- Преподавателю
- Биология
- Методика ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА
Методика ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петренко Е.А. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА
Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М.РУСАЛОВА
Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.
ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) - 9 вопросов.
ОСТ содержит следующие шкалы:
1. Предметная эргичность - включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.
Высокие значения (ВЗ) (9-12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.
Низкие значения (НЗ) (3-4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкую вовлеченность в процесс деятельности.
2. Социальная эргичность - содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.
ВЗ - коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.
НЗ - незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.
3. Пластичность - содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.
ВЗ - легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
НЗ - склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
4. Социальная пластичность- содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому,
склонности к разнообразию коммуникативных программ.
ВЗ - широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
НЗ - трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
5. Темп или Скорость - включает вопросы о быстроте
моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
ВЗ - высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
НЗ - замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.
6. Социальный темп - включает вопросы, направленные
на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в
процессе общения.
ВЗ - речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
НЗ - слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.
7. Эмоциональность - включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не
удачам в работе.
ВЗ - высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам
НЗ - незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
8. Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
ВЗ - высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
НЗ - низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.
9. «К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.
ВЗ - неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
НЗ - адекватное восприятие своего поведения.
Процедура проведения методики.
Каждому ребенку предлагается текст опросника и бланк для ответов Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаться к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов.
Процедура опроса занимает от 1ч 30 мин до 2 ч на один класс, раздача вопросника и бланков для ответов - 3-7 мин, чтение инструкции - 6 мин; ответы на уточняющие вопросы - 7-10 мин, волнение бланков - 1 ч - 1ч 30 мин на один класс.
Обработка данных опросника
Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения отве-108 испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.
Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) 0 Контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.
КЛЮЧИ к ОСТ
1. ШКАЛА - ЭРГИЧНОСТЬ
Ответ «да»- вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96.
«нет» - вопросы 27, 83, 103.
2. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ
«да» -11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.
«нет» - 3, 34, 74, 90, 105.
3. ШКАЛА - ПЛАСТИЧНОСТЬ
«да» - 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.
«нет» - 54, 59.
4. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ
«да» - 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.
«нет» -31, 81, 87, 93.
5. ШКАЛА - ТЕМП
«да» - 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.
«нет» - 29, 43, 70, 94,
6. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕМП
«да» -24, 37, 39, 51, 42, 92.
«нет» - 5, 10, 16, 56, 96, 102.
7. ШКАЛА - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
«да» - 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.
8. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
«да» - 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.
9. ШКАЛА-«К»
«да» - 32, 52, 89.
«нет» - 12, 23, 44, 65, 73, 82.
Текст опросника ОСТ (детский вариант)
-
Проворный ли ты человек?
-
Готов ли ты обычно, не раздумывая, включиться в разговор?
-
Нравится ли тебе быть одному больше, чем в компании?
-
Испытываешь ли ты постоянную жажду знаний?
-
Ты предпочитаешь говорить медленно и неторопливо?
-
Задевают ли тебя замечания других людей?
-
Трудно ли тебе заснуть из-за того, что ты повздорил с друзьями?
-
Хочется ли тебе заняться каким-либо ответственным делом
в свободное от занятий время? -
В разговоре с товарищами твоя речь часто опережает твою мысль?
-
Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?
-
Трудно ли тебе долго не общаться с людьми?
-
Ты когда-нибудь опаздывал на урок?
-
Нравится ли тебе быстро ходить и бегать?
-
Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?
-
Легко ли тебе выполнять школьное задание, требующее дли
тельного внимания и большой сосредоточенности? -
Утомительно ли тебе быстро говорить?
-
Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок
недостаточно глубоко? -
Легко ли твои мысли переходят с одной темы на другую во
время разговора? -
Нравятся ли тебе игры, требующие большой скорости и ловкости?
-
Склонен ли ты искать новые варианты решения задач?
-
Испытываешь ли ты чувство беспокойства, что тебя неправильно поняли в разговоре?
-
Охотно ли ты выполняешь сложное общественное поручение?
-
Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?
-
Легко ли ты воспринимаешь быструю речь?
-
Легко ли тебе делать одновременно много дел?
-
Часто ли бывает, что ты сказал что-то своим друзьям, не подумав?
-
Обычно ты предпочитаешь выполнять общественное поручение, не требующее от тебя много энергии?
-
Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки
в работе? -
Любишь ли ты медленную, сидячую работу?
-
Легко ли тебе общаться с людьми?
-
Обычно ты предпочитаешь подумать, взвесить и лишь потом
высказываться на уроке?
32. Все твои привычки хороши?
33.Быстры ли твои движения?
-
Обычно ты молчишь и не вступаешь в разговор, когда находишься в обществе малознакомых людей?
-
Легко ли тебе перейти от игры к выполнению уроков?
-
Глубоко ли ты переживаешь плохое к тебе отношение людей?
-
Разговорчивый ли ты человек?
-
Легко ли тебе выполнять поручения, требующие мгновенных
реакций? -
Ты обычно говоришь свободно, без запинок?
-
Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное
задание? -
Сильно ли ты расстраиваешься, когда близкие друзья указывают на твои недостатки?
-
Испытываешь ли ты повышенную тягу к приобретению знаний
на уроках? -
Считаешь ли ты свои движения медленными и неторопливыми?
-
Бывают ли у тебя мысли, которые ты бы хотел скрыть от других?
-
Легко ли тебе сходу, без особых раздумий, задавать вопросы?
-
Доставляют ли тебе удовольствия быстрые движения?
-
Легко ли тебе переключиться на новое дело?
-
Стесняешься ли ты в присутствии незнакомых людей?
-
Быстро ли ты выполняешь данное тебе поручение?
-
Легко ли тебе выполнять сложные, ответственные дела самостоятельно?
-
Можешь ли ты говорить быстро и разборчиво?
-
Если ты обещал что-то сделать, всегда ли ты выполняешь свое
обещание, независимо от того, можешь ты это или нет? -
Считаешь ли ты, что твои друзья обходятся с тобой хуже, чем
следовало бы? -
Обычно ты предпочитаешь делать одно дело?
-
Любишь ли ты быстрые игры?
-
Много ли в твоей речи пауз?
-
Легко ли тебе внести оживление в большую компанию?
-
Чувствуешь ли ты себя настолько сильным и энергичным, что
тебя всегда тянет заниматься каким-нибудь трудным делом? -
Трудно ли тебе переключаться с одного задания на другое?
-
Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что
получил двойку? -
Тяжело ли тебе заснуть из-за того, что не ладятся дела, связанные с учебой?
-
Любишь ли ты бывать в большой компании?
-
Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?
-
Испытываешь ли ты сильную потребность в учебе?
-
Злишься ли ты иногда по пустякам?
-
Склонен ли ты делать много дел одновременно?
-
Держишься ли ты свободно в большой компании?
-
Часто ли ты высказываешь свое первое впечатление, не подумав?
-
Беспокоит ли тебя чувство неуверенности, когда ты готовишь
уроки? -
Медленны ли твои движения, когда ты что-либо мастеришь?
-
Легко ли ты переключаешься с одного дела на другое?
-
Быстро ли ты читаешь вслух?
-
Ты иногда сплетничаешь?
-
Молчалив ли ты, находясь в кругу незнакомых людей?
-
Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя ободрили и утешили в трудную минуту?
-
Охотно ли ты выполняешь множество поручений одновременно?
-
Любишь ли ты выполнять дела в быстром темпе?
-
В свободное время тебя тянет пообщаться с людьми?
-
Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?
-
Долго ли ты переживаешь ссору с товарищами?
-
Долго ли ты готовишься перед тем, как высказать свое мнение?
-
Есть ли в твоем классе ученики, которые тебе очень не нравятся?
-
Обычно ты предпочитаешь легкую работу?
-
Сильно ли ты переживаешь после ссоры с друзьями?
-
Легко ли тебе первому начать разговор в компании?
-
Испытываешь ли ты большое желание к общению с людьми?
-
Склонен ли ты сначала подумать, а потом говорить?
-
Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?
-
Всегда ли ты платил бы за проезд, если бы не опасался проверки?
-
Держишься ли ты скованно в компаниях ребят?
-
Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи,
связанные с учебой? -
Нравится ли тебе быстро говорить?
-
Легко ли тебе удержаться от высказывания неожиданной мысли?
-
Обычно ты работаешь неторопливо и медленно?
-
Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?
-
Ты предпочитаешь медленный, спокойный разговор?
-
Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы?
-
Легко ли тебе выполнять работу, требующую много времени?
-
Легко ли тебе, не долго думая, обратиться с просьбой к взрослому человеку?
-
Беспокоит ли тебя чувство неуверенности в себе при общении
с другими людьми? -
Охотно ли ты берешься за выполнение новых поручений?
-
Устаешь ли ты, когда говоришь быстро?
-
Ты предпочитаешь работать с прохладцей, без особого напряжения?
-
Легко ли тебе заниматься одновременно в нескольких кружках?
-
Любишь ли ты подолгу оставаться один?