• Преподавателю
  • Биология
  • Творческий проект: Сценарий проведения праздника для младших школьников, посвященного Всемирным дням учета перелетных птиц

Творческий проект: Сценарий проведения праздника для младших школьников, посвященного Всемирным дням учета перелетных птиц

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Команда Дарвинисты

Описание акции

В рамках участия в Дистанционной эколого-биологической викторине нами была проведена творческо-образовательная акция для учащихся 2-3 классов, посвященная Всемирным Дням учета перелетных птиц! Нашей целью и задачей было рассказать младшим школьникам о Всемирных днях наблюдения за птицами и познакомить их с техникой наблюдения за ними. В ходе данного мероприятия дети узнали много нового и интересного о перелетных птицах, и что в первые выходные октября ежегодно проводятся Всемирные Дни наблюдения за птицами. Дети с удовольствием попробовали понаблюдать за пернатыми друзьями в бинокли, делились радостью, что смогли разглядеть сорок и ворон. Мы рассказали ребятам о том, что же необходимо для более точного наблюдения и определения птиц. Девочки и мальчики с радостью поучаствовали в играх, которые мы проводили, внимательно и с интересом слушали наши рассказы об отличительных признаках птиц, о том, какие у птиц голоса, куда записывать и отправлять собранные ими данные об увиденных птицах, когда появился первый определитель и как им пользоваться. Завершая нашу акцию мы вручили детям буклеты, в которых постарались отразить всю необходимую информацию, которая поможет им наблюдать и считать птиц!

Сценарий мероприятия

Действующие лица: Старец (Николай Колбешкин), Осень (Анастасия Новожилова), Птичка (Анастасия Буданова), Хулиган (Александр Городилов)

Мудрый старец: Здравствуйте ребята, узнали кто я? (Дети отвечают). Да, я мудрый старец, и знаю все обо всем! Сегодня к вам я пришел не один! Со мной пришла царица богатого урожая - золотая осень.

Осень: Здравствуйте ребята!

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Мудрый старец: Каждую осень, когда ещё не закончились полевые работы, наши пернатые друзья и помощники покидают родные края и спешат куда-то вдаль. Летят рядами, шеренгами, беспорядочными кучами и поодиночке.

Осень: Ребята, а вы знаете какие перелетные птицы покидают наш родной края и летят в теплые страны, чтобы пережить холодную зиму? (Дети отвечают). А узнать перелетных птиц нам помогут загадки и так:

Важно по земле шагает,
Клювом почву протыкает,
Вредных - съест, он молодец
А зовут его…(скворец).

Ноги - длинны, длинен нос,
Что он на обед принёс?
Змей, улиток, лягушат
Для любимых …(аистят)

По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам …(грачи)»

Спрятавшись среди ветвей,

Поёт славно…(соловей)


Я на елке, на суку,

Счет веду:

КУ-КУ, КУ-КУ!...(кукушка)

Осень: Старец, а расскажи нашим ребятам, что же заставляет перелётных птиц каждой осенью и весной совершать такие дальние путешествия?

Мудрый старец: Ребята, а вы сами знаете, почему птицы улетают? (Дети отвечают).

Многие птицы способны защитить себя зимой благодаря пуху, который растет под оперением. Он задерживает теплый воздух и защищает птицу от холода. Большинство птиц улетают по другой, более существенной причине - недостатку еды в зимние месяцы. Основной рацион большинства птиц составляют насекомые, которые зимой или умирают, или впадают в спячку. Поэтому птицам становится трудно добывать себе еду. На юге насекомые не погибают от холодов. Их можно ловить столько, сколько нужно для пропитания. Аисты и цапли улетают на юг, когда замерзают пруды. Лед укрывает лягушек, жаб, маленьких рыбок и личинок.

Птица: Ой Ой, помогите , хнык хнык (убегая от хулигана)!

Хулиган: стреляет по птице из рогатки и смеется.

Осень: что же ты делаешь, ну как перестань, ребята правильно ли поступает этот мальчик?

Хулиган: Она у меня в огороде все семечки склевала!

Старец: Какой ты не хороший мальчик (нравоучения), она ведь есть хочет!!!

Птица: Извините, правда очень кушать хотелось!!!

Осень: Ребята, простим птичку? (Дети отвечают), Птичка, а расскажи нам всем о себе, кто ты такая?

Птица: Меня вы можете узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту Я - птица воздуха. Летаю высоко в небе, неустанно ловлю мелких мошек, мух и комаров. Но когда на небе появляется много туч, я тогда низко к земле опускаюсь. Особенно плохо и голодно нам в дождливую погоду, когда насекомые прячутся. Жизнь моя тесно связана с жизнью человека. Я свое гнездо строю под крышей домов. Считается, что если такая птица поселилась под крышей дома, это к СЧАСТЬЮ.

Узнали меня??? (Дети отвечают)


Осень: Ой, как интересно!


Птица: Только вот я еще кушать хочу (стеснительно)!


Осень: Ребята, а давайте покормим ласточку?

Мы сейчас сыграем в игру: я буду называть продукт, если ласточка этим питается, вы хлопаете, а если нет, то топаете! Колбаса, мухи, конфеты, стрекозы, шоколад, кузнечики, сверчки

Какие вы молодцы!!!


Птица: Ой, спасибо накормили, очень вкусно, ну а теперь я хочу с вами поиграть, вы ведь любите играть?

Дети изображают ворон, они стоят и выполняют движения в соответствии с текстом. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
«Кар-кар-кар!» (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар !»( Дети размахивают руками как крыльями)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
«Кар-кар-кар!» (тихо)
(Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)


Осень: Спасибо тебе ласточка за игры!

Осень: А знаете ребята, что в мире ежегодно проводят дни наблюдения перелетных птиц.

Старец: Верно, в первые выходные октября на нашей планете отмечаются Всемирные дни наблюдения за птицами. В этом году они будут проходить 3 и 4 октября. В это время сотни тысяч людей во всем мире отправятся в леса, парки, на луга, болота, на морские и речные побережья, чтобы наблюдать за пернатыми в естественных для них условиях.

Осень:Ребята а вы бы хотели узнать, зачем проводятся эти всемирные дни наблюдения за птицами!

Птицы - наиболее заметные, привлекательные и любимые человеком "животные". За ними интересно наблюдать, их поведение разнообразно, высока экологическая роль. Многие из окружающих нас птиц нуждаются во внимании и заботе, так как места их обитания пострадали из-за неразумной хозяйственной деятельности человека. Осенние дни наблюдений птиц - это в большей степени просветительско-образовательное мероприятие. Основная его цель - привлечь людей к наблюдению за птицами.

Походная одежда, бинокль, полевой определитель и блокнот с ручкой - вот что необходимо начинающему наблюдателю. Это увлечение получило широкое распространение в 1930-х годах вместе с развитием производства биноклей, придя на смену коллекционированию ракушек и бабочек. Примерно в то же время в Америке был опубликован «Полевой справочник птиц» Роджера Тори Питерсона. Это был первый в мире полевой определитель, при помощи которого у людей появилась возможность надежно опознавать птиц. С тех пор «охота» на птиц с биноклями стала популярной во всем мире.

Наблюдать и считать птиц можно повсюду - на улицах, в парке, за городом, в лесу, - чем с удовольствием и занимаются любители природы разных профессий и конечно же дети. Результаты ваших наблюдений и подсчетов необходимо обязательно записывать в специальный блокнот, а потом передавать в специальные центры регистрации. Результаты такого массового одновременного подсчета птиц имеют большое научное значение.

Мудрый старец: Но ребята, перед тем как изучать птиц района, где будут осуществляться исследования, следует ознакомиться с общими сведениями о птицах, образом их жизни, а главное - научиться определять птиц. Практические советы, как определять птиц, и таблицы для определения есть в специальных книгах. Птиц можно определять, держа их в руках и рассматривая особенности внешнего вида. Нужно хорошо знать их голоса, привычки, места, где они питаются или строят гнезда. Эти знания приобретают в процессе многолетней работы в природе, а книга здесь вам обязательно поможет.

Осень: А я пожалуй дам вам несколько практических советов как определять птиц:

В облике промелькнувшей в зарослях птицы наблюдатель должен выделять основные и самые броские отличительные особенности. Это в первую очередь величина птиц - ее следует определять не в сантиметрах, а примерно, сравнивая с самыми обычными птицами - воробьем, скворцом, вороной, голубем.

Размеры и форма клюва позволяют отнести незнакомую птицу к группе тонкоклювых (они питаются насекомыми) или, наоборот, к толстоклювым любителям зерна, семян, словом, растительного корма.

В оперении птиц нужно выделять наиболее заметные детали - длину и форму хвоста, крыльев, особенности расцветки, например полоски на крыльях, наличие «шапочки» на голове, «галстука» на шее, или «передничка» на грудке. Обращайте внимание, есть ли светлые перья в хвосте, как они расположены - по бокам или в середине. Одновременно отметьте особенности поведения птиц, прислушивайтесь к их голосам.

Знаете как говорят птицы?

Ворона - кар-кар.

Дятел - тра-та-та.

Синица - пили-пили.

Голубь - чуф - фы.

Зяблик - рю-рю-рю.

Сорока - ча-ча-ча.

Грач - кра -кра.

Дрозд - филипп - филипп.

Овсянка - зинь -зинь.

Иволга - фиу-тиу-лиу.

Пеночка - тинь - тинь.

Горихвостка - фи-ить (Птица года 2015).

Кукушка - ку-ку.

Воробей чик-чирик.

Птица: А вы бы хотели принять участие в этой акции «Всемирные дни наблюдения за птицами»?

Давайте вместе сейчас попробуем понаблюдать за птицами на вашем пришкольном участке, смотрите как у вас тут красиво, и даже есть домики для птиц, кто же в них живет? (скворцы)

(дети берут бинокли, и пробуют понаблюдать за птицами)

Птица: Дети, какие же вы молодцы, спасибо за теплый прием, мне у вас очень понравилось, но мне пора, улетать в теплые страны, и я прошу что бы вы написали мне на память понравилась ли вам наша встреча и будете ли вы и дальше трепетно относиться к миру птиц и принимать участие во всемирных днях наблюдения птиц! увидимся в следующем году!(дети прощаются с птицей)

Осень: Вот и подошло к концу наше знакомство с перелетными птицами и Всемирными днями наблюдения за ними, надеемся что вам очень понравилось, и вы обязательно будете и дальше наблюдать за птицами! А на память мы вам подарим буклеты в которых вы найдете всю необходимую информацию о том, как принять участия во Всемирных днях наблюдения за птицами, а так же практические советы как наблюдать за птицами!


Анализ проведенного опроса

В завершении нашего мероприятия мы провели опрос. Мы письменно оформили анкеты, в которых спросили у ребят о важности и целях проведения Всемирных Дней наблюдений птиц. В ходе исследования ответов, полученных от учащихся, мы сделали вывод, что ребята правильно поняли смысл проведения мероприятий, посвященных учету перелетных птиц. Ребятам очень понравилось проведенное нами мероприятие. Дети были очень активны, сами задавали вопросы, а мы с удовольствием отвечали на них. В ходе данного мероприятия их все больше интересовала жизнь птиц и их отличительные особенности. Именно поэтому ребята захотели поучаствовать во Всемирных днях наблюдения за птицами и сказали, что обязательно 3-4 октября они вооружатся биноклями, блокнотами и ручками, и отправятся в лес, на поля и на огороды, чтобы понаблюдать и подсчитать количество увиденных птиц и привлекут к этому занятию своих друзей и родителей. Нам удалось привлечь внимание ребят к проблемам мира птиц! Детей всерьез заинтересовала работа с пернатыми друзьями, и они обязательно внесут свой вклад в проведение акции Всемирные Дни наблюдения перелетных птиц.



© 2010-2022