Популяционная структура вида. Характеристики популяций

    Конспект урока по биологии Тема: Микроэволюция Тема урока: Популяционная структура вида. Характеристики популяций. Тип урока: изучение нового материала с применением мультимедийных технологий. Цель урока: познакомить учащихся со структурой таксономической единицы – вида и основными характеристиками популяций. Задачи урока: Образовательные 1.ввести новые биологические термины (вид, ареал, популяция,  репродуктивная изоляция и т.д.); 2. сформировать понятие о виде на основе знаний о популяции ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Популяционная структура вида. Характеристики популяций.Популяционная структура вида. Характеристики популяций.Популяционная структура вида. Характеристики популяций.Популяционная структура вида. Характеристики популяций.Популяционная структура вида. Характеристики популяций.Популяционная структура вида. Характеристики популяций.Популяционная структура вида. Характеристики популяций.Популяционная структура вида. Характеристики популяций.Популяционная структура вида. Характеристики популяций.Популяционная структура вида. Характеристики популяций.Популяционная структура вида. Характеристики популяций.Популяционная структура вида. Характеристики популяций.Популяционная структура вида. Характеристики популяций.Конспект урока по биологии

Тема: Микроэволюция

Тема урока: Популяционная структура вида. Характеристики популяций.

Тип урока: изучение нового материала с применением мультимедийных технологий.

Цель урока: познакомить учащихся со структурой таксономической единицы - вида и основными характеристиками популяций.

Задачи урока:

Образовательные

1.ввести новые биологические термины (вид, ареал, популяция, репродуктивная изоляция и т.д.);

2. сформировать понятие о виде на основе знаний о

популяции как обязательной структурной единице вида; изучить ее

характерные показатели;

3. сформировать понимание того, что популяция

представляет собой элементарную единицу эволюции.;

4.сформировать у учащихся знания об ареале вида.

Развивающие

1.развивать у учащихся умение работать с таблицами, с учебником;

2.развивать у учащихся логическое мышление.

Воспитательные

1.у учащихся должно сложиться целостное и ясное понятие о виде, его значении для эволюции, популяциях и их характеристиках;

2.воспитать у учащихся стремление к познанию нового.

Методы обучения:

1.объяснительно-иллюстративный;

2.репродуктивный;

3.наглядный.

Оборудование:

- учебник («Биология. Общие закономерности. 9 класс. учеб. для общеобразоват. Учреждений / С.Г.мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И. Сонин. - М.:Просвещение, 2010. - 255с.)

- рабочие тетради;

- мультимедийная установка для презентаций (экран, проектор, ноутбук).

Ход урока:

I этап. Организационный момент (1-3 минуты)

- приветствие;

- проверка наличия школьных принадлежностей;

- проверка освещенности и проветриваемости класса;

- проверка работоспособности ТСО.

II этап. Проверка домашнего задания (7-10 минут)

1.теоретические вопросы:

- назовите примеры заботы о потомстве у разных групп организмов.

-какое значение имеет забота о потомстве для выживания и процветания вида?

-как выражается забота о потомстве у членистоногих и низших позвоночных?

- как выражается забота о потомстве у высших позвоночных животных?

- почему у видов животных, заботящихся о потомстве, число потомков уменьшается?

- дайте определение физиологической адаптации.

- в чем суть физиологической адаптации животных?

- каков биологический механизм развития приспособлений у животных?

2.практическая часть:

Заполните таблицу:

Физиологические адаптации животных:

Примеры животных

В наземно-воздушной среде

В водной среде

В почвенной среде

3.выберите верный ответ:

Наивысшей сложности забота у потомства наблюдается у:

а) млекопитающих;

б) птиц;

в) членистоногих;

г) низших позвоночных.

Высокая плодовитость беспозвоночных объясняется:

а) высоким уровнем заботы о потомстве;

б) борьбой за выживание вида в условиях его высокой истребляемости;

в) относительно простым строением беспозвоночных животных.

Физиологические адаптации животных - это:

а) приспособления для размножения;

б)изменение поведения животных;

в) приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания.

4.индивидуальные карточки:

Карточка №1

- приведите примеры заботы о потомстве у разных видов рыб.

- перечислите основные физиологические адаптации у морских организмов.

Карточка №2

- назовите примеры заботы о потомстве у млекопитащих.

- перечислите основные физиологические адаптации у организмов, обитающих в пустынях.

III. этап. Изучение нового материала (15-20 минут)

Рассказ-беседа

Учитель: на прошлом уроке мы с вами познакомились с примерами заботы о потомстве у разных видов организмов и основными физиологическими адаптациями организмов. Для чего же они служат?

Ученики: забота о потомстве и физиологические адаптации служат для приспособления вида к условиям окружающей среды и для его выживания и процветания во времени.

Учитель: Сегодня мы с вами приступим к изучению новой темы - вид, его популяционная структура и характеристика популяций. Эта тема - начало большого раздела - микроэволюция. Давайте дадим ее определение:

Микроэволюция - это процесс образования новых видов живых организмов. (приемы учебной работы - с рабочей тетрадью).

Учитель: но чтобы начать изучение микроэволюции, надо дать определение вида, итак, вид - это совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

(приемы учебной работы - с рабочей тетрадью).

Учитель: все особи одного вида имеют одинаковый кариотип. Найдите определение кариотипа в учебнике. (приемы учебной работы - с учебником).

Ученики: кариотип - это хромосомный набор всех особей вида

Учитель: правильно! Итак, мы с вами сказали, что особи одного вида свободно скрещиваются между собой, и основной характеристикой вида является репродуктивная изоляция. Найдите ее определение и запишите.

(приемы учебной работы -с учебником).

Ученики: репродуктивная изоляция - это механизмы, препятствующие скрещиванию особей разных видов.

Учитель: итак, теперь назовите примеры репродуктивной изоляции.

Ученики: примерами репродуктивной изоляции могут служить несовпадение сроков или мест размножения близких видов, существование строгого ритуала брачного поведения перед спариванием, географическая изоляция.

Учитель: правильно! Но иногда происходит скрещивание разных видов, но в этом случае гибриды отличаются пониженной жизнестойкостью или оказываются бесплодными. Самый известный гибрид двух видов - мул, гибрид лошади и осла.

Перечисленные механизмы вместе имеют высокую эффективность и создают непроницаемую генетическую изоляцию между видами, препятствую смешению генов. Какой модно сделать их этого вывод?

Ученики: вывод: вид - единица органического мира.

Учитель: в природе каждый вид имеет определенную территорию обитания - ареал. Для одних видов он широкий, для других - узкий. Но особи одного вида не могут перемещаться внутри ареала свободно, особенно если ареал довольно широкий. Степень подвижности особи выажется в радиусе индивидуальной активности. Найдите его определение в учебнике.

Ученики: радиус индивидуальной активности - расстояние, на которое может перемещаться организм.

Учитель: правильно. Радиус индивидуальной активности варьируется у разных организмов. Например, у виноградной улитки он несколько десятков метров, а у северного оленя - более сотни километров. Особи одного вида распределены внутри ареала неравномерно, поэтому внутри вида выделяют популяции. Итак, популяция - это совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций. Реально вид существует в виде популяций. Это можно представить на схеме:

Ареал вида



популяции



Учитель: популяция имеет свои характеристики. Это численность, плотность, рождаемость и смертность. Давайте дадим определение каждой их характеристик.

Ученики: численность - количество особей популяции;

Плотность - число особей на единицу площади;

Рождаемость - число особей, родившихся в единицу времени;

Смертность - число особей, умерших за единицу времени.

Учитель: правильно. А теперь подумаем, как связаны организмы одной популяции и заполним схему:

местообитание

Общее происхождение

Защита от врагов

связи между организмами одной популяции

Совместный поиск пищи

Забота о потомстве

Учитель: итак, мы с вами изучили новую тему. Какой вывод можно сделать?

Ученики: Вид - единица органического мира. Вид включает в себя популяции, которые имеют определенные характеристики.

IV этап. Закрепление нового материала (5-7 минут)

1.Теоретические вопросы:

- дайте определение вида.

- дайте определение микроэволюции.

- дайте определение репродуктивной изоляции.

- какие механизмы мешают скрещиванию особей разных видов?

- дайте определение популяции.

- назовите основные характеристики популяции

2. Практическая часть

- начертите схему, отражающую положение популяции внутри ареала вида.

Начертите схему, отражающую связи особей в популяции.

3. Выберите правильный ответ:

Выберите из предложенных ответов характеристики популяции:

А)численность

Б) плотность

В)приспособленность

Г)рождаемость

Д)равномерность

Д)отсутствие скрещивания

Е)смертность

V этап. Домашнее задание (2 минуты)

- повторить основные понятия;

- параграф 10, стр. 53-55.

VI этап. Итог урока (2минуты)

Выставление оценок в дневники и журнал, рекомендации по устранению пробелов.



© 2010-2022