Статья по теме: Технология использования опорных схем и метода проекта

Е.И. Арканова , преподаватель УД ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский                                                                             энергетический  техникум»   Технология использования опорных схем и метода проектов, как  способ формирования   общих компетенций у студентов первого курса.   «Единственный путь,                                                                                                ведущий к знанию                                                                    ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.И. Арканова , преподаватель УД

ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский

энергетический техникум»


Технология использования опорных схем и метода проектов, как способ формирования общих компетенций у студентов первого курса.


«Единственный путь,

ведущий к знанию

-это деятельность».

Б.Шоу.


В связи с переходом образования на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения одной из важнейших проблем, стоящей перед средним профессиональным образованием, является разработка учебно-методического сопровождения образовательного процесса.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор общих и профессиональных компетенций, определённых работодателем.

В соответствии с требованиями ФГОС обучение должно быть построено на модульно-компетентностном подходе.

Новый подход в организации обучения требует использования разнообразных учебных материалов, которые должны чётко и ясно излагаться, находиться в постоянном открытом доступе, быть удобными для пользования.

Поскольку при подходе, основанном на компетенциях, значительная доля ответственности за обучение лежит на студенте, то повышается важность качественных и разнообразных учебных материалов. Теория должна интегрироваться с практикой, а преподаватель становится консультантом, наставником.

Организацию учебного процесса, комфортные условия для студентов и преподавателя на занятиях обеспечивает педагогическая технология. Использование инновационных образовательных технологий в наши дни - это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.

В своей педагогической деятельности я применяю следующие образовательные технологии: учебный элемент на основе электронного учебника, проектный метод обучения, тестовый контроль знаний, система разработки опорных конспектов и схем.

С целью обобщить и закрепить полученные знания, охватить максимальное количество обучающихся и развивать познавательный интерес к предмету, очень часто привлекаю студентов к составлению экспертных заключений по выполненным ими опорным конспектам.

Для развития общих компетенций и глубокого изучения учебного материала студенты выполняют по каждому разделу домашние эксперименты, направленные на накопление практического опыта.

Проверка знаний студентов на уроке проводилась посредством технологии тестового контроля. Тестирование на сегодняшний день одна из самых распространённых форм контроля, т.к. обеспечивает объективность и достоверность оценки, позволяет проконтролировать большее количество обучающихся, ставит тестируемых в равные условия за счёт использования единых критериев оценивания, экономит время при ответе.

При составлении теста я учитываю все необходимые требования: инструкция, текст задания, варианты ответов, однозначный правильный ответ. Каждое тестовое задание соответствует определённому уровню сложности. В содержание теста включены различные виды заданий: с множественным выбором ответов, открытого типа - дать определение, продолжить последовательность, установить соответствие между содержанием двух списков. На уроке студенты выполняют тесты на бумажном носителе

При изложении нового материала мной используется электронный учебник, презентации, видеоэксперименты, зачастую подготовленные с помощью студентов. Каждый раздел учебного элемента изучается в определённой последовательности. Теоретический материал в слайдах представлен с использованием технологии компьютерной презентации.

Применение электронного учебника имеет ряд преимуществ. Используются различные каналы восприятия: звук, текст, видео, графика, анимация. Предоставляется возможность непрерывного образования большого числа пользователей. Студенты могут обратиться к любому дополнительному материалу по теме урока. Для более детального изучения теоретического материала в слайдах учебного элемента, студенты имеют возможность открыть соответствующие страницы лекций в электронном виде.

С целью увязать изучение нового материала с практикой я предложила студентам совершить экскурсии на предприятия РАО АЭС. Кроме того данные экскурсии являются для студентов и хорошей наглядной базой в профориентационной работе.

Часто используется также и проектная работа, которая требует более длительной подготовки ресурсов, но дает и большие результаты.

Современный учебный проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств обучающихся. Работа над проектом предусматривает применение необходимых интеллектуальных умений: поиск информации, осмысление, анализ, синтез, применение, оценка. В рекомендациях по выполнению проектной работы пошагово расписаны все необходимые этапы подготовки и выполнения работы - это облегчает работу студентов, но что очень важно обеспечивает самостоятельность и результативность работы, и во многом позволяет решить такую проблему, как скачивание готовых работ из интернета.

Применяя такие технологии, мы решаем актуальные задачи: активно способствуем формированию общих компетенций, формируем знания студентов по теме занятия, закрепляем полученные знания, показываем значимость применения компьютерных технологий, способствуем развитию речи и мышления, способствуем расширению знаний, развиваем навыки работы в группе и чувство ответственности, интерес к выбранной профессии.

Студенты активно работают, учатся в своих ответах выделять главное, анализировать, обобщать, учатся использовать ЭУРы. Выступления студентов сопровождаются презентациями, которые они сами подготовили по теме занятия. От того, как они построены, чем насыщены, сколь активны, интересны и динамичны, зависит и результат обучения.

Сегодня преподавателю даётся право на творчество, при создании занятия. Творческий поиск просто необходим: нельзя ждать от учёных и методистов, что они разработают все возможные варианты. Поэтому мы должны искать, изобретать, но не упускать в этом важном процессе главного: занятие есть занятие, и каждый студент должен получить обязательный минимум знаний, определённый программой курса, в полном объёме.

Используемая литература:

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / Беспалько В.П. - М.: Педагогика,1989. - 182 с.

2. Гузеев, В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / В.В. Гузеев // Директор школы.- М.- 2006.- Вып.4 .- 192 с.

3. Кларин, М.В. Педагогическая технология / М.В. Кларин. - М., 1989. - 187 с.


© 2010-2022