Рабочая программа по естествознанию

Программа предназначена для учащихся 7 - 9 классов и составлена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей. Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под редакцией В. В. Воронковой. Программа по естествознанию учитывает особенности познавательной деятельности детей.  Обучение направлено н...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»





СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УР

___________/ /

«__»_______________20___г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГКОУ СО «Буткинская С(К)ОШИ»

__________/ ./

«__»___________20___г.

Рабочая программа

по естествознанию

в 7, 8, 9 классе

на 2014-2015 учебный год



Составитель:

учитель

Мокринская М. М., в. к. к.



Рассмотрено на заседании

методического объединения

Протокол № ________

от «____» ___________20___г.



Председатель МО коррекционного цикла



___________/ /

«____» _____________ 20___г.

Бутка, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Программа по естествознанию учитывает особенности познавательной деятельности детей. Обучение направлено на разностороннее развитие личности учащихся. Большое внимание уделяется практической направленности предмета, для этого программой предусмотрено проведение практических занятий и экскурсий. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков их психофизического развития, развития познавательных возможностей и интересов. На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012. № 74 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», на уроках естествознания осуществляется изучение обучающимися содержания образования краеведческой направленности.

Естествознание располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями и предусматривает изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о растительном и животном мире, об организме человека и охране его здоровья.

Программа предназначена для учащихся 7 - 9 классов и составлена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В. Согласно этой дифференциации все учащиеся делятся на 4 группы.

Первую группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся второй группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.

К третьей группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность этих учеников нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднённом, но в определённой мере осознанном процессе усвоения программного материала. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы, хорошо выученный материал на других уроках.

К четвертой группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях.

Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются и могут переходить в группу выше.

Согласно учебному плану 2014-2015 года и расписанию, на изучение естествознания отводится следующее количество часов:

№п/п

Класс

Название курса

Количество часов

в неделю

в год

1

7 класс

Естествознание

Растения. Бактерии. Грибы.

2 часа

68 часов

2

8 класс

Естествознание

Животные.

2 часа

68 часов

3

9 класс

Естествознание

Человек.

2 часа

68 часов

Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5-балльную) систему прохождения материала.

Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под редакцией В. В. Воронковой.

Содержательный минимум образования

Класс

Предмет

Раздел

Содержательный минимум


7 класс


Естествознание


Растения Грибы Бактерии

Введение.

Формирование элементарных представлений о многообразии живой природы, цветковых и бесцветковых растениях, их значении в природе.

Цветковые растения.

Формирование общего понятия о цветковых растениях.

Подземные и надземные органы цветкового растения.

Формирование элементарных представлений об органах цветкового растения, их строении, разнообразии и значении. Выработка практических умений наблюдать, сравнивать и обобщать, выполнять практические работы по определению органов цветковых растений, их строения.

Многообразие бесцветковых растений.

Формирование элементарных представлений об особенностях строения, размножения, условий произрастания, значении и многообразии голосеменных растений, папоротников, мхов.

Многообразие цветковых растений.

Формирование общего понятия о многообразии цветковых (покрытосеменных) растений, делении цветковых покрытосеменных растений на классы.

Однодольные растения.

Формирование элементарных представлений об особенностях строения, разнообразии и значении однодольных растений семейства злаков и лилейных. Выработка практических умений в определении строения луковицы, пересадке и перевалке комнатных растений.

Двудольные растения.

Формирование элементарных представлений об особенностях строения, разнообразии и значении двудольных растений семейства пасленовых, бобовых, розоцветных, сложноцветных. Выработка практических умений выращивания рассады.

Бактерии.

Формирование общего понятия о бактериях, их особенностях, разнообразии и значении в природе и жизни человека.

Грибы.

Формирование элементарных представлений о строении, многообразии и значении грибов. Выработка практических умений в узнавании некоторых видов грибов, различении съедобных и несъедобных грибов.

Практические работы.

Выработка элементарных практических умений ухаживать за комнатными растениями, за культурными растениями в саду и на пришкольном участке.


8 класс


Естествознание


Животные

Введение.

Формирование общих представлений об отличительных особенностях, многообразии, среде обитания и значении животных.

Беспозвоноч-ные животные.

Формирование представлений об общих признаках беспозвоночных животных.

Черви.

Формирование представлений об общих признаках червей. Формирование элементарных представлений о внешнем виде, образе жизни, питании, дыхании, размножении дождевого червя, аскариды. Формирование знаний о профилактике и борьбе с глистными заболеваниями.

Насекомые.

Формирование представлений об общих признаках насекомых. Формирование элементарных представлений о внешнем виде, внутреннем строении, образе жизни, питании, дыхании, размножении, роли природе и жизни человека некоторых насекомых, мерах борьбы с вредными насекомыми.

Позвоночные животные.

Формирование представлений об общих признаках позвоночных животных.

Рыбы.

Формирование представлений об общих признаках рыб. Формирование элементарных представлений о многообразии, внешнем виде, внутреннем строении, образе жизни, питании, дыхании, размножении, роли в природе и жизни человека некоторых рыб.

Земноводные.

Формирование представлений об общих признаках земноводных. Формирование элементарных представлений о многообразии, внешнем виде, внутреннем строении, образе жизни, питании, дыхании, размножении, роли в природе и жизни человека некоторых земноводных.

Пресмыкаю-щиеся.

Формирование представлений об общих признаках пресмыкающиеся. Формирование элементарных представлений о многообразии, внешнем виде, внутреннем строении, образе жизни, питании, дыхании, размножении, роли в природе и жизни человека некоторых пресмыкающиеся.

Птицы.

Формирование представлений об общих признаках птиц. Формирование элементарных представлений о многообразии, внешнем виде, внутреннем строении, образе жизни, питании, дыхании, размножении, роли в природе и жизни человека некоторых птиц, особенностях содержания домашних птиц, птицеводстве.

Млекопитаю-щие.

Формирование представлений об общих признаках млекопитающих. Формирование элементарных представлений о многообразии, внешнем виде, внутреннем строении, образе жизни, питании, дыхании, размножении, роли в природе и жизни человека некоторых млекопитающих.

Грызуны.

Формирование представлений об общих признаках грызунов, их многообразии. Формирование элементарных представлений о внешнем виде, отличительных особенностях, образе жизни, питании, размножении, роли в природе и жизни человека мышей, белок, бобров.

Зайцеобразные.

Формирование представлений об общих признаках зайцеобразных, их многообразии. Формирование элементарных представлений о внешнем виде, отличительных особенностях, образе жизни, питании, размножении, значении зайцев и кроликов, кролиководстве.

Хищные звери.

Формирование представлений об общих признаках хищных зверей, их многообразии. Формирование элементарных представлений о внешнем виде, отличительных особенностях, образе жизни, питании, размножении, роли природе и жизни человека рыси, льва, волка, куницы, норки и др. животных, звероводстве.

Ластоногие морские животные.

Формирование представлений об общих признаках, отличительных особенностях, значении и охране тюленей, моржей, морских котиков.

Китообразные.

Формирование представлений об общих признаках, отличительных особенностях, внешнем строении, питании, передвижении, значении и охране китов и дельфинов.

Парнокопытные животные.

Формирование представлений об общих признаках, отличительных особенностях, внешнем строении, питании, передвижении, значении некоторых травоядных и всеядных парнокопытных животных.

Непарно-копытные животные.

Формирование представлений об общих признаках, отличительных особенностях строения, питании, передвижении, значении некоторых непарнокопытных животных.

Приматы.

Формирование элементарных представлений о многообразии, внешнем виде, образе жизни, питании, размножении, роли значении некоторых приматов.

Сельскохо-зяйственные млекопитаю-щие.

Формирование элементарных представлений о внешнем строении, породах, значении, правилах ухода и выращивания коров, овец, верблюдов, северных оленей, свиней, лошадей.


9 класс


Естествознание


Человек


Введение.

Формирование общих представлений о месте человека среди млекопитающих, сходстве и различии человека и животных.

Общий обзор организма человека.

Формирование элементарных представлений об организме человека, строении клеток и тканей человека, органах и системах органов.

Опора тела и движение.

Формирование элементарных представлений о значении, строении и работе скелета и мышц. Формирование элементарных практических умений оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Кровь и кровообраще-ние.

Формирование элементарных представлений о значении, строении, физиологии и гигиене органов кровеносной системы. Формирование элементарных- умений оказывать первую помощь при кровотечениях.

Дыхание.

Формирование элементарных представлений о значении, строении, физиологии и гигиене органов дыхания. Формирование элементарных умений оказывать первую помощь при нарушении дыхания.

Пищеварение.

Формирование элементарных представлений о значении, строении, физиологии и гигиене органов пищеварительной системы. Формирование элементарных умений оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.

Выделение.

Формирование элементарных представлений о значении, строении, физиологии и гигиене органов выделения.

Кожа.

Формирование элементарных представлений о значении, строении и гигиене кожи. Формирование элементарных умений оказывать первую помощь при перегревании, ожогах и обморожении.

Нервная система.

Формирование элементарных представлений о значении, строении и гигиене органов нервной системы, профилактике нарушений сна и заболеваний.

Органы чувств.

Формирование элементарных представлений о значении, строении и гигиене органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса).

Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

Формирование элементарных представлений о системе здравоохранения и охране труда в Российской Федерации; нормативно-правовых основах борьбы с курением, алкоголизмом и наркоманией в РФ; факторах, сохраняющих здоровье человека.

Цель изучения предмета естествознание: сформировать у учащихся целостное представление о мире, элементарные, но научные и систематические сведения о живой природе, об организме человека и охране его здоровья, способствующие подготовке учащихся к последующей практической деятельности и интеграции в обществе.

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно - информационную, коммуникативно - деятельностную, ценностно - ориентационную).

Составляющие качества образования

Предметно - информационная:

Деятельностно-

коммуникативная:

Ценностно - ориентационная:

  • иметь общие сведения о строении и жизни растений и животных;

  • иметь общие сведения об организме человека и его здоровье, правилах личной гигиены, мерах и порядке оказания первой доврачебной помощи;

  • знать об экологической обстановке в нашей местности, общих принципах взаимодействия человека и природы;

  • знать об основных источниках получения информации, методах отбора и работы с информацией.

  • владеть приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на пришкольном участке) и ухода за ними, приемами ухода за некоторыми животными, которых можно содержать дома;

  • иметь навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека;

  • владеть приемами оказания первой доврачебной помощи;

  • владеть практическими умениями наблюдать и анализировать увиденное, делать элементарные логически обоснованные выводы и обобщения, устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияния на нее;

  • владеть практическими умениями получать знания из разных источников (окружающей действительности, опытов, книг, различных средств наглядности);

  • иметь навыки пользования некоторыми простейшими приборами (термометром и лабораторным оборудованием, необходимым для постановки опытов);

  • владеть практическими умениями фиксировать и обобщать свои наблюдения в устной и письменной форме, составлять развёрнутое устное и письменное сообщение;

  • принимать участие в мероприятиях по охране природы, озеленении;

  • владеть умениями работать с письменной и устной информацией ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы,

  • владеть умениями использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми (монолог, диалог);

  • владеть умениями ориентироваться в учебной и социальной ситуации.

  • воспитание нравственных качеств, гуманного отношения к окружающей природе и людям;

  • формирование у учащихся экологического сознания (рассмотрения окружающей природы, как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), воспитание бережного отношения к природе;

  • формирование адекватной оценки собственных возможностей, осознания норм требований и правил как основы регулирования собственного поведения;

  • воспитание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;

  • воспитание любви к малой Родине, месту жительства, переживания за происходящее в ней;

  • формирование понимания противоречивости развития окружающего мира и способности выстроить отношения с ним в зависимости от ситуации;

  • формирование потребности в сохранении собственного здоровья, поддержании здорового образа жизни.

Специальной задачей обучения естествознанию является коррекция речи и мышления детей с отклонениями в развитии.

Достижение цели обучения осуществляется в процессе совершенствования компетенций:

  1. Предметных:

1.1. Биологическая компетенция:

- Умение пользоваться микроскопом, школьным биологическим оборудованием;

- Распознавание клеток, тканей, органов и систем органов растений, животных и человека;

- Установление взаимообусловленности формы изучаемого живого объекта с его функциями.

1.2. Природоведческая компетенция:

- Правила поведения и деятельности в природной среде: в лесу, на водоемах, в местных природных зонах в разное время года, в различных природных и климатических условиях - ориентация, безопасность, сбор грибов, ягод, рыбная ловля; наблюдение птиц и местных животных и др.;

- Естественно-научные знания, умения и опыт деятельности на селе и в городе, домашние животные, экологические проблемы, выращивание сельскохозяйственных растений;

- Уход за животными. Образ жизни, особенности строения и поведения, питание, сон, игры, взаимосвязь животного с человеком, условия выращивания и размножения;

- Уход за растениями. Посадка, полив, состав земли, свет, тепло, условия выращивания и размножения культурных и комнатных растений, борьбы с вредителями;

- Умение вести наблюдения в природе за сезонными явлениями, объектами живой природы, выявлять связи в природных процессах и явлениях.

1.3. Здоровьесберегающая компетенция:

- Опыт ориентации в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.), соблюдение правил поведения;

- Применение правил поведения в экстремальных ситуациях: при встрече с опасными животными, насекомыми;

- Применение правил личной и общественной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; умение следить за своим рационом питания;

- Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- Обоснование отрицательного воздействия вредных привычек на организм человека;

- Оказание первой помощи при несчастных случаях, отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, переломах, растяжениях связок, спасении утопающего;

- Рациональная организация труда и отдыха, понимание положительного влияния физического труда и спорта на здоровье человека;

- Умение вести наблюдение за состоянием собственного организма, проводить простейшие измерения и функциональные пробы (пульс, температура тела и т. д.).

1.4. Экологическая компетенция:

- Опыт экологической деятельности в местной природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.), умение следовать нормам экологического поведения;

- Определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам;

- Соблюдение правил поведения в природе и участие в мероприятиях по ее охране;

- Понимание последствий бездумного использования природных ресурсов.

2.Общепредметных:

- Воспитание учащихся средствами данной учебной дисциплины;

- Развитие у учеников логического мышления;

- Формирование умения самостоятельно пополнять знания по естествознанию, как средство общения;

- Формирование у учащихся общеучебных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и общения;

- Повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими;

- Формирование умения получать информацию и передавать другим;

- Воспитание ответственности отдельного человека перед обществом (человечеством);

- Формирование умения добывать знания на основе наблюдения за объектом или проведения исследования, систематизация и анализа объектов познания, установления взаимосвязи систем и процессов, выявления причинно-следственных связей.

3. Ключевых:

3.1.Общекультурная компетенция: ответственность отдельного человека перед обществом. В рамках школьного курса естествознания это: соблюдение правил поведения в природе и участие в мероприятиях по ее охране; понимание последствий бездумного использования природных ресурсов;

3.2.Учебно-познавательная компетенция:

А) умение добывать знания на основе наблюдения за объектом или проведения исследования через:

- умение вести наблюдения в природе за сезонными явлениям, объектами живой природы;

- умение вести наблюдения за состоянием собственного организма, проводить простейшие функциональные пробы и измерения;

- умение пользоваться микроскопом, школьным биологическим оборудованием.

Б) систематизация и анализ объектов познания: распознавание органов и систем органов растений, животных и человека.

В) установление взаимосвязи систем и процессов: установление взаимообусловленности формы изучаемого живого объекта и его функции.

Г) выявление причинно-следственных связей: выявлению связей в природных процессах и явлениях.

Учебно-познавательная компетенция формируется на каждом уроке при работе с текстом, картинами для осмысления нового материала.

3.3. Социально-трудовая компетенция:

А) опыт семейных отношений и обязанностей в семье: владение навыками ухаживания за домашними животными, борьбы с вредителями; владение навыками выращивания культурных и комнатных растений;

Б) забота о собственном здоровье: понимание влияние физического труда и спорта на здоровье человека; соблюдение правил личной и общественной гигиены; оказание первой помощи при несчастных случаях; обоснование отрицательного воздействия вредных привычек на организм человека.

3.4.Ценностно-смысловая компетенция - ценностные ориентиры ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Формируется практически на каждом уроке при выполнении заданий, связанных с ответом на вопросы, с работой с логическими цепочками, утверждениями и т.д.

3.5.Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире. Она формируется на каждом уроке при работе с текстом и картой по преобразованию информации, при работе с компьютером и прочими средствами.

3.6.Коммуникативная компетенция включает знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию. Формируется практически на каждом уроке при работе в парах, группах и т.д.

3.7. Компетенция личностного самосовершенствования. Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции, правил личной гигиены, заботы о собственном здоровье, внутренней экологической культуры; комплекса качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Содержательные линии:

1. Культурно-историческая (человек и история, человек и культура) реализуется через содержание изучаемого материала;

2. Социально-правовая (человек и общество, человек- человек):

- демократический стиль общения учителя с учащимся;

- развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;

- развитие чувства ответственности за сохранение книг;

- воспитание чувства гордости за родной язык, культуру;

- воспитание чувства патриотизма за родину.;

3. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа;

4. Экологическая (человек и природа) реализуется через содержание изучаемого материала и формы организации учебной деятельности;

5. Культура здоровья (человек и здоровье):

А) Валеологический подход (физический и психический уровень):

- благоприятный климат в кабинете (освещённость, время, проветриваемость),

- физическое состояние учащихся (здоровье),

- доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации,

Б) Пропаганда здорового образа жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся

7 класс

К концу учебного года учащиеся должны знать:

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • Название некоторых бактерий, грибов, а также растений их основных групп: мхов, папоротников, голосемянных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; Разницу цветков и соцветий;

  • Некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных культур, особенно произрастающих в нашей местности;

  • Разницу ядовитых и съедобных грибов;

  • Вред бактерий для человека и способы предохранения от заражения ими.

  • Отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных;

  • Приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных;

  • Различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

  • Различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

  • Выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);

  • Различать грибы и растения.


8 класс

К концу учебного года учащиеся должны знать:

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • Основные отличия животных от растений;

  • Признаки сходства и различия между изученными группами животных;

  • Общие признаки, характерные для каждой из групп животных;

  • Места обитания, образ жизни и поведение животных;

  • Название некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;

  • Значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

  • Основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными.

  • Узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

  • Кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни изученных животных;

  • Устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

  • Проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными;

  • Рассказать о своих питомцах (их породах, поведении, повадках).


9 класс

К концу учебного года учащиеся должны знать:

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • Название, строение и расположение основных органов организма человека;

  • Элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

  • Влияние физических нагрузок на организм;

  • Вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

  • Основные санитарно-гигиенические правила.

  • Применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

  • Соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Педагогические условия и средства реализации стандарта

Технологии обучения

  1. Традиционная педагогическая технология - классно-урочная организация обучения, основанная на принципах: научности, природосообразности, последовательности и систематичности, доступности, прочности, сознательности и активности, наглядности, связи теории с практикой, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

  2. Дифференцированное обучение - форма организации учебного процесса, в основе которой лежит учет индивидуальных особенностей личности, уровня возможностей и способностей учащегося. Деятельность учителя: деление учащихся на группы (по уровню знаний, способностям); разработка или подборка заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний; оценка деятельности учащихся.

  3. Педагогика сотрудничества - система методов и приёмов воспитания и обучения, основанная на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности и предполагающая совместный труд учителя и ученика, коллективное и самостоятельное добывание знаний, переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.

  4. Проблемное обучение - создание на уроках различных проблемных ситуаций, организация их анализа, обучение детей решению проблем, формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему.

  5. Личностно - ориентированное обучение - технология, опирающаяся на личность ребенка, обеспечивающая комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Средства: внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам; доверие к ним; использование игр и творческих работ; позитивная оценка достижений; диалогичное общение; дозирование педагогической помощи; создание ситуации успеха и условий для самореализации личности; повышению статуса ученика, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.

  6. Игровые технологии используются в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, введения в тему, контроля (урок-игра), и как элемент более общей технологии (дидактическая игра или игровое задание на одном из этапов урока).

  7. Метод проектов - технология, в которой дидактическая цель достигается через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом (продуктом).

  8. Информационно - коммуникационные технологии - специальные технологии, использующие технические информационные средства (интерактивное оборудование, аудио, видео).

  9. Здоровьесберегающие технологии - обеспечение двигательной активности учащихся на уроках посредством физминуток, включающих упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета, мышц шеи, плечевого пояса, туловища, ног, рук. Во время экскурсий организуются подвижные игры. На уроках используются: эмоциональные разрядки и минутки покоя, релаксации под музыку, гимнастика (пальчиковая, зрительная).

  10. Интегративные технологии основаны на принципе установления связей между учебными предметами, природосообразности и связи обучения с жизнью. Метод проектов также относится к интегративным технологиям.

Принципы обучения:

  1. Общепедагогические принципы:

1.1. Принципы гуманизации:

- Принцип индивидуализации - построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;

- Принцип персонификации - отказ от ролевых «масок». Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;

- Принцип проблематизации - актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;

- Принцип диалогизации - личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).

1.2. Принцип развивающего обучения. Учебный материал, приемы и методы работы подбираются с учетом всестороннего развития ребенка. Обращается внимание на: воспитание у детей навыков поведения в коллективе, в школе; расширение активного и пассивного словарного запаса.

1.3. Принцип воспитывающего обучения. На уроках у учащихся формируется мировоззрение; осуществляется воспитание нравственных качеств личности: дисциплинированности, упорства, трудолюбия, ответственности.

1.4. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Осуществляется преемственность в процессе обучения, т. е. изучение одного материала строится на основе предыдущих знаний и связывается с последующим, в след за повторением изученного ранее материала, следует изучение нового.

1.5. Принцип наглядности в обучении. На уроках широко используются наглядные пособия, наблюдения за реальными объектами и явлениями, технические средства обучения. В зависимости от сенсорного воздействия и восприятия учащихся все наглядные пособия, используемые на уроках можно классифицировать на группы: реальные и натуральные объекты, явления; плоскостные изображения (картины, рисунки) и модели предметов, явлений; схематические и символические наглядные пособия (схемы, чертежи, карты).

1.6. Принцип научности обучения. Программой определен оптимальный минимум содержания уроков естествознания, который формирует научное представление учащихся об окружающем мире.

1.7. Принцип доступности обучения. Знания на уроках естествознания даются умственно отсталым учащимся в доступной форме, используется методическая система, которая делает сравнительно доступным сложный учебный материал.

1.8. Принцип сознательности и активности в обучении. На уроках осуществляется работа над формированием у учащихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности.

1.9. Принцип прочности усвоения знаний реализуется через выделение главных мыслей в изучаемом материале, связь полученных знаний, умений и навыков с практикой, систематическое вариативное закрепление и углубление осмысленных знаний, и превращение их в умения и навыки, применение сформированных знаний и умений на практике.

1.10. Принцип дифференцированного подхода в обучении. На уроках учащиеся разделены на группы по способностям, степени обучаемости, которые учитываются при определении объема и содержания учебного материала, подборе заданий и упражнений. Используются задания различной сложности по содержанию и по количеству выполняемых действий, а также организация различной системы помощи.

1.11. Принцип деятельностного подхода предполагает необходимость собственной деятельности учащихся по усвоению материала, опору на ведущую форму деятельности (в школьном возрасте - учебную);

1.12. Принцип системности. Методика формирования биологических представлений и понятий представляет собой систему методов, направленных на преодоление основных дефектов, на создание навыков, обеспечивающих овладение учебным материалом, использование каждого метода определяется целью, задачами педагогической работы, его местом в общей системе коррекционно-образовательного процесса;

1.13. Принцип связи обучения с жизнью - связь изучаемого учебного материала с практикой человеческой деятельности, соотнесение изучаемых природных объектов, явлений, социальных событий с жизнью конкретных людей, с ситуацией, в которой находится школьник.

2. Специальные принципы обучения:

2.1. Общеметодические принципы:

- Принцип коррекционной направленности обучения - является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Осуществляется коррекция недостатков психофизического развития учащихся путем использования специальных методических приемов, заданий, упражнений на каждом уроке, с учетом структуры дефекта учащихся и опорой на сохранные и положительные стороны психики и поведения. Коррекционная работа пронизывает все уроки: развивается непроизвольное внимание, укрепляется память, расширяется кругозор, коррегируются и развиваются мыслительные процессы, развивается логическое мышление, пространственная ориентировка, моторная сфера, формируются обобщенные учебные и трудовые умения, развивается самостоятельность учащихся.

- Принцип поэтапного формирования умственных действий: с опорой на вспомогательные средства, в плане громкой речи, во внутреннем плане (переход из внешнего плана во внутренний).

- Принцип постепенного усложнения заданий и природоведческого материала с учетом «зоны ближайшего развития».

- Принцип контроля - осуществление обратной сигнализации с целью своевременной коррекции допускаемых учащимися ошибок.

- Принцип коррекционно-речевой направленности - исправление речевых нарушений, имеющихся у учащихся.

2.2. Частнометодические принципы:

- Принцип краеведения. Дети знакомятся с живой и неживой природой своего края. В дальнейшем, изучение каждой темы опирается на опыт учащихся, знания, полученные в быту, на экскурсиях, на целевых прогулках.

- Принцип экологического образования. Включение экологического материала в содержание учебного предмета. Формирование у учащихся на уроках естествознания экологически правильного отношения к природе.

- Принцип сезонности осуществляется при планировании и проведении уроков в 7 классе, а именно, при выполнении практических работ в саду и на пришкольном участке.

Виды и формы контроля

Виды:

  1. Вводный - осуществляется в начале учебного года, учебной четверти, в начале изучения раздела.

  2. Тематический - осуществляется после изучения конкретной темы.

  3. Рубежный - осуществляется в конце изучения раздела, в конце учебной четверти.

  4. Итоговый - осуществляется в конце учебного года, в конце изучения учебного предмета.

Формы: устный опрос, контрольная работа, проверочная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест, кроссворд, работа по карточкам, сообщение.







Педагогическая дифференциация учащихся

Класс

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

7 класс

  1. .

8 класс

9 класс







ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос»,2011 год.- Сб. 1.

Учебники:

  1. Клепинина З. А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / З. А. Клепинина. - М.: Просвещение, 2006.;

  2. Никишев А. И. Биология. Животные. 8 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / А. И. Никишев, А. В. Теремов. - М.: «Просвещение», 2004.;

  3. Романов И. В. Биология. Человек. 9 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / И. В. Романов, И. Б. Агафонова. - М.: Дрофа, 2008.

Методические пособия:

  1. Агеева И. Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003.;

  2. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 2004.;

  3. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2003.;

  4. Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. - М.: 5 за знания, 2005.;

  5. Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2002.;

  6. Синев В. Н., Стожок Л. С.Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. -- Киев: Радянська школа, 1977.;

  7. Чередникова Г. В. Природа: неживая и живая. 5 класс: поурочное планирование. Сост. Г.В.Чередникова.- Волгоград: Учитель, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Леденцов Н. И. Чудесница. - Саратов: ИИЦ АО «Заволжье», 1993.;

  2. Молис С. А. Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 класса. / Сост. С. А. Молис. - М.: Просвещение, 1986.;

  3. Непомнящий Н. Н. 100 великих загадок природы. - М.: ВЕЧЕ, 2005.;

  4. Трайтак Д. И. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Сост. Д. И. Трайтак. - М.: Просвещение, 1987.

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

  3. Федеральный закон от 18 июля 1996 г. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»;

  4. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

  5. Закон Свердловской области от 7 декабря 2012 г. № 100-ОЗ «О внесении изменений в Областной закон «О защите прав ребенка»»;

  6. Закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»;

  7. Конституция РФ (ст.43), 1993 г.;

  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012. № 74 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  11. Устав Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат», 2011 г.;

  12. Образовательная программа ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат» на 2013-2017 г.г.;

  13. Учебный план ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат» на 2014 - 2015 учебный год;

  14. Учебный годовой календарный план - график ГКОУ СО «Буткинская СКОШИ» на 2014 - 2015 учебный год;

  15. Расписание уроков на 2014 - 2015 учебный год.

Оборудование:

- Карточки с индивидуальными заданиями, коррекционными упражнениями;

- Набор словарных слов,

  • Таблицы по программному материалу,

  • Демонстрационный материал для фронтальных занятий,

  • Гербарии,

  • Муляжи,

  • Коллекции насекомых.

УТВЕРЖДАЮ:

ДиректорГКОУ

«Буткинская СКОШИ»

__________/ ./

«__»___________20___г.


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УР

___________/ /

«__»_______________20___г.

РАССМОТРЕНО:

На заседании М/О

протокол № ______

от «__»___________20___г.

Председатель М/О

_________/ /

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Предмет

Естествознание

Класс

7 класс

Ф.И.О. учителя

Мокринская Марина Михайловна


7 класс

Количество учебных часов:

Всего - 67 ч.

В неделю - 2 ч.

1.Обучающе-развивающих

63 ч.

2.Контрольных

4 ч.

Планирование составлено на основе Программы 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос»,2011 год.- Сб. 1.

Учебник: Клепинина З. А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / З. А. Клепинина. - М.: Просвещение, 2006.

Дополнительная литература:

Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. - М.: 5 за знания, 2005.;

Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

Календарно-тематическое планирование по естествознанию в 7 классе

№ п/п

Раздел

Тема

Коли-чество часов

Сроки

Приме-чание

1-16

1 четверть

16 ч

03.09.14-

24.10.14


I.

Растения вокруг нас.

2 ч

03.09.14 - 05.09.14


Разнообразие растений. Значение растений. Охрана растений.

1

03.09.14


Растениями нашей местности. Экскурсия.

1

05.09.14

II.

Осенние работы в саду и на пришкольном участке.

3 ч

10.09.14 -17.09.14


Осенняя перекопка почвы.

Практическая работа.

1

10.09.14


Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева. Практическая работа.

1

12.09.14


Подготовка сада к зиме. Практическая работа.

1

17.09.14

III.

Общее знакомство с цветковыми растениями

24 ч

19.09.14 -24.10.14


Строение растения.
Лабораторная работа.

1

19.09.14


Цветок. Строение цветка. Лабораторная работа.

1

24.09.14


Виды соцветий.

1

26.09.14


Опыление цветков.

1

01.10.14


Плоды. Разнообразие плодов.

1

03.10.14


Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян.

1

08.10.14


Семя. Строение семени фасоли.
Лабораторная работа.

1

10.10.14


Строение семени пшеницы. Лабораторная работа.

1

15.10.14


Условия, необходимые для прорастания семян.

1

17.10.14


Проверочная работа.

1

22.10.14


Всхожесть семян. Правила заделки семян в почву. Лабораторная работа.

1

24.10.14

17-32

2 четверть

16 ч

05.11.14-

26.12.14


Корень. Виды корней.

1

05.11.14


Корневые системы. Значение корня.

1

07.11.14


Видоизменения корней.

1

12.11.14


Лист. Внешнее строение листа.

1

14.11.14


Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ.

1

19.11.14


Испарение воды листьями.

1

21.11.14


Дыхание растений.

1

26.11.14


Листопад и его значение.

1

28.11.14


Стебель. Строение стебля.

1

03.12.14


Значение стебля в жизни растений.

1

05.12.14


Разнообразие стеблей.

1

10.12.14


Растение - целостный организм. Связь растений со средой обитания.

1

12.12.14


Проверочная работа.

1

17.12.14

IV.

Многообразие растительного мира

26 ч



Деление растений на группы.

1

19.12.14


Мхи.

1

24.12.14


Папоротники.

1

26.12.14

33-52

3 четверть

20 ч

14.01.15-

20.03.15


Голосеменные. Хвойные растения.

1

14.01.15


Покрытосеменные или цветковые. Деление цветковых на классы.

1

16.01.15


Однодольные растения. Злаковые. Общие признаки злаковых. Хлебные злаковые культуры.

1

21.01.15


Выращивание зерновых. Использование злаков в народном хозяйстве.

1

23.01.15


Лилейные. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные.

1

28.01.15


Овощные лилейные.

Лабораторная работа. Строение луковицы.

1

30.01.15


Дикорастущие лилейные. Ландыш.

1

04.01.15


Двудольные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Дикорастущие пасленовые.

1

06.02.15


Овощные и технические пасленовые. Картофель.

1

11.02.15


Овощные пасленовые. Томат. Баклажан и перец.

1

13.02.15


Цветочно-декоративные пасленовые.

1

18.02.15


Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения.

1

20.02.15


Фасоль и соя - южные бобовые культуры.

1

25.02.15


Кормовые бобовые растения.

1

27.02.15


Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник.

1

04.03.15


Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. Груша.

1

06.03.15


Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. Малина.

1

11.03.15


Плодово-ягодные розоцветные. Земляника.

1

13.03.15


Персик и абрикос - южные плодовые розоцветные культуры.

1

18.03.15


Проверочная работа.

1

20.03.15

53-67

4 четверть

15 ч

01.04.15-22.05.15


Сложноцветные. Общие признаки. Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник.

1

01.04.15


Календула и бархатцы - однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

1

03.04.15


Маргаритка и георгин - однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

1

08.04.15

V.

Бактерии.

1 ч

10.04.15


Бактерии.

1

10.04.15

VI.

Грибы.

2 ч

15.04.15 - 17.04.15


Строение грибов.

1

15.04.15


Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы.

1

17.04.15

VII.

Уход за комнатными растениями

3 ч

22.04.15 - 29.04.15


Разнообразие комнатных растений.

Уход. Перевалка комнатных растений.

Практическая работа.

1

22.04.15


Пересадка комнатных растений.

Практическая работа.

1

24.04.15


Выращивание рассады цветочных растений.

Практическая работа.

1

29.04.15

VIII.

Весенние работы в саду и на учебно-опытном пришкольном участке.

3 ч

06.05.15 - 13.05.15


Весенний уход за садом. Практическая работа.

1

06.05.15


Весенняя обработка почвы. Практическая работа.

1

08.05.15


Уход за посевами и посадками. Практическая работа.

1

13.05.15

IX.

Обобщение.

3 ч

15.05.15 -22.05.15


Растения - спутники человека. Экскурсия.

1

15.05.15


Контрольная работа.

1

20.05.15


Обобщение по курсу «Растения».

1

22.05.15



УТВЕРЖДАЮ:

ДиректорГКОУ

«Буткинская СКОШИ»

__________/ ./

«__»___________20___г.


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УР

___________/ ./

«__»_______________20___г.

РАССМОТРЕНО:

На заседании М/О

протокол № ______

от «__»___________20___г.

Председатель М/О

_________/ ./

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Предмет

Естествознание

Класс

8 класс

Ф.И.О. учителя

Мокринская Марина Михайловна

8 класс

Количество учебных часов:

Всего - 67 ч

В неделю - 2 ч

1.Обучающе-развивающих

63 ч

2.Контрольных

4 ч

Планирование составлено на основе Программы 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос»,2011 год.- Сб. 1.

Учебник: Никишев А. И.Биология. Животные. 8кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / А. И. Никишев, А. В. Теремов. - М.: «Просвещение», 2004.

Дополнительная литература:

Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. - М.: 5 за знания, 2005.;

Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

Календарно-тематическое планирование по естествознанию в 8 классе

№ п/п

Раздел

Тема

Коли-чество часов

Сроки

Приме-чание

1-16

1 четверть

16 ч

03.09.14-25.10.14


I.

Введение.

2 ч

03.09.14 -06.09.14


Многообразие животного мира.

1

03.09.14


Значение животных и их охрана.

1

06.09.14

II.

Беспозвоночные животные

2 ч

10.09.14 - 13.09.14


Наблюдения за насекомыми и дождевыми червями. Экскурсия.

1

10.09.14


Многообразие и общие признаки беспозвоночных животных.

1

13.09.14

III.

Черви.

3 ч

17.09.14 -24.09.14


Общие признаки червей. Дождевой червь.

1

17.09.14


Круглые черви - паразиты человека.

1

20.09.14


Черви - санитары пресных водоемов. Черви - сосальщики.

1

24.09.14

IV.

Насекомые.

9 ч

27.09.14 -25.10.14


Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых.

1

27.09.14


Бабочка - капустница.

1

01.10.14


Яблонная плодожорка.

1

04.10.14


Майский жук.

1

08.10.14


Комнатная муха.

1

11.10.14


Медоносная пчела.

1

15.10.14


Тутовый шелкопряд.

1

18.10.14


Обобщение по теме «Беспозвоночные животные».

1

22.10.14


Проверочная работа.

1

25.10.14

17-32

2 четверть

16 ч

05.11.14-27.12.14

V.

Позвоночные животные

1 ч

05.11.14


Общие признаки позвоночных животных.

1

05.11.14

VI.

Рыбы

6 ч

08.11.14 - 26.11.14


Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб.

1

08.11.14


Внутреннее строение рыб.

1

12.11.14


Размножение рыб.

1

15.11.14


Речные рыбы.

1

19.11.14


Морские рыбы.

1

22.11.14


Рыболовство и рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

1

26.11.14

VII.

Земноводные

3 ч

29.11.14 -06.12.14


Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки.

1

29.11.14


Внутреннее строение земноводных.

1

03.12.14


Размножение и развитие лягушки.

1

06.12.14

VIII

Пресмыкающиеся

5 ч

10.12.14 -24.12.14


Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение .

1

10.12.14


Внутреннее строение пресмыкающихся.

1

13.12.14


Размножение и развитие пресмыкающихся.

1

17.12.14


Проверочная работа.

1

20.12.14


Обобщение по теме «Пресмыкающиеся»

1

24.12.14

IX.

Птицы.

12 ч

27.12.14


Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения и сред обитания.

1

27.12.14

33-52

3 четверть

20 ч

13.01.15-21.03.15


Особенности скелета птиц.

1

14.01.15


Особенности внутреннего строения птиц.

1

17.01.15


Размножение и развитие птиц.

1

21.01.15


Птицы, кормящиеся в воздухе.

1

24.01.15


Птицы леса.

1

28.01.15


Хищные птицы.

1

31.01.15


Водоплавающие птицы.

1

04.02.15


Птицы, обитающие вблизи жилья человека.

1

07.02.15


Значение и охрана птиц.

1

11.02.15


Домашние куры. Домашние гуси и утки. Птицеводство.

1

14.02.15


Обобщение по теме: «Птицы».

1

18.02.15

X.

Млекопитающие

14 ч

21.02.15 -21.03.15


Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение.

1

21.02.15


Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. Внутренние органы.

1

25.02.15


Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека.

1

28.02.15


Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов.

1

04.03.15


Хищные звери.

1

07.03.15


Дикие пушные хищные звери. Разведение норки на зверофермах.

1

11.03.15


Домашние хищные звери.

1

14.03.15


Проверочная работа.

1

18.03.15


Обобщение.

1

21.03.15

53-65

4 четверть

15 ч

31.03.15-22.05.15


Ластоногие.

1

01.04 15


Китообразные.

1

04.04.15


Парнокопытные.

1

08.04.15


Непарнокопытные.

1

11.04.15


Приматы.

1

15.04.15

XI.

Сельскохозяйственные млекопитающие.

10 ч

18.04.15 - 23.05.15


Корова. Содержание коров на фермах.

1

18.04.15


Выращивание телят.

1

22.04.15


Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят.

1

25.04.15


Верблюды.

1

29.04.15


Северные олени.

1

02.05.15


Домашние свиньи.

1

06.05.15


Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят. Экскурсия.

1

13.05.15


Домашние лошади. Содержание лошадей.

1

16.05.15


Контрольная работа.

1

20.05.15


Повторение по теме: Млекопитающие.

1

23.05.15







УТВЕРЖДАЮ:

ДиректорГКОУ

«Буткинская СКОШИ»

__________/ ./

«__»___________20___г.


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УР

___________/ ./

«__»_______________20___г.

РАССМОТРЕНО:

На заседании М/О

протокол № ______

от «__»___________20___г.

Председатель М/О

_________/ ./

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Предмет

Естествознание

Класс

9 класс

Ф.И.О. учителя

Мокринская Марина Михайловна


9 класс

Количество учебных часов:

Всего - 66 ч

В неделю - 2 ч

1.Обучающе-развивающих

62 ч

2.Контрольных

4 ч

Планирование составлено на основе Программы 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос»,2011 год.- Сб. 1.

Учебник: Романов И. В. Биология. Человек. 9 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / И. В. Романов, И. Б. Агафонова. - М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная литература:

Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. - М.: 5 за знания, 2005.;

Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

Календарно-тематическое планирование по естествознанию в 9 классе

№ п/п

Пара-граф

Раздел

Тема

Коли-чество часов

Сроки

Приме-чание

1-16

1-14

1 четверть

16 ч

02.09.14-25.10.14


I.


Введение.

1 ч

02.09.14


Место человека в живой природе.

1

02.09.14

II.

1-5

Общий обзор

5 ч

06.09.14-

20.09.14


Клетка.

1

06.09.14


Химический состав клетки.

1

09.09.14


Жизнедеятельность клетки.

1

13.09.14


Ткани.

1

16.09.14


Органы. Системы органов.

1

20.09.14

III.

6-18

Опорно-двигательная система.

14 ч

23.09.14-

18.11.14


Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей.

1

23.09.14


Строение и соединение костей.

1

27.09.14


Скелет головы.

1

30.09.14


Скелет туловища.

1

04.10.14


Скелет конечностей.

1

07.10.14


Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах.

1

11.10.14


Первая помощь при переломах костей.

1

14.10.14


Проверочная работа.

1

18.10.14


Строение и значение мышц.

1

21.10.14


Основные группы мышц.

1

25.10.14

17-31

15-28

2 четверть

15 ч

08.11.14-27.12.14


Работа мышц. Утомление.

1

08.11.14


Гигиена физического труда.

1

11.11.14


Осанка и здоровье человека.

1

15.11.14


Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Обобщение.

1

18.11.14

IV.

19-26

Кровеносная система

9 ч

22.11.14-20.12.14


Значение крови и органы кровообращения.

1

22.11.14


Состав крови.

1

25.11.14


Сердце, его строение и работа.

1

29.11.14


Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

1

02.12.14


Движение крови по сосудам.

1

06.12.14


Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови

1

09.12.14


Предупреждение заболеваний кровеносной системы.

1

13.12.14


Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды. Обобщение.

1

16.12.14


Проверочная работа.

1

20.12.14

V.

27-33

Дыхательная система

6 ч

23.12.14-

24.01.14


3начение дыхания. Органы дыхательной системы.

1

23.12.14


Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях.

1

27.12.14

32-51

29-40

3 четверть

20 ч

13.01.15-21.03.15


Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

1

13.01.15


Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы.

1

17.01.15


Болезни дыхательной системы и их предупреждение.

1

20.01.15


  1. 33.

Гигиена дыхания. Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания.

1

24.01.15

VI.

34-42

Пищеварительная система

7 ч

27.01.15-

17.02.15


34.

Значение и состав пищи.

1

27.01.15


35.

Значение пищеварения. Система органов пищеварения.

1

31.01.15


36.

Строение и значение зубов.

1

03.02.15


37.

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

1

07.02.15


38.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

10.02.15


39. 40.

Гигиена и нормы питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

1

14.02.15


41.42.

Пищевые отправления. Вредное влияние курения и спиртных напитков .

1

17.02.15

VII.

43-44

Выделительная система

2 ч

21.02.15-24.02.15


43.

Значение выделения. Строение почек.

1

21.02.15


44.

Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы.

1

24.02.15

VIII

45-48

Кожа.

6 ч

28.02.15-

21.03.15


45.

Строение и значение кожи.

1

28.02.15


46.

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма.

1

03.03.15


47.

Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении.

1

07.03.15


48.

Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви. Обобщение.

1

10.03.15


Проверочная работа.

1

14.03.15


Обобщение по теме «Кожа».


17.03.15

IX.

49-56

Нервная система.

7 ч

21.03.15-

18.04.15


49.

Значение и строение нервной системы.

1

21.03.15

52-66

4 четверть

15 ч

31.03.15-23.05.15


50.

Спинной мозг.

1

31.03.15


51.

Головной мозг.

1

04.04.15


52.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь.

1

07.04.15


53.

Эмоции. Внимание и память.

1

11.04.15


54.

Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна.

1

14.04.15


55.56.

Гигиена нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков.

1

18.04.15

X.

57-62

Органы чувств.

7 ч

21.04.15-19.05.15


57.

Значение органов чувств.

1

21.04.15


58.

Орган зрения.

1

25.04.15


59.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

28.04.15


60.

Орган слуха.

1

02.05.15


61.

Гигиена слуха.

1

05.05.15


62.

Органы осязания, обоняния, вкуса.

1

12.05.15


Контрольная работа.

1

16.05.15

XI.

63

Охрана здоровья

2 ч



63.

Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье.

1

19.05.15


Обобщение по теме «Охрана здоровья».

1

23.05.15



© 2010-2022