• Преподавателю
  • Биология
  • Программа предпрофильного курса Превентивная медицина (Я бы доктором пошел, пусть меня научат)

Программа предпрофильного курса Превентивная медицина (Я бы доктором пошел, пусть меня научат)

Предпрофильная ориентация школьников в процессе изучения основных наук является важной частью подготовки подрастающего поколения к жизни, к специальности. Спецкурс «Превентивная медицина» (Я бы доктором пошел, пусть меня научат) с использованием нетрадиционных учебных технологий, учит оценивать свой потенциал. Курс способствует положительной мотивации обучения на планируемом профиле (Могу ли я, хочу ли я заниматься этим….). Главным стержнем спецкурса является формирование у учащихся стремления к...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей г. Зернограда Ростовской области






Предпрофильный курс

для 8-9классов

«Превентивная медицина»

(Я бы доктором пошел, пусть меня научат)

Составитель:

учитель биологии

Кирсанова С.Ф.

высшая категория

ОТ АВТОРА


Я, Кирсанова Светлана Федоровна , 6.07.1955 года рождения, образование высшее, окончила Азербайджанский Государственный университет им. С.М.Кирова по специальности биолог, учитель биологии и химии. С 1994 года работаю в МБОУ лицей города Зернограда. Стаж педагогической работы двадцать пять лет. Разработала авторскую программу предпрофильного образования «Превентивная медицина»( Я бы доктором пошел… пусть меня научат).Работаю по этой программе с 2003 года. Суть предпрофильного курса: создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся. Этот курс является введением в медицинские профессии. В 1974 году я сама окончила медицинское училище, несколько лет работала в больнице и поняла, что отсутствие элементарных знаний о строении организма, процессах жизнедеятельности приводит порой к серьезным заболеваниям, которые можно было предупредить. Как доказывает жизнь основы этих знаний должны закладываться с раннего детства. Еще в 16 веке немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал такие слова: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствие».

Здоровье - основа благополучной жизни, успешной карьеры. Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с юных лет.

Что необходимо для того, чтобы как можно дольше сохранить здоровье и работоспособность? Ответы на этот вопрос мы ищем на занятиях. Важно, чтобы человек не только жил долго, но и обязательно был здоров. Я делаю все возможное на занятиях предпрофильного курса, чтобы это понял и принял каждый мой ученик.

Данная программа специализированной подготовки учащихся в группах медицинского профиля послужила подсистемой профильного образования и положила начало появлению химико-биологических классов с углубленным изучением биологии, в которых я успешно готовлю выпускников в медицинский университет и другие ВУЗы по профилю.










Пояснительная записка


Предпрофильная ориентация школьников в процессе изучения основных наук является важной частью подготовки подрастающего поколения к жизни, к специальности.

Спецкурс «Превентивная медицина» (Я бы доктором пошел, пусть меня научат) с использованием нетрадиционных учебных технологий, учит оценивать свой потенциал. Курс способствует положительной мотивации обучения на планируемом профиле (Могу ли я, хочу ли я заниматься этим….).

Главным стержнем спецкурса является формирование у учащихся стремления к здоровому образу жизни, к сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих, интереса к будущей специальности.

Курс способствует познавательным возможностям учащихся, является введением в медицинскую профессию. Медицина будущего это главным образом профилактическая медицина («превенция» - профилактика, предупреждение). Задача ее не столько лечение больных, сколько предупреждение болезней. Для этого необходимо знать способы заражения и распространение болезней, методы укрепления здоровья людей и продления их жизни.

Достойное место в системе профилактических мер занимает популяризации медицинской науки, а также ознакомление с санитарно-гигиеническими навыками и понятиями для сохранения здоровья, работоспособности и долголетия.

Через программу этого курса воспитываю у своих учеников разумный взгляд на собственное здоровье, на здоровье окружающих, умение преодолевать инерцию вредных привычек.

Считаю, что здоровый образ жизни должен войти в быт каждой семьи, стать мерилом образованности и культуры. Для этого необходимо кардинальное повышение качества медпомощи. Этот курс направлен на изучение проблем здоровья, пропаганду санитарно - гигиенических знаний, формирование
практических навыков и умений, встречу со специалистами. Центральное место занимает индивидуальная, практическая работа с учащимися по выявлению их склонностей и интересов, систематическая работа по профориентации. Школьники должны владеть умениями и навыками организации здорового образа жизни, а также самооценки уровня своего здоровья, они должны знать какое состояние здоровья является опасным и по какому поводу стоит обращаться к врачу, речь не идет о постановке диагноза и самолечении. Задача курса научить распознавать опасное состояние организма, уметь оказывать неотложную доврачебную помощь и знать, что в каких случаях делать противопоказано, чтобы не навредить пострадавшему.

Межпредметный спецкурс « Превентивная медицина» (Я бы доктором пошел, пусть

меня научат) выходит за рамки учебных предметов, знакомит школьников с

комплексными проблемами и способами их разработки в сфере медицинских профессий, ставя перед собой следующие цели и задачи.

Цели курса «Превентивная медицина» (Я бы доктором пошел, пусть меня научат) формирование:

1.Здорового образа жизни.

2.Сохранности жизни и здоровья.

3.Профориентации в мед профессиях.

Задачи курса:

1.Пропаганда здорового образа жизни, санитарно-гигиенических знаний.

2.Создание условий для изучения проблем здоровья.

3.Формирование практических навыков.

4.Умение самостоятельно применять, полученные знания и практические навыки.

5.Ориентация учащихся в мире медицинских профессий.

В процессе реализации курса используются разнообразные формы, методы, технологии при организации занятий. Предпочтение отдаю практико-ориентированному подходу (практические занятия, игровые технологии, групповое сотрудничество, дискуссии, диалоговые формы). Курс позволяет создавать образовательную среду, в которой формируются новые жизненные установки личности и соответствующие способности для их реализации: мобильность, сотрудничество, волонтерство, способность самостоятельно принимать решение.

Спецкурс по выбору является составной частью для осуществления предпрофильной подготовки и профильного выбора учащихся, дающий возможность каждому ученику построить свою собственную образовательную траекторию с учетом жизненных профессиональных планов. Основные виды занятий: -уроки экскурсии;

проблемная лекция;

-урок -диспут;

-урок -дискуссия;

-практические занятия;

Методические рекомендации по содержанию и проведению


занятий.

Запись желающих не должна ограничиваться, руководителю следует побеседовать с каждым учащимся, выяснить мотивы, побудившие его посещать занятия. Руководитель курса рассказывает о тематике занятий на год, о том чем будут заниматься ребята, о периодичности и продолжительности занятий. Спецкурс должен работать по плану, составленному на год. План разрабатывается с учётом возможностей учебного заведения, возрастных особенностей, интересов обучающихся. Для выполнения практических занятий необходима соответствующая материальная база, которая бы в полной мере обеспечивала выполнение учебных задач, поставленных на каждом занятии. Руководитель должен уточнить могут ли (и в какое время) обучащиеся посетить лечебные учреждения, какие практические навыки они хотели бы приобрести. Можно вносить в примерную программу работы изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, включая новые темы с учётом местных условий. Преподавателю спецкурса желательно выявить склонности каждого учащегося, привить практические навыки в оказании первой медпомощи и уходе за больным. Занятия должны расширять кругозор, приучать к чтению научно - популярной литературы по медицинской тематике, пользоваться современными интернет ресурсами.

Большое значение в работе спецкурса имеет самоуправление и участие родителей. Основной формой контакта с родителями являются беседы, консультации и родительские собрания. На первом собрании, которое целесообразно провести в начале первого полугодия работы курса, следует познакомить родителей с тематикой занятий, рассказать о задачах. Возможно некоторые родители смогут помочь в работе.

Основным отчётным документом работы является учебный журнал. В нём указывается пофамильный состав учащихся, их возраст, класс, место жительства, фиксируется посещаемость в течении года. В журнале указывается тема занятия и время его проведения.

Необходимо создать творческую атмосферу, эмоциональный настрой, возможность определиться в выборе тем учащимся, которые решили посвятить свою жизнь медицине, хотя медицинские знания необходимы каждому в повседневной жизни.

Примерный тематический план занятий курса



Название раздела.

Всего часов

Кол. час

Формы контроля

п/п






теория

практика



1

Введение в медицину.

7

6

1

Сообщения,проекты

2

Формирование здорового образа жизни.

12

6

6

Рейды с санпросвет

работой,ролевые игры

3

Педиатрия - детские болезни.

5

3

2

Игровые,

практические

технологии

4

Внутренние болезни - терапия.

10

4

6

Лекции,

исследовательский

подход,экскурсии.

5

Кардиология.

5

3

2

Лекции,

исследовательский

подход

6

Эпидемиология.

2

1

1

Санпросвет работы

7

Хирургия и анестезия.

5

2

3

Освоение практ.навыков

8

Стоматология.

2

1

1

Викторина «Как сохранить зубы»

9

Кожные болезни

2

2

Диалоговые формы.

10

Работа врача скорой помощи.

7

2

5

Скорее скорой-элементы реанимации

11

Детская и юношеская гинекология и урология.

2

2

Сообщения, беседы с врачами -специалистами.

12

Эндокринология.

2

1

1

Санпросвет работы,встреча с врачом эндокринологом.

13

Интересное в медицинском мире.

5

Рефераты,

сообщения,

видеофильмы.

14

Подведение итогов.

2

Экзамен.



Содержание программы.

«Превентивная медицина»

(Я бы доктором пошел, пусть меня научат) 34-35 часов, 1раз в неделю.

Раздел 1. Введение в медицину (2 час).

От Гиппократа до наших дней. Ранняя медицина и колдовство. Эпоха возрождения и развития медицины. Медицинская деонтология и этика. Миссия врача. Современная медицина и современный пациент. ВОЗ, нобелевские премии в медицине. Экскурсия: ознакомление с работой современной поликлиники.

Раздел 2. Формирование здорового образа жизни (4 час).

Диспансеризация населения и её значение для раннего выявления серьёзных заболеваний. Правила личной гигиены, закаливание. Поговорим поближе с самим собой. Биологически активные точки (БАП - освоение техники аутоакупрессуры). Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, СПИДа. Аптека в вашем доме. Копилка полезных советов. Практическая часть: встреча и приобретение навыков у врача специалиста по аутоакупрессуре.

Раздел 3. Педиатрия (3 час).

Здоровье ребёнка в ваших руках, взрослые. Трудности в работе педиатра. Детские инфекционные заболевания. Профилактика, прививки.

Иридодиагностика, профилактика близорукости. Предупреждение бытовых травм у детей. Роль витаминов для растущего организма. Практическая часть: измерение температуры, устройство различных термометров, уход за здоровым и больным ребёнком, гимнастика для глаз. Просмотр фильма о профилактике бытового травматизма у детей. Экскурсия: в прививочный кабинет поликлиники.

Раздел 4. Внутренние болезни или терапия (4 час).

Болезни органов дыхания., первая помощь при удушье, отравлении СО, профилактика. Роль флюорографии в ранней диагностике ОРВИ, симптомы гриппа, заражения, профилактика, лечение без медикаментов. Роль питания в режиме дня. Желудочно - кишечные заболевания. Профилактика пищевых отравлений, ботулизма. Что акое «Острый живот»? Гельминтоз и его профилактика.

Практическая часть: Горчичники, правила положения. Грелка и пузырь со льдом. Ножные ванны. Гирудотерапия: показания и противопоказания. Последовательность действий при постановке компресса. Фиточаи. Общий уход за больными. Подкожные и внутримышечные инфекции. Как избежать осложнений (инфильтрат, абсцесс, эмболия, гематома, некроз). Промывание желудка. Клизма.

Раздел 5. Кардиология (3 часов).

Болезни сердца и кровеносных сосудов, их профилактика. Факторы риска. Вред гиподинамии, роль физических нагрузок.

Практическая часть: измерение пульса, определение его частоты, определение группы крови, несовместимость при переливании, измерение АД, оказание первой помощи при кровотечениях.

Раздел 6. Эпидемиология (2 часа).

Наука будущего. Профилактика туберкулёза. Иммунизация населения. Практическая часть: прививки «Пирке» и «Манту».

Раздел 7. Хирургия (2 часов). История развития. Наркоз. Пересадка органов.

Практическая часть: оказание первой помощи при ушибах, переломах. Наложение повязок при различных ситуациях.

Раздел 8. Стоматология (2 часа).

Пульпит, гингивит. Кариес. Профилактика, личная гигиена. Практическая часть: умение правильно чистить зубы, находить повреждения на эмали на ранних стадиях.

Раздел 9. Кожные болезни (2 часа) .

Симптомы и профилактика кожных и венерических заболеваний. Чесоточный зудень и стригущий лишай.

Раздел 10. Работа врача скорой помощи (4 час). Что такое реанимация.

Тепловой, солнечный удары - профилактика. Практическая часть: оказание первой помощи при головной боли, при болях в животе, тепловой и солнечный удары - оказание помощи. Искусственное дыхание изо рта в рот, изо рта в нос. Непрямой массаж сердца.

Раздел 11. Детская и юношеская гинекология, и урология (2 час).

Беседы с девочками и мальчиками о половом развитии.

Раздел 12. Эндокринология (1 час).

Профилактика заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета. Практическая часть: как определить количество сахара в крови.

Раздел 13. Интересное в медицинском мире (2 час).

Геномная дактилоскопия. Криомедицина. Гомеопатия.

Подведение итогов (1-2 часа).



















Критерии достижения учащихся, образцы билетов для

итоговой аттестации.


Билет №1.

1 .Раскрыть симптомы гриппа, способы заражения, профилактика.

2.Показания и противопоказания к гирудотерапии.

Билет №2.

1.Роль питания в поддержании нормального здоровья ребенка. Признаки гастрита.

2.Как правильно мерить температуру тела, и наложить горчичники.

Билет №3.

1 .Пищевые отравления, возбудители, профилактика.

2. В каких случаях назначают ножные ванны и грелку. Противопоказания.

Билет №4.

1 .Симптомы и профилактика грибковых заболеваний кожи. 2.Предупреждение бытовых травм у детей.

Билет № 5.

1.Уход за больными с заболеваниями органов кровообращения (измерение АД, пульса, ритм и частота пульса).

2.В каких случаях назначают пузырь со льдом, что необходимо помнить.

Билет №6.

1 .Раскрыть особенности работы врача педиатра. 2.Последовательность действий при постановке компресса.

Билет №7.

  1. Иридодиагностика (по радужке глаз). Гимнастика для глаз.

  2. Раскрыть пути введения лекарственных средств в организм.

Билет № 8.

1.Какие проблемы решает эпидемиология.

2.Инфильтрат, абсцесс, медикаментозная и воздушная эмболия, как избежать этих осложнений.

Билет № 9.

1.Какие проблемы решает стоматология. Какие вы знаете наиболее распространенные заболевания, профилактика.

2.Парентеральный (минуя пищеварительный тракт) путь введения лекарств. Внутримышечная инъекция.

Билет № 10.

1.Азбука оказания первой медицинской помощи. Приемы реанимации.

2.Последовательность действий при наборе раствора из флакона. Гематома и некроз - осложнения инъекций.



Методическое обеспечение

  1. Бурая А.Н. Руководство к практическим занятиям по уходу за больным. Москва: Медицина 1999 г.

  2. Гладков А.А. Болезни ухо, горло, нос. Москва: Медицина 1994 г.

  3. Грешман Ю.Я. Беседы врача - онколога. Москва: Знание. 2001 г.

  4. Жербин Е.А. Река жизни. Москва: Медицина 1999 г.

  5. Котельников В.П. От Гиппократа до наших дней. Москва: Знание. 2001г.

  6. Мартынов СМ. Здоровье ребёнка в ваших руках. Москва. Прсвещение 1991г.

  7. Мухина С.А. Общий уход за больным. Москва: Медицина 1999 г.

  8. Медицинская энциклопедия в 28 томах. Москва: Издательство «Советская энциклопедия». 1994г.

  9. Носов С.Д. Детские инфекционные заболевания. Москва: Медицина 1998г.

10.Петровскмй A.M. Медицинская деонтология. Москва: Знание. 1990 г

11.Прзоровский В.Б. Домашняя аптечка. Москва: Медицина 2000г. 12.Рожинский М.М. Оказание доврачебной помощи. Москва: Медицина

2001 г.

13.Справочник врача скорой помощи. Москва: Медицина 2001 г. 14.Студиницин А.А., Стоянов Б.Г. Кожные и венерические болезни.

Москва: Знание. 2000 г.

15.Уманский К.Г. Невропатология для всех I, II книга. Москва: Знание.

1998г.

16.Хованский Б.Ф. Первая помощь до прихода врача/Москва: Медицина 1999г.

17.Шувалова Е.П. Пищевые отравления. Москва: Знание. 2001 г. 18.Элыитейн

Н.В. Диалоги о медицине.

19.Яглов В.В. Этажи регуляции. Москва: Медицина 2002г

20.Ягодинский В.Н. Будущее древней науки. Москва: Медицина 2004г.


© 2010-2022