Рабочая программа элективного курса Генокод

Рабочая программа элективного курса "Генокод" объёмом 10 академических часов предназначена для работы в 9 классе. Курс направлен на профессиональную ориентацию школьников, выбравших естественнонаучное направление обучения. Программа содержит учебно-тематический план и поурочное планирование. В течение нескольких лет апробировался автором и другими петербургскими учителями.
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов

с ориентацией на естественнонаучный профиль.

Генокод

(10 часов)


Автор-составитель: учитель биологии Васильева Татьяна Сергеевна, Санкт-Петербург

Аннотация


Для родителей.


Программа курса «Генокод» адресована девятиклассникам, которые выбирают будущий профиль обучения. Предлагаемый курс является углублением и продолжением темы «Наследственность и изменчивость организмов», изучаемой на уроках биологии в 9-м классе.

Сведения по генетике необходимы каждому человеку, чтобы с большей ответственностью относиться к себе, своему здоровью, к другим людям и окружающей среде.

Для учащихся


Если Вам интересна проблема наследственности, то расширить свои познания в этой области Вы сможете, выбрав программу курса «Генокод». Предлагаемый курс является углублением и продолжением темы «Наследственность и изменчивость организмов», изучаемой на уроках биологии. Приобретенные сведения по генетике помогут Вам с большей ответственностью относиться к себе, своему здоровью, к другим людям и окружающей среде.


Пояснительная записка.


Программа курса «Генокод» разработана для преподавания в 9 классе во втором полугодии учебного года и имеет объём 10 часов (1 час в неделю). Она актуальна в условиях выбора профиля обучения.

Цель программы - углубление интереса к биологии, создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора учеником естественнонаучного профиля обучения.

Программа содержит теоретическую и практическую части. В процессе реализации программы учащиеся имеют возможность интегрировать и углубить знания в разных разделах биологии, а также развивать общеобразовательные и практические умения.

На первом этапе обучения программой предусматриваются теоретические занятия. На втором этапе учащимся предоставляется возможность практически рассчитать вероятность проявления некоторых наследственных признаков. Завершает программу третий этап - подведение итогов.

Организация учебного процесса.

Данный курс предусматривает проведение как лекционных, так и практических занятий, причем на практическую часть отводится 80 % учебного времени.

Практические занятия будут проходить в форме решения генетических задач, работы с литературными и электронными источниками информации, сбора архивных материалов, составления родословных, подготовки и обсуждения выступлений и презентаций.

Завершает курс дифференцированный зачет в формате Круглого стола, на котором состоится презентация проектов, выполненных либо в виде стендов, либо в виде электронных презентаций; их обсуждение и оценивание с учётом индивидуальных возможностей.

Требования к результатам обучения.

Учащиеся должны знать:

  • основные генетические понятия;

  • основные генетические законы;

  • приёмы решения простейших генетических задач;

  • правила составления родословных.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять основные генетические закономерности;

  • решать простейшие генетические задачи;

  • составлять родословные на основе фенотипических признаков;

  • самостоятельно работать с научной и научно - популярной литературой, получать информацию из Интернета;

  • готовить презентации своих проектов и их защиту;

  • объяснять практическое значение полученных знаний и приобретённых умений;

  • обосновывать выбор естественнонаучного профиля обучения.

Основные формы контроля обучения:

  • педагогические наблюдения за активностью учащихся в процессе усвоения программы, их инициативностью и устойчивостью интереса к различным видам деятельности;

  • обсуждение учебного материала и индивидуальных достижений внутри учебной группы;

  • оценивание правильности решения задач;

  • рефлексия обучающихся, самооценка личных достижений;

  • оценивание итогового проекта после защиты в форме выступления обучающихся и ответов на вопросы педагога и других слушателей курса (зачёт).


Содержание курса «Генокод».

  1. Введение (1 час)

Что такое генетический код, методы его познания. Цели и задачи курса. Практическое значение современной генетики. Выбор и обсуждение тем исследовательских проектов с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.

  1. Реализация генетического кода (7 ч)

Основные законы классической генетики. Приёмы решения генетических задач по законам Г.Менделя и Т.Моргана. Правила составления родословных. Составление родословных по фенотипическим признакам. Практическое применение генетических законов. Личностная значимость приобретённых знаний и умений.

  1. Подготовка, оформление, презентация и зашита итоговой работы (2 ч)

Изучение семейных фотографий и других архивных материалов. Подготовка выступлений об истории своей семьи. Составление родословных своей семьи на основе фенотипических особенностей. Определение некоторых особенностей своего генетического кода. Круглый стол: презентация, защита и оценивание итоговых проектов (зачёт). Оценка личных достижений.

Учебно-тематический план

п/п


Содержание

Всего часов

В том числе:


Формы контроля

теория

практика

1

Введение. Цели и задачи курса. История генетики. Значение генетики в современном мире и её методы. Что такое генетический код. Выбор темы итогового проекта.

1

1

-

Педагогическое наблюдение.

2



Реализация генетического кода. Основные

Понятия и законы генетики; их практическое значение. Области применения генетических знаний. Решение задач по законам Менделя. Решение задач по закону Моргана. Правила составления родословных. Знакомство с родословными знаменитых семей.

Решение задач методом родословных. Личностная значимость приобретённых знаний и умений.

7


1

6

Анализ деятельности обучающихся и устойчивости учебной мотивации.

Обсуждение правильности решения задач.

Обсуждение в группе личных достижений обучающихся.

3

Подготовка, оформление, презентация и защита итоговой работы. Работа с семейными архивами. Составление родословной своей семьи. Подготовка презентаций своих проектов. Защита проектов.

2

-

2

Обсуждение выступлений обучающихся. Обсуждение и оценка презентаций в формате Круглого стола. Рефлексия обучающихся.

Итого:

10

2

8

Литература для учителя.

  1. Богданов А.А., Медников В.М., Власть над геном. - М.: «Просвещение».-1989г.

  2. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека, -М.: «Просвещение».-1985г.

  3. Лильин Е.Т., Богомазов Е.А., Гофман-Кадошников П.В. Генетика для врачей. -М.:Медицина.-1990г.

Литература для обучающихся (пособия)

  1. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. - Саратов, «Лицей», 2010 г.


© 2010-2022