- Преподавателю
- Биология
- Рабочие программы по биологии 6кл. по программе Пономарёвой И. Н
Рабочие программы по биологии 6кл. по программе Пономарёвой И. Н
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сафонова Н.Н. |
Дата | 18.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко 2010. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы /Под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана - Граф, 2009 Федерального перечня учебников на 2014/2015 уч. год. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ Новосельская сош данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности , способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Цели и задачи курса
Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: 1.Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира. 2. Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни. 3.Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результат эволюции и устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.
Задачи:
- Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
- Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
- Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
- Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Требования к результатам освоения программы Деятельность в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Содержание разделов и тем учебного курса
Введение. Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. ( 5ч.)
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.
Лабораторная работа № 1. Знакомство с цветковыми растениями
Лабораторная работа № 2 Строение растительной клетки
Органы цветковых растений. ( 10ч.)
Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.
Лабораторная работа № 3 Изучение строения семени двудольных растений.
Лабораторная работа № 4 Внешнее строение листа
Основные процессы жизнедеятельности растений. ( 7ч.)
Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания. Лабораторная работа № 5 Растения разных экологических групп
Многообразие растительного мира.( 5 ч.)
Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные.
Многообразие и развитие растительного мира.( 2 ч.) Историческое развитие растительного мира на Земле.
Царство Бактерии (1ч.) Строение ,значение бактерий
Царство Грибы. Лишайники (2ч.)
Природные сообщества. (3 ч.)
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе. Экскурсия « Весенние явления в жизни экосистемы ».
Учебно-тематический план
№ п\п
Раздел, тема урока
Количество часов
лабораторные работы
экскурсии
1
Введение. Общее знакомство с растениями
5
№1,2
2
Органы цветковых растений
10
№3,4
3
Основные процессы жизнедеятельности растений
7
№5
4
Многообразие живых организмов и развитие растительного мира
10
5
Природные сообщества
3
1
Итого :
34
5
1
Перечень лабораторных работ
Лабораторная работа № 1 Знакомство с цветковыми растениями
Лабораторная работа № 2 Строение растительной клетки
Лабораторная работа № 3 Изучение строения семени двудольных растений.
Лабораторная работа № 4 Внешнее строение листа
Лабораторная работа № 5 Растения разных экологических групп
Календарно-тематическое планирование Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники
6 класс.
Разработано на основе программы Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Авторы: Пономарева И.Н и др. / Биология в основной школе. - М., Вентана-Граф, 2010.
По учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6 класса под редакцией И. Н. Пономаревой / Биология в основной школе. - М., Вентана-Граф, 2009.
Четверть.
Неделя.
№ урока.
Дата.
Тема урока.
§
I.
сентябрь
1.
1.
Введение. Общее знакомство с растениями - 3 ч.
Стр. 4-8,
§ 1
Мир растений. Наука о растениях - ботаника
2.
2.
Строение растений. Л/р №1 «Знакомство с цветковыми растениями»
2
3.
3.
Условия жизни растений.
4
4.
4.
Клеточное строение растений - 2 ч.
7, 9
Строение растительной клетки. Л/р № 2 «Строение растительной клетки»
октябрь
5.
5.
Процессы жизнедеятельности клетки.
8
6.
6.
Органы цветковых растений - 9 ч.
10, 12
Семя, его строение и значение для растения. Л/р № 3 «Семя»
7.
7.
Корень, его внешнее и внутреннее строение.
13, 14
8.
8.
Побег. Строение и значение его для растения.
16, 17
ноябрь9.
9.
Лист - часть побега. Значение листа для растения. Л/р № 4 № Внешнее строение листа»
18, 19
II.
10.
10.
Стебель - часть побега. Его внешнее и внутреннее строение.
20
11.
11.
Многообразие стеблей.
21, 22
Декабрь
12.
12.
Цветок. Его строение и значение для растения.
23, 24
13.
13.
Плод. Его значение и многообразие форм.
25
14.
14.
Обобщение по теме.
26
15.
15.
Основные процессы жизнедеятельности растений - 7 ч.
27
Корневое питание растений.
январь
16.
16.
Воздушное питание растений. Фотосинтез.
28
17.
17.
Дыхание растений и обмен веществ.
30
III.
18.
18.
Значение воды в жизни растений. Л/Р № 5 «Растения разных экологических групп по отношению к воде»
31
февраль
19.
19.
Размножение и оплодотворение растений.
32, 34
20.
20.
Рост и развитие растительного организма.
35, 36
21.
21.
Обобщение и повторение по теме
22.
22.
Основные отделы царства Растения - 5ч.
37
Понятие о систематике растений.
март
23.
23.
Водоросли. Общая характеристика.
38, 39
24.
24.
Моховидные и Папоротниковидные как представители высших растений.
40, 41
25.
25.
Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.
42
апрель
26.
26.
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Обобщение по теме.
43
27.
27.
Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле - 2 ч.
46, 47
Понятие об эволюции растительного мира.
IV
28.
28.
Многообразие и происхождение культурных растений.
48
29.
29.
Царство Бактерии - 1 ч.
50, 51, 52
Царство Бактерии. Общая характеристика и значение.
май
30.
30.
Царство Грибы и Лишайники - 2 ч.
53, 54
Царство Грибы. Общая характеристика и значение.
31.
31.
Лишайники. Общая характеристика и значение.
55
32.
32.
Природные сообщества. Заключение - 3 ч.
56
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.
33.
33.
Приспособленность растений к совместному обитанию.
57
34.
34.
Обобщение по курсу
59, 60
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения биологии в 6 классе - раздела «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» - на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
-
сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
-
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
-
выявлять приспособления растений к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
-
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
-
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Литература
для учащихся:
-
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. - М., Вентана-Граф, 2009.
-
Книга для чтения по ботанике /сост. Д.И. Трайтак. - М., Просвещение, 1985.
для учителя:
-
Падалко Н.В. и др. Методика обучения ботанике. - М., Просвещение, 1982.
-
Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: 6-7. - М., Просвещение, 1989.
-
Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология - 6 кл./ экспериментальный учебник. - М., Вентана - Граф, 1993.
-
Малеева Н.В., Чуб В.В.Биология: флора - 7 кл./ экспериментальный учебник. - М., Дрофа, 1997.
-
Генкель П.А. Физиология растений. - М., Просвещение, 1985.
-
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., Просвещение, 1997.
-
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения. - М., Просвещение, 1988.
-
Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе, - М., Просвещение, 1990.
-
Петров В.В Растительный мир нашей родины. - М., Просвещение, 1991.
-
Демьяненков Е.Н.Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.
-
Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 1999.
-
Боброва Н.Г Эта увлекательная ботаника. - Самара, 1994.
Интрнет - сайты:
-
Биология: электронный учебник: ebio.ru/
-
Ботанический сервер МГУ: herba.msu.ru/russian/index.html
-
Бесплатные обучающие программы по биологии: informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/
-
Вся биология: biology.asvu.ru/
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru/
-
Красная книга, энциклопедия «Флора и фауна»: biodat.ru
-
Русская природа: растения, грибы, животные: rwn.boom.ru
-
Сайт систематики растений и животных: floranimal.ru
-
Школьный мир. Биология: school.holm.ru/predmet/bio/
-
Электронный определитель растений: opredelit.narod.
Электронный учебник по биологии: dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm