- Преподавателю
- Биология
- Программа по внеурочной деятельности Живая планета 5 класс (перспективная основная школа)
Программа по внеурочной деятельности Живая планета 5 класс (перспективная основная школа)
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Казаченко С.А. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа внеурочной деятельности
«Живая планета»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу экология. Авторы: В.А. Самкова, Л.И. Шурхал изд. « Академкнига» 2011 год.
Согласно учебного плана МАОУ СОШ № 64 на 2015-2016 учебный год, в 5-х классах на изучение курса «Экология» учебным планом школы во внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю, что составляет 35 часа в год. Программа для 5-го класса базируется на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели в начальной школе в соответствии со стандартами начального образования по окружающего мира.
Экология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления;
-вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность.
В преподавании курса по экологии «Экология» внеурочной деятельности используются: развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные, групповые и другие педагогические технологии. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Цель курса по экологии «Живая планета»: формирование у школьников элементарные представления о научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, а также сознательно-научного, нравственно-этического отношения к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе. Только при таком отношении соблюдение моральных и правовых норм, практическая деятельность экологического характера приобретают добровольный, свободный характер.
Задачи курса по экологии «Живая планета»:
-
способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;
-
формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;
-
формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;
-
знакомить учащихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними как москвичами в будущем;
-
развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;
-
вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;
-
знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности.
Таким образом, на первый план выдвигаются задачи, связанные с необходимостью формирования у учащихся основ экологически целесообразного поведения, базирующегося на ответственном отношении к состоянию окружающей среды, соизмерении всех видов своей деятельности с последствиями, оказывающими влияние на окружающую среду (умение предвидеть, прогнозировать), умение находить компетентные экологически оправданные решения в ситуациях выбора.
Планируемые результаты освоения учебной программы по экологии в 5-х классах:
Личностными результатами изучения курса по экологии «Живая планета» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Живая планета» является (УУД).
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Учащиеся должны уметь:
ОПИСЫВАТЬ:
-
грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
-
владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
-
определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
-
уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.
ОБЪЯСНЯТЬ:
-
экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
-
изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
-
необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
-
зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
-
анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
-
сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
-
прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
-
планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
-
оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
Содержание внеурочного курса по экологии «Живая планета» 5 класс
(35 ч; 1 ч в неделю)
Введение (1 ч)
Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология - наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.
Тема 1. История взаимоотношений человека и природы (3 ч)
Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.
Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.
Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.
Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Тема 2. Основные понятия экологии (8 ч)
Экология - наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.
Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли - самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.
Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы - условие сохранения жизни на Земле.
Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.
Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы - факторы, связанные с деятельностью человека.
Тема 3. Сообщества и экосистемы (8 ч)
Сообщество живых организмов - важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.
Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) - организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) - организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) - организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.
Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.
Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).
Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.
Тема 4. Реализация проекта (15 ч) «Поможем птицам перезимовать»
Цель проекта: Изучение объектов живой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно - правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. Углубить представления детей о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам и желание помогать им в зимних условиях.
Задачи проекта:
1.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах, развивать познавательную активность. 2. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
3. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
4. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
5. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся птицам.
Предполагаемый результат: Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе; вести наблюдения за объектами природы. Различать зимующих птиц. Знать о пользе птиц в природе.
Основные методы и формы реализации проекта:
- определение темы, постановка цели и задачи; - определение методов и приёмов работы; - диагностирование экологического воспитания; - подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала; - составление перспективного плана.
Продукт проектной деятельности: Рисунки, поделки детей, фотографии занятий, исследовательские работы, экологические проекты по изучению биологии и экологии зимующих птиц.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности по экологии «Живая планета»:
№
Тема
К-во часов
Введение
1
2.
История взаимоотношений человека и природы
3
3.
Основные понятия экологии
8
4.
Сообщества и экосистемы
8
5
Экологический проект «Поможем птицам перезимовать»
15
Всего:
35
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самкова В.А. Экология. 5 - 9 кл.: примерная рабочая программа. - М.: Академкнига/Учебник, 2015.
Самкова В.А., Шурхал Л.И., Козленко С.И. Экология. 5 кл.: учебное пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2010 и последующие годы издания.
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. 5 кл.: практикум. - М.: Академкнига/Учебник, 2011 и последующие годы издания.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64 г. Томска
Согласовано на заседании «Утверждаю»
методического совета МАОУ «____» _______2015г.
СОШ № 64 г. Томска Директор МАОУ СОШ № 64
Протокол № от ________________В.М. Ставский
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
направление «интеллектуальное»
База реализации: Составитель:
Обучающиеся 5-х классов Казаченко Светлана Алексеевна,
учитель биологии
ТОМСК 2015