Поурочный план по биологии на тему Многообразие и значение простейших

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель биологии: Сыдыкбаева Фарида Нурмухановна

7- класс БИОЛОГИЯ

Многообразие и значение простейших

Задачи урока:

- в ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности одноклеточных организмов .

- развивать логическое мышление, мировозрение, память, речь.

- воспитание гигиенических навыков при обсуждении профилактических мер, мер по предупреждению заболеваний, вызванных простейшими.

Ход урока

Проверка и закрепление знаний

Проверки знаний учащихся по ранее изученной теме «Одноклеточные».

Ученикам поручается выполнить задания «Одноклеточные» Ответ учеников будут предложены для обсуждения классу.

1.В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий. В отличие от инфузории туфельки, у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните почему?

(Отсутствие специальных органоидов питания у балантидия можно объяснить тем, что эта инфузория использует уже растворенные питательные вещества, которые поглощает всей поверхностью тела.)

2.В цитоплазме морских простейших лучевиков (радиолярий) живут одноклеточные зеленые водоросли - зоохлореллы. Какое значение для простейших и водорослей имеет такая форма сожительства?

(Это явление называется симбиозом. Зоохлореллы обеспечивают лучевиков питательными веществами за счет фотосинтеза, лучевики уже предоставляют зоо-хлореллам защиту.)

3.Дизентерия, малярия, кокцидиоз, лямблиоз, лейшманиоз. Что общего между всеми этими заболеваниями?

(Все эти заболевания вызываются паразитическими простейшими.)

4. В желудке жвачных млекопитающих - коров, овец, оленей, - питающихся грубой растительной пищей, живут особые инфузории. Общая их масса в желудке коровы достигает 3 кг. Какова роль этих инфузорий в жизни жвачных млекопитающих?

(Инфузории, обитающие в кишечнике жвачных млекопитающих, не причиняют вреда своему хозяину, но помогают расщеплять трудно перевариваемую клетчатку.)

Ученики работают с опережающими заданиями - их ответы будут заслушаны на этапе урока, посвященном изучению нового материала.

Почему ученые считают представителей типа инфузорий самыми высокоорганизованными простейшими? - работа с текстом учебника (с. 99).

(Наличие у инфузорий специальных органоидов: клеточной воронки, клеточного рта, глотки, порошицы; наличие двух ядер; реснички как органоиды движения.)

Каково значение простейших в природе? - работа с текстом учебника (стр. 99) и дополнительным материалом «Значение простейших в природе и жизни человека» из книги «Хрестоматия по зоологии».

(Простейшие - источник питания для других животных; участники образования горных пород; возбудители болезней человека и животных. Можно отметить также значение простейших как индикатора степени загрязненности водоемов.)

Составьте памятку «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими животными» - работа с текстом учебника; использование знаний, полученных самостоятельно из дополнительной литературы и из повседневной жизни.

Пример

1.Пить только кипяченую воду.

2.Не купаться в водоемах со стоячей, загрязненной водой.

3.Соблюдать правила личной гигиены. Мыть руки после работы с землей, общения с животными.

4.Делать предупредительные прививки перед поездкой в тропические страны.

Индивидуальные задания

Предлагаются три задания различного уровня сложности - на выбор. Время выполнения - 7-8 минут.

Здание 1. Оценка «удовлетворительно».

Рассмотрите рис. 1. Раскрасьте цветными карандашами части организма (клетки) амебы и напишите их названия.

(1 - ложноножки, или псевдоподии; 2 - ядро; 3-пищеварительная вакуоль; 4 - сократительная вакуоль; 5-цитоплазма.)

Задание 2. Оценка «хорошо»

Рассмотрим рис. 2. Сравните строение амебы и эвглены. В чем сходство и различие между этими простейшими?

(Сходство: наличие цитоплазмы, ядра. Различия: амеба не имеет постоянной формы тела, эвглена - имеет; у амебы органы движения - ложноножки, у эвглены - жгутики; у эвглены имеются хлоропласты, у амебы - нет.)

Задание 3. Оценка «отлично»

Амеб поместили в пробирку с предварительно прокипяченной водой, охлажденной потом в закрытой пробирке до комнатной температуры. Что произойдет с амебами? Почему?

(Амебы погибнут, т.к. в кипяченой воде отсутствует кислород.)

Индивидуальное задание повышенной сложности для ученика, интересующегося зоологией, имеющего хорошую подготовку и широкий кругозор. (Тест по теме «Подцарство Простейшие» из дополнительной литературы.)

Работа у доски.

1.Заполнить первые две колонки таблицы 1, используя значки «+» и «-»

2.Закончить заполнение схемы и привести примеры организмов.

Фронтальная беседа

С учащимися, не получившими задания в группе, парах, индивидуально, организуется беседа с целью актуализации знаний.

Вопросы для проведения беседы

  1. Какие особенности характерны для представителей подцарства Одноклеточные?

(Состоят из одной клетки, есть цитоплазма, ядро.)

  1. Какие жизненные свойства характерны для одноклеточных организмов?

(Дыхание, питание, выделение, движение, размножение.)

  1. Каковы способы питания одноклеточных?

(Автотрофный, гетеротрофный, миксотрофный.)

  1. Какие специальные органоиды имеются у простейших для питания?

(Пищеварительная вакуоль, клеточный рот, клеточная глотка.)

  1. Объясните явление. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие.

(Неблагоприятные условия простейшие переносят в состоянии цисты, а с наступлением благоприятных условий вновь возобновляют свою жизнедеятельность.

  1. Какие колониальные простейшие вам известны. В чем преимущество колониальных организмов?

(Вольвокс. Увеличивается скорость движения к более благоприятным местам. Пища, захваченная одним из членов колонии, становится общей. У более крупных колониальных организмов меньше врагов, чем у отдельных клеток.)

  1. В паузах листьев высокой пальмы скопилась вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же простейшие, что и в расположенном рядом озере. Каким образом они могли «взобраться» на пальму?

(Цисты простейших занес в пазухи листьев ветер.)

Во время фронтальной беседы учащиеся, работавшие с заданиями индивидуально, закончив, передают их для проверки ребятам, назначенным на сегодняшнем уроке консультантами учителя.

Изучение нового материал

В ходе работы с учебником выясняется причина гибели - малярия.

Почему трудно бороться с возбудителями данного заболевания?

(Обсуждение, формулировка верного ответа: у малярийного плазмодия сложный жизненный цикл со сменой хозяев , что и затрудняет борьбу.)

Выступление ученика

По ходу ответа на доске заполняет третья колонка таблицы 1. После сообщения класс делает вывод о сложном строении организма инфузории.

Учитель. Несмотря на то, что размеры простейших очень малы, они имеют большое значение в природе и жизни человека.

Выступление ученика

После рассказа о значении простейших все учащиеся самостоятельно заполняют таблицу 2 в тетради. При заполнении ребята могут пользоваться текстом учебника. По мере заполнения таблица проверяется, корректируется. Акцентируется внимание на информации, полученной из дополнительной литературы при работе участников творческой пары.

Таблица 2. Роль простейших в природе и жизни человека

Положительное значение

Отрицательное значение

Учитель. Простейшие нередко становятся причинами заболевания человека. Как уберечься от этих заболеваний?

Выступление третьей творческой пары.

После выступления проводится обсуждение и дополнение памятки. Внимание учащихся акцентируется на правилах личной гигиены.

Подведение итогов урока

Работа по схеме «Подцарство Одноклеточные» на доске.

Какие новые знания вы получили на уроке?

Домашнее задание

Дополнительные материалы. Реферат по теме.


© 2010-2022