Методическая разработка урока 11 класс Фотосинтез

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока



Тема

Фотосинтез.

Урок № 1 Введение в процесс

Класс

11

цель

создать условия для понимания и освоении знаний учащихся по теме, продолжить обучение находить необходимую информацию, воспитывать культуру умственного труда, творческую активность и коммуникативность при работе группах, применять знания и умения на практике

Задачи

образовательные

воспитательные

развивающие

Формирование познавательных УУД

Формирование личностных и коммуникативных УУД

Формирование регулятивных УУД

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Формирование систематизированных представлений о биологическом процессе, необходимых условиях протекания процесса,

систематизирование знаний учащихся по изучаемой теме, расширить знания о процессе.

Развитие умений работать с различными источниками информации, овладение основами исследовательской деятельности, анализировать, делать выводы, организовывать совместную деятельность, развивать умение использования речевых и ИКТ -средств для объяснения и доказательства

Формирование представлений о ценности компонентов природы, значении биологических процессов для человека, освоение социальных норм и правил поведения, коммуникативной компетенции, экологической культуры

Межпредметные связи

Иностранный язык, физика, история

Формы работы

Индивидуальная, групповая

Ресурсы

Интернет- ресурсы, словари

Основные понятия

Фотон, квант, фотосистема, хлоропласт, фотосинтез, хлорофилл

УДД:

  1. личностные

Принятие определенной социальной роли, развитие навыков сотрудничества, развитие мотивации к учебной деятельности, умение оценивать уровень своих знаний и умений


  1. регулятивные

Фиксирование результатов, обобщение, формулирование выводов

Владение основами самоконтроля и самооценки

Выбор эффективного способа решения поставленной задачи, прогнозирования событий

  1. познавательные

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;


  1. коммуникативные

Использование информационных ресурсов для поиска информации, формирование биологического мышления и умения применять его в практике, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Формы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

примечание

Предварительная подготовка

Учитель подготавливает раздаточный материал, определяет темы выступлений, подбирает видеоматериалы

До урока, учащиеся, которые подготовили сообщения с использованием ИКТ - формируют папку творческих работ

Проводиться до урока. Учащиеся получают задания по желанию заранее. Подготовленный материал учащиеся могут прислать учителю и получить необходимую консультацию

Организационный этап занятия

беседа

Предложение учащимся оценить готовность к занятию;

настрой на активную и творческую работу;

Проводят самооценку, подготовка материалов к занятию

До урока учащиеся формируют папку со своими работами, для проведения практической части работы готовиться набор для микроскопирования объектов

Основной этап занятия

I. Вводно-мотивационный блок - мотивация, целеполагание, актуализация.

беседа

Вступительное слово учителя, настрой на активную работу. Учитель обращает внимание на иностранные слова, написанные на доске. Основной вопрос о термине (варианты названий фотосинтеза на разных языках)

Формулируют цели занятия в соответствие с изученным материалом

Для оформления рабочего пространства урока можно использовать аппликации с изображением листьев, солнца. Растение комнатной мяты для демонстрации объекта, с которым работали исследователи (Пристли), вытяжки с хлорофиллом

II. Основной блок

Теоретическая часть

Основной материал блока теоретической части представляют учащиеся, которые выбрали темы выступлений

2а. Характеристика света

Выступление учащихся, работа с индивидуальной картой, элементы беседы

Учитель предлагает учащимся заполнить часть таблицы (см. раздаточный материал) «что я знаю», после выступления: «что я узнал» и предлагает озвучить свои ответы

Учащийся выступает с сообщением, презентацией или подборкой иллюстративного материала

2 б. Историческая справка

Выступление учащихся, работа с индивидуальной картой, элементы беседы

Учитель предлагает учащимся заполнить часть таблицы (см. раздаточный материал) «что я знаю», после выступления: «что я узнал» и предлагает озвучить свои ответы

Группа выступает с сообщением, презентацией по теме: Основные исследователи фотосинтеза

По окончании выступления можно продемонстрировать фрагмент фильма «100 великих открытий. Биология» отрывок о Дж. Пристли

2 в. Пластиды

Выступление учащихся, работа с индивидуальной картой, элементы беседы

Учитель предлагает учащимся заполнить часть таблицы (см. раздаточный материал) «что я знаю», после выступления: «что я узнал» и предлагает озвучить свои ответы

Учащийся выступает с сообщением, презентацией или подборкой иллюстративного материала

При подготовке выступления следует обратить особое внимание на материал по строению хлоропласта

2 г. Пигменты

Выступление учащихся, работа с индивидуальной картой, элементы беседы

Учитель предлагает учащимся заполнить часть таблицы (см. раздаточный материал) «что я знаю», после выступления: «что я узнал» и предлагает озвучить свои ответы

Учащийся выступает с сообщением, презентацией

Учащиеся представляют материал о пигментах, которые участвуют в процессе фотосинтеза. Учитель может дополнить выступление о пигментах, которые существуют у растений. Возможно демонстрирование способа получения вытяжки хлорофилла.

2 д. Фотосистемы

Выступление учащихся, работа с индивидуальной картой, элементы беседы

Учитель предлагает учащимся заполнить часть таблицы (см. раздаточный материал) «что я знаю», после выступления: «что я узнал» и предлагает озвучить свои ответы

Учащийся выступает с сообщением (презентацией) о строении фотосистем и их роли в процессе фотосинтеза

Возможно демонстрирование модели фотосистемы, которую могут изготовить учащиеся или учитель

III. Основной блок

Практическая часть

Учащиеся выполняют лабораторную работу «Строение эпидермиса листа Гемантуса белоцветкового»

Лабораторная работа

Учитель в случае необходимости помогает учащимся в ходе работы, инструктирует и корректирует ход работы

Учащиеся по плану лабораторной работы настраивают микроскопы, делают микропрепарат, рассматривают объект, заполняют таблицу, выполняют рисунки. По окончании лабораторной работы учащиеся убирают рабочее место. Делают выводы по данной части урока.

Возможно рассмотреть не только Гемантус (выбор объекта обусловлен особенностью строения эпидермиса листа данного растения), но и другие объекты. Возможно, провести лабораторную часть, где будет несколько объектов и сравнить между собой строение микропрепаратов. Лабораторную часть можно провести вначале занятия.

Заключительный этап занятия.

Перед проведением обобщения и рефлексии (или перед проведение лабораторной части) учитель может показать видеофрагмент «Песенка о фотосинтезе».

Рефлексия

Рефлексия участников занятия

Учитель объявляет об окончании занятия и предлагает подвести итоги, высказать свое мнение каждому ученику

Учащиеся оценивают свое участие в работе, комфортность и результативность

После занятия учитель проводит обобщение материала

Домашнее задание: оформить таблицу, сделать необходимые выводы.

На дополнительную оценку на следующим уроке учащиеся могут взять следующие вопросы:

Перевод песни о фотосинтезе

Сделать подборку стихов или высказываний о фотосинтезе

Составить синквейны о терминах, которые были рассмотрены на уроке



Приложение к уроку:

  1. видеофрагмент из фильма «100 великих открытий. Биология» youtube.com/watch?v=miQBpimI7pU

  2. видеофрагмент песенка о фотосинтезе youtube.com/watch?v=tSHmwIZ9FNw

  3. словарь иностранных слова свет (можно выписать на доске и попросить сделать перевод и задать вопрос как же на разных языках мог бы звучать термин «фотосинтез»: luz (исп. ), light (англ.), φως (греч.), lux (лат.), lumière (фр.), valo (фин.) - свет; синтез -

synthesis (англ.), synteesi (фин.), synthesis (лат.), σύνθεση (греч.), síntesis (исп.)

  1. Фотосинтез (от др.-греч. φῶς - свет и σύνθεσις - соединение, складывание, связывание

  2. Гемантус белоцветковый - (Haemanthus albiflos) - это луковичный многолетник, растение из семейства амариллисовых (Amaryllidaceae). Произрастает гемантус в Южной Африке среди зарослей кустарников и по склонам каменистых гор. За сезон обычно отрастают два широких листа, округлых на конце. За их форму растение еще называют "олений язык", "коровий язык". При выращивании в доме они вырастают до тридцати сантиметров в длину и почти весь год остаются зелеными. На родине отмирают на сухой период.

  3. Ход лабораторной работы:

  • Настроить микроскоп

  • Приготовить временный препарат «Эпидермис листа Гемантуса»

  • Рассмотреть объект

  • Зарисовать объект, обозначить клетки эпидермиса, устьица

  • Сделать вывод по работе

  1. Таблица для заполнения учащимися:

Тема урока:

Фамилия, имя учащегося:

блока



Название блока




Что я знаю



Что я узнал

Свет


    история



      фотосистемы


        хлоропласт


          пигменты



            хлорофилл



              лист



              Сделать рисунок, обозначить клетки эпидермиса, устьица

              Вывод по уроку:

              Оценка урока:

              Пожелания:



              © 2010-2022