Рабочие программы по биологии 6кл. по программе Пономарёвой И. Н

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко 2010. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:  И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменк...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко 2010. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы /Под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана - Граф, 2009 Федерального перечня учебников на 2014/2015 уч. год. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ Новосельская сош данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности , способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Цели и задачи курса

Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: 1.Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира. 2. Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни. 3.Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результат эволюции и устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

Задачи:

- Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.

- Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

- Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

- Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Требования к результатам освоения программы Деятельность в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Содержание разделов и тем учебного курса

Введение. Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. ( 5ч.)

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.

Лабораторная работа № 1. Знакомство с цветковыми растениями

Лабораторная работа № 2 Строение растительной клетки

Органы цветковых растений. ( 10ч.)

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Лабораторная работа № 3 Изучение строения семени двудольных растений.

Лабораторная работа № 4 Внешнее строение листа

Основные процессы жизнедеятельности растений. ( 7ч.)

Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания. Лабораторная работа № 5 Растения разных экологических групп

Многообразие растительного мира.( 5 ч.)

Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные.

Многообразие и развитие растительного мира.( 2 ч.) Историческое развитие растительного мира на Земле.

Царство Бактерии (1ч.) Строение ,значение бактерий

Царство Грибы. Лишайники (2ч.)

Природные сообщества. (3 ч.)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе. Экскурсия « Весенние явления в жизни экосистемы ».

Учебно-тематический план

№ п\п

Раздел, тема урока

Количество часов


лабораторные работы

экскурсии

1

Введение. Общее знакомство с растениями

5

№1,2

2

Органы цветковых растений

10

№3,4

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

№5

4

Многообразие живых организмов и развитие растительного мира

10

5

Природные сообщества

3

1

Итого :

34

5

1

Перечень лабораторных работ

Лабораторная работа № 1 Знакомство с цветковыми растениями

Лабораторная работа № 2 Строение растительной клетки

Лабораторная работа № 3 Изучение строения семени двудольных растений.

Лабораторная работа № 4 Внешнее строение листа

Лабораторная работа № 5 Растения разных экологических групп



Календарно-тематическое планирование Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники

6 класс.

Разработано на основе программы Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Авторы: Пономарева И.Н и др. / Биология в основной школе. - М., Вентана-Граф, 2010.

По учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6 класса под редакцией И. Н. Пономаревой / Биология в основной школе. - М., Вентана-Граф, 2009.

Четверть.

Неделя.

№ урока.

Дата.

Тема урока.

§

I.

сентябрь

1.

1.


Введение. Общее знакомство с растениями - 3 ч.

Стр. 4-8,

§ 1

Мир растений. Наука о растениях - ботаника

2.

2.


Строение растений. Л/р №1 «Знакомство с цветковыми растениями»

2

3.

3.


Условия жизни растений.

4

4.

4.


Клеточное строение растений - 2 ч.

7, 9

Строение растительной клетки. Л/р № 2 «Строение растительной клетки»

октябрь

5.

5.


Процессы жизнедеятельности клетки.

8

6.

6.


Органы цветковых растений - 9 ч.

10, 12

Семя, его строение и значение для растения. Л/р № 3 «Семя»

7.

7.


Корень, его внешнее и внутреннее строение.

13, 14

8.

8.


Побег. Строение и значение его для растения.

16, 17


ноябрь9.

9.


Лист - часть побега. Значение листа для растения. Л/р № 4 № Внешнее строение листа»

18, 19

II.

10.

10.


Стебель - часть побега. Его внешнее и внутреннее строение.

20

11.

11.


Многообразие стеблей.

21, 22


Декабрь

12.

12.


Цветок. Его строение и значение для растения.

23, 24

13.

13.


Плод. Его значение и многообразие форм.

25

14.

14.


Обобщение по теме.

26

15.

15.


Основные процессы жизнедеятельности растений - 7 ч.

27


Корневое питание растений.

январь

16.

16.


Воздушное питание растений. Фотосинтез.

28

17.

17.


Дыхание растений и обмен веществ.

30

III.

18.

18.


Значение воды в жизни растений. Л/Р № 5 «Растения разных экологических групп по отношению к воде»

31

февраль

19.

19.


Размножение и оплодотворение растений.

32, 34

20.

20.


Рост и развитие растительного организма.

35, 36

21.

21.


Обобщение и повторение по теме


22.

22.


Основные отделы царства Растения - 5ч.

37

Понятие о систематике растений.

март

23.

23.


Водоросли. Общая характеристика.

38, 39

24.

24.


Моховидные и Папоротниковидные как представители высших растений.

40, 41

25.

25.


Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

42

апрель

26.

26.


Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Обобщение по теме.

43

27.

27.


Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле - 2 ч.

46, 47

Понятие об эволюции растительного мира.

IV

28.

28.


Многообразие и происхождение культурных растений.

48

29.

29.


Царство Бактерии - 1 ч.

50, 51, 52

Царство Бактерии. Общая характеристика и значение.

май

30.

30.


Царство Грибы и Лишайники - 2 ч.

53, 54

Царство Грибы. Общая характеристика и значение.

31.

31.


Лишайники. Общая характеристика и значение.

55

32.

32.


Природные сообщества. Заключение - 3 ч.

56

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

33.

33.


Приспособленность растений к совместному обитанию.

57

34.

34.


Обобщение по курсу

59, 60







Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения биологии в 6 классе - раздела «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» - на базовом уровне ученик должен
знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлять приспособления растений к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Литература

для учащихся:

  • Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. - М., Вентана-Граф, 2009.

  • Книга для чтения по ботанике /сост. Д.И. Трайтак. - М., Просвещение, 1985.

для учителя:

  • Падалко Н.В. и др. Методика обучения ботанике. - М., Просвещение, 1982.

  • Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: 6-7. - М., Просвещение, 1989.

  • Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология - 6 кл./ экспериментальный учебник. - М., Вентана - Граф, 1993.

  • Малеева Н.В., Чуб В.В.Биология: флора - 7 кл./ экспериментальный учебник. - М., Дрофа, 1997.

  • Генкель П.А. Физиология растений. - М., Просвещение, 1985.

  • Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., Просвещение, 1997.

  • Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения. - М., Просвещение, 1988.

  • Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе, - М., Просвещение, 1990.

  • Петров В.В Растительный мир нашей родины. - М., Просвещение, 1991.

  • Демьяненков Е.Н.Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.

  • Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 1999.

  • Боброва Н.Г Эта увлекательная ботаника. - Самара, 1994.

Интрнет - сайты:

  • Биология: электронный учебник: ebio.ru/

  • Ботанический сервер МГУ: herba.msu.ru/russian/index.html

  • Бесплатные обучающие программы по биологии: informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/

  • Вся биология: biology.asvu.ru/

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru/

  • Красная книга, энциклопедия «Флора и фауна»: biodat.ru

  • Русская природа: растения, грибы, животные: rwn.boom.ru

  • Сайт систематики растений и животных: floranimal.ru

  • Школьный мир. Биология: school.holm.ru/predmet/bio/

  • Электронный определитель растений: opredelit.narod.

Электронный учебник по биологии: dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm

© 2010-2022