- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа 10-11 классы автор Сонин Н. И
Рабочая программа 10-11 классы автор Сонин Н. И
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Очеретная Н.Ю. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Краснодарский край Темрюкский район пос. Таманский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16
муниципального образования Темрюкский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 31 августа 2015 года
Председатель педсовета
_____________ С.И.Кулага
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень образования (класс) среднее общее, 10-11 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 136 ч
Учитель Очеретная Нина Юрьевна
Программа составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы; г. Москва, издательство «Дрофа», 2009г., автор программы И.Б.Агафонов, В.И.Сивоглазов
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Согласовано:
Зам. директора по УВР
_______О.И.Сарницкая
«28» августа 2015 года
Краснодарский край Темрюкский район пос.Таманский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16
муниципального образования Темрюкский район
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии
Класс 10-11
Учитель Очеретная Нина Юрьевна
Количество часов: всего 136 часов; в неделю 2 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы учитель Очеретная Н.Ю., утверждена педсоветом протокол № 1 от 31.08.2015 г.
Программа составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы; г. Москва, издательство «Дрофа», 2009г., автор программы И.Б.Агафонов, В.И.Сивоглазов
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
В соответствии с ФКГОС-2004
Учебник: Биология 10-11 класс. Базовый уровень; г. Москва, издательство «Дрофа», 2012г.,
-
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы; г. Москва, издательство «Дрофа», 2009г., автор программы И.Б.Агафонов, В.И.Сивоглазов.
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.
-
Общая характеристика учебного предмета
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время базовое биологическое образование в средней школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.
-
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течении двух лет (10 и 11 классы) или на 2 часа в неделю в течение одного учебного года (в 10 или 11 классе). Так как по учебному плану выделено 2 часа в неделю и в 10 классе и в 11 классе, то программу есть необходимость увеличить на 1 недельный час в 10 классе и в 11 классе. Изучение курса Биология в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы.
-
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)
Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1 час)
Объект изучения биологии - живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.
- Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологических наук».
- Основные понятия. Биология. Жизнь.
Тема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2 часа)
Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
- Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».
- Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.
Раздел 2. Клетка (10 часов)
Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)
Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А.ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхова. Клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванна. Основные положения клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
- Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».
- Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.
Тема 2.2 Химический состав клетки (4 часа)
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультромикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.
Органические вещества - сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
- Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе», Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».
- Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, Нуклеиновые кислоты. Репликация ДНК.
Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток (3 часа)
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.
Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.
Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.
- Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».
- Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.
Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы).
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
-Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия.
Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1 час).
ДНК - носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.
-Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».
-Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.
Тема 2.5 Вирусы (1 час)
Вирусы - неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
-Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».
Основные понятия. Вирус, бактериофаг.
Раздел 3 Организм (18 часов)
Тема 3.1 Организм - единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.
-Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».
-Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.
Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии (2 часа)
Энергетический обмен - Совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
-Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».
-Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.
Тема 3.3 Размножение (4 часа).
Деление клетки. Митоз - основа роста, регенерация, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
- Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».
- Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.
Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа)
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущего поколения людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.
-Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенез», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.
-Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.
Тема 3.5 Наследственность и изменчивость (7 часов)
Наследственность и изменчивость - свойства организма. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Г.Мендель - основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя - закон доминирования. Второй закон Менделя - закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя - закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.
Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.
Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
-Демонстрация. Схемы иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.
- Лабораторные и практические работы
Составление простейших схем скрещивания.
Решение элементарных генетических задач.
Изучение изменчивости.
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.
-Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.
Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология. (2 часа).
Основы селекции: методы и достижения. Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
-Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.
- Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
-Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.
Раздел 4 Вид (19 часов)
Тема 4.1 История эволюционных идей. (4 часа)
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
-Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч.Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
-Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Естественный отбор.
Тема 4.2 Современное эволюционное учение (8 часов)
Вид, его критерии. Популяции - структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: Мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
-Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблица и схемы: «движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.
- Лабораторные и практические работы
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление изменчивости у особей одного вида.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
-Основные понятия.
Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути водообразования.
Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле (3 часа)
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л.Пастера. Гипотеза о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина - Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
-Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.
- Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
-Основные понятия.
Теория Опарина - Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.
Тема 4.4 Происхождение человека (4 часа)
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
-Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.
- Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
-Основные понятия.
Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.
Раздел 5 Экосистемы (11 часов)
Тема 5.1 Экологические факторы (3 часа)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организм. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
-Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе. - Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.
Тема 5.2 Структура экосистем (4 часа)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества - агроценозы.
-Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистем». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
- Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме.
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Решение экологических задач.
-Экскурсия. Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сквер школы, сад) экосистемы.
- Основные понятия. Экосистема, Биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.
Тема 5.3 Биосфера - глобальная экосистема (2 часа)
Биосфера - глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ.
-Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.
- Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, костное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.
Тема 5.4 Биосфера и человек (2 часа)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
-Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.
- Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
- Основные понятия .Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники , заказники. Красная книга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ(1час)
Резерв времени-8 часов
5.Тематическое планирование часов:
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Рабочая программа
10 класс
Рабочая программа
11 класс
Примерная или авторская программа
Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания
3
3
1
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук
1
1
2
Тема 1.2.Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы
2
2
3
РАЗДЕЛ 2. Клетка
10
22
4
Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория
1
2
5
Тема 2.2.Химический состав клетки
4
8
6
Тема 2.3.Строение эукариотической и прокариотической клеток
3
8
7
Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке
1
2
8
Тема 2.5. Вирусы
1
2
9
РАЗДЕЛ 3. Организм
18
43
10
Тема 3.1. Организм - единое целое. Многообразие живых организмов.
1
1
11
Тема 3.2.Обмен веществ и превращение энергии
2
5
12
Тема 3.3.Размножение
4
7
13
Тема 3.4.Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
2
4
14
Тема 3.5.Наследственность и изменчивость.
7
19
-
наследственность
-
9
-
генетика пола
-
4
-
изменчивость
-
6
15
Тема 3.6.Основы селекции. Биотехнология.
2
7
16
РАЗДЕЛ 4. Вид
19
42
17
Тема 4.1.История эволюционных идей
4
7
18
Тема 4.2.Современное эволюционное учение
8
19
19
Тема 4.3.Происхождение жизни на Земле
3
10
20
Тема 4.4.Происхождение человека
4
6
21
РАЗДЕЛ 5. Экосистемы
11
24
22
Тема 5.1.Экологические факторы
3
5
23
Тема 5.2.Структура экосистем
4
10
24
Тема 5.3.Биосфера - глобальная экосистема
2
4
25
Тема 5.4.Биосфера и человек
2
5
26
Заключение
1
27
Повторение
8
2
28
Итого
70
68
68
6. Описание учебно-методического и материально и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- Биология. Программы для общеобразовательных учреждений; г. Москва, издательство «Дрофа», 2009г., авторы программы: И.Б.Агафонов, В.И.Сивоглазов.
- Учебник Биология 10-11 класс. Базовый уровень; г. Москва, издательство «Дрофа», 2012г.,
- Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. М., Мир, 1987г.
- Акимукин И. Мир животных М., Мысль, 1999г.
- Виллик., Детье В. Биология, М., Мир, 1974г.
- Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М., Просвещение, 1993г.
- Яблоков А.В.; Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). Изд.М: Высшая школа, 1998г.
Интернет ресурсы:
ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;
bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»;
uchportal.ru - учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации);
uroki.net - разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование;
it-n.ru - сеть творческих учителей;
festival.1september.ru/ - уроки и презентации;
infourok.org/ - разработки уроков, презентации.
Перечень лабораторного оборудования , при выполнении лабораторных и практических работ за курс биологии основной общей школы.
1.Приборы и оборудование для практической работы:
школьный микроскоп
химическая посуда
микролаборатория
2. Микропрепараты:
простейших;
тканей;
растительных клеток;
животных.
3. ТСО
компьютер ACER
- проектор ACER
Электронные пособия
СD- диски по темам:
Общая биология.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР
объединения учителей естественно-
математического цикла и ____________ / О.И.Сарницкая/
технологии
от 28.08.2015г. № 1 «28» августа 2015 г.
_________ / Н.Ю.Очеретная
( подпись)
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№ п/п
Тема урока и его содержание
Кол-во час
Дата проведение
Оборудованиеиспользование медиаресурсов
Домашнее задание
план
факт
Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания
3
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук
1
1
Биология как наука. Предмет и задачи общей биологии.
1
01.09
с.4-5
Тема 1.2.Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы
2
2
Основные свойства живой материи. Уровни организации живой природы
1
04.09
с.5-6
3
Методы познания живой природы.
1
08.09
с.6
Раздел 2. Клетка
22
Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория
2
4
Развитие знаний о клетке
1
11.09
ММО, ЭП №5
с.28-31 п.7
5
Основные положения современной клеточной теории
1
15.09
с.28-31 п.7
Тема 2.2.Химический состав клетки
8
6
Неорганические соединения
1
18.09
ММО, ЭП №1
с.7-10 п.1
7
Биополимеры. Углеводы. Липиды.
1
22.09
ММО, ЭП №2
с.11-14 п.2
8
Биополимеры. Белки, их состав и строение
1
25.09
ММО, ЭП №3
с.14-20 п.3
9
Функции белков в клетке
1
29.09
ММО, ЭП №3
с.20-22 п.4
10
Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК
1
02.10
ММО, ЭП №4
с.22-24 п. 5
11
Нуклеиновые кислоты. РНК: строение и функции
1
06.10
ММО, ЭП №4
с.24-25 п.5
12
АТФ и другие органические соединения клетки
1
09.10
ММО, ЭП №4
с.25-27 п.6
13
Урок обобщения и подведения итогов по теме: «Химический состав клетки».
1
13.10
повт. п.1-7
Тема 2.3.Строение эукариотической и прокариотической клеток
8
14
Цитоплазма. Плазматическая мембрана.
1
16.10
ММО, ЭП №6
с.31-37 п.8
15
Строение эукариотической клетки. Лабораторная работа № 1 «Сравнение строения клеток растений и животных»
1
20.10
микроскопы готовые микропрепараты
повт. с.31-35
16
Органоиды клетки: лизосомы, эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи.
1
23.10
ММО, ЭП №7
с.37-38 п.9
17
Строение и функции органоидов клетки: митохондрии, пластид, органоидов движения. Клеточные включения.
1
27.10
ММО, ЭП №8
с.38-39 п.9
18
Строение и функции ядра клетки. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках
1
30.10
ММО, ЭП №10
с.39-44 п.10
19
Прокариотическая клетка: форма, размеры. Место и роль прокариот в биоценозах и жизни человека
1
10.11
ММО ЭП № 10
с.39-40
20
Строение бактериальной клетке.
1
13.11
ММО ЭП № 10,17
с.39-44 п.10
21
Контрольно-обобщающий урок по теме «Структура и функции органоидов клетки»
1
17.11
повт. п.30- 44
Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке
2
22
ДНК- носитель наследственной информации. Генетический код.
1
20.11
с.55- 61 п.14
23
Биосинтез белка.
1
24.11
с.62- 67 п.16
Тема 2.5.Вирусы
2
24
Вирусы - неклеточная форма жизни.
1
27.11
с.67-44 п.18,19
25
Обобщение по теме: «Клетка»
1
01.12
п.8- 19
Раздел 3. Организм.
43
Тема 3.1. Организм - единое целое. Многообразие живых организмов
1
26
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
1
04.12
с.42-44
Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии
5
27
Энергетический обмен. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.
1
08.12
ММО, ЭП №11
с.45-49 п.11
28
Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ. Бескислородный этап (гликолиз)
1
11.12
ММО, ЭП №12
с.50-52 п.12
29
Дальнейшее биологическое окисление при участии кислорода (аэробное дыхание)
1
15.12
ММО, ЭП №13
с.52-54 п.13
30
Пластический обмен. Биосинтез белков. Синтез и-РНК.
1
18.12
ММО,ЭП №14
с.50-54 с.55-58 п.14
31
Синтез полипептидной цепи на рибосоме. Регуляция транскрипции и трансляции.
1
22.12
ММО, ЭП №14,15
с.52-54 с.58-62 п.15
Тема 3.3. Размножение.
7
32
Деление клетки. Митоз - основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения.
1
25.12
ММО ЭП № 18
с.75-78 п.20
33
Размножение: бесполое и половое.
1
29.12
ММО ЭП № 18
с.78-80 п.21
34
Типы бесполого размножения
1
15.01
ММО ЭП № 19
с.80-83 п.22
35
Половое размножение. Мейоз. Биологическое значение.
1
19.01
ММО ЭП № 18
с.78-80 п.21
36
Образование половых клеток. Оплодотворение у животных.
1
22.01
ММО ЭП № 20
с.84-87 п.23
37
Двойное оплодотворение у растений.
1
26.01
с.86-87
38
Обобщение по теме: Размножение»
1
29.01
повт. п.11- 23
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
4
39
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
1
02.02
ММО ЭП № 21
с.87-89 п.24
40
Эмбриональный период развития
1
05.02
с.87-89 п.24
41
Постэмбриональное развитие организмов. Прямое и непрямое развитие
1
09.02
ММО ЭП № 22
с.89-91 п.24
42
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.
1
12.02
ММО ЭП № 22
с.91-95 п.25
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость
19
1) наследственность
9
43
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
1
16.02
с.96-100 п.26
44
Г.Мендель - основоположник генетики. Первый закон Менделя.
1
19.02
ММО ЭП № 23
с.96-100 п.26
45
Второй закон Менделя - закон расщепления.
1
23.02
ММО ЭП № 23
с.96-100 п.26
46
Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание.
1
26.02
с.100-102 п.27
47
Первый и второй законы Менделя. Решение задач. Лабораторная работа №2 «Решение элементарных генетических задач»
1
01.03
ММО ЭП № 24
с.100 з.4 с.100-102 п.27
48
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
1
04.03
ММО ЭП № 25
с.103-106 п.28
49
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.
1
08.03
ММО ЭП № 26
с.106-109 п.29
50
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.
1
15.03
с.109-113 п.30,31
51
Решение генетических задач
1
18.03
С.111 з.3-4
2)генетика пола
4
52
Генетика пола. Половые хромосомы.
1
22.03
ММО ЭП № 27
с.109-111 п.30
53
Сцепленное с полом наследование
1
01.04
с.106-109 п.29
54
Практикум по решению генетических задач различных типов.
1
05.04
Раб.т. задачи
55
Контрольная работа «Решение генетических задач»
1
08.04
повт. п.26-32
3) изменчивость
6
56
Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость
1
12.04
ММО ЭП № 29
с.116-119 п.33
57
Модификационная изменчивостьЛабораторная работа №3 «Изучение изменчивости»
1
15.04
ММО ЭП № 29
с.116-119 п.33
58
Комбинативная и мутационная изменчивость
1
19.04
ММО ЭП № 30
с.119-120 п.34
59
Генетика человека. Значение генетики для медицины.
1
22.04
с.120-123 п.35,36
60
Наследственные болезни человека.
1
26.04
повт. п.33-36
61
Обобщение по теме: «Организм»
1
29.04
повт. п.33-36
Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология.
7
62
Селекция, ее задачи. Центры происхождения культурных растений.
1
03.05
ММО ЭП № 31
п.37 с.128-130
63
Основные методы селекции.
1
06.05
ММО ЭП № 32
с.131-134 п.38
64
Селекция растений
1
10.05
ММО ЭП № 32
с.134-135 п.39
65
Селекция животных
1
13.05
ММОЭП № 32
с.135-136 п.39
66
Селекция микроорганизмов. Биотехнология. Генная инженерия.
1
17.05
ММОЭП № 34
с.134-136 п.39
67
Генетически модифицированные организмы.
1
20.05
ММО ЭП № 34
с.137-141 п.40
68
Обобщающий урок по теме «Основы селекции»
1
254.05
повт. п.37 - 40
ИТОГО
68
ЛР.Р - 3
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№ п/п
Тема урока и его содержание
Кол-во час
Дата проведение
Оборудование, использование медиаресурсов
Домашнее задание
план
факт
РАЗДЕЛ 4. Вид
42
Тема 4.1.История эволюционных идей
7
1
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период
1
02.09
ММО ЭП №1,3
с.142-143 п.41
2
Значение работ К.Линнея, учение Ж.Б.Ламарка
1
07.09
ММО ЭП №2
с.143-144 п.41
3
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина
1
09.09
ММО ЭП №1,3
с.144-146 п.42
4
Эволюционная теория Ч. Дарвина
1
14.09
ММО ЭП №4
с.144-148 п.42
5
Искусственный отбор
1
16.09
ММО ЭП №4
п.41-42
6
Эмбриологические, палеонтологические, морфологические доказательства эволюции
1
21.09
ММО ЭП №4
с.149-153 п.43
7
Биогеографические, молекулярное доказательства эволюции.
1
23.09
ММО ЭП №4
с.154-157 п.43
Тема 4.2.Современное эволюционное учение
19
1.Естественный отбор направляющий фактор эволюции
10
8
Вид и его критерии
1
28.09
ММО ЭП №4
с.157-159
п. 44
9
Популяция - структурная единица вида
1
30.09
ММО ЭП №4
с.159-160 п.44
10
Роль изменчивости в эволюционном процессе
1
05.10
ММО ЭП №4
с.161-163 п.45
11
Критерии вида.
Лабораторная работа№1
«Описание особей вида по морфологическому критерию»
1
07.10
ММО ЭП №4
с.161-163
12
Изменчивость.
Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»
1
12.10
с.157-163
13
Движущие силы эволюции. Борьба за существование
1
14.10
ММО ЭП №5
с.164-165 п.46
14
Формы естественного отбора
1
19.10
ММО ЭП №5
с.165-168 п.47
15
Популяционные волны. Дрейф генов-фактор эволюции.
1
21.10
ММО ЭП №4
с.169-170 п.48
16
Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора
1
26.10
ММО ЭП №5
с.171-172 п.49
17
Приспособленность организмов.
Лабораторная работа № 3 «Выявление приспособленности организмов к среде обитания»
1
28.10
с.172-174 п.50
2.Микро- макроэволюция
9
18
Изоляция - эволюционный фактор
1
09.11
ММО ЭП №4,6
с.171-172 п.49
19
Видообразование способы и пути
1
11.11
ММО ЭП №6
с.175-176 п.51
20
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы
1
16.11
с.176-177 повт.48-51
21
Тестовый контроль знаний по данной теме ЕГЭ
1
18.11
Тесты повт. 44-50
22
Главные направления эволюционного процесса
1
23.11
ММО ЭП №4,5
с.176-180 п.52
23
Биологический прогресс и регресс. Причины вымирания видов
1
25.11
ММО ЭП №4,6
с.177-180 п.52
24
Закономерности эволюционного процесса
1
30.11
ММО ЭП №4,6
с.178-180
25
Экскурсия Многообразие видов (окрестности школы)
1
02.12
повт. п.51-52
26
Тестовый контроль знаний по теме: «Современное эволюционное учение»
1
07.12
Тесты
Тема 4.3.Происхождение жизни на Земле
10
27
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера.
1
09.12
ММО ЭП №4,13
с.180-182 п.53
28
Современные взгляды на возникновения жизни. Теория Опарина-Холдейна
1
14.12
с.182-184 п.54
29
Возникновение одноклеточных организмов
1
16.12
ММО ЭП №4.14
с.184-186 п.56
30
Эволюция растительного мира
1
21.12
с.186-188 п.56
31
Эволюция животного мира. Беспозвоночных животных
1
23.12
ММО ЭП №4
с.188-189
32
Эволюция хордовые животные
1
28.12
с.189-192 п
33
Усложнение живых организмов на Земле
1
13.01
с.192-196
34
Экскурсия. История развития жизни на земле
1
18.01
с.196-200 п.58
35
Тестовый контроль знаний ЕГЭ
1
20.01
с.200-205 п.59
36
Происхождение жизни. Лабораторная работа № 4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
1
25.01
с.205-210
с.210-216 п.60-61
Тема 4.4.Происхождение человека
6
37
Гипотезы о происхождении человека. Положение человека в системе животного мира
1
27.01
ММО ЭП №7,10
с.216-219 п.62
38
Выявление признаков сходства человека и млекопитающих
1
01.02
ММО ЭП №7,11
с.219-222
39
Эволюция человека, основные этапы
1
03.02
ММО ЭП №7,12
с.223-227 п.63
40
Факторы эволюции человека
1
08.02
ММО ЭП №7
с.238-241 п.64,66
41
Расы человека. Происхождение человеческих рас
1
10.02
ММО ЭП №8
с.231-238 с.241-241
42
Видовое единство человечества
1
15.02
повт. п.62
РАЗДЕЛ 5 Экосистемы
24
Тема 5.1.Экологические факторы
5
43
Предмет и задачи экологии. Организм и среда
1
17.02
с.243-245 п.67
44
Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов
1
22.02
ММО ЭП №16
с. 244-245
45
Абиотические и биотические факторы
1
24.02
п.67
46
Антропогенные факторы
1
29.02
ММО ЭП №15
п.67
47
Взаимоотношение между организмами
1
02.03
с.245-247 п.68
Тема 5.2.Структура экосистем
10
48
Видовая и пространственная структура экосистем
1
07.03
ММО ЭП №18
с.247-250 п.69
49
Поток энергии цепи питания
1
09.03
ММО ЭП №18
с.251-256 п.70
50
Свойства экосистем. Экологическая пирамида.
1
14.03
ММО ЭП №18
с.256-258 п.71
51
Структура экосистем
Лабораторная работа № 5 «Составление схем передачи веществ и энергии в экосистеме»
1
16.03
52
Смена экосистем. Влияние человека на экосистемы.
1
21.03
ММО ЭП №17
с.259-261 п.72
53
Искусственные сообщества-агроценозы
1
04.04
с.261-263 п.73
54
Агроценозы.
Лабораторная работа № 6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
1
06.04
с.263-266 п.74
55
Изменения в экосистемах.
1
11.04
с.264-266
56
Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы
1
13.04
57
Тестовый контроль знаний по данной теме ЕГЭ
1
18.04
Тема 5.3.Биосфера-глобальная экосистема
4
58
Биосфера- глобальная экосистема. Состав и структура биосферы
1
20.04
ММО ЭП №19
с.266-268 п.75
59
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов биосфере
1
25.04
ММО ЭП №19
с.268-271 п.77
60
Биомасса Земли
1
27.04
с.266-268 п.75
61
Биологический круговорот веществ (на примере воды, углерода, азота)
1
02.05
с.268-272 п.76
Тема 5.4.Биосфера и человек
5
62
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения
1
04.05
ММО ЭП №19
с.273-278 п.78
63
Последствия деятельности человека для окружающей среды
1
09.05
с.278-281 п.78
64
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов
1
11.05
с.282-285 п.79
65
Окружающая среда и влияние деятельности человека Лабораторная работа №7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»
1
16.05
с.282-285
66
Тестовая итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ
1
18.05
Тесты В1,В2
Повторение
2
67
Цитология
1
23.05
с.27-52 повт.
68
Генетика
1
25.05
с .128-137 повт.
Приложение к рабочей программе по биологии 10-11 классы
Список электронных презентаций
ЭП - электронные презентации ММО - мультимедийное оборудование
Т-таблица 10 класс
-
Биологически важные химические элементы. Неорганические соединения.
-
Биополимеры. Углеводы. Липиды.
-
Биополимеры. Белки и их строение. Функции белков.
-
Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения.
-
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.
-
Плазматическая мембрана.
-
Цитоплазма. ЭПС. Комплекс Гольджи и лизосомы.
-
Митохондрии. Пластиды.
-
Органоиды движения, включения.
-
Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты.
-
Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.
-
Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ.
-
Биологическое окисление при участии кислорода.
-
Генетическая информация. Удвоение ДНК.
-
Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код.
-
Биосинтез белков.
-
Вирусы.
-
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение.
-
Мейоз. Сравнение митоза и мейоза.
-
Образование половых клеток и оплодотворение.
-
Зародышевое развитие организма.
-
Постэмбриональное развитие организмов. Организм как единое целое.
-
Моногибридное скрещивание. Первый и второй закон Менделя.
-
Генотип и фенотип. Аллельные гены.
-
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
-
Сцепленное наследование генов.
-
Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
-
Взаимодействие генов.
-
Виды изменчивости.
-
Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение заболеваний человека.
-
Одомашнивание как начальный этап селекции.
-
Методы современной селекции.
-
Полиплоидия. Отдаленная гибридизация. Искусственный мутагенез.
-
Успехи селекции. Клеточная и генная инженерия. Клонирование.
11 класс
-
Ч. Дарвин. Эволюционное учение.
-
Жан Батист Ламарк
-
Жизнь Чарльза Дарвина
-
Эволюционная теория Дарвина
-
Главные пути эволюции
-
Главные направления эволюции
-
Все эры
-
Человеческие расы
-
Эры и периоды
-
Питекантроп
-
Кроманьонец
-
Гейдельбергский человек
-
Палеозой
-
Кайнозой
-
Антибиоз
-
Пищевые связи
-
Сукцессия
-
Экосистема. Структура экосистемы.
-
Учение В.И.Вернадского о биосфере.