Проект урока по биологии «Строение семян и их функции» (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока «Строение семян и их функции».

Урок проводился в 6 «А» классе школы №156 г.Нижнего Новгорода.

В учебном плане на изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю.

Предлагаемый проект рассчитан на 1 урок (45 минут).

1.Программа:Сборник нормативных документов. Биология.

Учебник:Сонин Н.И. Биология 6 кл. Живой организм.-М.:Дрофа, 2006.

2.Краткая характеристика класса.

В классе учится 21 учащийся. По уровню знаний класс средний. Учащиеся интересуются новинками в области биологической науки, читают дополнительную литературу, основательно готовятся к урокам. Есть ребята, знания которых поверхностны, с ними приходится использовать индивидуальные задания. В целом класс дружный, общительный, активно стремящийся к знаниям.

3.Название урока: «Строение семян и их функции».

4.Тема: Органы и системы органов.

Урок 1.Органы цветкового растения. Корень. Лабораторная работа №1 «Строение корневых систем».

Урок 2.Органы цветкового растения. Побег. Лабораторная работа №2 «Строение и расположение почек».

Урок №3.Цветок и плод.

Урок №4.Строение семян и их функции. Лабораторная работа №3 «Строение семени».

Урок №5. Органы и системы органов животных. Лабораторная работа №4 «Распознавание органов у животных».

5.Тип урока: Комбинированный. Лабораторная работа.

6.Цели урока

Образовательная: В результате урока учащиеся узнают:

- Особенности строения семян двудольных и однодольных растений.

- Особенности выполняемых функций семян.

Развивающая: Ученики учатся:

- Работать с натуральными объектами, сравнивать, анализировать, делать выводы.

- Оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

- Выделять главное в содержании.

Воспитательная: Учащиеся:

- Продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной работы.

- Убеждаются в необходимости привлечения средств науки биологии к пониманию и описанию данной темы урока

- Продолжают формировать биологическую картину мира, научное мировоззрение.

7. Методы: частично-поисковый.

8. Форма организации урока: Эвристическая беседа, самостоятельная работа, лабораторная работа.

9. Средства обучения: Таблицы: «Строение и прорастание семени фасоли», «Строение и прорастание зерновки пшеницы». Муляжи цветков яблони и тюльпана. Гербарные экземпляры: «Типы соцветий».Коллекции плодов растений. Ванночки с набором семян фасоли и пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы.

10. Формы организации работы в классе: индивидуальная, парная, коллективная, фронтальная.

11. Хронометраж урока:

1.Организационный этап - 2 минуты

2.Проверка знаний - 7 минут

3.Актуализация знаний - 3 минуты

4.Изучение нового материала - 20 минут

5.Закрепление знаний - 10 минут

6.Задание на дом - 3 минуты

12. Содержание урока

Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учащихся и учителя. Фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Проверка знаний.

На прошлом уроке мы с вами работали по теме «Цветок и плод».Проверим насколько вы усвоили эту тему.

Задания:

А)Даны муляжи цветков: яблони и тюльпана. Необходимо заполнить схему в соответствии с полученными знаниями.

Цветок(название)


Околоцветник Главные части


Простой ? Двойной ? ?

Учащиеся делятся на два варианта и выполняют задание в тетрадях по заданной схеме.



Фронтальный опрос класса:

- Перечислите основные компоненты цветка яблони.

- Кокой тип околоцветника у данного цветка?

- В чем отличие простого околоцветника от двойного?

- Перечислите главные части цветка у тюльпана.

- Какую функцию у цветка выполняют пестик и тычинки?

Б)Дать определение понятия «соцветие».Используя гербарные материалы определить тип соцветия.

В)Дать определение понятия «плод».Используя коллекцию плодов растений рассказать о типах плодов и привести примеры плодов.

3. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

Рассказ учителя:

Плод несет семя или семена, которых у некоторых растений может быть несколько тысяч. Основные функции плода - формирование, защита и распределение семян.

Об особенностях строения, развития, функционирования семян наш сегодняшний урок.

4. Изучение нового материала.

Рассказ учителя:

С семени начинается жизнь любого цветкового растения - и такого маленького как болотная ряска, и такого гиганта наших лесов как дуб.

Семя - это зачаточное растение.

Демонстрация коллекций семян.

- семена различаются по форме.

- семена различаются по величине - самые мелкие семена у паразитирующих растений. А самые крупные семена у сейшельской пальмы, они достигают 50 сантиметров в диаметре и весят 15-20 кг.

- поверхность семян может быть:


- Как же устроено семя внутри?

Объяснение с использованием таблиц.

Основными структурными компонентами зрелого семени являются: семенная кожура, питательная (запасающая) ткань, зародыш. Снаружи семя покрыто толстой семенной кожурой. Она защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений. Под кожурой находится зародыш - маленькое будущее растеньице. Он состоит из : зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей. Семядоли - это первые листья зародыша.

У большинства семян имеется эндосперм - это запасающая ткань в которой накапливается запас питательных веществ. Если количество семядолей две, то такие растения называют двудольными. Их типичным представителям является фасоль.

-Обратим внимание на таблицу «Строение и прорастание семени фасоли».

Совсем по другому устроены семена лука, риса, пшеницы. Их зародыши имеют только одну семядолю.

- Обратим внимание на таблицу «Строение и прорастания зерновки пшеницы».

Изучая особенности строения семян, мы упомянули, что растения по признаку числа семядолей в зародыше делятся на двудольные и однодольные. Как правило, число семядолей в зародыше, как признак двудольных или однодольных упоминается совместно с другими характеристиками. Запишем их в виде таблицы. (Приложение №1)

3. Закрепление материала

Выполнение лабораторной работы «Строение семени» (Приложение №2)



4.Задание на дом.

Изучить раздел 6 учебника до конца. Выполнить задания рубрики «Какие утверждения верны». Подготовить сообщения об использовании человеком семян различных растений.

Подготовка учащихся к работе на уроке.




Контроль деятельности учащихся.

Развитие мыслительной деятельности учащихся.











































Мотивация учащихся на восприятие нового материала.










Мотивация на основе научных рассуждений.






















Мотивация на восприятие и осмысление нового блока знаний.


Обеспечение восприятия нового материала









Контроль знаний, корректировка усвоения понятий и представлений, развитие мыслительных, умственных способностей учащихся и практических навыков.

Активизация на данном уровне и закрепление знаний по теме.

Готовность класса к работе.




Слушают задания учителя и выполняют.

1 вариант

Яблоня



Околоцветник


Двойной

(венчик и чашечка)

Главные части



Пестик Тычинки


2 вариант

Тюльпан



Околоцветник



Простой Главные

(венчик) части

Пестик Тычинки












Рассказ учащегося у доски.




Рассказ учащегося у доски.


Учащиеся вспоминают пройденный материал.











Делают записи в тетрадях.


Форма семян: шаровидная, дисковидная, овальная, линейная …


Поверхность семян: гладкая, шероховатая, блестящая, бороздчатая …


Учащиеся слушают и делают записи в тетрадях.

Семя

семенная запасающая

кожура ткань

(эндосперм)

зародыш

зародыш

зародышевый почечка

корешок

зародышевый семядоли

стебелек

Учащиеся воспринимают и осмысливают новые знания.





Анализ полученной информации, систематизация и конкретизация знаний.



Закрепление изученного материала дома.

Результаты: поставленные цели достигнуты. В процессе проверки знаний ученики воспроизводят изученный материал, отвечают на вопросы учителя. В процессе объяснения нового материала ученики узнают, что такое семя, какие функции оно выполняет. В результате лабораторной работы они закрепляют изученный материал и делают правильные выводы.

Самоанализ урока:

Проведен урок на тему «Строение семян и их функции». Отбор содержания его структурирование, подобранные методы, средства и организационная форма обучения позволили достичь реализации поставленных целей. Закрепление, совершенствование, обобщение и систематизация полученных знаний продолжиться на последующих уроках изучения биологии.











Приложение №1

Таблица: Характерные признаки двудольных и однодольных растений.

Признаки

Однодольные

Двудольные

Число семядолей в зародыше

1 семядоля

2 семядоли

Жилкование листьев

Параллельное, дуговое

Сетчатое

Корневая система

Мочковатая

Стержневая

Приложение №2

Лабораторная работа «Строение семени»

Цель: изучить строение семян однодольных и двудольных растений на натуральных объектах. Определить функции различных частей семян.

Оборудование: на каждом столе ванночки с набором семян фасоли и пшеницы (по два сухих и два набухших семени фасоли, целые и разрезанные зерновки пшеницы), проростки фасоли, проростки пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы.

Задание для работы:

  1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.

  2. Снимите семенную кожуру фасоли. Какова её роль для семени?

  3. Попробуйте снять покров с зерновки. Что вы снимаете? Почему это не удается?

  4. Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.

  5. Сравните проростки фасоли и пшеницы.

  6. Сделайте вывод и запишите.








МОУ СОШ №156










Проект урока биологии на тему: «Строение семян и их функции».



Выполнила: учитель биологии

МОУ СОШ №156

г.Н.Новгорода

Белякова Н.Ю.


Нижний Новгород 2007







Цветок и плод

Цветок, видоизмененный побег, служащий для семенного размножения.

Цветок состоит из стеблевой части и листовой.

Стеблевая часть представлена цветоножкой и цветоложем.

Листовая часть включает: чашечку, венчик, тычинки, пестик, лепестки.


Строение цветка яблони.

В центре цветка хорошо заметен пестик.

рыльце

столбик

завязь

Пестик окружен тычинками.

Пыльник

пыльца

тычиночная нить

Пестик и тычинка- главные части цветка, они принимают участие в процессе оплодотворения и опыления.

Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник, он состоит из венчика- это лепестки цветка и чашечки- наружные листочки- чашелистики. Такой околоцветник называется двойным.

Если у цветка есть только венчик или только чашечка такой околоцветник называется простым. Например, у тюльпана.

Строение цветка яблони. Строение цветка тюльпана.

тычинки

лепестки

пестик

чашелистики

цветоложе

цветоножка

Большинство растений имеют цветки, в которых есть как тычинки так и пестики - обоеполые цветки (яблоня, роза, вишня). У некоторых растений одни цветки имеют только пестики, а другие тычинки - раздельнополые (огурец, кукуруза).

Если у растения пестики и тычинки развиваются на одном растении - однодомные цветки (огурец, кукуруза), если на разных - двудомные (тополь, облепиха).

Соцветие - это группы цветков, расположенных близко один к другому, в определенном порядке.

Соцветие могут быть простыми или сложными.

Простые соцветия:

  1. Кисть - отдельные цветки расположенные один за другим на цветоножках,

отходящих от длинной общей оси (ландыш, черемуха).



  1. Корзинка - мелкие сидячие цветки расположенные на расширенном ложе

соцветия ( астра, одуванчик)



  1. Простой колос - цветки не имеют цветоножек, расположенные на общей

оси соцветия (подорожник)



  1. Простой зонтик - цветоножки выходят от вершины соцветия (примула, вишня)


Сложные соцветия:

1.Сложный зонтик - соцветия состоит из отдельных нескольких зонтиков (морковь, петрушка).


2. Метелка - собрание отдельных групп цветков на общей оси (мятлик луговой).


3. Сложный колос - на общей оси несколько колосков каждый из которых образован несколькими цветками (пшеница, ячмень).


Плод - конечный этап развития цветка.

После опыления и оплодотворения к завязи притекают питательные веществ, и она превращается в спелый плод.

Из стенок завязи развивается околоплодник, который защищает семена от неблагоприятных воздействий.

Все плоды можно разделить на сухие и сочные, односемянные и многосемянные.

Сухие односемянные - семянка (подсолнечник)

орех ( орешник)

зерновки (злаки)

Сочные многосемянные - боб (фасоль)

стручок (капуста)

коробочка (мак)

Сочные односемянные - костянка (вишня)

Сочные многосемянные - ягода (смородина)


© 2010-2022