Урок на тему Модификационная изменчивость

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему Модификационная изменчивостьУрок на тему Модификационная изменчивостьУрок на тему Модификационная изменчивостьУрок на тему Модификационная изменчивостьУрок на тему Модификационная изменчивостьУрок на тему Модификационная изменчивостьУрок на тему Модификационная изменчивостьУрок на тему Модификационная изменчивостьУрок на тему Модификационная изменчивостьУрок на тему Модификационная изменчивостьУрок на тему Модификационная изменчивостьУрок на тему Модификационная изменчивостьБурцева Наталья Петровна

Преподаватель биологии, высшей квалификационной категории

Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Московский областной медицинский колледж №5»

Тема урока: Модификационная изменчивость


Цели:

1.Закрепление основных понятий в разделе «Генетика»;

2.вовлечение обучающихся в активную деятельность;

3.совершенствование навыков анализа, обобщения, построения математической модели биологических процессов;

4.закрепление умений и навыков построения вариационного ряда и вариационной кривой;

5.совершенствование умений работы с источниками знаний;

6. развитие познавательного интереса к окружающей жизни.

Задачи:

1. Закрепить понятие «Изменчивость».

2.Дать понятиие «Модификационная изменчивость», «Вариационный ряд», «Вариационная кривая», «Норма реакции».

3.Научить строить вариационный ряд и график, определять среднюю величину признака.

4.Выявить значение модификационной изменчивости для живых организмов и человека.

Развивающие задачи - развивать память, способность действовать по алгоритму, делать выводы, логически мыслить.

Воспитательные - воспитывать активность обучающихся на занятии, способность слушать и слышать, доброжелательность.

Оборудование: слайды, инструкционные карты, калькуляторы.

Межпредметные связи: биология, математика.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Рапорт дежурного.

Мы с вами начали изучение большого раздела «Генетика».Продолжаем изучение данной темы. С темой «Наследственность» мы уже познакомились, сегодня начинаем изучение темы «Изменчивость».

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Закрепить понятие «Изменчивость».

2.Дать понятие «Модификационная изменчивость», «Вариационный ряд», «Вариационная кривая», «Норма реакции» .

3.Научиться строить вариационный ряд и график, определять среднюю величину признака.

4.Выявить значение модификационной изменчивости для живых организмов и человека.

2.Проверка домашнего задания

Карточка №1. Задача - напротив каждого определения расставить свое понятие.

Ключ к карточке написан на доске.

Ключ:

1-3 4-8 7-1

2-6 5-2 8-9

3-5 6-7 9-4

Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла

На столах у обучающихся лежат оценочные листы.

Проставить набранное количество баллов в оценочный лист самостоятельно.

3. Изучение нового материала.

Задача - Дать понятие «Модификационная изменчивость» СЛАЙД №1

ИЗМЕНЧИВОСТЬ - это

1. свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития под влиянием внешних факторов.

2.- это возникновение индивидуальных различий.

ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ СЛАЙД №2
изменчивость

Ненаследственная наследственная


модификационная онтогенетическая мутационная комбинативная

соотносительная


НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМ-ТЬ


  • модификационая изменчивоть:

  • Модификация- это …

Задача- на карточке №2 синонимы слова. Объединить их и назвать одно главное слово.

Работа обучающихся с карточкой №2

Модификация - (лат. modificatio - установление меры, от лат. modus - мера, вид, образ, преходящее свойство и лат. facio - делать), преобразование, усовершенствование, изменение. СЛАЙД№3

Признаки модификационной изменчивости.

Работа обучающихся с карточкой №3.

Задача - заполнить таблицу и выявить признаки модификационной изменчивости по мере рассказа учителя.

1.Модификация -это

1.изменение

СЛАЙД № 3

2.Передается ли модификационная изменчивость по наследству?

2.Не передается по наследству

СЛАЙД №4,5

3.М.И. затрагивает фенотип / генотип

3.затрагивает фенотип и не затрагивает генотип

СЛАЙД № 6

4. Под действием чего происходят изменения?

4.под влиянием условий внешней среды

СЛАЙД № 7,8

5.М.И. затрагивает одну особь или группу особей?

5. носит групповой характер изменений

СЛАЙД № 9

6.Модификации- это обратимые или не обратимые изменения?

6. носят обратимый характер

(напр: загар)

СЛАЙД № 10

***7.Норма реакции- это

7.предел изменчивости

СЛАЙД № 11

8. Может ли организм переступить «НР»

8. не может

СЛАЙД № 12

9. Узкая НР характерна для

9.качественных признаков(напр: цвет глаз)

СЛАЙД №13

10. широкая НР характерна для

10.количественных признаков(напр:вес чел)

СЛАЙД №13

Для того чтобы ответить на 7 вопрос я приведу пример, а вас попрошу сделать выводы.

Пример:

-У всех людей под воздействием ультрафиолета образуется пигмент (меланин).

-У всех людей кожа стопы становится грубая, если ходить босиком.

-У всех лошадей шерсть будет сверкать, если их кормить овсом.

Вопрос: все особи одного вида реагируют одинаково на изменения окружающей среды?

Вывод: на действие определенного фактора окружающей среды (свет, температура, пища) все особи одного вида реагируют специфическим образом, т.е. по своему.

Вопрос: Может ли признак изменяться бесконечно ? Или есть ограничение?

Пример:

-Чем каменистее поверхность, по которой передвигается человек, тем грубее кожа стопы. Но превращается ли кожа в копыто?

- А при постоянном нахождении на солнце человек превратится в негра?

Вывод: изменчивость имеет пределы, обусловленные генотипом и дальше их организм переступить не может

НОРМА РЕАКЦИИ.- это предел изменчивости определенного признака, в зависимости от окружающих воздействий.

Т.Е.= возможности, присущие данному генотипу СЛАЙД № 11,12

НР бывает узкая и широкая.

Для того чтобы ответить на 9, 10 вопрос посмотрим на слайд

СЛАЙД № 13

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМА


Количественные Качественные

- окраска цвета глаз, шерсти - яйценоскость

-форма плодов - удои молока

- половые различия - рост, вес человека

----------------------------------- ------------------------------------

Легко классифицируются и Можно изучать с помощью

Определяются визуально. измерений и подсчета


Первые 6 вопросов таблицы оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ и заносятся в оценочный лист. Максимум 6 баллов.



СЛАЙД №14

Задача- дать понятие «вариационный ряд», «вариационная кривая», «норма реакции» ,научить строить вариационный ряд и график, определять среднюю величину признака.

Каждый признак и его конкретное число называется - ВАРИАНТОЙ.

Количественные признаки поддаются определенному описанию. Если измерить величину семян тыквы одного растения, то окажется, что они имеют разную длину. Следовательно, для того чтобы охарактеризовать количественный признак необходимо произвести измерения и записать их ,т.е. составить вариационный ряд.

Вариационный ряд- ряд свойств организма, который состоит из отдельных видоизменений, расположенных в порядке увеличения или уменьшения.

Для определения предела изменчивости признака определим частоту встречаемости каждой варианты.

Пример вариационного ряда СЛАЙД №15

Например, пшеница, растущая на одном поле, может сильно отличаться количеством зерен на одном колоске . в силу различных показателей почвы, увлажненности на поле.

Подсчитав число зерен в одном колосе и количество колосьев, можно получить вариационный ряд в статистической форме: СЛАЙД №16

Вариационный ряд модификационной изменчивости пшеницы

Число колосков в одном колосе

Варианта- V

14

15

16

17

18

19

20

Частота встречаемости

Количество колосьев пшеницы- p

2

7

22

32

24

8

5

=100

28 105 352 544 432 152 100 = 1713

Таблица отражает распределение частоты встречаемости признака в зависимости от величины. Представим полученные результаты в виде графика.

На основании вариационного ряда составляется

вариационная кривая- СЛАЙД №17

графическое отображение частоты встречаемости каждого признака.

Урок на тему Модификационная изменчивость

СЛАЙД №18

Из графика видно, что варианты со средним значением встречаются наиболее часто, а варианты сильно отличающиеся от него- реже. Две крайние точки графика означают предел изменчивости признака, его верхнюю и нижнюю границу. Причиной этого, по-видимому, является действие факторов окружающей среды

СЛАЙД №19

Далее высчитываем среднее значение признака по формуле:

М= ∑(v p) =

n

=(14*2)+(15*7)+(16*22)+(17*32)+(18*24)+(19*8)+(20*5)=1713/100=17,1

M -средняя величина признака

∑(v*p)- сумма произведений вариант на их частоту встечаемости

n - общее число частоты встречаемости вариационного ряда

Т.О. среднее значение признака равно 17,1 зерен.

НР буде т от 14 до 20.

Первые 5 чел. правильно ответившие- 5 баллов,

вторые 5чел.- 4 б., остальные 3б.

СЛАЙД №20

Вывод: Чем шире норма реакций, тем пластичнее признак, тем он более адаптирован к условиям среды. Это приводит к увеличению % выживания вида в изменяющихся условиях.

4. Закрепление материала

Самостоятельная работа обучающихся с карточкой №4

Задача

Постройте график вариационной кривой используя данные вариационного ряда .

Высчитайте среднее значение признака.

В классе 2 человека имеют рост 150 см, 8 человек- 160 см, 12чел- 170 см, 5 чел-180см и 1 человек- рост 190 см

Определите норму реакции признака.

Ответ М =168,2 см

Первые 5 чел. правильно ответившие- 10 баллов,

вторые 5чел.- 8 б., остальные 5б.

5.Вывод СЛАЙД №21


Подводим итоги работы по изучению нового материала

  1. Модифиикационная изменчивость_ это изменение фенотипа (признака) под влиянием внешней среды.

  2. Она не передается по наследству и помогает особям адаптироваться в природных условиях

СЛАЙД №22

  1. При помощи ВР и ВК высчитывают среднюю величину признака и определяют границы НР, дальше которых организм существовать не может

  2. Мод.Изм. играет огромную роль в практической деятельности человека (чаще всего в области с/х); помогает получить более высокие урожаи.


СЛАЙД №23

5 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПО ОЦЕНОЧНОМУ ЛИСТУ

Максимум -40 баллов

39-40 б - оценка «5»

39-35 б- «4»

Менее -«3»

Домашнее задание - сделать презентацию по теме: «Модификационная изменчивость»


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

  1. Определения ( карточка №1)

max 18 баллов


  1. Работа с таблицей№3

Max 6 баллов


  1. Определение средней величины признака

Max 5 баллов


  1. Закрепление материала (карточка №4)

Max 10 баллов


  1. За активность на уроке

Max 1 балл


  1. ИТОГО

Max 40 баллов

КАРТОЧКА № 1

  1. ГЕНЕТИКА

3.Наука об наследственности и изменчивости

  1. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

6.Свойство организма передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям

  1. ИЗМЕНЧИВОСТЬ

5.Свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития под влиянием внешних факторов

  1. ГЕН

8.Участок ДНК, отвечающий за формирование какого либо признака

  1. ФЕНОТИП

2.Совокупность внутренних и внешних признаков в организме

  1. ГЕНОТИП

7.Совокупность генов в организме

  1. МУТАЦИЯ

1.Наследственные изменения генотипа

  1. ГИБРИД

9.Потомство от скрещивания несходных родительских форм

  1. СЕЛЕКЦИЯ

4.Наука о создании новых сортов растений и пород животных и об улучшении уже существующих

КАРТОЧКА №2

Объедини все синонимы и дай определение слову.

Модификация- это…

- перемена, -отличия, -преобразования, -усовершенствование

-переделка, -улучшение

КАРТОЧКА №3

Заполни таблицу

« ПРИЗНАКИ МОДИФИКАЦИОННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ»

1.Модификация -это

2.Передается ли модификационная изменчивость по наследству?

3.М.И. затрагивает фенотип / генотип

4. Под действием чего происходят изменения?

5.М.И. затрагивает одну особь или группу особей?

6.Модификации- это обратимые или не обратимые изменения?

***7.Норма реакции- это

8. Может ли организм переступить «НР»

9. Узкая НР характерна для

10. широкая НР характерна для

КАРТОЧКА № 4

Постройте график вариационной кривой используя данные вариационного ряда .

Высчитайте среднее значение признака.

В классе 2 человека имеют рост 150 см, 8 человек- 160 см, 12чел- 170 см, 5 чел-180см и 1 человек- рост 190 см

Варианта, v


Частота встречаемости,p


p


v

М= ∑(v * p) =

n

Норма реакции составляет от … до …










© 2010-2022