Конспект урока по биологии на тему

Данный урок разработан по УМК А. Н. Никишова и  является комбинированным. Он следует за тамой "Плоды", знания по которой закрепляются обучающимися в ходе данного урока. В ходе урока дети работают индивидуально, парами, пытаются экспериментальным путем найти ответы на поставленные вопросы.  Здесь присутствуют различные виды работ: и самостоятельная работа по изученному материалу, и работа с коллекцией семян, работа с таблицами, заполнение схемы, а также лабораторная работа , в ходе которой закреп...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"


Цель урока:

  • Сформировать у учащихся знания о внутреннем и внешнем строении семян;

  • познакомить учащихся с сформировать особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;

  • продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом;

  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;

  • развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно;

  • воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.

Оборудование: таблицы: "Строение семян двудольных и однодольных растений", "Прорастание семян" коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли и пшеницы

Ход урока:

1.Орг. момент

2. Проверка домашнего задания

Наш прошлый урок был посвящен плодам, где мы научились классифицировать плоды. Давайте вспомним какие бывают плоды по строению околоплодника ( сочные и сухие), а также по количеству семян (одно и многосемянные)

Самостоятельная работа «Определение типа плодов» ( на столах рисунки плодов, таблицы для заполнения

3. Изучение нового материала

Я начну сегодняшний урок с загадки:

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень

Дружно прорастут в глубину и ввысь

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока стоит осень на дворе,

А пока зима вьюгою все воет

Спит и дышит у меня в руке.
Будущий побег и могучий корень.


О чем же идет речь? ( О семенах)

Почему про семя говорится, что это - будущая жизнь?

Итак, сегодняшний урок мы посвятим семенам и в первую очередь, строению семян.

(ученики записывают в тетради число и тему)

Посмотрите на коллекции семян, лежащие на ваших столах Семена различаются по форме, размерам, цвету

Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой. Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков.

Познакомимся со строением семян фасоли и пшеницы, при этом выявим их черты сходства и различия ( работа с таблицами + заполнение схемы )

На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода (работа с сухими семенами) Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.

Семя

семенная кожура зародыш эндосперм

зародышевой корешок семядоли

зародышевый побег

В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок. В свою очередь зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки, зародышевого стебелька и семядолей. Зародыш семени может содержать одну или две семядоли . Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш.

Семена многих растений лука, ясеня имеют маленький зародыш, почти весь объем их семени занимает эндосперм (рис учебника)

Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох) Учащиеся приводят примеры, наводящий вопрос о строении корневых систем

Конспект урока по биологии на тему:

Запасные питательные вещества, находящиеся в эндосперме или в семядолях необходимы для развития зародыша, а также для прорастания. В семенах могут накапливаться белки, жиры, углеводы ( таблица )

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы

4. Проведение лабораторной работы

Лабораторная работа

«Изучение строения семян»


Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семян фасоли и пшеницы

Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, пшеницы, салфетка.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму__________________________

  2. Найдите рубчик и семявход.

  3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру

  4. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.

  5. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества

________________________________________________

  1. На рисунке подпишите части семени фасоли.

Конспект урока по биологии на тему:

7. Сделайте вывод о строении семени фасоли ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы_______________________________________________________________

  2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок пшеницы. Объясните, почему она не снимается___________________________________________________

  3. Рассмотрите в лупу разрезанную зерновку пшеницы, найдите эндосперм и зародыш

  4. Определите, в какой части семени пшеницы находятся запасные питательные вещества________________________________________________________________

  5. На рисунке подпишите части семени пшеницы

Конспект урока по биологии на тему:

  1. Сделайте вывод о строении семени пшеницы

Закрепление

. Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.

  • Какое строение имеет семя фасоли?

  • Где находится запас пит. веществ?

  • Какие растения называются однодольными, двудольными?

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок

Графический диктант по теме «Семя»


  1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.

  2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.

  3. К двудольным растениям относят горох, яблоню, полсолнечник

  4. У семени фасоли семенная кожура срослась с околоплодником

  5. У семени пшеницы 2 семядоли

  6. Запас питательных веществ находится в семядолях и эндосперме .

  7. Через семявход в семя проникает вода.

  8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют однодольными

  9. Зародыш состоит из семядолей и семенной кожуры

  10. Пшеница и лук - однодольные растения

6. Домашнее задание обязательное: параграф 15

Творческое: подготовить коллекцию семян 5-8 видов


© 2010-2022