• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа по природоведению, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих умственную отсталость (5 класс)

Рабочая программа по природоведению, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих умственную отсталость (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей программе

образовательной области «Естествознание»

Рабочая программа по естествознанию для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью разработана на основе Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой. - М.: Просвещение, 2013г.

Рабочая программа опирается на нормативно-правовые документы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 N 29/2065-н «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Срок реализации программы 1 год.

Программа приведена в соответствие с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида.

Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Все мыслительные операции у умственно отсталых недостаточно сформированы: при анализе предметов выделяются только общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез. Отличительной чертой является не критичность, невозможность самостоятельно оценить работу. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой и своей работой.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностью их памяти. Память умственно отсталых учащихся формируется в условиях аномального развития. Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что они лучше запоминают внешние, случайные признаки, а не внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом, так как не вычленяются. Также плохо понимают и запоминают отвлеченные словесные объявления. Характерной особенностью является неумение целенаправленно заучивать и припоминать.

Воспроизведение полученной информации носит бессистемный характер из-за непонимания логики событий. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна умственно отсталым, но у них хорошо развита механическая память, в основе которой лежат единичные временные связи, образуемые в результате одновременного или последовательного восприятия объектов.

Для того чтобы развивать осмысленное запоминание у умственно отсталых школьников, необходимо научить их пользоваться рациональными приемами запоминания, которые включают в себя:

  1. Сравнение - нахождение сходства и различия между объектами.

  2. Выделение существенного - умение сознательно и целенаправленно запоминать существенные сведения и факты.

  3. Расчленение материала на отдельные смысловые части.

  4. Развитие интереса и положительного отношения к материалу в процессе усвоения и запоминания.

Для развития произвольного внимания необходимо ставить перед учащимися посильные задачи. Предлагаемое учащимися задание первоначально должно носить игровой характер, затем выполнение задания постепенно приобретает характер учебной деятельности.

Задания, требующие зрительного внимания, должны чередоваться с такими, при которых необходимо прислушиваться. Постепенность усложнения заданий помогает привлечь внимание ребенка насколько, что, не смотря на то, что задания становятся все более трудными, он все же продолжает выполнять его активно.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Перед изучением наиболее сложных разделов каждого курса проводится специальная пропедевтическая работа путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на формирование конкретных умений и навыков. Материал предъявляется небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая материал для повторения и самостоятельных работ. В соответствии с диагнозом задания даются в более доступной для выполнения форме, на занятиях применяется дифференцированный подход.










Пояснительная записка

Природоведение

5б класс

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции; на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5 - 9 классы: в 2 сб./ Под ред.В.В.Воронковой. - Москва, 2012 год. Допущена Министерством образования и науки РФ. Для реализации программного содержания курса чтение и развитие речи используется учебник:

Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. - Москва, «Просвещение», 2013,

И.В.Романов, Р.А.Петросова Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. - Москва, «Дрофа», 2010.

Цель курса:

усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Задачи курса.

1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.

2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

5. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.

6. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.

7. Формирование здорового образа жизни.

8. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.

9. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.




Коррекционно-развивающие задачи по природоведению.

  1. Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

  2. Корректировать познавательную возможность и интересы.

  3. Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.

  4. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.

  5. Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.

В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.

Срок реализации программы 1 год.

Место предмета в базисном учебном плане.

На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 5 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю): 1 четверть - 16 часов, 2 четверть - 14 часов, 3 четверть - 22 часов, 4 четверть - 16 часов.





Примерный учебно-тематический план

по природоведению

5 класс


Разделы и темы

Периоды обучения

I

II

III

IV

I. Вселенная

1.1. Небесные тела: планеты, звезды

1.2. Солнце. Солнечная система

1.3. Исследование космоса


1

1

1

II. Наш дом - Земля

2.1. Планета Земля

2.2. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле

2.3. Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги, горы

2.4. Почва

2.5. Полезные ископаемые

2.6. Вода в природе

2.7. Воды суши: ручьи, реки

2.8. Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения .

2.9. Моря и океаны. Использование и охрана воды.

2.10.Обобщающий урок


1

2

2

1

2

1

1

1


1

1



III. Растительный мир Земли

3.1. Разнообразие растительного мира

3.2. Среда обитания растений.

3.3. Части растения

3.4. Деревья кустарники травы.

3.5.Лиственные и хвойные деревья

3.6. Дикорастущие и культурные кустарники.

3.7. Травы

3.8. Декоративные растения.

3.9. Лекарственные растения

3.10.Комнатные растения

3.11. Охрана растений.

3.12. Обобщающий урок



1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

IV. Животный мир Земли

4.1. Разнообразие животного мира.

4.2.Среда обитания животных. Животные суши и водоемов

4.3Животные:насекомые,рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

4.4. Насекомые.

4.5. Рыбы.

4.6. Птицы.

4.7. Звери.

4.8. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне.

4.9. Уход за животными в живом уголке.

4.10. Певчие птицы. Птицы живого уголка

4.11. Аквариумные рыбки

4.12. Собаки

4.13. Домашние кошки

4.14. Охрана животных. Заповедники и заказники

4.15. Обобщающий урок



1


1

1


1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

V. Человек

5.1. Как устроен наш организм

5.2. Как работает наш организм.

5.3. Здоровье человека

5.4. Осанка.

5.5. Органы чувств.

5.6. Здоровое питание

5.7. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.

5.8. Оказание первой медицинской помощи

5.9.Обобщающий урок




1

1

1

1

1

1








1

1

1

VI. Есть на Земле страна Россия

6.1. Россия - Родина моя

6.2. Население и народы России

6.3. Москва столица - России.

6.4. Санкт-Петербург.

6.5. Города России.

6.6. Золотое кольцо России

6.7. Растительный и животный мир России

6.8. Охрана природы. Заповедники и заказники

6.9.Наш город (село, деревня)

6.10.Итоговое занятие



1

1

1

1

2

2

2

1

1

1

Всего

16

14

22

16

За год

68






Содержание тем учебного курса

Природоведение 5б класс

I. Вселенная

Небесные тела: планеты, звезды. Солнце. Солнечная система. Исследование космоса

Основные понятия: астрономия, космос, планеты, солнце, звезды, Вселенная, космос.

Знать:

планеты солнечной системы, первого человека, полетевшего в космос.

Уметь:

наблюдать за заданными объектами;

описывать явления природы.

II. Наш дом - Земля

Планета Земля. Воздух. Значение воздуха для жизни земли. Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги, горы. Почва. Полезные ископаемые. Свойства воды. Вода в природе. Воды суши: ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Использование и охрана воды.

Основные понятия: Земля, Луна, кислород, углекислый газ, равнина, холм, овраг, горы, ущелья, разнообразие почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная и неплодородная, песок, торф, глина, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль, жидкость, вода и пар, снег и лед, ручьи, река, озеро, болото, пруд, море, океан.

Знать:

полезные ископаемые;

значение воды для жизни человека;

спутника Земли, период вращения Земли;

для чего нужен воздух;

определять вид рельефа, почвы.

Уметь:

определять вид рельефа, почвы;

измерять температуру.

III. Растительный мир Земли

Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений. Части растения. Деревья кустарники травы. Лиственные и хвойные деревья. Дикорастущие и культурные кустарники. Травы. Декоративные растения. Лекарственные растения. Комнатные растения . Охрана растений.

Основные понятия: культурные и дикорастущие растения, цветок, корень, стебель, лист, лиственные и хвойные деревья: береза, ель, подорожник, петрушка, ромашка, календула, шиповник, ромашка.

Знать:

культурные и дикорастущие растения;

лиственные и хвойные деревья;

значение трав для человека.

Уметь:

ухаживать за растениями;

правильно пользоваться лекарственными растениями.

IV. Животный мир Земли

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Насекомые. . Рыбы. Птицы. Звери. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне. Уход за животными в живом уголке. Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Собаки .Домашние кошки. Охрана животных. Заповедники и заказники.

Основные понятия: муравьи, кабан, лось, птицы, кузнечик, жук, пчела, карп, сельдь, рел, страус, морж, кенгуру , лошадь, корова , куры, гуси, канарейка, телескоп, меченосец, овчарка, пудель, лайка, заповедники, заказники.

Знать:

среду обитания животных;

названия птиц и зверей;

отличие домашних и диких животных;

для чего нужны законы о природе.

Уметь:

различать насекомых и рыб;

ухаживать за животными;

ухаживать за певчими птицами;

ухаживать за аквариумными рыбками.

V. Человек

Как устроен наш организм .Как работает наш организм. Здоровье человека. Осанка. Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи.

Основные понятия: туловище, конечности, голова, кожа, головной и спинной мозг, сердце, лёгкие, желудок, кишечник, печень, почки, правильная осанка для здоровья человека, трахея, бронхи, легкие, нос, ранки, порезы, царапины. углеводы, жиры, белки.

Знать:

основные части тела человека;

значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь;

правила дыхания.

Уметь:

соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки;

правильно питаться;

оказывать первую медицинскую помощь.

VI. Есть на Земле страна Россия

Россия - Родина моя. Население и народы России. Москва столица - России. Санкт-Петербург. Города России. Золотое кольцо России. Растительный и животный мир России. Охрана природы. Заповедники и заказники. Наш город (село, деревня)

Основные понятия: карта, Родина, страна, население, народ, Москва - столица нашей Родины, достопримечательности: музеи, театр, Владимир, Ростов, Кострома, Ярославль, Суздаль, Сергиев Посад, лес, степь, тайга, тундра.

Знать:

столицу нашей Родины;

о своей национальности;

растительный и животный мир России;

основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.

Уметь:

находить нашу страну, столицу, крупные города на географической карте;

соблюдать правила поведения в природе.

Результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицу); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по развитию речи (Положение от 30.08.13г. школы-интерната о нормах оценивания по общеобразовательным предметам для обучающихся с нарушением ОДА и умственной отсталостью).

Оценка «5»: полностью раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.

Оценка «4»: раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятий и использованы научные термины, ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдений, опытов.

Оценка «3»: усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определены понятия, ответы недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Оценка «2»: основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятие, при использовании терминологии.






Учебно-методический комплекс

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. Под ред. В.В.Воронковой. - М.: ВЛАДОС, 2013. - ISBN 5-691-00583-9. Допущено Министерством Образования РФ.

  2. Природоведение. 5 класс: учеб. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина - М.: Просвещение, 2013.

Литература:

  1. Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. И учеба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2010.

  2. Е.М.Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 4 класс. - М.: Экзамен, 2008.

  3. Е.Г.Каткова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Окружающий мир. 4 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2006.

  4. Е.М.Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 3 класс. - М.: Экзамен, 2011.











Контрольно-измерительные материалы

1 четверть -

Тест №1 «Изменения в жизни природы. Смена времен года»

2 четверть - Тест №2 «Наша Родина - Россия ».

  1. четверть - Тест №3 «Леса России».

Тест №4 «Животный мир леса».

Тест №5 «Луг. Болото».

  1. четверть - Тест №6 «Растениеводство и животноводство в нашем крае»









1 четверть

Тест №1 «Изменения в жизни природы. Смена времен года»

  1. В году … месяцев.


  1. 7 2) 4 3) 12


  1. Состояние нижних слоёв воздуха в определённое время над конкретной территорией - это…

  1. Дождь

  2. Облако

  3. Погода

  1. Термометр - это прибор для определения температуры …

  1. Воздуха

  2. Ветра

  3. Природы

  1. Всю влагу, выпадающую на землю, называют …

  1. Погодой

  2. Ветром

  3. Осадками

  1. Движение воздуха вдоль земной поверхности - это …

  1. Вода

  2. Прогноз

  3. Ветер

  1. Земля поворачивается вокруг своей оси за … часа.

  1. 3

  2. 24

  3. 12

  1. Смена времён года :

  1. Зима, весна, осень, лето.

  2. Осень, весна, лето, зима.

  3. Зима, весна, лето, осень.

2 четверть - Тест №2 «Наша Родина - Россия ».

  1. Наша Родина:

  1. Украина

  2. Беларусь

  3. Российская Федерация

  1. Россия расположена в … полушарии:

  1. Северном

  2. Южном

  3. Западном

  1. Россия расположена на континенте:

  1. Африка

  2. Евразия

  3. Австралия

  1. Столица Российской Федерации:

  1. Ульяновск

  2. Минск

  3. Москва

  1. Всех жителей России называют:

  1. Татарами

  2. Русскими

  3. Россиянами

  1. Я живу в городе:

  1. Москве

  2. Саратове

  3. Ульяновске















© 2010-2022