- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии Химический состав клетки
Урок по биологии Химический состав клетки
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хорошилова Н.С. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СЛАЙД 1: «ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА»
" В природе ничего другого нет,
ни здесь, ни там, в космических глубинах,
все: от песчинок малых до планет -
из элементов состоит единых"
(С. Щипачев)
Цель урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ в жизнедеятельности живых организмов.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания о роли химических элементов, воды, минеральных солей в жизнедеятельности клетки. Научить применять знания о химическом составе клетки для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира.
Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать; прослеживать межпредметные связи
Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, рефлексии, создать условия для повышения уровня мотивации к учению.
Оборудование: - электронная презентация «Химический состав клетки. Неорганические вещества»; видеофильмы «Что такое кислотно-щелочной баланс» и «О роли воды в организме»
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Перед началом изучения данной темы, мне бы хотелось поставить перед вами проблемный вопрос:
« Одни и те же химические элементы образуют живую и неживую природу?»
СЛАЙД 2: ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Рассматривая нахождение химических элементов на Земле, обычно принимают во внимание три сферы неживой природы: атмосферу, гидросферу, литосферу и четвертую сферу - область существования живых организмов - биосферу. Русский ученый В.И.Вернадский, проводя детальный анализ содержания элементов в земной коре и в живых организмах, пришел к выводу, что качественный состав этих объектов близок. Он предполагал, что в живом организме когда-нибудь будут найдены все элементы периодической системы, обнаруженные в неживой природе Земли.
Действительно, к настоящему времени в организме человека надежно установлено присутствие более 80 элементов периодической системы.
Уже опытным путем доказано, что все клетки живых организмов состоят из различных химических элементов. Вспомним материал 8 класса, какие же химические элементы можно встретить в составе клетки?
(ответы учащихся)
Тогда еще один вопрос. А в составе неживой природы какие встречаются химические элементы?
(ответы учащихся)
Значит, в живых клетках присутствуют те же элементы, что входят в состав неживой природы. О чем это свидетельствует?
Пример: углерод С - входит в состав углеводов (орг. ве-во) и в состав графита и алмазов (неорг. ве-во)
СЛАЙД 3: (Об общности живой и неживой материи)
" В природе ничего другого нет,
ни здесь, ни там, в космических глубинах,
все: от песчинок малых до планет -
из элементов состоит единых"
(С. Щипачев)
Итак, живые организмы и объекты неживой природы состоят из одних и тех же химических элементов
СЛАЙД 4: МЕТАЛЛЫ, НЕМЕТАЛЛЫ:
-
Давайте обратимся к таблице.
земная кора
организм человека
элемент
содержание
элемент
содержание
O
47
H
63
Si
28
O
25,5
Al
7,9
C
9,5
Fe
4,5
N
1,4
Ca
3,5
Ca
0,31
Na
2,5
P
0,22
K
2,5
Cl
0,08
Mg
2,2
K
0,06
С точки зрения химии можно сказать, что все элементы Периодической системы Менделеева делятся на две группы:
( металлы и неметаллы)
Давайте проанализируем данную таблицу с этой точки зрения.
Какой вывод можно сделать?
(Вывод: качественный состав объектов живой и неживой природы сходен, а количественный отличается. В состав земной коры входят в основном металлы, а в состав клеток живых организмов - неметаллы.)
СЛАЙД 5: Давайте обратим внимание на схему, которая отражает процентное содержание химических элементов в клетке. (диаграмма)
СЛАЙД 6:
Все хим. элементы находятся в клетках в определенном количестве. Те химические элементы, которых в клетках находится в большем количестве (98% от массы клетки) относятся к макроэлементам. Элементы, которые составляют 0,02% от массы клетки, относят к группе микроэлементов.
Химические элементы соединяясь, образуют вещества. На какие две группы делятся вещества? (органические и неорганические. Приведите примеры.
А сейчас, скажите мне, пожалуйста, о каком сложном веществе идет речь в произведении А.Сента - Экзюпери «Маленький принц»
СЛАЙД 7: У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.
(ответы учащихся: вода)
Вода применяется очень широко. Ее используют для получения водорода, в органических синтезах, как катализатор, применяется почти во всех химических производствах. Вода играет определяющую роль в образовании климата и погоды, круговороте веществ. Вода - основа жизни на Земле.
Как замечательно говорили о воде великие люди! Аксаков назвал ее красой природы, Менделеев - кровью природы!
СЛАЙД 8: «Как это получается, что вода, столь нужная, что без нее было бы невозможно жить, ценится так низко, тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так высоко»
А.Смитт
И все это неспроста...70-80 % - это средняя величина количества воды в живых организмах, так как в разных тканях количество воды разное. Так, например, в костях воды только 20 %, а в головном мозге 85%, в клетках зародыша - 95%, в мышцах - 69%, в зубах - 10 %. А в организме медузы воды около 99% .
Кстати: Никогда не пьющее существо живёт у нас в домах - это гусеница платяной моли. Она добывает воду из шерсти, которой питается.
Кстати: Коала вообще не пьёт. Это животное питается эвкалиптовыми листьями и воду получает только из них.
Какова же роль воды в жизнедеятельности, как целостных живых систем, так и каждой клетки организма?
Просмотр видеофильма «О роли воды в организме»
Работа с текстом учебника с.21 «Вода»
Итак, вода - это сложное неорганическое вещество, состоящее из атомов элементов неметаллов.
Минеральные соли составляют всего 1-1,5% общей массы клетки и присутствуют в виде ионов (катионы К+, Na+, Са+, анионы НСО3-, Сl -) или твёрдых нерастворимых солей. Чаще это бывают соли кальция. Их форма может быть различной: иглы, ромбы. Кристаллы - одиночные или сросшиеся вместе(друзы). Присутствие минеральных солей в организме позволяет поддерживать кислотно-щелочной балланс на определенном уровне.
Функции минеральных веществ: видеофильм «Что такое кислотно-щелочной баланс»
Итак, недостаток макро- и микроэлементов приводит к различным заболеваниям. И чтобы их предотвратить, необходимо знать суточную норму потребления данных элементов. Употребляя в пищу определенные продукты нужно интересоваться их составом.
(СЛАЙД 9) В переводе с латинского « кальций» означает известь. В природе кальций встречается в виде карбонатов как мел, мрамор, известняк. Это хороший строительный материал. И в организме кальций в виде разных соединений тоже используется как строительный материал скелета человека, раковин моллюсков, коралловых полипов. Кальций - компонент зубов, его дефицит вызывает заболевания зубов. Ионы кальция участвуют в свертываемости крови, в процессе передачи нервного импульса и в сокращении мышц. Потребность кальция - 0,8 г в сутки для взрослого человека и 1,4 г для детей.
Это количество кальция можно усвоить, если выпить 1 л молока или 150 г творога или 1 яйцо. Также содержится кальций в гречневой крупе, апельсинах, черной смородине.
СЛАЙД 10. По поводу данного химического элемента имеется творческая задача. Я предлагаю вам над ней подумать:
Могут ли научные открытия бить по здоровью людей? Оказывается - да! Узнав о существовании микробов, образованные люди стали принимать слишком суровые меры по их уничтожению. Вот цитата из книги К. Лоренца: «Моя мать принадлежала к поколению, которое только что открыло для себя микробов. Тогда в зажиточных семьях большинство детей болело рахитом, потому что…» Почему дети из богатых семей гораздо чаще, чем дети бедняков, болели рахитом?
Ответ: Потому что в семьях богатых и образованных людей молоко для детей кипятилось (чтобы убить микробов) до тех пор, пока все витамины не разрушались полностью.
А теперь пора ответить на вопрос: « Одни и те же химические элементы образуют живую и неживую природу?»
Закрепление: ответы на вопросы в конце параграфа.
На дом: пар.3.