Доклад Практико-ориентированный подход в исследовательской деятельности учащихся

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИ


Белова С.Д.

(государственное учреждение образования

«Бельская средняя школа», д.Белая)


Одна из составляющих качества образования - компетентность школьника в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях. На фоне этого практическая составляющая процесса образования приобретает новое значение. Ценностью становятся не просто фундаментальные знания, а способность ученика применить полученные знания на практике, находить личностный смысл в содержании образования, проводить саморефлексию деятельности.

Живут только те знания, которые находят применение на практике. Это утверждение положено в основу системы практико-ориентированного обучения. При этом обучении приоритет отдается тем учебным задачам, которые формируют у обучающихся умение видеть их применение, добывать самостоятельно знания и использовать самим эти знания в повседневной жизни [3]. Эти задания позволяют не только создавать положительную мотивацию к изучению предмета, но и формировать исследовательские, коммуникативные, социально-трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования у учащихся [2].

Сущность практико-ориентированного подхода в исследовательской деятельности учащихся заключается в построении процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся[2].

Практико-ориентированный подход характеризуется интенсивной подачей материала, активной позицией и высокой самостоятельностью обучающихся, постоянной обратной связью, диалогичностью, выявлением проблемных ситуаций.

При практико-ориентированном подходе к организации исследовательской деятельности создаются условия, при которых учащиеся:

  • Мотивированы к самостоятельной исследовательской деятельности с целью приобретения недостающих знаний из разных источников;

  • Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • Приобретают проектные компетенции;

  • Развивают исследовательские и аналитические компетенции (готовность и способность выявлять проблемы проведения эксперимента, анализа и синтеза, построения гипотез, обобщения);

  • Развивают системное мышление[4].

Жизненный опыт учащихся формируется не столько на учебных занятиях, сколько на живой практической деятельности. Не секрет тот факт, что, зная определение понятия «нитраты», нельзя определить их содержание в овощах в домашних условиях, если не были сформированы практические навыки определения нитратов по внешнему виду овощей и фруктов. Еще Сократ говорил, что человек не может научиться играть на флейте не приставив ее к губам. Поэтому просто необходимо использовать практико-ориентированный подход в исследовательской деятельности учащихся.

Системообразующим принципом в организации исследовательской деятельности учащихся по биологии является принцип самодеятельности [1]. Учащийся может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт. Добытые самостоятельным путем знания становятся прочным фундаментом для последующего обучения, будущего профессионального самоопределения и применения полученных знаний на практике. Поэтому работа над исследовательским проектом должна начинаться с выбора темы. Правильно выбрать тему исследования - значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Тема должна быть актуальна, иметь практическое значение, при этом быть интересна учащемуся.

Главным смыслом исследовательской деятельности в сфере образования является то, что она является учебной. Это означает что ее главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в науке, в приобретении учащимися функционального навыка исследования, в формировании нового опыта на основе вновь приобретенных знаний. Данный опыт становится основой развития учащихся, формирования их экологического сознания, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью, проблемами, возникающими в процессе жизнедеятельности [4].

Такой опыт приобретается в результате работы над исследовательскими проектами, которая проводится индивидуально и в творческих группах, совмещая урочную и внеурочную деятельность.

Разработанная мною система практико-ориентированного подхода в исследовательской деятельности учащихся по биологии включает в себя элементы традиционного и проблемного обучения с одной стороны, и личностно-ориентированного с другой. При этом значительно повышается эффективность исследования благодаря повышению личностного статуса учащегося и практико-ориентированному содержанию полученных результатов.

Так работа над исследовательским проектом «Локализация нитратов в овощах. Способы их выведения» продолжалась в течении 2-х лет. В первый год работы была выявлена локализация нитратов в овощах, выращенных при различных агротехнических условиях. Таким образом показано влияние механического состава почвы, количества и вида удобрений на содержание нитратов в овощах, выращенных в нашей деревне. Далее проанализировано содержание нитратов от времени и условий хранения. Все это имеет большое практическое значение.

На второй год работы перед исследовательской группой мною была поставлена задача: найти способ уменьшения нитратов в овощах в бытовых условиях, так как содержание нитратов в некоторых исследуемых группах значительно превышало ПДК. Овощи, выращенные на приусадебных участках жителей деревни в большом количестве используются в сыром виде в пищу, либо подвергаются кулинарной обработке, но при этом не снижается количество нитратов. Поэтому актуальность и практическая значимость поставленной задачи очевидна.

Были разработаны составы разных растворов (пищевая сода, столовый уксус, поваренная соль, йодированная соль, колодезная вода с большим содержанием нитратов, водопроводная вода, раствор спиртовой настойки йода и др.) в различных концентрациях. Образцы исследуемых овощей выдерживались в этих растворах разное время. Самым оптимальным оказался способ выдерживания в йодном растворе в течении 10 минут при концентрации 1 капля спиртового раствора йода на 1 литр воды. При этом оказалось минимальное значение нитратов и не изменились органолептические показатели овощей.

Таким образом, в результате работы над исследовательским проектом учащимися самостоятельно были получены новые знания о вреде нитратов, о локализации нитратов и способах их выведения. Полученные результаты нашли широкое применении среди жителей деревни. С уверенностью можно сказать, что в повседневной жизни у этих учащихся не возникнет проблемы нитратного загрязнения при выращивании овощей, а также проблемы снижения нитратов в овощах и фруктах.

Работа над проектом «Исследование качества питьевой вода в д.Белая» продолжается с 2009 года по настоящее время. Тема проекта была выбрана не случайна. Проблема нитратного загрязнения питьевой воды актуальна уже продолжительное время. На сегодняшний день проблема стоит остро не только с колодезной водой, но и водопроводной. Учащиеся проводят многолетний мониторинг состояния воды по сезонам года, показывая жителям деревни прямую зависимость содержания нитратов от количества вносимых органических удобрений. Для этого проводится социологический опрос жителей о количестве, видах и сроках внесения удобрений.

Для определения качества продуктов питания, используемых в школьной столовой и дома была приобретена мини экспресс лаборатория «СПЭЛ-У». Данная лаборатория позволяет определить качество продуктов по 17 показателям. Учащимся на практике интересно узнать насколько свежее и доброкачественное мясо, молоко и рыба. В процессе работы возникла необходимость в знаниях о правилах и условиях хранения, транспортировке и предкулинарной подготовке продуктов. Полученные знания и навыки в процессе данного исследования всегда найдут применение в практической жизни учащихся.

Данная работа показала, что такие исследовательские проекты решают комплекс задач по углубленному образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей учащихся и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей. Образованный человек в нашем обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но человек, умеющий добывать, приобретать и применять имеющиеся знания в любой ситуации, делать это целенаправленно, по мере возникновения у него потребности, при решении возникающих перед ним проблем. Практико-ориентированный подход позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями, полученными самостоятельно, на уроках и повседневной жизнью людей [2].

Не все станут учеными, но вот применять на практике полученные умения работать с литературой, креативно мыслить, доказывать и отстаивать свою точку зрения - это смогут ребята, которые сегодня занимаются исследовательской деятельностью.

Список использованных источников


  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. - 336 с.

  2. Калугина, И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю.Калугина. - Екатеринбург; 2000. - 215 с.

  3. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций - Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. eidos.ru/journal/ - дата доступа: 25.09.2014

  4. Ялалов, Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. eidos.ru/journal/ - дата доступа: 25.09.2014


© 2010-2022