- Преподавателю
- Биология
- Проект урока по биологии «Строение семян и их функции» (6 класс)
Проект урока по биологии «Строение семян и их функции» (6 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белякова Н.Ю. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проект урока «Строение семян и их функции».
Урок проводился в 6 «А» классе школы №156 г.Нижнего Новгорода.
В учебном плане на изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю.
Предлагаемый проект рассчитан на 1 урок (45 минут).
1.Программа:Сборник нормативных документов. Биология.
Учебник:Сонин Н.И. Биология 6 кл. Живой организм.-М.:Дрофа, 2006.
2.Краткая характеристика класса.
В классе учится 21 учащийся. По уровню знаний класс средний. Учащиеся интересуются новинками в области биологической науки, читают дополнительную литературу, основательно готовятся к урокам. Есть ребята, знания которых поверхностны, с ними приходится использовать индивидуальные задания. В целом класс дружный, общительный, активно стремящийся к знаниям.
3.Название урока: «Строение семян и их функции».
4.Тема: Органы и системы органов.
Урок 1.Органы цветкового растения. Корень. Лабораторная работа №1 «Строение корневых систем».
Урок 2.Органы цветкового растения. Побег. Лабораторная работа №2 «Строение и расположение почек».
Урок №3.Цветок и плод.
Урок №4.Строение семян и их функции. Лабораторная работа №3 «Строение семени».
Урок №5. Органы и системы органов животных. Лабораторная работа №4 «Распознавание органов у животных».
5.Тип урока: Комбинированный. Лабораторная работа.
6.Цели урока
Образовательная: В результате урока учащиеся узнают:
- Особенности строения семян двудольных и однодольных растений.
- Особенности выполняемых функций семян.
Развивающая: Ученики учатся:
- Работать с натуральными объектами, сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
- Выделять главное в содержании.
Воспитательная: Учащиеся:
- Продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной работы.
- Убеждаются в необходимости привлечения средств науки биологии к пониманию и описанию данной темы урока
- Продолжают формировать биологическую картину мира, научное мировоззрение.
7. Методы: частично-поисковый.
8. Форма организации урока: Эвристическая беседа, самостоятельная работа, лабораторная работа.
9. Средства обучения: Таблицы: «Строение и прорастание семени фасоли», «Строение и прорастание зерновки пшеницы». Муляжи цветков яблони и тюльпана. Гербарные экземпляры: «Типы соцветий».Коллекции плодов растений. Ванночки с набором семян фасоли и пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы.
10. Формы организации работы в классе: индивидуальная, парная, коллективная, фронтальная.
11. Хронометраж урока:
1.Организационный этап - 2 минуты
2.Проверка знаний - 7 минут
3.Актуализация знаний - 3 минуты
4.Изучение нового материала - 20 минут
5.Закрепление знаний - 10 минут
6.Задание на дом - 3 минуты
12. Содержание урока
Ход урока
Обоснование деятельности учителя
Прогнозируемая деятельность учеников
1. Организационный этап.
Взаимное приветствие учащихся и учителя. Фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка знаний.
На прошлом уроке мы с вами работали по теме «Цветок и плод».Проверим насколько вы усвоили эту тему.
Задания:
А)Даны муляжи цветков: яблони и тюльпана. Необходимо заполнить схему в соответствии с полученными знаниями.
Цветок(название)
Околоцветник Главные части
Простой ? Двойной ? ?
Учащиеся делятся на два варианта и выполняют задание в тетрадях по заданной схеме.
Фронтальный опрос класса:
- Перечислите основные компоненты цветка яблони.
- Кокой тип околоцветника у данного цветка?
- В чем отличие простого околоцветника от двойного?
- Перечислите главные части цветка у тюльпана.
- Какую функцию у цветка выполняют пестик и тычинки?
Б)Дать определение понятия «соцветие».Используя гербарные материалы определить тип соцветия.
В)Дать определение понятия «плод».Используя коллекцию плодов растений рассказать о типах плодов и привести примеры плодов.
3. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
Рассказ учителя:
Плод несет семя или семена, которых у некоторых растений может быть несколько тысяч. Основные функции плода - формирование, защита и распределение семян.
Об особенностях строения, развития, функционирования семян наш сегодняшний урок.
4. Изучение нового материала.
Рассказ учителя:
С семени начинается жизнь любого цветкового растения - и такого маленького как болотная ряска, и такого гиганта наших лесов как дуб.
Семя - это зачаточное растение.
Демонстрация коллекций семян.
- семена различаются по форме.
- семена различаются по величине - самые мелкие семена у паразитирующих растений. А самые крупные семена у сейшельской пальмы, они достигают 50 сантиметров в диаметре и весят 15-20 кг.
- поверхность семян может быть:
- Как же устроено семя внутри?
Объяснение с использованием таблиц.
Основными структурными компонентами зрелого семени являются: семенная кожура, питательная (запасающая) ткань, зародыш. Снаружи семя покрыто толстой семенной кожурой. Она защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений. Под кожурой находится зародыш - маленькое будущее растеньице. Он состоит из : зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей. Семядоли - это первые листья зародыша.
У большинства семян имеется эндосперм - это запасающая ткань в которой накапливается запас питательных веществ. Если количество семядолей две, то такие растения называют двудольными. Их типичным представителям является фасоль.
-Обратим внимание на таблицу «Строение и прорастание семени фасоли».
Совсем по другому устроены семена лука, риса, пшеницы. Их зародыши имеют только одну семядолю.
- Обратим внимание на таблицу «Строение и прорастания зерновки пшеницы».
Изучая особенности строения семян, мы упомянули, что растения по признаку числа семядолей в зародыше делятся на двудольные и однодольные. Как правило, число семядолей в зародыше, как признак двудольных или однодольных упоминается совместно с другими характеристиками. Запишем их в виде таблицы. (Приложение №1)
3. Закрепление материала
Выполнение лабораторной работы «Строение семени» (Приложение №2)
4.Задание на дом.
Изучить раздел 6 учебника до конца. Выполнить задания рубрики «Какие утверждения верны». Подготовить сообщения об использовании человеком семян различных растений.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Контроль деятельности учащихся.
Развитие мыслительной деятельности учащихся.
Мотивация учащихся на восприятие нового материала.
Мотивация на основе научных рассуждений.
Мотивация на восприятие и осмысление нового блока знаний.
Обеспечение восприятия нового материала
Контроль знаний, корректировка усвоения понятий и представлений, развитие мыслительных, умственных способностей учащихся и практических навыков.
Активизация на данном уровне и закрепление знаний по теме.
Готовность класса к работе.
Слушают задания учителя и выполняют.
1 вариант
Яблоня
Околоцветник
Двойной
(венчик и чашечка)
Главные части
Пестик Тычинки
2 вариант
Тюльпан
Околоцветник
Простой Главные
(венчик) части
Пестик Тычинки
Рассказ учащегося у доски.
Рассказ учащегося у доски.
Учащиеся вспоминают пройденный материал.
Делают записи в тетрадях.
Форма семян: шаровидная, дисковидная, овальная, линейная …
Поверхность семян: гладкая, шероховатая, блестящая, бороздчатая …
Учащиеся слушают и делают записи в тетрадях.
Семя
семенная запасающая
кожура ткань
(эндосперм)
зародыш
зародыш
зародышевый почечка
корешок
зародышевый семядоли
стебелек
Учащиеся воспринимают и осмысливают новые знания.
Анализ полученной информации, систематизация и конкретизация знаний.
Закрепление изученного материала дома.
Результаты: поставленные цели достигнуты. В процессе проверки знаний ученики воспроизводят изученный материал, отвечают на вопросы учителя. В процессе объяснения нового материала ученики узнают, что такое семя, какие функции оно выполняет. В результате лабораторной работы они закрепляют изученный материал и делают правильные выводы.
Самоанализ урока:
Проведен урок на тему «Строение семян и их функции». Отбор содержания его структурирование, подобранные методы, средства и организационная форма обучения позволили достичь реализации поставленных целей. Закрепление, совершенствование, обобщение и систематизация полученных знаний продолжиться на последующих уроках изучения биологии.
Приложение №1
Таблица: Характерные признаки двудольных и однодольных растений.
Признаки
Однодольные
Двудольные
Число семядолей в зародыше
1 семядоля
2 семядоли
Жилкование листьев
Параллельное, дуговое
Сетчатое
Корневая система
Мочковатая
Стержневая
Приложение №2
Лабораторная работа «Строение семени»
Цель: изучить строение семян однодольных и двудольных растений на натуральных объектах. Определить функции различных частей семян.
Оборудование: на каждом столе ванночки с набором семян фасоли и пшеницы (по два сухих и два набухших семени фасоли, целые и разрезанные зерновки пшеницы), проростки фасоли, проростки пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы.
Задание для работы:
-
Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.
-
Снимите семенную кожуру фасоли. Какова её роль для семени?
-
Попробуйте снять покров с зерновки. Что вы снимаете? Почему это не удается?
-
Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.
-
Сравните проростки фасоли и пшеницы.
-
Сделайте вывод и запишите.
МОУ СОШ №156
Проект урока биологии на тему: «Строение семян и их функции».
Выполнила: учитель биологии
МОУ СОШ №156
г.Н.Новгорода
Белякова Н.Ю.
Нижний Новгород 2007
Цветок и плод
Цветок, видоизмененный побег, служащий для семенного размножения.
Цветок состоит из стеблевой части и листовой.
Стеблевая часть представлена цветоножкой и цветоложем.
Листовая часть включает: чашечку, венчик, тычинки, пестик, лепестки.
Строение цветка яблони.
В центре цветка хорошо заметен пестик.
рыльце
столбик
завязь
Пестик окружен тычинками.
Пыльник
пыльца
тычиночная нить
Пестик и тычинка- главные части цветка, они принимают участие в процессе оплодотворения и опыления.
Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник, он состоит из венчика- это лепестки цветка и чашечки- наружные листочки- чашелистики. Такой околоцветник называется двойным.
Если у цветка есть только венчик или только чашечка такой околоцветник называется простым. Например, у тюльпана.
Строение цветка яблони. Строение цветка тюльпана.
тычинки
лепестки
пестик
чашелистики
цветоложе
цветоножка
Большинство растений имеют цветки, в которых есть как тычинки так и пестики - обоеполые цветки (яблоня, роза, вишня). У некоторых растений одни цветки имеют только пестики, а другие тычинки - раздельнополые (огурец, кукуруза).
Если у растения пестики и тычинки развиваются на одном растении - однодомные цветки (огурец, кукуруза), если на разных - двудомные (тополь, облепиха).
Соцветие - это группы цветков, расположенных близко один к другому, в определенном порядке.
Соцветие могут быть простыми или сложными.
Простые соцветия:
-
Кисть - отдельные цветки расположенные один за другим на цветоножках,
отходящих от длинной общей оси (ландыш, черемуха).
-
Корзинка - мелкие сидячие цветки расположенные на расширенном ложе
соцветия ( астра, одуванчик)
-
Простой колос - цветки не имеют цветоножек, расположенные на общей
оси соцветия (подорожник)
-
Простой зонтик - цветоножки выходят от вершины соцветия (примула, вишня)
Сложные соцветия:
1.Сложный зонтик - соцветия состоит из отдельных нескольких зонтиков (морковь, петрушка).
2. Метелка - собрание отдельных групп цветков на общей оси (мятлик луговой).
3. Сложный колос - на общей оси несколько колосков каждый из которых образован несколькими цветками (пшеница, ячмень).
Плод - конечный этап развития цветка.
После опыления и оплодотворения к завязи притекают питательные веществ, и она превращается в спелый плод.
Из стенок завязи развивается околоплодник, который защищает семена от неблагоприятных воздействий.
Все плоды можно разделить на сухие и сочные, односемянные и многосемянные.
Сухие односемянные - семянка (подсолнечник)
орех ( орешник)
зерновки (злаки)
Сочные многосемянные - боб (фасоль)
стручок (капуста)
коробочка (мак)
Сочные односемянные - костянка (вишня)
Сочные многосемянные - ягода (смородина)