества? (через мышление, воспитание, образование, трудовую деятельность, приобщение к культурным традициям)

4) Чего больше в Человеке - биологического или социального? Что является определяющим началом? Социальное прогрессирует намного быстрее. Под влиянием социальной среды биологическая сущность человека, его инстинкты, как бы «укрощаются»

Делаем вывод: Человек имеет не только биологическую сущность, но и (социальную)

3. В чем заключается уникальность человека

Из обществознания, МХК:

Этика, мораль, нравственность, культурные ценности

Неотъемлемая характеристика человека, резко и принципиально отличающая его от животных, это его Духовность.

Даже хорошо адаптированный в социальной среде человек не может жить только по юридическим законам. Т.к. они не могут предусмотреть все случаи поведения людей в различных ситуациях.

Есть и неписанные законы морали, которыми руководствуются люди в своих повседневных решениях и поступках. Они определяются личными ценностями человека.

Поиск нравственных ориентиров, духовное развитие человеку дают разные виды искусства, религия, философия, литература и другие способы познания мира, культурного наследия….

И это является основным способом эволюции человека, его становления.

Завершите высказывания:

1) Способность человека к восприятию нематериальных ценностей - это (духовность)

2) На духовное развитие человека оказывают влияние (разные виды искусства, религия, философия, литература)

Человек - уникальная живая система, т.к. он представляет собой триединство (биологического, социального и духовного )

И эти начала взаимно дополняют друг друга

4. Каковы адаптационные возможности организма человека и в чем их значение?

А) Понятие адаптации организма и ее причины


Б) Понятие гомеостаза




В) Биологическое значение гомеостаза



Г) Биохимический механизм поддержания гомеостаза





Д) Функциональные резервы организма человека



5. Заключение

Итак, Человек - биосоциальное и духовное существо.

Как живой организм, он включен в природную связь явлений и подчиняется биофизическим, биохимическим и физиологическим закономерностям.

Биохимические реакции, как и все процессы жизнедеятельности должны протекать в строго постоянных условиях.

В то же время, организм подвергается разнообразным воздействиям внешней среды.

Вследствие этого, у организмов выработались разнообразные приспособления, которые позволяют им адаптироваться к изменившимся условиям…

Например, система терморегуляции (теплоотдача -потоотделение, теплообразование - мышечная дрожь), образование загара и др…

Действие этих приспособлений направлено на поддержание постоянства внутренней среды организма - ГОМЕОСТАЗ (греч.«гомос» - одинаковый, «стазис»-состояние)

Идея о существовании механизмов гомеостаза выдвинута в 1878г.франц.ученым Клодом Бернаром.

Гомеостаз - понятие динамическое, т.е. его параметры могут варьироваться.

Например, гомеостаз покоя и гомеостаз деятельности различаются по уровню сахара (глюкозы ) в крови.

При интенсивной мышечной деят-ти уровень сахара должен быть существенно выше, чем при покое. ПОЧЕМУ?(вспомним цитологию…роль углеводов…энергетическая ф-ция)

Гомеостаз характерен для всех форм жизни - от одноклеточных организмов до высших растений и животных, в т.ч., человека.

Он присущ даже целым экосистемам:

Например, поддержание численности вида в определенных условиях, генетический гомеостаз популяции (стабильность ее генотипической структуры), устойчивость экосистем в течение длительного времени…

Благодаря гомеостазу, механизмам его поддержания, организмы смогли заселить все климатические зоны земного шара. Это говорит о способности организмов адаптироваться к труднейшим условиям существования, которые становятся для них нормой.

Если условия среды меняются, то реакция организма на неблагоприятное (новое) изменение выражается в поддержании НОВОГО гомеостаза, адекватного изменившимся условиям.

При этом, одни параметры внутренней среды могут без ущерба меняться только в узких пределах, другие - напротив, в весьма широких.

Пример:

Фермент алкогольдегидрогеназа - катализирует превращение: этанол(С2Н5ОН) -- уксусный альдегид(СН3СОН) -- СО22О.

Чем больше употребляет человек алкоголя, тем более активизируется синтез этого фермента.

Поэтому, У непьющего человека физиологический эффект опьянения наступает от малых доз алкоголя.

А у алкоголика - от бОльших.

Или: действие яда(малые дозы)-выработка антител --- защита

Таким образом, Любое приспособление - процесс биохимический. Даже при поведенческих реакциях происходят биохимические изменения в нервных клетках

Перелеты, переезды, смена привычного климата, работа в условиях невесомости, на больших глубинах, в высокогорных областях, в ночное время….

Какими резервами обладает организм человека для адаптации к изменившимся условиям?

1.Энергетические ресурсы

2. Функциональные ресурсы (возможность регуляции биохимических процессов) :

- Изменение обмена веществ (белковый, жировой, минеральный)

- Изменение активности гормонов и ферментов

- Диапазон изменений сердечно-сосудистой, дыхательной деят-ти

(определяет уровень резервных возможностей человека)

Вывод: Здоровье человека напрямую зависит от резерва адаптационных возможностей его организма к различным условиям среды и видам деятельности




© 2010-2022