- Преподавателю
- Биология
- Урок на тему Модификационная изменчивость
Урок на тему Модификационная изменчивость
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бурцева Н.П. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Бурцева Наталья Петровна
Преподаватель биологии, высшей квалификационной категории
Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Московский областной медицинский колледж №5»
Тема урока: Модификационная изменчивость
Цели:
1.Закрепление основных понятий в разделе «Генетика»;
2.вовлечение обучающихся в активную деятельность;
3.совершенствование навыков анализа, обобщения, построения математической модели биологических процессов;
4.закрепление умений и навыков построения вариационного ряда и вариационной кривой;
5.совершенствование умений работы с источниками знаний;
6. развитие познавательного интереса к окружающей жизни.
Задачи:
1. Закрепить понятие «Изменчивость».
2.Дать понятиие «Модификационная изменчивость», «Вариационный ряд», «Вариационная кривая», «Норма реакции».
3.Научить строить вариационный ряд и график, определять среднюю величину признака.
4.Выявить значение модификационной изменчивости для живых организмов и человека.
Развивающие задачи - развивать память, способность действовать по алгоритму, делать выводы, логически мыслить.
Воспитательные - воспитывать активность обучающихся на занятии, способность слушать и слышать, доброжелательность.
Оборудование: слайды, инструкционные карты, калькуляторы.
Межпредметные связи: биология, математика.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Рапорт дежурного.
Мы с вами начали изучение большого раздела «Генетика».Продолжаем изучение данной темы. С темой «Наследственность» мы уже познакомились, сегодня начинаем изучение темы «Изменчивость».
ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Закрепить понятие «Изменчивость».
2.Дать понятие «Модификационная изменчивость», «Вариационный ряд», «Вариационная кривая», «Норма реакции» .
3.Научиться строить вариационный ряд и график, определять среднюю величину признака.
4.Выявить значение модификационной изменчивости для живых организмов и человека.
2.Проверка домашнего задания
Карточка №1. Задача - напротив каждого определения расставить свое понятие.
Ключ к карточке написан на доске.
Ключ:
1-3 4-8 7-1
2-6 5-2 8-9
3-5 6-7 9-4
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла
На столах у обучающихся лежат оценочные листы.
Проставить набранное количество баллов в оценочный лист самостоятельно.
3. Изучение нового материала.
Задача - Дать понятие «Модификационная изменчивость» СЛАЙД №1
ИЗМЕНЧИВОСТЬ - это
1. свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития под влиянием внешних факторов.
2.- это возникновение индивидуальных различий.
ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ СЛАЙД №2
изменчивость
Ненаследственная наследственная
модификационная онтогенетическая мутационная комбинативная
соотносительная
НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМ-ТЬ
-
модификационая изменчивоть:
-
Модификация- это …
Задача- на карточке №2 синонимы слова. Объединить их и назвать одно главное слово.
Работа обучающихся с карточкой №2
Модификация - (лат. modificatio - установление меры, от лат. modus - мера, вид, образ, преходящее свойство и лат. facio - делать), преобразование, усовершенствование, изменение. СЛАЙД№3
Признаки модификационной изменчивости.
Работа обучающихся с карточкой №3.
Задача - заполнить таблицу и выявить признаки модификационной изменчивости по мере рассказа учителя.
1.Модификация -это
1.изменение
СЛАЙД № 3
2.Передается ли модификационная изменчивость по наследству?
2.Не передается по наследству
СЛАЙД №4,5
3.М.И. затрагивает фенотип / генотип
3.затрагивает фенотип и не затрагивает генотип
СЛАЙД № 6
4. Под действием чего происходят изменения?
4.под влиянием условий внешней среды
СЛАЙД № 7,8
5.М.И. затрагивает одну особь или группу особей?
5. носит групповой характер изменений
СЛАЙД № 9
6.Модификации- это обратимые или не обратимые изменения?
6. носят обратимый характер
(напр: загар)
СЛАЙД № 10
***7.Норма реакции- это
7.предел изменчивости
СЛАЙД № 11
8. Может ли организм переступить «НР»
8. не может
СЛАЙД № 12
9. Узкая НР характерна для
9.качественных признаков(напр: цвет глаз)
СЛАЙД №13
10. широкая НР характерна для
10.количественных признаков(напр:вес чел)
СЛАЙД №13
Для того чтобы ответить на 7 вопрос я приведу пример, а вас попрошу сделать выводы.
Пример:
-У всех людей под воздействием ультрафиолета образуется пигмент (меланин).
-У всех людей кожа стопы становится грубая, если ходить босиком.
-У всех лошадей шерсть будет сверкать, если их кормить овсом.
Вопрос: все особи одного вида реагируют одинаково на изменения окружающей среды?
Вывод: на действие определенного фактора окружающей среды (свет, температура, пища) все особи одного вида реагируют специфическим образом, т.е. по своему.
Вопрос: Может ли признак изменяться бесконечно ? Или есть ограничение?
Пример:
-Чем каменистее поверхность, по которой передвигается человек, тем грубее кожа стопы. Но превращается ли кожа в копыто?
- А при постоянном нахождении на солнце человек превратится в негра?
Вывод: изменчивость имеет пределы, обусловленные генотипом и дальше их организм переступить не может
НОРМА РЕАКЦИИ.- это предел изменчивости определенного признака, в зависимости от окружающих воздействий.
Т.Е.= возможности, присущие данному генотипу СЛАЙД № 11,12
НР бывает узкая и широкая.
Для того чтобы ответить на 9, 10 вопрос посмотрим на слайд
СЛАЙД № 13
ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМА
Количественные Качественные
- окраска цвета глаз, шерсти - яйценоскость
-форма плодов - удои молока
- половые различия - рост, вес человека
----------------------------------- ------------------------------------
Легко классифицируются и Можно изучать с помощью
Определяются визуально. измерений и подсчета
Первые 6 вопросов таблицы оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ и заносятся в оценочный лист. Максимум 6 баллов.
СЛАЙД №14
Задача- дать понятие «вариационный ряд», «вариационная кривая», «норма реакции» ,научить строить вариационный ряд и график, определять среднюю величину признака.
Каждый признак и его конкретное число называется - ВАРИАНТОЙ.
Количественные признаки поддаются определенному описанию. Если измерить величину семян тыквы одного растения, то окажется, что они имеют разную длину. Следовательно, для того чтобы охарактеризовать количественный признак необходимо произвести измерения и записать их ,т.е. составить вариационный ряд.
Вариационный ряд- ряд свойств организма, который состоит из отдельных видоизменений, расположенных в порядке увеличения или уменьшения.
Для определения предела изменчивости признака определим частоту встречаемости каждой варианты.
Пример вариационного ряда СЛАЙД №15
Например, пшеница, растущая на одном поле, может сильно отличаться количеством зерен на одном колоске . в силу различных показателей почвы, увлажненности на поле.
Подсчитав число зерен в одном колосе и количество колосьев, можно получить вариационный ряд в статистической форме: СЛАЙД №16
Вариационный ряд модификационной изменчивости пшеницы
Число колосков в одном колосе
Варианта- V
14
15
16
17
18
19
20
Частота встречаемости
Количество колосьев пшеницы- p
2
7
22
32
24
8
5
=100
28 105 352 544 432 152 100 = 1713
Таблица отражает распределение частоты встречаемости признака в зависимости от величины. Представим полученные результаты в виде графика.
На основании вариационного ряда составляется
вариационная кривая- СЛАЙД №17
графическое отображение частоты встречаемости каждого признака.
СЛАЙД №18
Из графика видно, что варианты со средним значением встречаются наиболее часто, а варианты сильно отличающиеся от него- реже. Две крайние точки графика означают предел изменчивости признака, его верхнюю и нижнюю границу. Причиной этого, по-видимому, является действие факторов окружающей среды
СЛАЙД №19
Далее высчитываем среднее значение признака по формуле:
М= ∑(v p) =
n
=(14*2)+(15*7)+(16*22)+(17*32)+(18*24)+(19*8)+(20*5)=1713/100=17,1
M -средняя величина признака
∑(v*p)- сумма произведений вариант на их частоту встечаемости
n - общее число частоты встречаемости вариационного ряда
Т.О. среднее значение признака равно 17,1 зерен.
НР буде т от 14 до 20.
Первые 5 чел. правильно ответившие- 5 баллов,
вторые 5чел.- 4 б., остальные 3б.
СЛАЙД №20
Вывод: Чем шире норма реакций, тем пластичнее признак, тем он более адаптирован к условиям среды. Это приводит к увеличению % выживания вида в изменяющихся условиях.
4. Закрепление материала
Самостоятельная работа обучающихся с карточкой №4
Задача
Постройте график вариационной кривой используя данные вариационного ряда .
Высчитайте среднее значение признака.
В классе 2 человека имеют рост 150 см, 8 человек- 160 см, 12чел- 170 см, 5 чел-180см и 1 человек- рост 190 см
Определите норму реакции признака.
Ответ М =168,2 см
Первые 5 чел. правильно ответившие- 10 баллов,
вторые 5чел.- 8 б., остальные 5б.
5.Вывод СЛАЙД №21
Подводим итоги работы по изучению нового материала
-
Модифиикационная изменчивость_ это изменение фенотипа (признака) под влиянием внешней среды.
-
Она не передается по наследству и помогает особям адаптироваться в природных условиях
СЛАЙД №22
-
При помощи ВР и ВК высчитывают среднюю величину признака и определяют границы НР, дальше которых организм существовать не может
-
Мод.Изм. играет огромную роль в практической деятельности человека (чаще всего в области с/х); помогает получить более высокие урожаи.
СЛАЙД №23
5 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПО ОЦЕНОЧНОМУ ЛИСТУ
Максимум -40 баллов
39-40 б - оценка «5»
39-35 б- «4»
Менее -«3»
Домашнее задание - сделать презентацию по теме: «Модификационная изменчивость»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
-
Определения ( карточка №1)
max 18 баллов
-
Работа с таблицей№3
Max 6 баллов
-
Определение средней величины признака
Max 5 баллов
-
Закрепление материала (карточка №4)
Max 10 баллов
-
За активность на уроке
Max 1 балл
-
ИТОГО
Max 40 баллов
КАРТОЧКА № 1
-
ГЕНЕТИКА
3.Наука об наследственности и изменчивости
-
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
6.Свойство организма передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям
-
ИЗМЕНЧИВОСТЬ
5.Свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития под влиянием внешних факторов
-
ГЕН
8.Участок ДНК, отвечающий за формирование какого либо признака
-
ФЕНОТИП
2.Совокупность внутренних и внешних признаков в организме
-
ГЕНОТИП
7.Совокупность генов в организме
-
МУТАЦИЯ
1.Наследственные изменения генотипа
-
ГИБРИД
9.Потомство от скрещивания несходных родительских форм
-
СЕЛЕКЦИЯ
4.Наука о создании новых сортов растений и пород животных и об улучшении уже существующих
КАРТОЧКА №2
Объедини все синонимы и дай определение слову.
Модификация- это…
- перемена, -отличия, -преобразования, -усовершенствование
-переделка, -улучшение
КАРТОЧКА №3
Заполни таблицу
« ПРИЗНАКИ МОДИФИКАЦИОННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ»
1.Модификация -это
2.Передается ли модификационная изменчивость по наследству?
3.М.И. затрагивает фенотип / генотип
4. Под действием чего происходят изменения?
5.М.И. затрагивает одну особь или группу особей?
6.Модификации- это обратимые или не обратимые изменения?
***7.Норма реакции- это
8. Может ли организм переступить «НР»
9. Узкая НР характерна для
10. широкая НР характерна для
КАРТОЧКА № 4
Постройте график вариационной кривой используя данные вариационного ряда .
Высчитайте среднее значение признака.
В классе 2 человека имеют рост 150 см, 8 человек- 160 см, 12чел- 170 см, 5 чел-180см и 1 человек- рост 190 см
Варианта, v
Частота встречаемости,p
p
v
М= ∑(v * p) =
n
Норма реакции составляет от … до …