Конспект урока по биологии на тему Дыхание и здоровье человека (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 8 класс

(Алимурзаева Вера Васильевна МБОУ ООШ №3)
Тема урока: «Дыхание и здоровье человека»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Углубить и закрепить ранее полученные знания о строении органов дыхания и их функциях.

  • Познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами дыхания.

Развивающие:

  • Сформировать гигиенические правила дыхания

  • Активизировать учебно-познавательную деятельность, интерес к предмету, за счет использования информационных технологий.

  • Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию собственного организма.

  • Прививать гуманное отношение к окружающим людям.

  • Продолжить воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная и работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, таблица строение органов дыхания, гигиена дыхания.

ХОД УРОКА

Организационный момент (1 мин)

1. Вступительное слово учителя: Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.

Влюблённый говорит своей возлюбленной:

Ты мне нужна,

Как воздух и вода,

Без тебя

Не жизнь, а пустота…

Мы часто говорим: « Это нам нужно как воздух». Как вы понимаете этот фразеологизм? (Он выражает острую необходимость в воздухе)

А для чего нужен воздух? (предполагаемый ответ: для дыхания)

На доске учитель пишет: дыхание. Слайд №2

Какие ассоциации у вас вызывает это слово? (Вызов - «корзина идей»). Самое важное слово, обобщающее все ваши идеи - жизнь.


Дышат люди, дышат звери.
Дышат все, кто хочет жить.
Кто под солнцем иль луною,
Может жизнью дорожить.
Разберемся, кто как может.
Будем знать, а кто какой.
Мы же дышим, дышим тоже,
Если дышишь - ты живой.

Кто может сформулировать тему нашего урока.

Проблемный вопрос: дыхание- это жизнь?

Итак, цель нашего урока доказать, что (?) - «Дыхание - это жизнь!»

Мы сегодня попробуем доказать что дыхание это жизнь

Для этого мы:

  • мы обсудим: что такое дыхание;

  • вы узнаете: как окружающая среда влияет на наше здоровье;

  • вы научитесь: самостоятельно проводить исследования, создавать собственный проект;

  • вы попробуете себя в роли: физиолога, валеолога, гигиениста;

  • вы будете готовы превратить в личные убеждения те знания, которые приобретёте на этом уроке.

  • Слайд №3

Обращаю ваше внимание на таблицу, что находится у вас на столах. Я подготовила для вас определения, но сами понятия внести в нее забыла. Пожалуйста, в ходе урока, будьте предельно внимательны и заполните недостающее в соответствующие колонки.

А так же в конце урока с вами разработаем правила гигиены дыхания.

Актуализация знаний (5 мин)

Давайте проверим, а что вы уже знаете?

Вопрос классу.

- Что называют «Дыханием»? Дайте, пожалуйста, определение этому термину.

(предполагаемый ответ: совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода).

- Как вы думете а все ли живые организмы дышат?

- Давайте вспомним как дышат простейшие животные ( всей поверхностью тела)

- При помощи чего дышат насекомые? (трахеи) Вы согласны?

- Как дышат моллюски, Членистоногие? (жабры) Кто еще дышит жабрами? (рыбы)

Скажите пожалуйста, а какие животные дышат при помощи легких? (земнов, пресмыкающ, птицы, млекопит, человек)

- Как устроена дыхательная система человека?

- Как вы считаете, чем регулируется процесс дыхания?

(предполагаемый ответ: регуляция осуществляется дыхательным центром продолговатого мозга (непроизвольная регуляция) и корой больших полушарий (произвольная). Также существует гуморальная регуляция - изменение концентрации СО2 ускоряет или замедляет дыхание)

- Какие заболевания дыхательных путей вам известны?

(предполагаемый ответ: гайморит - воспаление гайморовой пазухи, и фронтит - воспаление лобной пазухи, тонзиллит - хроническое заболевание, при котором воспаляются миндалины)

Слайд №4 (Строение органов дыхания)

Теоретическая часть урока (10 мин)

Учитель переходит к объяснению нового материала.

Возбудители инфекции постоянно находятся в воздухе и попадают на слизистые оболочки дыхательных путей.

Воздушно-капельный путь распространения инфекций считается самым быстрым.

Однако далеко не всегда человек заболевает - этому препятствуют защитные силы организма. Бывает и так, что симптомы заболевания выражены незначительно.

При этом, заболевшие не изолируются от окружающих, болезнь переносится, как говорится, «на ногах». Вирусная инфекция начинает очень быстро распространяться.

Частой причиной заболевания оказывается переохлаждение. Человек промочил ноги, промерз, а в результате - воспаление дыхательных путей, которое проявляется такими заболеваниями, как ОРЗ, ОРВИ, грипп.

- Скажите, а в 2009 году какой вирус вызвал тревогу всего мира?

(предполагаемый ответ: свиной грипп, АН1N1)

Верно. Мы уже искали информацию об этом вирусе.

СООБЩЕНИЕ (очень кратко 2 мин)

Спасибо ____________

Давайте посмотрим, а как же сегодня обстоит дело с эпидемиологической ситуацией в нашей стране и в мире. (на слайды) слайд №5

Таким образом в целом ситуация по стане остается благополучной!

Откройте, пожалуйста, теперь учебники на странице 149. Прочитайте отрывок текста, начиная с пункта «Болезни дыхательной системы» и до конца этой страницы.

(по прочтении):

- Скажите, какие еще заболевания в последнее время, получили широкое распространение? На слайд №7

(предполагаемый ответ: туберкулез и рак легких)

Посмотрите на доску.

Приложение 4

- Что важное для себя лично вы должны вынести после прочтения материала учебника и этой таблицы?

(предполагаемый ответ: в лечении этих заболеваний важна ранняя диагностика. Поэтому флюорографическое обследование каждый должен проходить хотя бы раз в год)

Верно.

Вы также со следующего года будете проходить флюорографическое обследование. Относитесь к этому, пожалуйста, серьезно. Увеличение лимфатических узлов - признак неблагополучия в организме(демонстрируется слайд с флюорограммами).

Практическая часть (2 мин)

На партах у вас находятся различные флюорограммы - больных и здоровых людей, попытайтесь определить, кто из них здоров, а кто болен.

- Хорошо. Молодцы. (опыт показывает, что после объяснения все справляются с этим заданием)

Давайте немного отдохнем

Важно помнить - предупрежден - значит защищен. Если существует вероятность заболеть и получить осложнение, нужно не пренебрегать элементарными правилами профилактики.

Кстати сказать, в Японии выпускают забавные маски для защиты органов дыхания, а еще японцы рекомендуют в качестве профилактики традиционный, известный многие сотни лет точечный массаж ШИАТЦУ.Улучшаеткровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовых пазух. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

(релаксация под музыку) слайд №6

Давай воспользуемся одним из таких упражнений, вы поймете, как все просто.

Приложение 3

Кроме диагностики заболеваний важно также соблюдать определенные гигиенические правила. А теперь давайте попробуем сами назвать правила гигиены дыхания а помогать нам в этом будут слайды презентации.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ДЫХАНИЯ:

  • Дышать нужно глубоко и размеренно, ритмично через нос.

(при глубоком и размеренном дыхании происходит необходимое насыщение организма О2 и наблюдается массирующие действие на внутренние органы. При дыхании через нос воздух достигает необходимой температуры, увлажняется и очищается от пыли) слайд №9

  • Используйте при дыхании грудную клетку и диафрагму.

(это необходимо для полной вентиляции легких) слайд №10

  • Помните - курение вредно для органов дыхания и всего организма.

(Курение ведет к кислородному голоданию - гипоксии, как следствие ухудшается умственная и физическая работоспособность.

Эта привычка может также спровоцировать многие серьезные заболевания, в частности, рак легких) слайд №11

  • Важно бороться с пылью, помещения нужно регулярно проветривать и регулярно делать влажную уборку..

(И носить сменную обувь… Пыль, поднимаясь в воздух, а вместе с ней и болезнетворные микробы попадают к нам в дыхательные пути) слайд №12

  • Кроме того, воздух в помещении не должен быть слишком сухим или слишком сырым. Слайд №13

  • Для правильного дыхания важна правильная осанка и правильное положение тела во время стояния и сидения. Слайд №14

Молодцы, справились с заданием, пусть эти памятки останутся у вас как напоминание о здоровом образе жизни.

Закрепление изученного материала

Давайте проверим таблицу, с которой вы работали в течение урока. (Молодцы - все был и внимательны и правильно заполнили пропущенные графы).Слайд №15

Учитель: Давайте вернемся к тому вопросу, который был поставлен в начале урока и попробуем на него ответить.
Почему говорят: дыхание - это жизнь?

Вывод:

Учитель: Дыхание - жизнь. Ныне это совершенно бесспорно. Между тем еще какие-нибудь три столетия назад ученые были убеждены, что человек дышит только для того, чтобы через легкие отвести от организма "лишнее" тепло. Решив опровергнуть эту нелепицу, выдающийся английский естествоиспытатель Роберт Гук предложил своим коллегам по Королевскому научному обществу провести эксперимент: в течение некоторого времени пользоваться для дыхания герметическим мешком. Неудивительно, что опыт прекратился меньше чем через минуту: ученые мужи стали задыхаться. Однако и после этого некоторые из них упорно продолжали настаивать на своем. Гук тогда только развел руками. Ну, а мы даже такое противоестественное упрямство можем объяснить работой легких: при дыхании в мозг поступает слишком мало кислорода, отчего даже прирожденный мыслитель глупеет прямо на глазах.

Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказываются в дальнейшем на состояние здоровья взрослого человека. Надо воспитывать в себе привычку анализировать свое состояние даже тогда, когда самочувствие хорошее, учиться упражнять свое здоровье, понимать его зависимость от состояния окружающей среды.

Слайд №16

Рефлексия. (1 мин)

Этап рефлексии:

закончите одно из предложений.

  • 1. Сегодня на уроке мне понравилось…

  • 2. Мне сегодня удалось…

  • 3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…

  • 4. Настроение в ходе урока у меня

Слайд №17

Учитель объявляет оценки за урок.

Домашнее задание. (1 мин)

- Составить кроссворд по теме урока

- написать сообщение: «Значение дыхания для человека».

Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта:

Живи не уставай дивиться

Тому как светел небосвод

И так дыши, как дышит птица

Пускаясь в дальний перелет

Нам в этом мире многое дано,
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное дано дышать.
Любить, найти и не сдаваться!
Спасибо за урок. До новых встреч.

Приложение 3

Конспект урока по биологии на тему Дыхание и здоровье человека (8 класс)

Точечный массаж ШИАТЦУ

При насморке и для профилактики ОРВИ: специальные точки

«Точки успокоения»

Воздействие: с обеих сторон одновременно, в течение 1 минуты легкий массаж.





Конспект урока по биологии на тему Дыхание и здоровье человека (8 класс)











Памятка гигиены дыхания

Разновидность острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), поражающей как верхние, так и нижние дыхательные пути.

Возбудитель туберкулеза -

Исследование грудной клетки путем фотографирования изображения с рентгеновского экрана…

Понятие рентгенопрофилактика вошло в обиход благодаря советскому ученому С.А. Рейнбергу в

году.

Дышать нужно глубоко и размеренно, через нос.

Почему?

Не кричать!

Курение вредно для органов дыхания!

Помещение нужно регулярно проветривать и регулярно делать влажную уборку.

Конспект урока по биологии на тему Дыхание и здоровье человека (8 класс)

© 2010-2022