- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии на тему: Удивительные лишайники (6 класс)
Конспект урока по биологии на тему: Удивительные лишайники (6 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Байбородина Н.В. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УМК В.В. Пасечника.
Байбородина Наталья Викторовна
учитель химии, биологии
Ильинская средняя общеобразовательная школа
Тема урока: Удивительные лишайники.
Стратегическая цель урока: Развитие умения использовать информационные ресурсы.
Образовательные:
-
Познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека.
Развивающие:
-
Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, работать с натуральными объектами, а также привить практические умения и навыки по распознаванию и определению типов лишайников.
Воспитательные:
-
Воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию.
-
Формирование умения работать в группе, где возникает общее решение.
-
Уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.
-
Воспитать чувство бережного отношения к природе, к родному краю.
Используемые технологии обучения: ТРКМ, ИКТ, ЛОО.
Ожидаемые результаты:
-
Изучить особенности строения, питания, размножения лишайников, как симбиотических организмов.
-
Определить значение лишайников в природе и в жизни человека.
-
Отработать умения работы с натуральными объектами и коллекциями.
-
Развивать понятие о многообразии живых организмов.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, гербарный материал, учебник, рабочие листы, технологические карты, слайдовая презентация, жетоны.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Прежде чем мы с вами запишем в тетради тему сегодняшнего урока, я хотела, чтобы вы послушали стихотворение и сказали о каком организме сегодня на уроке пойдет речь. (Слайд)
Мимо малого мира проходишь ты как посторонний.
Сев на камень, вглядись в удивительный микрорельеф.
На лесном валуне - между мхами - причуды кладоний.
Эти формы познай, их фантастику запечатлев.
Будто явлен в модели нам образ другой биосферы!
Вот лишайник - как рюмочка, рядом - как гранистый лед.
А наросты центрарий похожи на дебри Венеры,
Через эту чащобу торопится жук - вездеход.
Без лишайников Север всю прелесть бы сразу утратил,
Потому изучаю палитру задобренных скал.
(Ответы учащихся)
II. Изучение нового материала. Тема нашего урока: «Лишайники» (Слайд)
- А что мы знаем про эту группу организмов? (Работа со слайдом, дописываем то, что известно по теме)
нет корней, листьев, цветов, очень разнообразные по внешнему виду, цвету
- Ребята, а вы сможете мне помочь в решении вот такого вопроса: (слайд ) «Почему лишайники встречаются во всех природных зонах?»
Ответы учащихся.
- Достаточно ли у вас знаний, что бы дать обоснованный ответ на данный вопрос?
- Как вы думаете, а что необходимо узнать о лишайниках, что бы ответить на поставленный вопрос? (Работа со слайдом, дописываем план изучения темы, при необходимости учитель дополняет ответ)
Должна появиться запись на слайде:
Размножение
Строение
Значение (в качестве дополнительного пункта изучения лишайников)
- На сегодняшнем уроке я предлагаю вам выступить в качестве ученых, и в конце урока мы с вами станем специалистами в такой науке, которая называется лихенология. (слайд)
- В настоящее время изучено около 20 тыс. видов лишайников и с каждым годом этот список пополняется. Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю разделиться на 4 группы. (До урока, на парте положены жетоны четырёх цветов у каждого ученика)
1 группа - изучает многообразие форм. (зелёные жетоны) (Приложение 1)
2 группа - строение лишайников. (синие жетоны) (Приложение 2)
3 группа - размножение. (жёлтые жетоны) (Приложение 3)
4 группа - значение. (красные жетоны) (Приложение 4)
Каждая группа получает свою технологическую карту и рабочий лист (Приложение 5), который необходимо будет заполнить в ходе урока. (Работа в группах - 7-10 минут)
Слово предоставляется 1 группе. ( Во время ответа (слайд) остальные учащиеся делают записи в рабочих листах.) Рабочая группа отвечает на поставленные вопросы, а один работает с интерактивной доской - делает подписи типов слоевищ.
Вопрос к классу: Посмотрите гербарный материал (выдан каждой группе - это представители лишайников нашего леса) и определите тип слоевища? (Ответ учащихся)
Слово предоставляется 2 группе. Один отвечает на вопросы, второй работает на интерактивной доске - делает надписи составных частей слоевища. (слайды)
- А как вы думаете, как питаются лишайники? (Ответы учащихся)
Работа с термином «АВТОГЕТЕРОТРОФЫ» (слайд)
Слово «гетеротрофы» вам уже знакомо - организмы, питающиеся готовыми органическими веществами - этот тип питания характерен для грибов; «автотрофы» - это организмы, которые синтезируют органические вещества из неорганических - наличие пигмента - хлорофилла - этот тип питания характерен для водорослей. Таким образом, гриб предоставляет воду и минеральные вещества, растворенные в ней, а водоросль - органические вещества.
Физкультминутка: Раз - подняться, потянуться.
Два - нагнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
А на шесть - на место тихо сесть.
Слово предоставляется 3 группе. Ответ одного учащегося, а второй - дописывает схему на интерактивной доске. (слайд )
Лишайники размножаются
Бесполое Половое
-
Фрагментами слоевища
2. Изидии
3. Соредии
Слово предоставляется 4 группе. Ответ учащихся и заполнение схемы на интерактивной доске (слайд )
-Много ли лишайников в нашем районе?
Ответы учащихся: В нашем районе лишайники встречаются повсеместно. Чем ближе к дорогам, тем их количество уменьшается, хотя не везде. В основном это листоватые, их много на старых деревянных строениях, огородах и кустистые лишайники, это наши бора, а так же бородач в лесу.
- Ребята, в научной литературе я нашла такие интересные факты, что: (слайд)
При слабом загрязнении исчезают кустистые лишайники.
При среднем загрязнении исчезают листовые лишайники.
При сильном загрязнении исчезают накипные лишайники
Сделайте вывод о чистоте воздуха в нашем районе. (высказывают свои предположения)
Подведем итог нашей работы, а для этого я прошу вернуться к нашему проблемному вопросу: (слайд ) Почему лишайники существуют во всех природных зонах?
Теперь у вас достаточно знаний, чтобы ответить на этот вопрос? (Обусловлено способностью противостоять неблагоприятным условиям, легкостью вегетативного размножения, дальностью и высокой скорость переноса отдельных частей слоевища)
III. Закрепление материала
- А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или «-».
Верно ли суждение?
1. Лишайник имеет стебель с листьями.
2. Лишайники приносят вред природе.
3. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.
4. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.
5. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт.
6. Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые.
7. Лишайники являются лечебными организмами.
8. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.
9. Лишайники портят своими выделениями почву.
10. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.
Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. (Слайд)
1) - 2) - 3) - 4) + 5) - 6) + 7) + 8) + 9) - 10) +
Поставьте себе оценку за выполненную работу:
если все задания выполнены верно - «5»;
если 1 ошибка - «4»;
если 2 ошибки - «3»;
если 3 и более ошибки - необходимо еще раз изучить материал.
Объявление своих результатов учащимися.
IV. Рефлексия (использование методики незаконченных предложений) (Слайд)
- Ребята я Вас попрошу закончить следующие предложения:
-
Я узнал(а) много нового …
-
На уроке было над чем подумать …
-
Мне это пригодится в моей жизни …
-
На все возникшие вопросы я получил(а) ответы …
-
На уроке я работал(а) добросовестно …
- Хочется закончить наш урок такими умными словами (слайд ): Помните, природа в отличие от человека, ничего не создает зря. Берегите ее!
V. Домашнее задание: §13
Дополнительное: презентация по теме «Лишайники» (не более 10 слайдов)
- Спасибо за урок!
Приложение №1
Технологическая карта группы №1
Рассмотрите предложенный вам рисунок.
Прочитайте задание к рисунку.
Ответьте на следующие вопросы:
-
Что такое слоевище?
-
Какие типы лишайников различают?
(для ответа на эти вопросы используйте учебник на стр. 67-68)
Подпишите на рисунке изображенные типы лишайников.
Выберите отвечающего и приготовьте ответы на поставленные вопросы.
Поработайте с гербарием и определите тип лишайника.
Приложение №2
Технологическая карта группы №2
Вопрос «Строение лишайников»
-
Изучите материал по данному вопросу, используя материал учебника на стр. 69-70 и дополнительный материал.
-
Ответьте на следующие вопросы:
1)Что такое симбиоз?
2) Дайте определение лишайникам, используя понятие «симбиоз».
3) подпишите все составляющие лишайника и укажите их значение в организме
-
Определите тип питания лишайника
-
Обсудите в группе ответы на вопросы.
-
Приготовьте отвечающего по данным вопросам.
Приложение №3
Технологическая карта группы №3
-
Изучите материал по теме «Размножение лишайников» используя учебник на стр. 70 и дополнительный материал.
-
Допишите схему:
Лишайники размножаются
___бесполое________ __________________
-
Обсудите в группе данный вопрос
-
Приготовьте отвечающего по данному вопросу.
Размножение
Лишайники, размножаются как бесполым, так и половым путем.
Бесполое размножение
Большинство лишайников способно регенерировать (восстанавливаться) даже из мелких фрагментов родительского слоевища, лишь бы эти фрагменты содержали и фотобионт (водоросль), и микобионт (гриб).
У многих групп лишайников по краям или на верхней поверхности слоевища образуются особые выросты, похожие на листочки или веточки, так называемые изидии, которые легко отламываются и дают начало новому полноценному слоевищу.
В других случаях одна или несколько клеток водоросли в сердцевине лишайника окружаются несколькими слоями гиф, превращаясь в крошечную гранулу, называемую соредией. Скопления таких гранул, прорывая кору, появляются на поверхности в виде порошистых масс, разносимых ветром. Каждая соредия способна прорасти в новое слоевище.
Чем больше развито вегетативное размножение изидиями и соредиями, тем реже наблюдается половой процесс, а у некоторых лишайников он вообще неизвестен.
Приложение №4
Технологическая карта группы №4
1.Прочитайте выданный вам дополнительный материал о значении лишайников.
2. Заполните таблицу: "Значение лишайников".
Значение лишайников в природе
Значение лишайников в жизни человека
-
Выберите отвечающего. (выступление не более 3 мин)
Значение лишайников в природе и жизни человека.
Лишайники настолько выносливы, что растут даже там, где отсутствует другая растительность, например в Арктике и Антарктике. Они первыми заселяют безжизненные камни, и начинают почвообразовательный процесс, необходимый для освоения этой среды растениями. Некоторые лишайники в сухих антарктических областях обнаружены даже внутри горных пород.
С лишайниками связана большая группа животных. В основном это беспозвоночные, но есть и крупные позвоночные животные, поедающие лишайники. В «лишайниковых зарослях» обитает огромное количество клещей, гусениц, листоедов, тараканов, пауков, клопов, цикад, жужелиц и др. Всего было зарегистрировано около 300-400 видов беспозвоночных животных, жизнь которых так или иначе связана с лишайниками.
Лишайники являются индикаторами загрязненности воздуха вредными веществами. Они не могут жить в местах где воздух сильно загрязнен вредными газами.
Участвуют в почвообразовании, т.к. разрушают горные породы, на которых поселяются, а за счет разложения слоевища образуется гумус. Таким образом, лишайники создают условия для существования растений и животных.
Кормовые лишайники играют важную роль в хозяйстве. Например, олений мох или ягель поедается оленями, косулями, лосями и другими животными. Некоторые виды лишайников используются в пищу человеком (лишайниковая манна). Так же лишайники используются в парфюмерии для получения ароматических веществ, в фармацевтической промышленности для получения препаратов против туберкулеза, фурункулеза, эпилепсий и др. А лишайниковые кислоты обладают также антибиотическими свойствами.
Из лишайников можно получать красители, в частности лакмус. Его до сих пор широко применяют в химических лабораториях для быстрого и простого определения реакции среды: в кислой среде он краснеет, а в щелочной синеет. Другие лишайниковые красители в свое время использовали для окраски шерсти.
Приложение №5
Рабочий лист
Фамилия, имя: ________________________________________________________________
Тема урока: ______________________________________________
-
Допишите предложения.
Лишайники - это ___________________ организмы. Они состоят из гриба и ___________________. Зеленая ____________ образует _____________ вещества. Гриб снабжает водоросль ________ и растворенными в ней минеральными солями.
Лишайники размножаются в основном _____________________ - частями ___________________.
-
Значение лишайников в природе:______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Значение лишайников в жизни человека: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Различают следующие типы слоевищ: __________________________________________________________________________________
9