- Преподавателю
- Биология
- Проект на тему: летняя практика
Проект на тему: летняя практика
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лебедева Л.Л. |
Дата | 06.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ЛЕТНЯЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ
МБОУ СОФЬИНСКОЙ СОШ
«Оценка экологического состояния деревьев липовой аллеи в деревне Софьино»
Автор: Лебедева Л.Л.,
учитель биологии
2014 - 2015 гг.
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
Введение.
1). Здоровье, что это такое?
2). Актуальность проблемы
3). Цель, задачи, гипотеза исследования
4). Материал и методика исследования
-
Основная часть.
1.Оценка показателей физического состояния учащихся:
А. Изучение восстановительной способности организма
Б. Сравнение результатов выполнения упражнения в начале учебного года и спустя 3 месяца
В. Изучение показателей физического развития школьников
2. Самооценка текущего состояния здоровья учащихся по результатам анализа объективных и субъективных показателей:
А. Определение риска возникновения неинфекционных заболеваний у учащихся
Б. Определение уровня напряженности учащихся 11 класса
В. Проверка школьного расписания 11 класса.
-
Введение.
1). Значение летней экологической практики для формирования экологической культуры школьников
2). Цель, задачи летней экологической практики
3). Объекты исследования, оборудование и методики для проведения летней экологической практики школьников
-
Основная часть.
1. План летней экологической практики для учащихся МБОУ Софьинской школы 5 - 7-х классов
2. Содержание экологического исследования «Оценка экологического состояния деревьев и физических показателей почвы липовой аллеи в деревне Софьино»:
А. оценка степени нарушенности древостоя липовой аллеи;
Б. оценка состояния деревьев липовой аллеи.
-
Заключение
1. Выводы по результатам проведенного исследования
2. Рекомендации по сохранению или восстановлению липовой аллеи
-
Литература
-
Приложения
«Мы должны научиться
жить на Земле как люди»
Б. Шоу
I. 1) Значение летней экологической практики для формирования экологической культуры школьников
В современном мире задачи экологического образования и воспитания выходят на первое место, потому что нынешнее состояние природы таково, что незнание экологии или пренебрежение ее знаниям равносильно гибели. Природа нашей Земли уже не в состоянии нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Изменить такую ситуацию можно лишь перестройкой отношений человека к природе: потребительское отношение нужно менять на ответственное и бережное. На перестройку этого отношения и нацелено экологическое образование и воспитание. Экологическая культура человека - это утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладения навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу [1, с. 6].
Современный уровень биологического и экологического образования на фоне все большего вторжения человечества в природу требует от учителей биологии и экологии знания методики проведения занятий не только в школьном кабинете, но и на природе. Летние биоэкологические занятия закрепляют и углубляют знания учащихся, знакомят с живой природой и полевой практикой. Они дают возможность приобрести необходимые навыки «полевой экологии», изучить основные методы наблюдений и исследовательской работы в природе, принять непосредственное участие в мероприятиях по оценке состояния и сохранению природной среды [2, с. 5].
Под словосочетанием «полевая экология» [3, с. 1] понимают такие формы и методы экологического образования, которые помогают учащимся непосредственно изучать окружающий мир на примере реальных объектов - растений, животных, целых природных комплексов (экосистем), - в их естественных условиях существования. Экологическая исследовательская работа способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе [4, с. 2].
Можно постоянно говорить детям о необходимости сохранения природы, «природных богатств» и ресурсов, бережном к ним отношении, но это так и не дойдет до их глубин разума, если они не поймут, что Природа это не просто наше «окружение», а нечто большее, «разумное», дышащее существо. Невозможно беречь и заботиться о том, кого ты не любишь и не знаешь, поэтому очень сложно беречь и охранять Природу, которую ты не понимаешь. Во время летних практических занятий школьник имеет возможность самостоятельно «поисследовать» (посмотреть, пощупать) реальную живую природу. Особенность летней экологической практики состоит в том, что исследуемые проблемы берутся из реальной жизни, ученик наблюдает их в природе и самостоятельно их решает, применяя при этом полученные на уроках биологии и экологии знания.
Экологическое образование школьников деревни Софьино Наро-Фоминского района Московской области осуществляется в процессе изучения учебных дисциплин: экологии, биологии, химии, физики, географии. Но многие принципы экологического образования нельзя полноценно реализовать в рамках урока [5, с. 96]. Решение задач, стоящих перед учителем по экологическому образованию школьников, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы и одной из таких форм работы является летняя экологическая практика учащихся.
2). Цель, задачи летней экологической практики
Цель работы: оценить экологического состояния деревьев липовой аллеи в деревне Софьино.
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2) оценить степень нарушенности древостоя лесного фитоценоза под влиянием экологических факторов; 3) оценить состояние деревьев липовой аллеи;
4) оценить фактического состояния липовой аллеи в д. Софьино; 5) научиться проводить эколого-биологические наблюдения в природной обстановке; 6) ознакомить учащихся с основными методами изучения биологических объектов в природных условиях, методами сбора и обработки собранного материала; 7) ознакомить с результатами данного исследования учащихся, их родителей и
педагогов школы для дальнейшего формирования экологической культуры наших школьников.
3). Объекты, оборудование и методы исследования
Объекты исследования:
растения трех участков липовой аллеи в деревне Софьино:
№ 1 - участок вблизи Киевской трассы;
№ 2 - участок около школы (центральная часть аллеи);
№ 3 - участок в конце липой аллеи (вблизи Второй окружной дороги).
Материалы и оборудование: рулетка, лупа, садовый секатор на сборной штанге, бумажные и полиэтиленовые пакеты, фильтровальная бумага, вата, линейка, определитель растений и насекомых вредителей леса.
Методики исследования
1. Теоретическим методом изучается специальная литература по данной проблеме.
2. Визуальным методом (с использованием лупы) осуществляется исследование деревьев липовой аллеи в деревне Софьино [6, с. 164, 166].
3. Статистическим методом проводится обработка и анализ полученных
результатов исследования [6, с. 165-167].
II. Основная часть.
1. План летней экологической практики для учащихся МБОУ Софьинской школы 5 - 7-х классов по теме: «Оценка экологического состояния деревьев липовой аллеи в деревне Софьино».
№
п/п
Этапы практики
Задания
Количество
часов
1
Подготовительный
1. Изучить историю создания липовой аллеи в деревне Софьино и ее особенности как экосистемы.
Ознакомление с задачами практики, правилами наблюдений, сбора материала, ведения дневника исследований, техника безопасности. Закладка пробных площадок на липовой аллеи.
3
2
Исследовательский
1. Инструктаж по технике безопасности при работе в полевых условиях.
2. Определение состояния отдельных деревьев каждого вида на пробных площадках. 3. Проведения полевого отбора проб листьев.
4. Подготовка образцов для исследований в кабинете биологии.
6
3
Обработка полученных
результатов исследования
1. Определение степени нарушения древостоя липовой аллеи.
2. Определение состояния древесных растений на пробных площадках.
3
4
Анализ проведенного исследования
1. Сравнение полученных результатов с существующими экологическими нормативами и литературными данными. 2. Составление заключения об экологическом состоянии деревьев липовой аллеи 3. Учащиеся предоставляют дневники и отчитывается по результатам проведенных исследований.
3
5
Заключительный
1. Оформление исследовательской работы.
2. Проведение деловой игры «Создание концепции и проекта липовой аллеи будущего в деревне Софьино».
3
3
Всего
21 ч.
2. Содержание летнего экологического исследования по теме: «Оценка экологического состояния деревьев липовой аллеи в деревне Софьино»
А. Оценка степени нарушенности древостоя липовой аллеи [6, с. 164-166].
1) Закладываем в фитоценозе не менее 3-х пробных площадок (20 м на 20 м), например,
№ 1 - участок вблизи Киевской трассы;
№ 2 - участок около школы (центральная часть аллеи);
№ 3 - участок в конце липой аллеи (вблизи Второй окружной дороги). Площадки не должны выходить за пределы выбранного лесного сообщества (чтобы главный доминирующий вид был везде в пределах выбранных площадках).
2) Определяем виды деревьев (используем определитель растений и насекомых вредителей леса), растущих на пробных площадках.
3) Определяем состояние отдельных деревьев каждого вида. Оценку состояния деревьев проводим по внешним признакам по 5-балльной шкале (приложение № 1).
4) Определяем коэффициенты состояния древесных пород. Коэффициенты состояния (К1, К2, К3 и т.д.) определяют для каждого вида деревьев по формуле:
К1= Е b1 . n1/ N; где К1 - коэффициент состояния конкретного вида деревьев;
b1- баллы состояния отдельных деревьев одного вида; n1 - число деревьев каждого балла состояния; N - общее число учтенных деревьев каждого вида.
5. Полученные результаты визуальных определений и расчетов оформляем в виде таблицы (таблица № 1).
Оценка состояния древостоя на пробной площадке № 1( ТАБЛИЦА № 1)
Виды деревьев
Количество
деревьев
Состояние
деревьев (баллы)
Коэффициент состояния
вида
6. Затем определяем коэффициент состояния лесного древостоя в целом (К) как среднее арифметическое коэффициентов состояния отдельных видов деревьев на пробной площадке:
К= К1 + К2+… + Кr / R, где К1 + К2+… + Кr - коэффициенты состояния видов деревьев; R - число видов деревьев.
7. Оцениваем состояние древостоя на пробных участках, используя полученные коэффициенты состояния отдельных видов деревьев на пробных площадках и шкалу градации состояния древостоя (приложение № 2).
Б. Определение состояния древесных растений на пробных площадках [6, с. 166-168].
1) На каждом участке выбираем не менее 10 деревьев одной породы.
2) С каждого дерева отбираем по 10 листьев. Отбор листьев с деревьев, нужно осуществлять на высоте 1,5-2 м. Каждый лист помещаем между двумя слоями увлажненной фильтровальной бумаги и слегка проглаживаем руками.
3) Определяем степень запыленности листовых пластинок.
От листьев на фильтровальной бумаге остаются отпечатки, по интенсивности которых определяем степень их запыленности по трем градациям (приложение № 3).
Полученные результаты занесены в таблицу № 2 под буквой «А».
4) Затем проводим оценку изменения пигментации листьев. На каждой листовой пластинке отмечаем наличие красных, желтых, сине-фиолетовых, синих точек и пятен, вызванных попаданием на листья кислот, солей тяжелых металлов. Визуально оцениваем процент (суммарный), поврежденной ткани по сравнению с общей поверхностью листа и данные заносим в таблицу № 2 под буквой «Б».
5) На последнем этапе работы определяем наличие некрозов и площадь листьев, занимаемая отмершей тканью. Некротическая ткань - сухая, черновато-коричневого цвета, чаще встречается в большом количестве вдоль жилок листа и у основания черешка. Процент отмершей ткани определяем, как и в предыдущем этапе, визуально и полученные данные заносим в таблицу № 2 под буквой «В».
Экологическое состояние деревьев (ТАБЛИЦА № 2)
Участок обследования,
учетные показатели
Номера деревьев
Среднее
значение показателей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Участок № 1
А - группа запыленности листьев:
1) верхняя сторона листьев
2) нижняя сторона листьев
Б - процент пигментированных участков
В - процент отмершей ткани
6) На основе полученных результатов делаем вывод о состоянии древесных растений на пробных площадках.
III. Выводы по результатам проведенных исследований.
1. Основываясь на проведенных исследованиях нужно оценить экологическое состояние фитоценоза:
- степень нарушенности древостоя на пробных площадках № 1 - № 3;
- степень угнетения деревьев на пробных площадках № 1 - № 3;
- степень деградации данного фитоценоза.
2. Предложить способы для сохранения или восстановления данного фитоценоза.
IV. Литература
1. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. М.: ТЦ Сфера, 2005, 64 с. 2. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология. Материалы к урокам-экскурсиям. М.: НЦ ЭНАС, 2002, 288 с. 3. Банзанова С.Б. Полевая практика по экологии. festival.1september.ru/articles/634838/ 4. Гамичева Г.В. Летняя экологическая практика как форма работы по формированию экологической культу. viro.edu.ru/attachments/article/4072/Gamicheva%20G.V..pdf 5. Лебедева Л.Л. Проектно-исследовательская деятельность по экологии - основа формирования познавательной активности школьников. М.: Спутник+, 2011, 266 с. 6. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М.: 5 за знания, 2005, 208 с.
7. Хомутова И.В. Методика организации и проведения экологических экскурсий. М. 2002
8. Мансурова С.Е. Кокуева Г.Н. Школьный практикум «Следим за окружающей средой». М.: Владос. 2001
9. Высоцкая М.В. Биология и экология. 10 - 11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель. 2008, 203 с.
V. Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Шкала оценки состояния деревьев по внешним признакам
Балл
Характеристика состояния деревьев
1
Здоровые деревья без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме.
2
Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе сильное самотечение и отмирание коры на отдельных участках.
3
Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, вершина сухая. Листья светло-зеленые, хвоя с бурым оттенком и держится 1 - 2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличены. Значительные участки коры отмерли.
4
Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком; отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60 % от общего количества. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами и другими вредителями.
5
Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая (осыпается или осыпалась). Кора на стволах отслаивается или полностью опала. Стволы заселены ксилофагами (потребителями древесины).
Приложение № 2
Шкала градации - оценки состояния древостоя леса.
№
Коэффициент состояния древостоя в целом ( К )
Состояние древостоя леса
1
К < 1,5
Здоровый древостой
2
К = 1,6 - 2,5
Ослабленный древостой
3
К = 2,6 - 3,5
Сильно ослабленный лес
4
К = 3,6 - 4,5
Усыхающий лес
5
К > 4,6
Погибающий лес
При коэффициенте от 2,0 до 2,5 состояние насаждения оценивается как угрожающее, восстановление его возможно только при снижении уровня загрязнения атмосферы и применении комплекса мероприятий по оздоровлению данных лесных насаждений.
При коэффициенте, превышающим 2,5, состояние насаждения оценивается как критическое, соответствующее началу распада лесных насаждений.
Приложение № 3
Шкала
оценки загрязнения листовых пластинок
I группа - отпечатки на бумаге отсутствуют или слегка заметны;
II группа - загрязнение листьев около 50 %. Отпечаток средней интенсивности,
при просмотре на свет четко видны участки фильтровальной бумаги
разной толщины;
III группа - загрязнение листьев 100%. Отпечаток интенсивные, дефекты
фильтровальной бумаги на свет не просматриваются.