Урок по биологии Химический состав клетки

Урок по биологии для 9 класса к учебнику Никишова. Цель урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ в жизнедеятельности живых организмов. Задачи  урока: Образовательные: сформировать знания о роли химических элементов, воды, минеральных солей в жизнедеятельности клетки. Научить применять знания о химическом составе клетки для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира. Развивающие: продолжить формирование умений ан...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЛАЙД 1: «ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА»

" В природе ничего другого нет,

ни здесь, ни там, в космических глубинах,

все: от песчинок малых до планет -

из элементов состоит единых"

(С. Щипачев)

Цель урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ в жизнедеятельности живых организмов.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания о роли химических элементов, воды, минеральных солей в жизнедеятельности клетки. Научить применять знания о химическом составе клетки для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать; прослеживать межпредметные связи

Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, рефлексии, создать условия для повышения уровня мотивации к учению.

Оборудование: - электронная презентация «Химический состав клетки. Неорганические вещества»; видеофильмы «Что такое кислотно-щелочной баланс» и «О роли воды в организме»

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

Перед началом изучения данной темы, мне бы хотелось поставить перед вами проблемный вопрос:

« Одни и те же химические элементы образуют живую и неживую природу?»

СЛАЙД 2: ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Рассматривая нахождение химических элементов на Земле, обычно принимают во внимание три сферы неживой природы: атмосферу, гидросферу, литосферу и четвертую сферу - область существования живых организмов - биосферу. Русский ученый В.И.Вернадский, проводя детальный анализ содержания элементов в земной коре и в живых организмах, пришел к выводу, что качественный состав этих объектов близок. Он предполагал, что в живом организме когда-нибудь будут найдены все элементы периодической системы, обнаруженные в неживой природе Земли.

Действительно, к настоящему времени в организме человека надежно установлено присутствие более 80 элементов периодической системы.

Уже опытным путем доказано, что все клетки живых организмов состоят из различных химических элементов. Вспомним материал 8 класса, какие же химические элементы можно встретить в составе клетки?

(ответы учащихся)

Тогда еще один вопрос. А в составе неживой природы какие встречаются химические элементы?

(ответы учащихся)

Значит, в живых клетках присутствуют те же элементы, что входят в состав неживой природы. О чем это свидетельствует?

Пример: углерод С - входит в состав углеводов (орг. ве-во) и в состав графита и алмазов (неорг. ве-во)

СЛАЙД 3: (Об общности живой и неживой материи)

" В природе ничего другого нет,

ни здесь, ни там, в космических глубинах,

все: от песчинок малых до планет -

из элементов состоит единых"

(С. Щипачев)

Итак, живые организмы и объекты неживой природы состоят из одних и тех же химических элементов

СЛАЙД 4: МЕТАЛЛЫ, НЕМЕТАЛЛЫ:

  • Давайте обратимся к таблице.

земная кора

организм человека

элемент

содержание

элемент

содержание

O

47

H

63

Si

28

O

25,5

Al

7,9

C

9,5

Fe

4,5

N

1,4

Ca

3,5

Ca

0,31

Na

2,5

P

0,22

K

2,5

Cl

0,08

Mg

2,2

K

0,06

С точки зрения химии можно сказать, что все элементы Периодической системы Менделеева делятся на две группы:

( металлы и неметаллы)

Давайте проанализируем данную таблицу с этой точки зрения.

Какой вывод можно сделать?

(Вывод: качественный состав объектов живой и неживой природы сходен, а количественный отличается. В состав земной коры входят в основном металлы, а в состав клеток живых организмов - неметаллы.)

СЛАЙД 5: Давайте обратим внимание на схему, которая отражает процентное содержание химических элементов в клетке. (диаграмма)

СЛАЙД 6:

Все хим. элементы находятся в клетках в определенном количестве. Те химические элементы, которых в клетках находится в большем количестве (98% от массы клетки) относятся к макроэлементам. Элементы, которые составляют 0,02% от массы клетки, относят к группе микроэлементов.

Химические элементы соединяясь, образуют вещества. На какие две группы делятся вещества? (органические и неорганические. Приведите примеры.

А сейчас, скажите мне, пожалуйста, о каком сложном веществе идет речь в произведении А.Сента - Экзюпери «Маленький принц»

СЛАЙД 7: У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.

(ответы учащихся: вода)

Вода применяется очень широко. Ее используют для получения водорода, в органических синтезах, как катализатор, применяется почти во всех химических производствах. Вода играет определяющую роль в образовании климата и погоды, круговороте веществ. Вода - основа жизни на Земле.

Как замечательно говорили о воде великие люди! Аксаков назвал ее красой природы, Менделеев - кровью природы!

СЛАЙД 8: «Как это получается, что вода, столь нужная, что без нее было бы невозможно жить, ценится так низко, тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так высоко»

А.Смитт

И все это неспроста...70-80 % - это средняя величина количества воды в живых организмах, так как в разных тканях количество воды разное. Так, например, в костях воды только 20 %, а в головном мозге 85%, в клетках зародыша - 95%, в мышцах - 69%, в зубах - 10 %. А в организме медузы воды около 99% .

Кстати: Никогда не пьющее существо живёт у нас в домах - это гусеница платяной моли. Она добывает воду из шерсти, которой питается.

Кстати: Коала вообще не пьёт. Это животное питается эвкалиптовыми листьями и воду получает только из них.

Какова же роль воды в жизнедеятельности, как целостных живых систем, так и каждой клетки организма?

Просмотр видеофильма «О роли воды в организме»

Работа с текстом учебника с.21 «Вода»

Итак, вода - это сложное неорганическое вещество, состоящее из атомов элементов неметаллов.

Минеральные соли составляют всего 1-1,5% общей массы клетки и присутствуют в виде ионов (катионы К+, Na+, Са+, анионы НСО3-, Сl -) или твёрдых нерастворимых солей. Чаще это бывают соли кальция. Их форма может быть различной: иглы, ромбы. Кристаллы - одиночные или сросшиеся вместе(друзы). Присутствие минеральных солей в организме позволяет поддерживать кислотно-щелочной балланс на определенном уровне.

Функции минеральных веществ: видеофильм «Что такое кислотно-щелочной баланс»

Итак, недостаток макро- и микроэлементов приводит к различным заболеваниям. И чтобы их предотвратить, необходимо знать суточную норму потребления данных элементов. Употребляя в пищу определенные продукты нужно интересоваться их составом.

(СЛАЙД 9) В переводе с латинского « кальций» означает известь. В природе кальций встречается в виде карбонатов как мел, мрамор, известняк. Это хороший строительный материал. И в организме кальций в виде разных соединений тоже используется как строительный материал скелета человека, раковин моллюсков, коралловых полипов. Кальций - компонент зубов, его дефицит вызывает заболевания зубов. Ионы кальция участвуют в свертываемости крови, в процессе передачи нервного импульса и в сокращении мышц. Потребность кальция - 0,8 г в сутки для взрослого человека и 1,4 г для детей.

Это количество кальция можно усвоить, если выпить 1 л молока или 150 г творога или 1 яйцо. Также содержится кальций в гречневой крупе, апельсинах, черной смородине.

СЛАЙД 10. По поводу данного химического элемента имеется творческая задача. Я предлагаю вам над ней подумать:

Могут ли научные открытия бить по здоровью людей? Оказывается - да! Узнав о существовании микробов, образованные люди стали принимать слишком суровые меры по их уничтожению. Вот цитата из книги К. Лоренца: «Моя мать принадлежала к поколению, которое только что открыло для себя микробов. Тогда в зажиточных семьях большинство детей болело рахитом, потому что…» Почему дети из богатых семей гораздо чаще, чем дети бедняков, болели рахитом?

Ответ: Потому что в семьях богатых и образованных людей молоко для детей кипятилось (чтобы убить микробов) до тех пор, пока все витамины не разрушались полностью.

А теперь пора ответить на вопрос: « Одни и те же химические элементы образуют живую и неживую природу?»

Закрепление: ответы на вопросы в конце параграфа.

На дом: пар.3.

© 2010-2022