- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на тему Животная клетка
Урок по биологии на тему Животная клетка
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лисицына О.А. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
5 -А Дата проведения - 07.12.15 г.
5 -Б Дата проведения - 10.12.15 г.
Тема урока. Животная клетка
Цель: ученик научиться строению животной клетки, сравнивать и определить черты сходства и отличия в строении животной и бактериальной клеток, формулировать выводы.
Задачи:
образовательные:
- лсоздать условия для формирования у детей представлений о строении животной клетки; об отличительных и сходных признаках бактериальной и животной клеток;
- закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клеток;
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения дополнительного материала, ИКТ, электронного приложения к учебнику Сухоруковой Л.Н., В.С.Кучменко, И.Я. Колесниковой. Издательство «Просвещение», 2012, 2014, презентации, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
- развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;
- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.
Методы:
словесный - рассказ, беседа на основе знаний учащихся;
наглядный - демонстрация наглядных пособий, презентации, слайдов;
практический - работа с учебником, учебными таблицами, слайдами, заполнение сравнительной таблицы в тетрадях;
исследовательский - поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию.
Методические приемы:
логический - выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;
организационный - фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа учащихся;
технический - использование наглядности, интерактивного оборудования.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебные таблицы «Бактериальная клетка», «Строение животной клетки под электронным микроскопом», учебник «Биология 5-6 класс. Живой организм» для общеобразовательных учреждений (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.), электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., В.С.Кучменко, И.Я. Колесниковой. Издательство «Просвещение», 2012, 2014, раздаточный материал - карточки с тестом, рабочая тетрадь, тетрадь для промежуточного контроля знаний учащихся.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Психологический настрой. Вступительное слово учителя.
Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть осеннего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Возьмитесь за руки и повторяйте:
-
Мы - умные!
-
Мы - дружные!
-
Мы - внимательные!
-
Мы - старательные!
-
Мы отлично учимся!
-
Все у нас получится!
-
Проверка выполнения домашнего задания.
Так клетка кажется мала,
Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна…
-
Беседа по вопросам:
-
Что изучили на прошлом уроке?
-
Какие организмы относятся к прокариотам?
-
Тестовый контроль по теме: «Бактерии».
Задание. «Угадай - ка», где да, а где - нет.
-
Бактерии - многоклеточные организмы.
-
Бактерии разнообразны по форме.
-
В лаборатории бактерии выращивают на питательных средах.
-
Бактерии могут иметь три оболочки.
-
Бактерии никогда не имеют жгутиков.
-
Основной признак бактериальной клетки - наличие ядра.
-
Бактерии обитают всюду.
-
Спора бактерии - это покоящаяся группа клеток.
-
С помощью спор бактерии переносят неблагоприятные условия и распространяются в природе.
-
Бактерии приносят только вред.
II. Изучение нового материала.
-
Формулирование цели учащимися, определив границы знания и незнания.
-
Планирование учащимися способов достижения цели.
Например,
1.Изучение строения животной клетки по рисунку учебника (слайду) с. 47.
2. Сравнение строения бактериальной и животной клетки: черты сходства и отличия.
3. Выводы.
Дополнения учителя:
с. 46 учебника в разделе «Общие черты строения ядерных клеток»
4. Вспомнить царства живых существ.
Изучение строения и функций ядра как важнейшего компонента животной клетки.
5. Изучение функций цитоплазмы как обязательной части клетки.
План урока.
-
Царства живых существ.
-
Строение животной клетки.
-
Сравнение строения бактериальной и животной клеток.
-
Выводы.
-
Строение и функции ядра и цитоплазмы.
III. Реализация плана урока.
-
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану:
а) вспоминают царства живых существ (слайд с. 47 учебника);
б) самостоятельно изучают строение животной клетки (слайд с. 47 учебника);
в) работая в парах, самостоятельно сравнивают строение бактериальной и животной клеток. Определяют в их строении признаки сходства и отличия.
г) работая в парах, самостоятельно заполняют таблицу: «Сравнение строения бактериальной и животной клеток».
-
Признаки отличия
Бактериальная клетка
Животная клетка
Слизистая капсула
Клеточная оболочка
Мембрана
Жгутики
Цитоплазма
Ядро
Включения
Признаки сходства в строении бактериальной и животной клеток:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
2.Учащиеся:
устно формулируют затруднения, самостоятельно корректируют свои ответы.
-
Учитель:
для сравнения, предлагает примерное заполнение таблицы:
-
Признаки отличия
Бактериальная клетка
Животная клетка
Слизистая капсула
Имеется
Отсутствует
Клеточная оболочка
Имеется
Отсутствует
Мембрана
Имеется
Имеется
Жгутики
Имеются
Имеются у простейших жгутиконосцев (эвглена зелёная (слайд)
Цитоплазма
Имеется
Имеется
Ядро
Отсутствует. Имеется ядерное вещество.
Имеется.
Включения
Имеются
Имеются
Признаки сходства в строении бактериальной и животной клеток:
наличие мембраны, цитоплазмы, наследственной информации, включений, у некоторых - органоидов движения.
г) самостоятельно сделать выводы.
3. Учитель:
дополняет и корректирует выводы учащихся.
II. Изучение нового материала (продолжение).
-
Изучение строения и функций ядра и цитоплазмы (слайды с. 46 учебника).
-
Словарная работа с терминами и понятиями (слайды, с. 46 учебника).
III. Контроль знаний.
Ответьте устно на вопросы:
-
В чём состоит основное отличие доядерных организмов и ядерных?
-
Каковы общие черты строения бактериальной и животной клеток?
IV. Рефлексия:
-
Что на уроке было главным?
-
Что было интересным?
-
Что нового сегодня узнали?
-
Чему научились?
V. Оценивание учащихся.
Учащиеся дают оценку своей деятельности по её результатам.
VI. Домашнее задание: §17 с. 46-47, придумать вопросы для проверки знаний одноклассника по теме, изученной на уроке; по выбору: придумать сказку или рассказ о клетке (бактериальной, животной), или составить кроссворд.
5