- Преподавателю
- Биология
- Колендарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
Колендарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сейдалиева М.Л. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уваровская средняя общеобразовательная школа-детский сад»
Нижнегорского района Республики Крым
«ПРИНЯТА»
Протокол педсовета №__ от «__» _______ 2015 г.
«УТВЕРЖДЕНА»
Приказом директора МБОУ «Уваровская
СОШДС» ___________ А.П. Синюк
Приказ № ___от __________________
«РАССМОТРЕНА»
на заседании МО учителей
естественно-математического цикла
Руководитель МО_________В.В. Ненько
Протокол №________от «__» _______2015г.
«СОГЛАСОВАНА»
__________________________
Заместитель директора по УВР
______________ Т.А. Кузёмина
Календарно-тематическое планирование
по биологии
для 5 класса
основного общего образования
на 2015/2016 учебный год
Разработана: учителем Сейдалиевой М.Л.
.
Уваровка, 2015год
тематическое планирование уроков биологии в 5-классе.
35ч. в год, 1 час в неделю (вторник), кол-во к.р. 3, кл-во л.р.-9,
№
дата
Тема урока
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Форма контроля
Примечание
По плану
По факт
Предметные
Метапредметные (УУД)
Личностные результаты
Введение. (2 часа)
1
01.09.
Введение.Биология - наука о живой природе.
Узнают об основных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, о роли организмов, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний.
Осваивают приемы работы с учебником.
Осознают жизнь как универсальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества, мотивация учебной деятельности.
2
08.09.
Условия, необходимые для жизни организмов.
Узнают об основных условиях обитания живых организмов, умеют определять отличия, оценивать роль каждой из оболочек Земли.
Осваивают приемы работы с учебником.
опрос
Глава I. Разнообразие живых организмов. Среды жизни (11 часов)
3
15.09.
Разнообразие живой природы.
Узнают о царствах живой природы, признаках, характеризующих представителей разных царств.
в биосфере.
Учатся преобразовывать (структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение.
Осознают жизнь как уникальную особенность, формируется бережное отношение к природе.
опрос
4,5
22.09.
29.09.
Деление царств на группы.
Получают представление о классификации живых организмов, отделами и типами, понятием «вид».
Знакомятся с правилами классификации.
Учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты.
Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств живой природы.
ЛР №1 «Разнообразие отделов растений».
6
06.10
Среда обитания. Экологические факторы.
Узнают о средах обитания, особенностях каждой среды обитания, основных приспособлениях организмов к каждой среде обитания.
Учатся устанавливать причинно-следственные связи, осваивают разные формы чтения (поисковое).
Формируется научное мировоззрение в связи с представлением о приспособленности организмов к среде обитания.
7
13.10.
Вода как среда жизни организмов.
Узнают об экологических факторах живой и неживой природы.
Учатся выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде.
Учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты.
ЛР №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».
8
20.10.
Наземно-воздушная среда жизни.
Узнают как растения и животные приспособлены к разнообразным условиям наземно-воздушной среды.
Учатся сравнивать, выделять характерные признаки объектов.
Формируется научное мировоззрение в связи с представлением о приспособленности организмов к среде обитания.
9
03.11.
Почва как среда обитания.
Узнают об особенностях почвы как среды жизни; о разнообразии почвенных организмов.
Прогнозируют последствия негативного влияния на почвенный слой.
Формируется ценностное отношение к природе.
ЛР № 3: «Анализ состава почвы» -ЭП
10
10.11.
Организменная среда обитания.
Узнают об условиях организменной среды обитания, о чертах приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.
Учатся использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания.
11
17.11.
Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе.
Узнают о естественных и искусственных сообществах живых организмов.
Формируется научное мировоззрение о взаимосвязи всего живого в природе.
12
24.11.
Роль животных, грибов и бактерий в сообществе.
Узнают о роли животных, грибов и бактерий в природном сообществе; о круговороте веществ и его значении для жизни в
биосфере.
Учатся доказывать единство живой природы.
Формируется научное мировоззрение о значении живого на Земле.
13
01.12.
Отношения организмов в сообществе.
Узнают о различных типах отношений между организмами одного природного сообщества.
14
08.12.
Контрольная работа № 1.
тест
Глава II: Строение клетки. (11 часов)
15
15.12.
Развитие знаний о клеточном строении организмов.
Узнают, что все живые организмы состоят из клеток; имена ученых, внесших свой вкалд в изучение клеточного строения организмов.
16
22.12.
Работа с лупой и микроскопом.
Узнают как устроены лупа и микроскоп; как пользоваться микроскопом и приготовить микропрепарат.
Учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.
Формируется мотивация к познанию нового.
ЛР № 4 «Устройство увеличит-х приборов».
ЛР № 5 «Пригот-е микропр-та кожицы чешуи лука».
17
19.01.
Состав и строение клеток.
Узнают какие вещества входят в состав клеток всех живых организмов; каковы общие черты строения всех клеток.
Учатся устанавливать общность живой и неживой природы на основании сравнения их состава.
Интерес к изучению ранее незнакомых объектов.
ЛР № 6 «Состав клеток растений».
18
26.01.
Строение клеток бактерий.
Узнают об особенностях строения и жизнедеятельности самых древних и самых маленьких одноклеточных организмов.
Учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику.
Интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового.
д/з стр.45 уч.-МБИ
19
02.02.
Строение клеток растений, животных и грибов.
Узнают что общего в строении клеток всех эукариот; чем различаются клетки растений, животных и грибов.
Учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты.
Интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового коммуникативные.
ЛР № 7: «Строение растительной клетки».
20
09.02.
Вирусы.
21
16.02.
Образование новых клеток.
Узнают за счет каких процессов происходит рост живых организмов; каким образом из одной материнской клетки образуются две дочерние.
Продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток.
22
01.03.
Одноклеточные организмы.
Узнают о растениях, грибах и животных, тело которых состоит из одной клетки; где обитают одноклеточные организмы.
Осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации.
Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению одноклеточных животных.
ЛР № 8 «Органоиды движения простейших»-ЭР
23
15.03.
Колониальные и многоклеточные организмы.
Узнают в чем особенность колониальных организмов; общие черты строения многоклеточных растений, грибов и животных.
Осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации.
Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных.
24
22.03.
контрольная работа № 2.
тест
Глава III. Ткани живых организмов (8 часов)
25
05.03.
Ткани. Покровные ткани растений.
Узнают что у многоклеточных организмов клетки объединены в ткани; как строение покровных тканей связано с выполняемыми ими функциями.
Учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты.
Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков тканей.
ЛР № 9 «Строение покровной ткани растений» -ЭР
Ветки деревьев стр.58/ лист комнатных растений/ микроперепараты элодеи.
26
12.04.
Покровные ткани животных.
27
19.04.
Механические и проводящие ткани растений.
Узнают какое строение имеет ткань, выполняющая опорную функцию у растений; как устроены ткани растений, по которым передвигаются вода и питательные вещества.
Учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы.
Интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового.
д/з - ЛР № 10: «движение воды и минеральных веществ по сосудам древесины». ЭР
28
26.04.
Основные и образовательные ткани растений.
Узнают какое строение имеет ткань, в клетках которой образуются и запасаются органические вещества; какие ткани дают начало всем другим тканям.
Учатся делать выводы на основе сравнения.
Формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растениям.
продемонстрировать по диску!!! -Выделение кислорода растениями.
МБИ стр.63 учебника.
29
03.04.
Соединительные ткани животных.
Узнают какую роль играют соединительные ткани в организме животного; какие типы соединительной ткани существуют.
Учатся выделять существенные признаки.
Формируются элементы коммуникативной компетентности.
30
10.05.
Мышечная ткань животных.
Узнают о строении и функциях мышечной ткани.
Учатся проводить наблюдения и на их основании делать выводы.
31
17.05.
Нервная ткань животных.
Узнают об особенностях строения нервной ткани; что такое импульс.
Осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации.
32
24.05.
контрольная работа № 3.
тест
33-34
25.05.
26.05.
Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы».
Формируется естественно-научная картина мира.
Осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации.
Развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта.
ИТОГО: 34 часа
Резервное время - 1 час
Учебно-методическое обеспечение.
Ресурсы интернета:
-
floranimal.ru/ Портал о растениях и животных
-
plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений
-
ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: standart.edu.ru/
Критерии оценивания устных и письменных работ.
Оценка устного ответа:
Отметка «5» ставится в случае:
1. знания, понимания, глубины усвоения всего объема программного материала;
2. умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, применения полученных знаний в незнакомой ситуации;
3. отсутствие ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:
1. знание всего изученного программного материала;
2. умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
3. незначительные (негрубые) ошибки, недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;
2. умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;
3. наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1. знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале;
2. отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
3. наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка «5» ставится, если:
1. правильно определена цель опыта;
2. выполнена работа в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрано и подготовлено для опыта необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описано наблюдение и сформулированы выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделаны выводы;
5. проявлены организационно-трудовые умения (чистота рабочего места и порядок на столе, экономное использование расходных материалов).
эксперимент осуществляется по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4»:
1. опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. допущено два-три недочета;
3. допущены не более одной негрубой ошибки и один недостаток;
4. эксперимент проведен не полностью;
5. в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы сделаны неполные.
Отметка «3»:
1. правильно определена цель опыта; работа выполнена правильно не менее чем на половину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта проведена с помощью учителя; в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью; в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах и т.д.) не принципиальных для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допущена грубая ошибка в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправлена по требованию учителя.
Отметка «2»:
1. не определена самостоятельно цель опыта; работа выполнена не полностью, не подготовлено нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;
4. допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не исправлены даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных и письменных работ.
Отметка «5»:
1. работа выполнена без ошибок и недочетов;
2. допущено не более одного недочета.
Отметка «4»:
1. одна не грубая ошибка и один недочет;
2. не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если правильно выполнено 2/3 работы или допущено:
1. не более двух грубых ошибок;
2. не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. не более двух-трех негрубых ошибок;
4. одна негрубая ошибка и три недочета;
5. отсутствие ошибки, но наличие четырех-пяти недочетов.
Отметка «2»:
1. число ошибок и недочетов превосходят норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2. правильно выполнено менее половины работы.
Отчет после экскурсии, реферат-по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:
- полноту раскрытия темы;
- все ли задания выполнены;
- наличие рисунков и схем (при необходимости);
- аккуратность исполнения.
Каждый пункт оценивается отдельно в баллах.
№
ФИ
ученика
Качество выполнения
4 балла
Все ли задания выполнены
3 балла
Аккуратность
3 балла
Наличие рисунка, схемы
2 балла
Итог. кол-во баллов
Оценка в журн
полный ответ с доп.информацией
В рамках учебника
Неполный ответ
Ответ не по вопросу
Все задания
Нет одного задания
Нет двух заданий
Очень аккуратно
Есть замечания
неаккуратно
Есть хорошие
Есть но плохие
Нет рисунка
Критерии оценивания:
12-11 баллов - «5»
10-8 баллов - «4»
7-5 баллов - «3»