Колендарно-тематическое планирование по биологии 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уваровская средняя общеобразовательная школа-детский сад»

Нижнегорского района Республики Крым



«ПРИНЯТА»

Протокол педсовета №__ от «__» _______ 2015 г.

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказом директора МБОУ «Уваровская

СОШДС» ___________ А.П. Синюк

Приказ № ___от __________________

«РАССМОТРЕНА»

на заседании МО учителей

естественно-математического цикла

Руководитель МО_________В.В. Ненько

Протокол №________от «__» _______2015г.

«СОГЛАСОВАНА»

__________________________

Заместитель директора по УВР

______________ Т.А. Кузёмина



Календарно-тематическое планирование

по биологии

для 5 класса
основного общего образования

на 2015/2016 учебный год

Разработана: учителем Сейдалиевой М.Л.

.

Уваровка, 2015год


тематическое планирование уроков биологии в 5-классе.

35ч. в год, 1 час в неделю (вторник), кол-во к.р. 3, кл-во л.р.-9,

дата

Тема урока

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Форма контроля

Примечание

По плану

По факт

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные результаты


Введение. (2 часа)

1

01.09.


Введение.Биология - наука о живой природе.

Узнают об основных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, о роли организмов, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний.

Осваивают приемы работы с учебником.

Осознают жизнь как универсальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества, мотивация учебной деятельности.

2

08.09.


Условия, необходимые для жизни организмов.

Узнают об основных условиях обитания живых организмов, умеют определять отличия, оценивать роль каждой из оболочек Земли.

Осваивают приемы работы с учебником.

опрос

Глава I. Разнообразие живых организмов. Среды жизни (11 часов)

3

15.09.


Разнообразие живой природы.

Узнают о царствах живой природы, признаках, характеризующих представителей разных царств.

в биосфере.

Учатся преобразовывать (структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение.

Осознают жизнь как уникальную особенность, формируется бережное отношение к природе.

опрос

4,5

22.09.

29.09.


Деление царств на группы.

Получают представление о классификации живых организмов, отделами и типами, понятием «вид».

Знакомятся с правилами классификации.

Учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты.

Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств живой природы.

ЛР №1 «Разнообразие отделов растений».

6

06.10


Среда обитания. Экологические факторы.

Узнают о средах обитания, особенностях каждой среды обитания, основных приспособлениях организмов к каждой среде обитания.

Учатся устанавливать причинно-следственные связи, осваивают разные формы чтения (поисковое).

Формируется научное мировоззрение в связи с представлением о приспособленности организмов к среде обитания.

7

13.10.


Вода как среда жизни организмов.

Узнают об экологических факторах живой и неживой природы.

Учатся выделять особенности строения организмов, обитающих в водной сре­де.

Учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты.

ЛР №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».

8

20.10.


Наземно-воздушная среда жизни.

Узнают как растения и животные приспособлены к разнообразным условиям наземно-воздушной среды.

Учатся сравнивать, выделять характерные признаки объектов.

Формируется научное мировоззрение в связи с представлением о приспособленности организмов к среде обитания.

9

03.11.


Почва как среда обитания.

Узнают об особенностях почвы как среды жизни; о разнообразии почвенных организмов.

Прогнозируют последствия негативного влияния на почвенный слой.

Формируется ценностное отношение к природе.

ЛР № 3: «Анализ состава почвы» -ЭП

10

10.11.


Организменная среда обитания.

Узнают об условиях организменной среды обитания, о чертах приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

Учатся использовать информационные ре­сурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания.

11

17.11.


Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе.

Узнают о естественных и искусственных сообществах живых организмов.

Формируется научное мировоззрение о взаимосвязи всего живого в природе.

12

24.11.


Роль животных, грибов и бактерий в сообществе.

Узнают о роли животных, грибов и бактерий в природном сообществе; о круговороте веществ и его значении для жизни в

биосфере.

Учатся доказывать единство живой природы.

Формируется научное мировоззрение о значении живого на Земле.

13

01.12.


Отношения организмов в сообществе.

Узнают о различных типах отношений между организмами одного природного сообщества.


14

08.12.


Контрольная работа № 1.

тест



Глава II: Строение клетки. (11 часов)

15

15.12.


Развитие знаний о клеточном строении организмов.

Узнают, что все живые организмы состоят из клеток; имена ученых, внесших свой вкалд в изучение клеточного строения организмов.


16

22.12.


Работа с лупой и микроскопом.

Узнают как устроены лупа и микроскоп; как пользоваться микроскопом и приготовить микропрепарат.

Учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.

Формируется мотивация к познанию нового.

ЛР № 4 «Устройство увеличит-х приборов».

ЛР № 5 «Пригот-е микропр-та кожицы чешуи лука».

17

19.01.


Состав и строение клеток.

Узнают какие вещества входят в состав клеток всех живых организмов; каковы общие черты строения всех клеток.

Учатся устанавливать общность живой и неживой природы на основании сравнения их состава.

Интерес к изучению ранее незнакомых объектов.

ЛР № 6 «Состав клеток растений».

18

26.01.


Строение клеток бактерий.

Узнают об особенностях строения и жизнедеятельности самых древних и самых маленьких одноклеточных организмов.

Учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику.

Интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового.

д/з стр.45 уч.-МБИ

19


02.02.


Строение клеток растений, животных и грибов.

Узнают что общего в строении клеток всех эукариот; чем различаются клетки растений, животных и грибов.

Учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты.

Интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового коммуникативные.

ЛР № 7: «Строение растительной клетки».

20

09.02.


Вирусы.


21

16.02.


Образование новых клеток.

Узнают за счет каких процессов происходит рост живых организмов; каким образом из одной материнской клетки образуются две дочерние.

Продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток.

22

01.03.


Одноклеточные организмы.

Узнают о растениях, грибах и животных, тело которых состоит из одной клетки; где обитают одноклеточные организмы.

Осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации.

Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению одноклеточных животных.

ЛР № 8 «Органоиды движения простейших»-ЭР

23

15.03.


Колониальные и многоклеточные организмы.

Узнают в чем особенность колониальных организмов; общие черты строения многоклеточных растений, грибов и животных.

Осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации.

Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных.

24

22.03.


контрольная работа № 2.

тест


Глава III. Ткани живых организмов (8 часов)

25

05.03.


Ткани. Покровные ткани растений.

Узнают что у многоклеточных организмов клетки объединены в ткани; как строение покровных тканей связано с выполняемыми ими функциями.

Учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты.

Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков тканей.

ЛР № 9 «Строение покровной ткани растений» -ЭР

Ветки деревьев стр.58/ лист комнатных растений/ микроперепараты элодеи.

26

12.04.


Покровные ткани животных.

27

19.04.


Механические и проводящие ткани растений.

Узнают какое строение имеет ткань, выполняющая опорную функцию у растений; как устроены ткани растений, по которым передвигаются вода и питательные вещества.

Учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы.

Интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового.

д/з - ЛР № 10: «движение воды и минеральных веществ по сосудам древесины». ЭР

28

26.04.


Основные и образовательные ткани растений.

Узнают какое строение имеет ткань, в клетках которой образуются и запасаются органические вещества; какие ткани дают начало всем другим тканям.

Учатся делать выводы на основе сравнения.

Формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растениям.

продемонстрировать по диску!!! -Выделение кислорода растениями.

МБИ стр.63 учебника.

29

03.04.


Соединительные ткани животных.

Узнают какую роль играют соединительные ткани в организме животного; какие типы соединительной ткани существуют.

Учатся выделять существенные признаки.

Формируются элементы коммуникативной компетентности.

30

10.05.


Мышечная ткань животных.

Узнают о строении и функциях мышечной ткани.

Учатся проводить наблюдения и на их основании делать выводы.


31

17.05.


Нервная ткань животных.

Узнают об особенностях строения нервной ткани; что такое импульс.

Осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации.


32

24.05.


контрольная работа № 3.

тест

33-34

25.05.

26.05.

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы».

Формируется естественно-научная картина мира.

Осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации.

Развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта.

ИТОГО: 34 часа

Резервное время - 1 час


Учебно-методическое обеспечение.

Ресурсы интернета:

  1. floranimal.ru/ Портал о растениях и животных

  2. plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений

  3. ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: standart.edu.ru/




Критерии оценивания устных и письменных работ.

Оценка устного ответа:

Отметка «5» ставится в случае:

1. знания, понимания, глубины усвоения всего объема программного материала;

2. умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, применения полученных знаний в незнакомой ситуации;

3. отсутствие ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1. знание всего изученного программного материала;

2. умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

3. незначительные (негрубые) ошибки, недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;

2. умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;

3. наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале;

2. отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;

3. наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если:

1. правильно определена цель опыта;

2. выполнена работа в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3. самостоятельно и рационально выбрано и подготовлено для опыта необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4. научно грамотно, логично описано наблюдение и сформулированы выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделаны выводы;

5. проявлены организационно-трудовые умения (чистота рабочего места и порядок на столе, экономное использование расходных материалов).

эксперимент осуществляется по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4»:

1. опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. допущено два-три недочета;

3. допущены не более одной негрубой ошибки и один недостаток;

4. эксперимент проведен не полностью;

5. в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы сделаны неполные.

Отметка «3»:

1. правильно определена цель опыта; работа выполнена правильно не менее чем на половину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта проведена с помощью учителя; в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью; в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах и т.д.) не принципиальных для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допущена грубая ошибка в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправлена по требованию учителя.

Отметка «2»:

1. не определена самостоятельно цель опыта; работа выполнена не полностью, не подготовлено нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;

4. допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не исправлены даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных и письменных работ.

Отметка «5»:

1. работа выполнена без ошибок и недочетов;

2. допущено не более одного недочета.

Отметка «4»:

1. одна не грубая ошибка и один недочет;

2. не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если правильно выполнено 2/3 работы или допущено:

1. не более двух грубых ошибок;

2. не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. не более двух-трех негрубых ошибок;

4. одна негрубая ошибка и три недочета;

5. отсутствие ошибки, но наличие четырех-пяти недочетов.

Отметка «2»:

1. число ошибок и недочетов превосходят норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2. правильно выполнено менее половины работы.

Отчет после экскурсии, реферат-по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:

- полноту раскрытия темы;

- все ли задания выполнены;

- наличие рисунков и схем (при необходимости);

- аккуратность исполнения.

Каждый пункт оценивается отдельно в баллах.

ФИ

ученика

Качество выполнения

4 балла

Все ли задания выполнены

3 балла

Аккуратность

3 балла

Наличие рисунка, схемы

2 балла

Итог. кол-во баллов

Оценка в журн

полный ответ с доп.информацией

В рамках учебника

Неполный ответ

Ответ не по вопросу

Все задания

Нет одного задания

Нет двух заданий

Очень аккуратно

Есть замечания

неаккуратно

Есть хорошие

Есть но плохие

Нет рисунка





Критерии оценивания:

12-11 баллов - «5»

10-8 баллов - «4»

7-5 баллов - «3»


© 2010-2022