- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа элективного курса Генокод
Рабочая программа элективного курса Генокод
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Васильева Т.С. |
Дата | 06.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов
с ориентацией на естественнонаучный профиль.
Генокод
(10 часов)
Автор-составитель: учитель биологии Васильева Татьяна Сергеевна, Санкт-Петербург
Аннотация
Для родителей.
Программа курса «Генокод» адресована девятиклассникам, которые выбирают будущий профиль обучения. Предлагаемый курс является углублением и продолжением темы «Наследственность и изменчивость организмов», изучаемой на уроках биологии в 9-м классе.
Сведения по генетике необходимы каждому человеку, чтобы с большей ответственностью относиться к себе, своему здоровью, к другим людям и окружающей среде.
Для учащихся
Если Вам интересна проблема наследственности, то расширить свои познания в этой области Вы сможете, выбрав программу курса «Генокод». Предлагаемый курс является углублением и продолжением темы «Наследственность и изменчивость организмов», изучаемой на уроках биологии. Приобретенные сведения по генетике помогут Вам с большей ответственностью относиться к себе, своему здоровью, к другим людям и окружающей среде.
Пояснительная записка.
Программа курса «Генокод» разработана для преподавания в 9 классе во втором полугодии учебного года и имеет объём 10 часов (1 час в неделю). Она актуальна в условиях выбора профиля обучения.
Цель программы - углубление интереса к биологии, создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора учеником естественнонаучного профиля обучения.
Программа содержит теоретическую и практическую части. В процессе реализации программы учащиеся имеют возможность интегрировать и углубить знания в разных разделах биологии, а также развивать общеобразовательные и практические умения.
На первом этапе обучения программой предусматриваются теоретические занятия. На втором этапе учащимся предоставляется возможность практически рассчитать вероятность проявления некоторых наследственных признаков. Завершает программу третий этап - подведение итогов.
Организация учебного процесса.
Данный курс предусматривает проведение как лекционных, так и практических занятий, причем на практическую часть отводится 80 % учебного времени.
Практические занятия будут проходить в форме решения генетических задач, работы с литературными и электронными источниками информации, сбора архивных материалов, составления родословных, подготовки и обсуждения выступлений и презентаций.
Завершает курс дифференцированный зачет в формате Круглого стола, на котором состоится презентация проектов, выполненных либо в виде стендов, либо в виде электронных презентаций; их обсуждение и оценивание с учётом индивидуальных возможностей.
Требования к результатам обучения.
Учащиеся должны знать:
-
основные генетические понятия;
-
основные генетические законы;
-
приёмы решения простейших генетических задач;
-
правила составления родословных.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять основные генетические закономерности;
-
решать простейшие генетические задачи;
-
составлять родословные на основе фенотипических признаков;
-
самостоятельно работать с научной и научно - популярной литературой, получать информацию из Интернета;
-
готовить презентации своих проектов и их защиту;
-
объяснять практическое значение полученных знаний и приобретённых умений;
-
обосновывать выбор естественнонаучного профиля обучения.
Основные формы контроля обучения:
-
педагогические наблюдения за активностью учащихся в процессе усвоения программы, их инициативностью и устойчивостью интереса к различным видам деятельности;
-
обсуждение учебного материала и индивидуальных достижений внутри учебной группы;
-
оценивание правильности решения задач;
-
рефлексия обучающихся, самооценка личных достижений;
-
оценивание итогового проекта после защиты в форме выступления обучающихся и ответов на вопросы педагога и других слушателей курса (зачёт).
Содержание курса «Генокод».
-
Введение (1 час)
Что такое генетический код, методы его познания. Цели и задачи курса. Практическое значение современной генетики. Выбор и обсуждение тем исследовательских проектов с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.
-
Реализация генетического кода (7 ч)
Основные законы классической генетики. Приёмы решения генетических задач по законам Г.Менделя и Т.Моргана. Правила составления родословных. Составление родословных по фенотипическим признакам. Практическое применение генетических законов. Личностная значимость приобретённых знаний и умений.
-
Подготовка, оформление, презентация и зашита итоговой работы (2 ч)
Изучение семейных фотографий и других архивных материалов. Подготовка выступлений об истории своей семьи. Составление родословных своей семьи на основе фенотипических особенностей. Определение некоторых особенностей своего генетического кода. Круглый стол: презентация, защита и оценивание итоговых проектов (зачёт). Оценка личных достижений.
Учебно-тематический план
№ п/п
Содержание
Всего часов
В том числе:
Формы контроля
теория
практика
1
Введение. Цели и задачи курса. История генетики. Значение генетики в современном мире и её методы. Что такое генетический код. Выбор темы итогового проекта.
1
1
-
Педагогическое наблюдение.
2
Реализация генетического кода. Основные
Понятия и законы генетики; их практическое значение. Области применения генетических знаний. Решение задач по законам Менделя. Решение задач по закону Моргана. Правила составления родословных. Знакомство с родословными знаменитых семей.
Решение задач методом родословных. Личностная значимость приобретённых знаний и умений.
7
1
6
Анализ деятельности обучающихся и устойчивости учебной мотивации.
Обсуждение правильности решения задач.
Обсуждение в группе личных достижений обучающихся.
3
Подготовка, оформление, презентация и защита итоговой работы. Работа с семейными архивами. Составление родословной своей семьи. Подготовка презентаций своих проектов. Защита проектов.
2
-
2
Обсуждение выступлений обучающихся. Обсуждение и оценка презентаций в формате Круглого стола. Рефлексия обучающихся.
Итого:
10
2
8
Литература для учителя.
-
Богданов А.А., Медников В.М., Власть над геном. - М.: «Просвещение».-1989г.
-
Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека, -М.: «Просвещение».-1985г.
-
Лильин Е.Т., Богомазов Е.А., Гофман-Кадошников П.В. Генетика для врачей. -М.:Медицина.-1990г.
Литература для обучающихся (пособия)
-
Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. - Саратов, «Лицей», 2010 г.