Внеклассное мероприятие День птиц

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старогольская средняя общеобразовательная школа»









День птиц

(школьный праздник)



Составитель:

Шишова Галина Ивановна,

учитель биологии и химии,

руководитель кружка

«Юный натуралист»

Праздник День птиц

Цель: формирование у обучающихся нравственности и духовности, ответственного отношения к природе; воспитание истинных патриотов, любящих свою страну, знающих свой край. Задачи: - расширить знания школьников о птицах, их поведении, о значении птиц в жизни человека и в природе; приобщить детей к изучению и сохранению культурного и природного наследия Орловского края; -воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма, понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества; -развивать познавательные интересы, творческие способности, навыки самообразования школьников.

Оборудование: компьютер, экран, аудио, мультимедийный проектор, презентация, 2 футбольных мяча, карточки с заданиями.

Подготовка к мероприятию: сбор материала по теме, проведение конкурса рисунков «Птицы - наши верные друзья», изготовление карточек с заданиями, подготовка ведущих и жюри, создание команд из обучающихся 7-8 классов, выбор капитанов.

Форма проведения: познавательно - игровая.

Оформление кабинета. Организована и оформлена книжная выставка на тему: «Птицы - часть природы, без которых ее красота была бы неполной!» Выставка рисунков обучающихся на тему: «Птицы - наши верные друзья». На доске записана тема мероприятия: «День птиц». Плакаты: «Там, где хорошо птицам, хорошо и другим обитателям природы, а значит, и человеку…», «Берегите птиц! Без птиц никогда бы не было хорошего урожая».

Ход мероприятия

Ведущий. Первый весенний месяц… Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей - пернатых странников. Именно в это время проводится День птиц. (Звучит «Песня скворца». (Слайд2) Ведущая. Впервые праздник был проведен юннатами Сокольнической биостанции в 1927г. С тех пор День птиц стал массовым праздником. И сегодняшняя встреча - продолжение этой давней традиции. 2015 год посвящен горихвостке обыкновенной (лысушке). (Слайд 3) Ведущий. Птицы! Их можно увидеть и услышать везде: в парках, скверах, садах, лесах, на полях, возле водоемов, в городах и селах, просто на улицах.
Ведущая. Птицы - это песня и полет! Их песни звучат на Земле круглый год. Их голоса мы слышим днем и ночью.
Ведущий. Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подниматься выше гор и туч, перелететь пустыню, море, океан.
Ведущая. Птицы - дети радуги. Перья их переливаются всеми цветами радуги. Они несут радость людям. (Слайд 4)
Ведущий. Птицы - часть природы, без них ее красота была бы неполной. Птицы - наши верные помощники, защитники лесов, полей, садов от вредителей. Поэтому их нужно охранять и беречь. О них нужно заботиться и помогать им в трудную минуту. И вот сегодня мы проводим конкурсную программу, посвященную птицам. Приглашаем две команды для участия. Ведущая. Условия игры такие: команды отвечают на вопросы или выполняют задания. Очередность разыгрывается. На обдумывание задания дается 10 секунд. Если команда не отвечает, предоставляется право на ответ второй команде. За правильный ответ команда получает один балл. Победит та команда, которая наберет больше баллов. За правильностью ответов следит жюри.
Ведущий. Команды представляют свои визитки: название, капитана, домашнее задание. Конкурс1. «Птицы в песнях народа». Ведущая. Проводим первый конкурс «Птицы в песнях нашего народа». Условие - каждой команде исполнить по одному куплету из песен. За каждое исполнение начисляется 1 балл и плюс 1 балл - за оригинальность исполнения. Ведущий. Когда-то давным-давно, когда люди не считали себя царями природы, они восхищались красотой и ловкостью птиц, подражали им и учились у них, поклонялись им. А знаете ли вы легенды и мифы о птицах? Конкурс 2. «Птицы в легендах и мифах». Ведущая. По древнеславянским сказаниям две птицы Белобог и Чернобог сотворили всю землю. Белобог - плодородные равнины, зеленые леса, тихие реки, пологие берега, а Чернобог - горы высокие, овраги темные, реки бурные, скалы крутые, болота топкие. Назовите этих птиц. (Два гоголя: белый и черный) Ведущий. У многих народов изображения птиц, сделанные из дерева, меди или серебра, вышитые на одежде, носили в качестве оберега от злых сил. У древних славян на вышивках особенно популярен узор, символизирующий богиню земли Макошь. Какие птицы сидят у неё на ладонях? (Петухи.) Ведущая. Славяне верили, что души умерших предков посещают своих потомков в образе этой птицы, поэтому убить или прогнать её из дома считалось кощунством и непростительным грехом. Какая это птица? (Ласточка, слайд 5, прослушивание песни Е. Крылатова «Ласточка» или видео) Ведущий. Какая птица во многих религиях почиталась как божья птица, олицетворение чистоты и святости, именно она возносится на небо, где передает богам просьбы людей? (Голубь. Слайд 6) Ведущая. Какой ночной птице древние славяне приписывали способность зачаровывать взглядом, лишать способности двигаться, сбивать с пути? (Сова. Слайд 7) Ведущий. В России есть легенда, что сотворил Господь жаб и змей, но, подумав, решил избавить от них людей, собрал их всех в мешок и отдал этот мешок одному человеку с наказом выбросить его в море. Но человек заглянул в мешок, и все жабы и гады разбежались. Господь разгневался, превратил человека в птицу и повелел питаться упущенными рептилиями и земноводными. Назовите эту птицу. (Аист. Слайд 8) Ведущая. Легенда гласит, когда царь Иван Васильевич Грозный проверял крепости и искал места для постройки новых, чтобы защитить границы от набегов татар, в месте слияния двух рек с дуба поднялась птица и стала парить над царем и его свитой. И решил царь, что место это отмечено свыше, и повелел заложить здесь крепость и назвать её… (Орлом. Слайд 9) Ведущий. Древние славяне верили, что когда солнце спускается за горизонт, оно садится в золотую ладью. Какие птицы влекут по водам Нави Солнце? (Утки, гуси, лебеди. Слайд 10 ) Конкурс 3 «Птицы в сказках русского народа» Ведущая. Кто написал сказку: «Вот уж есть чему дивиться! Тут лежит перо Жар-Птицы, Но для счастья своего не бери себе его. Много, много не покою Принесет оно с собою»? (Ершов П.П., «Конёк - горбунок») Ведущий. Какую птицу посылает верный товарищ Ивана Царевича - Серый Волк за живой и мёртвой водой, чтобы воскресить погибшего друга? (Ворона. Слайд 11) Ведущая. В славянском фольклоре красивая птица с белым оперением - символ чистоты, благородства, верности. У А.С. Пушкина в сказке она превращается в царевну. Назовите эту птицу.(Лебедь) Ведущий. В какую птицу превращается богатырь или добрый молодец в древнерусских сказках? (В сокола) Ведущая. Конкурс 4 «Что ни шаг, то птица». По одному представителю от команды по очереди идут и на каждый шаг называют птицу. Названия птиц не должны повторяться. Тот, кто больше назовет птиц, не останавливаясь, тот и победит. (Игру можно повторить) Ведущий. Старинные обряды, обычаи и поверья пришли к нам из древних культов. Часто люди соблюдают обряды, обычаи, не зная, почему - просто так принято. А знаете ли вы обычаи, обряды и поверья русского народа? Ведущая. Конкурс 5 «Обряды, обычаи и поверья». 1. Есть на Руси обычай оставлять зерно или крошки хлеба на могиле умершего человека, чтобы покормить душу. С какой птицей связан этот обычай? (С голубем. Слайд 12). 2.В России бытует обычай: на Новый год, или Рождество жарить гуся. Откуда пришёл этот обычай? (В Англии в древние времена гусь почитался, как вещая птица, и его нельзя было употреблять в пищу. Но существовал обычай: один раз в году торжественно есть гуся). 3.В виде каких птиц пекут хлеб на Герасима 17 марта, чтобы птицы в этом году не клевали всходы? (Герасим Грачевник, пекут хлеба в виде грачей. Слайд 13) 4.На Сороки 22 марта традиционно на Руси встречают весну. В виде, каких птиц пекут печенье в канун этого дня? Послушайте песню этой птицы. (Звучит песня жаворонка. Печенье пекут в виде жаворонков. Слайд 14). 5. Весной на Благовещенье (7 апреля) проводят обряд выпускания птиц на волю. Какой смысл этого обряда? (В России издавна существовал обычай держать в доме мелких певчих птиц: они услаждали слух и являлись индикаторами чистоты воздуха; чем больше выпустишь птиц на волю, тем лучше будет урожай). 6.На Благовещенье не разрешалось работать, говорили, что в этот праздник «Птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт». Какая птица ослушалась Божьего повеления и стала вить гнездо? (Кукушка. С тех пор она не имеет своего гнезда, подбрасывает яйца другим птицам. Слайд 15) Ведущий. Народные приметы - это отточенные веками знания, первые системные фенологические наблюдения природных явлений. Они помогали людям выжить. Множество примет связано с птицами. Конкурс 6. «Знаете ли вы народные приметы?» Команды по очереди отгадывают народные приметы, затем демонстрируем слайд с ответом. 1.Курица на одной ноге стоит - к стуже. (Слайд 16) 2.Синички с утра начинают пищать - жди мороза. (Слайд 17) 3.Воробью в пыли купаются - к дождю. (Слайд 18) 4.Воробьи утепляют гнезда - перед резким похолоданием. (Слайд 19). 5.Чибисы с вечера кричат - к ясной погоде. (Слайд 20) 6.Ласточки летают высоко в небе - перед хорошей погодой. (Слайд 21) 7.Ранний прилет грачей - к теплой весне. 8.Ранний прилет жаворонков - к теплой весне. (Слайд 22) Ведущая. Конкурс 7. «Пингвины» Сейчас между командами состоится соревнование «Пингвины». Команды выстраиваются в колонну. С зажатым между ног футбольным мячом первый участник должен добежать до специальной отметки, обежать ее, возвратиться к своей команде, передать мяч следующему игроку и т.д. Та команда, которая закончит первой эту эстафету, получит 5 баллов. Конкурс 8. «Пословицы и поговорки о птицах». Ведущий. В пословицах и поговорках о птицах собрана мудрость многих поколений. Командам сейчас предстоит выполнить задание: собрать пословицы и поговорки о птицах. На белых карточках начало пословицы, на голубых - конец. Кто быстрее?

Увидал скворца - знай: весна у крыльца Лучше синица в руках, чем журавль в небе Кукушка кукует- горе вещует Яйца курицу не учат Пишет, как курица лапой Красна птица пером, а человек умом Орёл мух не ловит Слово не воробей, вылетит - не поймаешь Ведущая. Конкурс 9. «Дайте второе название птицам». Народ, наблюдая за птицами, дал им свои названия. За одну минуту распределить карточки по парам: Птица-рыболов соловей Птица-плотник ласточка Птица-строитель поползень Лесная кошка баклан Птица-акробат иволга Пернатый солист кукушка Ночной хищник дятел Легкомысленная мамаша сова Ответы: Птица-плотник - дятел Ночной хищник - сова Легкомысленная мамаша - кукушка Пернатый солист - соловей Птица рыболов - баклан Лесная кошка - иволга Птица - строитель - ласточка Птица - акробат - поползень Ведущий. Пока команды выполняют задания, болельщикам предлагается отгадать загадки. За каждую отгадку команда получает 1 балл. Конкурс10.«Загадки». 1.Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (дятел). 2.В болоте плачет, а из болота не идет (кулик). 3.У какой птицы птенцы не знают матери? (кукушка). 4.В синим небе голосок, будто крохотный звонок (жаворонок). 5.Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (сова). 6.Желанный гость с далекого края под окном живет (ласточка). 7.Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (сорока). 8.Ходят по озеру клещи, ищут съедобные вещи (цапля). 9.Пестрая крякуша ловит лягушек (утка). 10.Красные лапки, щиплет за пятки (гусь). Конкурс11.«Заморочки» Ведущая. Представитель от каждой команды достает карточку с заданием. 1.Прилет птиц всегда вызывал радостные чувства у человека. Как можно остаться равнодушным, услышав такое пение? Узнайте певца. (Звучит песня жаворонка) 2.В некоторых странах к газу в газопроводах добавляют вещество с запахом тухлого мяса. Потом на вертолётах облетают трубопроводы. Зачем? (К местам утечки газа слетаются птицы - падальщики ). 3.Попугаи на Руси появились в 1490 году, когда такую птицу Ивану III привёз посол из Рима. Но само слово «попугай» существовало на Руси и раньше. Что оно обозначало? (Кнут для домашних животных) 4.Существует ли птичье молоко? У каких птиц? (Птичье молоко есть у голубей и пингвинов. Если самка пингвина ушла от гнезда и задержалась, а птенец требует пищу, то у самца начинают действовать специальные железы, перерабатывающие жир в питательную сметанообразную массу. Он её отрыгивает в раскрытый клюв птенца. У голубей в зобу образуется кашицеобразное белое вещество незадолго до появления птенцов - «птичье молоко», оно выделяется 18-30 дней.) 5.Есть ли у птенцов зубы?(На верхней половинке клюва птенцов есть небольшой бугорок, называемый «яйцевым зубом», которым птенец раскалывает скорлупу, чтобы выйти из яйца, а затем этот «зуб» отмирает и исчезает). 6.Какие птицы выводят птенцов в январе в самые лютые морозы, а после их смерти трупики остаются нетленны 15-20 лет?(Клесты, питаясь смолянистыми семенами хвойных деревьев, ещё при жизни бальзамируют своё тело.) Ведущий Конкурс 12. «Природа - друг и ты не забывай об этом» В качестве домашнего задания команды должны были нарисовать знаки «Правила поведения в природе». И сейчас мы предоставляем командам слово.

Ведущая: Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Ведущий:

Давайте сохраним ромашку на лугу

Кувшинку на реке и клюкву на болоте

Ведущая:

О! Как, природа - мать терпима и добра!

Но чтоб ее лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях - осетра,

Касатку в небесах, в таежных дебрях тигра.

Ведущий:

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души вместе сохраним.

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

(Последние строки ведущие говорят вместе).

Исполняется песня «Просьба» А. Пахмутовой.

Ведущий. А теперь наступил волнующий момент. Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри.

Ведущая.Вот и закончилась наша игра. Успехов вам! До новых встреч!

Литература.

1.Бианки В. Лесная газета. /Санкт- Петербург. Издательство «Азбука-классика», 2005 г.

2.Вышегородских Н.В. Птицы в народном фольклоре, мифах и легендах/ - Орёл: 2008,55с.

3.Ганич Л.Ю.- ред. сост.. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания/ - М. : Школа - Пресс, 1998 г.,160 с.

4.Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии. - Саратов: Лицей, 2005,-288 с.

5.Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: Учитель, 2002 г.,157 с.

6.Масленникова Р.А. Русское устное народное творчество. Хрестоматия./-Орёл, ОАО «Типография «Труд», 2005 г., 136 с.

7.Народный праздничный календарь. Молодёжная эстрада.1999г.




© 2010-2022