РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего   образования биологии в 7 классе,  на основе Программы для общеобразовательных учреждений по биологии 6-11 класс В.В. Пасечника. 3- издание. М. «Дрофа». 2011г   На освоение содержания программы федеральный базисный учебный план  основного общего образования и программа   В.В. Пасечника по биологии  в 6 классе рассчитаны на 70 часов (2 часа в неделю).  В соответствии с учебным...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС ПО БИОЛОГИИМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Островянская средняя общеобразовательная школа



рассмотрена

методическим советом

протокол от 26.08. 2014 года

№ 1

рекомендована

педагогическим советом

протокол от 29.08. 2014 года № 1


утверждена

приказ от 30.08.2014 года

№ 105

директор МБОУ Островянской СОШ



Рабочая программа

по биологии

для 7 класса

на 2014-2015 учебный год











Учитель: Татьянченко Н.В





х.Островянский









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

БИОЛОГИЯ

7 класс


Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования биологии в 7 классе, на основе Программы для общеобразовательных учреждений по биологии 6-11 класс В.В. Пасечника. 3- издание. М. «Дрофа». 2011г

На освоение содержания программы федеральный базисный учебный план основного общего образования и программа В.В. Пасечника по биологии в 6 классе рассчитаны на 70 часов (2 часа в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ Островянской СОШ, расписанием занятий в 7 классе, согласованным с ТО Управления Роспотребнадзора в Орловском районе, календарно-тематическое планирование на 2014 - 2015 учебный год составлено на 69 час. В связи с тем, что урок биологии выпал на праздничные дни 1мая.), то программа будет выполнена за счет уплотнения материала уроков № 62 «Факторы и среда их влияния биоценозы», №63 «Цепи питания. Поток энергии».

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их измени под влиянием человека.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний» , сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно - познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2012. - 304 с.

Особое внимание уделено познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно - познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2013г. - 175 с.
















Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

№ п/п

Нормативные документы

1

Закон РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в РФ».

2

Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.

3

Приказ Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

4

Приказ Минобрнауки России от 20.08.2008г. №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерством образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

5

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год» зарегистрирован в Минюсте России 30.01.2013г. №26755

6

Программа курса биологии 6-11 кл. Автор В,В.ПасечникМ. Дрофа 2011г.

7

Учебник.Биология 7 класс «Животные».

Авторы:. Латюшин В.В., Шапкин В.А. М. Дрофа.2013г.











Структура курса.

Биология 7класс

№ п\п

Название радела

Кол-во час.

по плану

фактически

1.

Введение. Общие сведение о животном мире.

2

2

2.

Многообразие животных.

20

20

3.

Позвоночные.

19

19

4.

Эволюция строения, взаимосвязь строения и функций органов и их систем.

24

24

5.

Развитие закономерности размещения животных на земле.

10

9

6.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

5

5


ВСЕГО:

70

69





















Контрольные работы

Биология 7 класс

№ п/п

Тема

Дата

№12

1. Простейшие. Многообразие животных.

10.10.

№22

2. Многообразие беспозвоночных животных.

21.11.

№41

3. Многоклеточные хордовые животные.

06.02.

№55

4. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций.

10.04.

№65

5. Итоговая контрольная работа

18.05.




МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ВЗЯТ ИЗ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА: «БИОЛОГИЯ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 6-9 КЛАСС».

Москва. Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 год.

Авторы: Калинова Г.С., Мягкова В.Н.




























Лабораторные работы.



№ п\п

Тема

Дата

1.

№11

Лабораторная работа №1. «Внешнее строение дождевого червя».

06.10.

2

№21

Лабораторная работа №2. «Изучение строения и многообразия членистоногих».

17.10.

3.

№24

Лабораторная работа №3. «Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни».

28.11.

4.

№27

Лабораторная работа №4. «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

08.12.

5.

№30

Лабораторная работа №5. «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

19.12.

6.

№42

Лабораторная работа №6.«Изучение особенностей и покровов тела».

09.02.

7.

№44

Лабораторная работа №7. «Изучение способов передвижения животных».

16.02

8.

№45

Лабораторная работа №8.«Изучение способов дыхания животных».

20.02.

9.

№50

Лабораторная работа №9. «Изучение органов чувств животных».

16.03.

10.

№54

Лабораторная работа №10. «Определение возраста животных».

06.04.

11.

№63

Лабораторная работа №11. «Выявление приспособлений у животных к среде обитания».

18.05.





Практические работы.



№ п/п

Тема

Дата

№40

1.Практическая работа №1. «Определение принадлежности животных к определенной систематической группе».

02.02.

№51

2. Практическая работа №2. «Наблюдение за ростом и развитием животных».

20.03.

№60

3. Практическая работа №3. «Наблюдение за весенними изменениями в жизни животных».

27.04.
































Календарно - тематическое планирование

Биология 7 класс

2014-2015 уч. год



№ у № урок

Дата

Раздел. Тема.

Кол-во час


по плану

фактически


К.р. П.р.



ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ.



2


1

1

01.09.

История изучения животных. Методы изучения животных.

1


2

2

05.09.

Сходство и различие животных и растений. Систематика животных.

1


МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ.

19


3

3

08.09.

Простейшие. Многообразие, среда обитания.

1


4

4

12.09.

Простейшие. Жгутиковые, инфузории.

1


5

5

15.09.

Многоклеточные животные. Тип Губки.

1


6

6

19.09.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, значение. Охраняемые виды.

1


7

7

22.09.

Тип Плоские черви. Многообразие, значение.

1


8

8

26.09.

Тип Круглые черви. Многообразие значение в природе и жизни человека.

1


9

9

29.09.

Тип Кольчатые черви.

1


10

10

03.10.

Малощетинковые или Олигохеты. Пиявки.

1


11

11

06.10.

Лабораторная работа №1. «Внешнее строение дождевого червя».

1

+

12

12

10.10.

Контрольная работа №1. « Простейшее. Многообразие животных».

1

+


13

13

13.10.

Тип Моллюски. Биологическое и экологическое значение.



14

14

17.10.

Тип Иглокожие. Многообразие, биологическое значение.

1


15

15

20.10.

Тип Членистоногие.Общаяхарактеристика.Класс Ракообразные.

1


16

16

24.10.

Класс Паукообразные. Многообразие, биологическое значение.

1


17

17

27.10.

Класс Насекомые. Многообразие, значение.

1


18

18

31.10.

Отряды Насекомых. Таракановые. Прямокрылые. Уховертки. Поденки.

1


19

19

10.11.

Отряды Насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы.

1


20

20

14.11.

Отряды Насекомых. Чешуекрылые. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи. Бабочки.

1


21

21

17.11.

Отряд Перепончатокрылые. Лабораторная работа №2. «Изучение строения и многообразия членистоногих».

1

+

22

22

21.11.

Контрольная работа №2. «Многообразие беспозвоночных».

1


ПОЗВОНОЧНЫЕ

19


23

23

24.11.

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные. Черепные.

1


24

24

28.11.

Классы рыб. Лабораторная работа №3. «Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни».

1


25

25

01.12.

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы. Скаты.Химерообразные.

1


26

26

05.12.

Класс Костные рыбы. Отряды. Значение.

1


27

27

08.12.

Класс Земноводные. Лабораторная работа №4. «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

1


28

28

12.12.

Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые.

1


29

29

15.12.

Отряды Пресмыкающихся. Черепахи. Крокодилы.

1




30

30

19.12.

Класс Птицы. Лабораторная работа №5.«Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

1


31

31

22.12.

Отряды птиц. Охраняемые виды.

1


32

32

26.12.

Отряды Дневные хищные. Совы. Куриные.

1


33

33

29.12.

Отряды Воробьинообразные, Голенастые.

1


34

34

12.01.

Класс Млекопитающиеся. Общая характеристика.

1


35

35

16.01.

Подкласс Яйцекладущие или Первозвери. Подкласс Настоящие звери.

1


36

36

19.01.

Отряды Грызуны, Зайцеобразные.

1


37

37

23.01

Отряды: Китообразные. Ластоногие. Хоботные. Хищные.

1


38

38

26.01.

Отряды: Парнокопытные. Непарнокопытные.

1


39

39

30.01.

Отряд Приматы.

1


40

40

02.02.

Практическая работа №1. «Определение принадлежности животных к определенной систематической группе».

1

+

41

41

06.02.

Контрольная работа №3. «Многоклеточные хордовые животные».

1

+

ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ,ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ.

24


42

42

09.02.

Покровы тела. Лабораторная работа №6. «Изучение особенностей и покровов тела животных».

1

+

43

43

13.02.

Опорно-двигательная система.

1


44

44

16.02.

Способы передвижения животных. Полости тела. Лабораторная работа №7. «Изучение способов передвижения животных».

1


45

45

20.02.

Органы дыхания. Газообмен. Лабораторная работа №8. «Изучение способов дыхания животных».

1


46

46

27.02.

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

1


47

47

02.03.

Кровеносная система. Кровь.

1


48

48

06.03.

Органы выделения.

1


49

49

13.03

Нервная система.

1


50

50

16.03

Органы чувств. Лабораторная работа № 9.«Изучение органов чувств животных».

1


51

51

20.03.

Практическая работа №2. «Наблюдение за ростом и развитием животных».

1

+

52

52

30.03.

Продление рода. Органы и способы размножения. Оплодотворение.

1


53

53

03.04.

Развитие животных с превращением и без превращения.

1


54

54

06.04.

Периодизация и продолжительность жизни. Лабораторная работа № 10. «Определение возраста животных».

1


55

55

10.04.

Контрольная работа №4. «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций».

1

+

РАЗВИТЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ.

10


56

56

13.04.

Доказательства эволюции животных.

1


57

57

17.04.

Ч.Дарвин о причинах эволюции.

1


58

58

20.04.

Усложнение животных.

1


59

59

24.04.

Ареалы обитания. Миграции.

1


60

60

27.04.

Практическая работа № 3.«Наблюдение за весенними изменениями в жизни животных».

1

+

61

61

08.05.

Естественные и искусственные биоценозы.

1


62

62

15.05

Факторы и среда их влияния на биоценозы.

1


Цепи питания. Поток энергии.

1


63

63

18.05.

Взаимосвязь компонентов биоценоза. Выявление приспособлений у животных к среде обитания.

Лабораторная работа № 11. «Выявление приспособленийу животных к среде обитания».

1


64

64

22.05.

Воздействие человека и его деятельности на животных.

1


65

65

18.05

Контрольная работа №5. Итоговая контрольная работа.

1

+

66

66

19.05.

Одомашнивание животных. Лабораторная работа №12.«Выявление изменчивости у организмов».

1


67

67

22.05.

Законы России об охране животных. Система мониторинга.

1


68

68

27.05.

Охрана и рациональное использование животных.

1


69

69

29.05.

Экскурсия. Многообразие животных своей местности, их роль в природе и жизни человека.

1










































Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен

знать / понимать

Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;

Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

Особенности строения организмов животных разных систематических групп.

Уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать наготовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

- оказания первой помощи при укусах животных;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.















ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2013г. - 304 с.

  1. Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2013г - 144 с.: ил.

3. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2012 г.

4. Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2011г.- 192 с.

Интернетресурсы:


temaplan.ru/

vlados.ru/metod

mou68.u-education.ru/index.php?mattnum

professionali.ru/

pedsovet.su/

window.edu.ru/window/

rusedu.ru/



Дополнительная литература для учителя

  1. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7 класс.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.:Дрофа,2010.

  2. Лукин Е.И. Зоология.- М.: Издательство "Высшая школа".2012г- 384 с.

  3. Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 2012 г.

  4. Ноздрачев А.Д., Баженов Ю.И., Баранникова И.А.и др.; под ред. Ноздрачева А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн. Учеб.для биол. и медиц. спец. ВУЗов - М.: Высшая школа, 2012г- 528 с.: ил.

  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2011г

  6. Рохлов В. «Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ - ПРЕСС. 2009г.

  7. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. - М., Просвещение, 2010г

  8. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2011г

  9. Шапкин В.А. «Биология. Животные».: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2012г.




Дополнительная литература для учащихся

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера - 2-е изд. Стереотип. - М.; Мир,2011г.

  2. Журнал «Биология для школьников».

  3. Животные/ Пер. с анг. М.Я.Беньковской и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: 2011г

  4. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 2010 г. "Просвещение"

  5. Чебышев Н.В. и др. Биология: Пособие для поступающих в ВУЗы. Том 1, 2. - М.: ООО "Издательство Новая Волна", 2011г. - 413 с.

  6. Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 3 - М., Аванта +, 2012г

  7. Ярыгин В.Н. Биология.- М.: Издательство "Медицина" 2010- 446 с.

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2012г.

  2. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 2010-2012 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2011 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 2013 гг. Авторы - академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  5. Единый государственный экзамен 2012г. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».







Критерии оценивания

Оценка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.



Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.



Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3. допустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Урок.№11Лабораторная работа №1
Внешнее строение дождевого червя

Оборудование:
чашка Петри, влажная фильтрованная бумага, лупа.

Ход работы
1. Рассмотрите тело дождевого червя (рис.28)
Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища.
Найдите передний и задний концы тела, поясок.
Определите, на каких сегментах тела находится поясок.
2. Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела.
Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок).Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.
3. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она-сухая или влажная? Как вы думаете, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?





Урок.№21Лабораторная работа №2

Изучение представителей отрядов насекомых

Оборудование:
коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых-вредителей леса, сада, огорода, продовольственных запасов и другие из имеющихся в школе.

Ход работы
1. Рассмотрите предлагаемые коллекции.
Выявите сходства и различия между отдельными насекомыми, обратив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и число крыльев, усиков, глаз.
Отметьте, каковы их местные названия, какого их значение в природе и жизни человека.
2. Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относящихся к каждому отряду. Дополните его списком местных видов хорошо вам известных.
3. Рассмотрите вредителей различных культур или продовольственных запасов. Отметьте характер повреждений, наносимых ими. Вспомните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых в природе.

Урок.№24Лабораторная работа №3

«Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.

Оборудование: окунь или рыбки из аквариума, рисунки с изображением разных видов рыб.

Ход работы

1. Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой или в аквариуме, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ

2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую.Зарисуйте. Определите по чешуе возраст рыб. Как вы это сделали?

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ

3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.
4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой,какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.
5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза,определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.
6. Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные(грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной,хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.







Урок.№27Лабораторная работа №4

«Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

Цель: изучить особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Оборудование: ванночка, лягушка или влажный препарат, макет, рисунки с изображением лягушки.

Ход работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ

1. Рассмотрите тело лягушки, найдите на нем отделы тела.
2. Рассмотрите покровы тела.
3. Рассмотрите голову лягушки, обратите внимание на ее форму, размеры; рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни лягушки.
4. Рассмотрите туловище лягушки, определите его форму. На туловище найдите передние и задние конечности, определите их местоположение.
5. Зарисуйте внешний вид лягушки, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на земле. Вывод запишите в тетрадь.













Урок.№30Лабораторная работа №5

«Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

Цель: изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: набор перьев, чучело птицы, лупа или живая птица, рисунки с изображением птиц.

Ход работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ

1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги,определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги - цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ

4. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.
5. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание - очин, опахала,расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка - это роговые пластинки, отходящие от ствола.
6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ



















Практическая работа № 1

«Определение принадлежности животных к определенной систематической группе»

Цель: научиться определять принадлежность животных обитающих в НСО к определенной систематической группена примере беспозвоночных.

Оборудование: карточки для определения беспозвоночных животных.

Ход работы

1. Пользуясь определительной таблицей отрядов насекомых, установите, к какому отряду относятся предложенные вам насекомые, и занесите название отряда в таблицу.

Определительная таблица отрядов насекомых

1)Крыльев одна пара. Задняя видоизменена в жужжальца отряд Двукрылые
- Крыльев две пары……………………………………………………………………………2
2) Крылья обеих пар перепончатые…………………………………………………………..3
- Передняя и задняя пары крыльев отличаются друг от друга строением…………………7
3) Крылья прозрачные………………………………………………………………………...4
- Крылья непрозрачные, густо покрытые чешуями;ротовые органы в виде спирально
закручивающегося хоботка……………………………… отряд Чешуекрылые (бабочки)
4) Передние и задние крылья приблизительно одинаковой длины…………………………5
- Передние и задние крылья различной длины………………………………………………6
5) Крылья богаты жилкованием; голова с большими глазами и короткими усиками;
грызущий ротовой аппарат; удлиненное тонкое брюшко (его длина превосходит ширину
в 5-10 раз) ………………………………………………………. отряд Стрекозы
- Ветви жилок у края крыльев явственно раздвоены; усики расположены между глазами
……………………………………………………… отряд Сетчатокрылые
6) Задняя пара крыльев сцеплена с передней и меньше ее, в состоянии покоя крылья
складываются вдоль тела, часто имеют жало………………… отряд Перепончатокрылые
- Задняя пара крыльев часто значительно короче передней; тело удлиненное с мягкими покровами;
ротовые органы редуцированы; брюшко, кроме пары длинных многочленистыхцерков,
часто имеет сходный с ними непарный хвостовой придаток; во взрослом состоянии
живет от нескольких часов до нескольких дней………………………………отряд Поденки
7) Передняя пара крыльев превратилась в непрозрачные твердые надкрылья, лишенные
явственного жилкования; в покое надкрылья складываются с образованием продольного шва
…………………………………………………………….. отряд Жесткокрылые(жуки)
- Передняя пара крыльев иного строения……………………………………………………8
8) Передняя пара крыльев превращена в полунадкрылья с перепончатой вершинной частью
и более плотной кожистой остальной; в покое крылья сложены на спине обычно плоско
…………………………………………………..отряд Полужесткокрылые (клопы)
- Крылья подразделены на более плотные кожистые удлиненные надкрылья и широкую,
веерообразно складывающуюся заднюю пару…………………… ….отряд Прямокрылые

2. Сравните насекомых между собой по признакам,указанным в таблице.

Признаки для сравнения

Название отряда




Тип усиков




Тип ротового аппарата




Число крыльев




Особенности строения крыльев




Тип конечностей




Особенности строения головы




Особенности строения груди




Особенности строения брюшка





3. Выявите признаки сходства во внешнем строении насекомых.

Карточки к практической работе №1

Пользуясь определительной таблицей отрядов насекомых, установите, к какому отряду относятся предложенные вам насекомые, и занесите название отряда в таблицу.

Карточка №1























Практическая работа №2


«Наблюдение за ростом и развитием животных»


Цель: наблюдение за ростом и развитием животных на примере котят.

Оборудование: кошка с новорожденными котятами.

Ход работы

Проведите наблюдения за новорожденными котятами. Выясните, на какой день после рождения у них открываются глаза и как после этого изменяется поведение котят. Наблюдайте за тем, как изменяется отношение кошки к котятами по мере их роста. Отметьте ,когда котята становятся вполне самостоятельными. Наблюдайте за игрой котят . Проследите, начинают ли котята играть сами или первоначально их побуждает к этому мать. Установите , с какого возраста они преследуют движущийся предмет( бумажку на ниточке).Запишите результаты наблюдений в тетради.

Практическая работа №3

«Наблюдение за весенними изменениями в жизни животных»

Цель:наблюдение за весенними изменениями в жизни животных нашей местности вот время экскурсии в природу.

1.Возвращение птиц с юга.

3. Линька у пушных животных.


3.Период размножения.



Урок.№42Лабораторная работа №6

Изучение особенностей покровов тела

Оборудование:
животные из уголка живой природы (червь дождевой, моллюск, ракообразное, насекомое, рыба, черепаха, птица, млекопитающее); лупа, спички, препаровальная игла; чешуя карпа, перо, шерсть, кожа, волос, рог.

Ход работы
1. Внимательно рассмотрите предложенных вам животных, вначале невооружённым глазом, затем - с помощью лупы.
Выявите сходство и различия в покровах различных животных.
Отметьте особенности окраски, эластичности, подвижности покровов различных животных.
2. Поместите на стекло или лист бумаги дождевого червя или брюхоногого моллюска.
Обратите внимание на влажный след, оставляемый этими животными при движении; покрытую слизью кожу; как раковину моллюска, её прочность, внешнюю и внутреннюю поверхность, окраску.
3. Возьмите в руки ракообразного или насекомого (лучше, если это рак или жук), рассмотрите их покровы невооружённым глазом и с помощью лупы.
Отметьте прочность хитинового покрова; особенности покровов членистоногих по сравнению с червями и моллюсками.

Урок.№44Лабораторная работа №7

Изучение способов передвижения животных

Оборудование:
3-5 животных по выбору учителя (все животные в соответствующих садках, чашках, клетках, аквариумах, террариумах).

Ход работы
1. Рассмотрите животных, находящихся перед вами.
Отметьте, как перемещаются животные; каков характер их движений.
Выявите, какие приспособления, органы, части тела участвуют в перемещении животного; как меняется характер движения при испуге или прикосновении.
Оцените приспособленность животных к перемещению в типичной для него среде обитания.
2. Наблюдайте за животными, изменяя условия среды.
Определите характер движения животного; способность менять способы движения; число способов передвижения для каждого объекта.

Урок.№45Лабораторная работа №8

Изучение способов дыхания животных

Оборудование:
аквариумы, террариумы, клетки с животными: рыбами, земноводными, рептилиями, птицами, млекопитающими.

Ход работы
1.Проведите наблюдения за животными, находящимися перед вами.
Отметьте, с какой частотой открываются у рыб жаберные крышки; как взаимосвязаны движения жаберных крышек и ротового отверстия; есть ли видимые дыхательные движения у земноводных (жабы, аксолотли, лягушки), рептилий (черепахи, ящерицы), птиц и млекопитающих.
2. Заставьте животных 2-3 минуты интенсивно двигаться. Повторите наблюдения.
Отметьте, изменились ли интервал и частота движений, связанных с дыханием; изменился ли характер дыхательных движений.

Урок.№50Лабораторная работа №9

Изучение органов чувств животных

Оборудование:
раки, рыбы, лягушки, ящерицы, хомячки. Коллекции бабочек и стрекоз.

Ход работы
1 Знакомство с особенностями органов зрения у различных животных.
1Рассмотрите предложенных вам животных.
Отметьте место расположения глаз, их число: величину глаз относительно головы.
Выясните. У каких животных глаза подвижны: как и чем защищены глаза у разных животных.
2. Рассмотрите с помощью лупы глаза у бабочек и стрекоз (в предложенных коллекциях).
Выясните, видно ли, что глаза у бабочек и стрекоз состоят из многочисленных простых глазков.
2.Знакомство с внешним строением органов слуха у различных животных.
Рассмотрите предложенных вам животных.
Выясните, у каких животных имеются видимые наружные органы слуха: каково значение ушной раковины у млекопитающих (определите направление и силу звука с приставленными к вашим ушным раковинам ладонями и без них)
Определите место расположения ушных раковин у исследуемых животных.
3.Знакомство с органами осязания.
Рассмотрите предложенных вам животных: рака, таракана, рыбку гурами, кролика.
Отметьте, как исследуемые животные используют антенны, усы, нитевидные брюшные плавники и другие органы.

Урок.№54Лабораторная работа №10

Определение возраста животных

Оборудование:
лупы; раковины двустворчатых моллюсков, чешуя карпа, раствор нашатырного спирта, вата.

Ход работы
Определите возраст у двустворчатого моллюска по раковине, а у рыбы - по чешуе.
Найдите на раковине двустворчатого моллюска годичные кольца и подсчитайте их число; на чешуе карпа, предварительно протёртой нашатырным спиртом, найдите годичные кольца и подсчитайте с помощью лупы их число (рис.188)













График текущего контроля на 2014-2015 учебный год.


Класс: 7 Предмет: биология Учитель: Татьянченко Н.В.

Учебный

год

Недели

№ урока

Виды контроля и даты (виды контроля

записать ниже, а даты параллельно неделям).

л/р

к/р

тест

п/р

1четверть

СЕНТЯБРЬ

1.09. - 5.09.


8.09 - 12.09.


1509-19.09.


22.09-26.09


ОКТЯБРЬ

26.09. - 3.10.


6.10. - 10.10.

11.12

6.10

10.10

1310-17.10.


21.10-24.10


2четверть

НОЯБРЬ

27.10-31.10.


10.11.-14.11.


1711.-21.11.

21

17.11


25.11-28.11.

22

21.11

ДЕКАБРЬ

1.12. - 5.12.

24

28.11.


8.12. - 12.12.

27

08.12


15.12. -19.12

30

19.12


2212-30.12..


3четверть

ЯНВАРЬ

12.01-16.01.


19.01-23.01.


26.01-30.01.


ФЕВРАЛЬ

2.01. - 6.02.

40,41

06.02.

02.02

9.02.-13.02

42

09.02


16.02-20.02.

44

16.02


24.02-27.02.

45

20.02


МАРТ

2.03. - 6.03.


10.03-13.03.

50

16.03


16.03-20.03.

51

20.03

4 четверть

АПРЕЛЬ

30.03. - 3.04.

54,55

06.04.

10.04

6.04. - 10.04.


13.04-17.04


20.04-24.04.

60

27.04

27.04-30.04.


МАЙ

5.05. - 8.05.

63

16.05


12.05-15.05.

65

18.05

18.05-22.05.

66

19.05


25.05-29.05..










Урок.№12Контрольная работа №1 по теме: « Простейшие многообразие животных».
1вариант
Уровень А
1. Кто из учёных впервые описал простейших?
а) Аристотель;
б) Линней;
в) Левенгук;
г) Ломоносов.


2. Изучение зелёной эвглены позволяет сделать вывод о родстве растений и животных, так как она:
а) имеет светочувствительный глазок;
б) дышит всей поверхностью тела;
в) питается как растение и как животное;
г) при дыхании поглощает кислород.


3. Только паразитический образ жизни ведут следующее простейшие животные:
а) саркодовые (корненожки;
б) жгутиконосцы;
в) инфузории;
г) споровики.


4. Один ученик считает, что зелёная эвглена - это растение, так как у неё хлоропласты, в которых происходит фотосинтез. Другой ученик относит эвглену к царству животных, так как она активно передвигается и питается готовыми органическими веществами. Рассудите спорщиков и выберите правильный ответ.
а) Зелёная эвглена относится к особому царству;
б) зелёная эвглена - животное;
в) зелёная эвглена занимает промежуточное положение между растениями и животными;
г) зелёная эвглена - растение.


5. Цистой называется:
а) состояние одноклеточных организмов, при котором образуется плотная оболочка;
б) плотная оболочка клетки;
в) название простейшего;
г) название заболевание, вызванного простейшими.


6. Дайте определение термину:
Колония ___________________________________________________________________
( 1 балл)


7. Найдите соответствие между понятиями и их характеристиками.


Понятие

Характеристика

А

Паразит

1

Животное, которое обитает в организме другого животного или человека и приносит ему вред.

Б

Хозяин

2

Животное, которое переносит паразита от одного животного или человека к другому.

В

Переносчик паразита


3

Организм, на котором обитает другое животное, приносящее вред первому.

4

Малярийный комар

5

Человек

6

Малярийный плазмодий

7

Дизентерийная амёба

( 4 балла)
8. Объясните, как связаны между собой способ питания и образ жизни простейшего. Приведите примеры. (4 балла)









2 вариант


Уровень. А
1. Какая группа простейших является наиболее сложноорганизованной?
а) жгутиконосцы;
б) инфузории;
в) корненожки;
г) споровики.


2. Малярийный плазмодий распространяется:
а) самостоятельно;
б) при помощи комара анофелеса;
в) при помощи комара пискуна;
г) при помощи мухи це - це.


3. Какие простейшие животные могут питаться как растения и как животные?
а) саркодовые ( корненожки);
б) жгутиконосцы;
б) инфузории;
г) споровики.


4. Какие из перечисленных простейших являются паразитами?
а) малярийный плазмодий;
б) дизентерийная амёба;
в) вольвокс;
г) лямблия.


5. Строение какого животного опровергает утверждение, что « все простейшие - это одноклеточные животные» ?
а) инфузории туфельки;
б) лямблии;
в) вольвокса;
г) фораминиферы.


6. Дайте определение термину:
Простейшие ___________________________________________________________________


7. Найдите соответствие между названиями простейших и их особенностями.


Название простейшего


Характеристика

А

Дизентерийная амёба

1

Одиночный организм

Б

Инфузория туфелька

2

Колония

В

Вольвокс

3

Паразит

4

Передвижение при помощи жгутиков



5

Передвижение при помощи ресничек

6

Передвижение при помощи ложноножек

7

Наличие хлорофилла

8

Два разных по величине ядра

8. Докажите, что простейшие, несмотря на малые размеры тела, играют большую роль в природе и в жизни человека.







Урок.№22Контрольная работа №2 по теме:
«Многообразие беспозвоночных».
1. Выберите один верный ответ.
1. Впервые нервные клетки появляются у:
а) губок; в) кишечнополостных;
б) простейших; г) червей.
2. Регенерация - способность животного
а) размножаться;
б) восстанавливать повреждённые или утраченные части тела;
в) к почкованию;
г) отвечать на воздействие окружающей среды.
3. Прикреплённый образ жизни ведут:
а) медузы; в) гидры;
б) двустворчатые моллюски; г) губки.
4. К паукообразным относится:
а) майский жук; в) СКОРПИОН;
б) речной рак; г) птицеяд.
5. К ракообразным относится:
а) дафния; в) клещ таежный;
б) саранча; г) божья коровка.
6. К насекомым относится:
а) клещ таежный; в) скорпион;
б) комнатная муха; г) паук крестовик.
7. Наличие минеральных игл в теле характерно для:
а) губок; в) иглокожих;
б) кишечнополостных; г) плоских червей.
8. Белая планария относится к:
а) плоским червям; в) кольчатым червям;
б) круглым червям; г) кишечнополостным.
9. К двукрылым относится:
а) пчела медоносная; в) красотка - девушка;
б) комар пискун; г) жук - олень.
10. К отряду перепончатокрылых относятся:
а) пчела медоносная; в) жук - навозник;
б) дневной павлиний глаз; г) божья коровка.
11. К отряду полужестокрылых относятся:
а) сосновый пилильщик; в) клоп - вонючка;
б) майский жук; г) большое коромысло.
12. Две пары усиков имеют:
а) капустная белянка; в) скорпион;
б) майский жук; г) речной рак.
13. Несквозную пищеварительную систему имеют:
а) плоские черви; в) кольчатые черви;
б) круглые черви; г) кишечнополостные.
14. Хитиновый покров отсутствует у:
а) таёжного клеща; в) морской звезды;
б) рыжего таракана; г) рака - отшельника.
15. Тело раздельно на сегменты у:
а) морского ежа; в) гидры;
б) медузы; г) дождевого червя.
16. Паразитический образ жизни ведёт:
а) нереида; в) серпула;
б) Бычий цепень; г) белая планария.
17. Замкнутая кровеносная система у
а) моллюсков; в) паукообразных;
б) кольчатых червей; г) насекомых.
18. Тело разделено на три отдела ( голову, грудь, брюшко) у
а) ракообразных; в) насекомых;
б) паукообразных; г) кольчатых червей.
19. При биологическом методе борьбы с вредителями сада и огорода используется:
а) клоп вредная черепашка; в) колорадский жук;
б) жук - плавунец; г) белянковый наездник.
20. Ротовой аппарат; у комара
а) сосущего типа; в) грызущего типа;
б) колюще - сосущего типа; г) лижущего типа.


2 Разбей на группы
Группы: 1. Ракообразные. 2. Паукообразные. 3. Насекомые.
Животные: а) щитень; б) сверчок полевой; в) речной рак; г) таёжный клещ;
д) вредная черепашка; е) тарантул; ж) дафния; з) комнатная муха; и) скорпион; к) мокрица; л) блоха.
Группы: 1. Жесткокрылые. 2. Чешуекрылые. 3. Полужестокрылые. 4. Двукрылые.
Животные: а) комар - пискун; б) скарабей; в) павлиний глаз; г) клоп - солдатик;
д) махаон; е) гладыш; ж) майский хрущ; з) вредная черепашка; и) усач;
к) слепень бычий; л) капустная белянка; м) журчалка.
Группы: 1. Плоские черви. 2. Круглые черви. 3. Кольчатые черви.
Животные: а) аскарида; б) печёный сосальщик; в) нереида; г) острицы; д) бычий цепень;
е) дождевой червь; ж) белая планария; з) немертина; и) луковая немотода;
к) сибирская двуустка; л) серпула.
Группы: 1. Свободноживущие. 2. Паразитические.
Животные: а) гидра пресноводная; б) бычий цепень; в) печёночный сосальщик;
г) нереида; д) планария; е) дождевой червь; ж) ложноконская пиявка;
з) сибирская двуустка; и) аскарида; к) серпула.
Группы: 1. Кишечнополостные. 2. Моллюски. 3. Иглокожие.
Животные: а) осьминог; б) голотурии; в) пресноводная гидра; г) тридакна; д) офиуры;
е) португальский кораблик; ж) морская звезда; з) слизень; и) коралл;
к) морской ёж; л) сцифоидная медуза; м) жемчужина

Урок.№41Контрольная работа №3 по теме:
«Многоклеточные хордовые животные»
1. Выберите верное утверждение.
1. Рыбы имеют особый орган чувств - боковую линию.
2. Ланцетник относится к высшим хордовым животным.
3. Ланцетник имеет размер около 80 сантиметров, обитает в пресных водоёмах, питается икринками и мальками рыб.
4. Класс рыб делится на два подкласса: хрящевые и костные.
5. Костные рыбы более малочисленная и древняя группа.
6. Тело рыб покрыто чешуёй, предохраняющей от механических повреждений.
7. Орган слуха рыб представлен внутренним ухом.
8. Рыбы не имеют органов вкуса.
9. К костным рыбам относятся акулы и скаты.
10. Класс земноводных по - другому называются - рептилии.
11. Земноводные произошли, скорей всего, от древних кистеперых рыб.
12. Земноводные произошли, скорей всего, от древних двоякодышащих рыб.
13. Температура тела земноводных постоянная.
14. Земноводные дышат с помощью жабр.
15.Сердце земноводных двухкамерное.
16. Кожа пресмыкающихся влажная и имеет большое количество желез.
17. К пресмыкающимся относятся: ящерицы, крокодилы, змеи, черепахи.
18. Сердце пресмыкающихся двухкамерное.
19. Класс птиц самый многочисленный из всех классов наземных позвоночных.
20. Перьевой покров птиц является приспособлением для сохранения тепла.
21. У птиц постоянная температура тела.
22. На теле птиц практически нет кожных желез.
23. Самым мелким млекопитающим на земле является утконос.
24. Все сумчатые млекопитающие обитают в Австралии.
25. Единственный отряд млекопитающих, приспособившийся к свободному полёту - рукокрылые.
26. К насекомоядным относятся: крот, ёж, летучая мышь.
27. Дикобраз относится к отряду грызунов.
28. Зайцы и пищухи относятся к одному отряду.
29. Самое крупное млекопитающее относится к отряду ластоногих.
30. Китообразные под водой дышат с помощью жабр.
31. Лошадь и носорог относятся к отряду непарнокопытным.
32. Свиньи и бегемоты относятся к нежвачным непарнокопытным.



2. Распределите животных по группам.
1. А. Млекопитающие; В. Пресмыкающиеся;
Б. Земноводные; Г. Птицы.
1. Землеройка; 2. Кит; 3. Удав; 4. Прыткая ящерица; 5. Гребенчатый тритон;
6. Киви; 7. Гренландский тюлень; 8. Остромордая лягушка; 9. Пингвин;
10. Пипа суринамская; 11. Утконос; 12. Иволга; 13. Ехидна; 14 Нильский крокодил; 15. Уж обыкновенный.


3. Дайте определение понятиям.
онтогенез инстинкт эпителий
почкование гамета












Урок.№55Контрольная работа №4 по теме: « Эволюция строения и функций органов и их систем».


1. Выберите один правильный ответ.
1. К органам дыхания относятся:
а) легочные артерии; в) бронхи;
б) лёгкие; г) воздушные мешки.
2. По своему составу кровь в сердце птиц:
а) только венозная; в) венозная и артериальная раздельно;
б) только артериальная; г) смешанная.
3. У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной перегородкой
а) брыжейкой; в) диафрагмой;
б) ганглием; г) кутикулой.
4. Сердце млекопитающих:
а) однокамерное; в) трёхкамерное;
б) двухкамерное; г) четырёхкамерное.
5. К скелету нижней конечности не относится следующий элемент:
а) цевка; в) голень;
б) бедро; г) лучевая кость.
6. Кровь большинства млекопитающих течёт по:
а) одному кругу кровообращения;
б) двум кругам кровообращения;
в) трём кругам кровообращения;
г) четырём кругам кровообращения.
7. Наибольшего развития передний мозг достигает у:
а) рыб; в) пресмыкающихся;
б) земноводных; г) млекопитающих.
8. Для животных характерна лучевая симметрия тела:
а) моллюски; в) кишечнополостные;
б) плоские черви; г) рыбы.
9. Движение при помощи жгутиков или ресничек характерно для:
а) амёбы; в) инфузории;
б) планарии; г) бычьего цепня.
10. Наружный скелет имеет у:
а) моллюсков; в) медуз;
б) круглых червей; г) гидр.
11. Первичная полость тела имеется у:
а) круглых червей; в) кишечнополостных;
б) кольчатых червей; г) моллюсков.
12. Замкнутой кровеносной системой обладает:
а) членистоногие; в) кольчатые черви;
б) моллюски; г) круглые черви.
13. Три пары конечностей имеется у:
а) паукообразных; в) ракообразных;
б) насекомых; г) моллюсков.
14. Без превращения развиваются:
а) двустворчатые моллюски; в) насекомые;
б) иглокожие; г) паукообразные.
15. Размножение почкованием характерно для:
а) амёбы; в) дождевого червя;
б) гидры; г) морские звёзды.


2. Из перечисленных признаков выбрать только те, которые относятся:
1. - к земноводным; 2. - к пресмыкающимся; 3. - к рыбам.
1. Кожа имеет множество желез.
2. Кожа сухая и не имеет желез.
3. Тело покрыто чешуёй.
4. Имеется шейный отдел позвонков.
5. У некоторых отряда класса скелет хрящевой.
6. Дыхание осуществляется при помощи жабр.
7. Дыхание осуществляется с помощью лёгких кожи.
8. Органом дыхания являются только лёгкие.
9. Сердце состоит из двух камер.
10. Сердце трёхкамерное.
11. Сердце трёхкамерное с дополнительной перегородкой.
12. Имеется два круга кровообращения.
13. Имеется один круг кровообращения.
14. Имеется клоака.
15. Хорошо развит дополнительный орган чувств - боковая линия.

3. Из перечисленных признаков выбрать только те, которые относятся к классу:
1. - птицы; 2. - млекопитающие.
1. В пищеварительной системе имеется зоб.
2. Животные имеют постоянную температуру тела.
3. Передние конечности превращены в крылья.
4. Для животных характерно выкармливание детёнышей молоком.
5. В ротовой полости имеются зубы.
6. Тело покрыто перьями.
7. Имеется ушная раковина.
8. В дыхательной системе имеются воздушные мешки.
9. Крупные полые кости.
10. Есть особый орган чувств - вибрисы.
11. Для животных характерно живорождение.
12. Развитие детёныша происходит внутри матки.
13. В скелете имеется киль.

4. Дайте определение понятиям:
хитиновый покров рефлекс кровь
раздражимость


























© 2010-2022