- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 9 класс Биология
Рабочая программа по биологии 9 класс Биология
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Добрян Т.В. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
БИОЛОГИЯ
9 класс
Добрян Татьяны Владимировны,
учителя биологии
2014- 2015 учебный год
Содержание рабочей программы
-
Пояснительная записка. 3
-
Содержание тем учебного курса. 4
-
Требования к уровню подготовки учащихся. 8
-
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по биологии 11
-
Календарно-тематический план. 13
-
Перечень учебно-методического обеспечения. 23
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для изучения биологии учащимися 9 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа разработана на основе программы «Биология: Основы общей биологии» для общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова, 2010г.; авторская линия Пономаревой И.П.) в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по биологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы(2004г).
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования.
Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитию индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии:
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
-
формирование у школьников экологического мышления;
- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
-
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
-
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению.
В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривается выделение 70 часов на изучение биологии в 9 классе.
В соответствии с образовательной программой учреждения в учебном плане школы на 2014/2015 учебный год на изучение биологии в 9 классе отведено -70 часов (35 учебных недели), из расчета 2 часа в неделю.
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Раскрытие учебного содержания в курсе «Основы общей биологии» проводится по разделам и темам.
Содержание тем учебного курса
1 .Введение в основы общей биологии (3 ч)
Биология - наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
2.Основы учения о клетке (10ч)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология - наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы - неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторные работы. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клетки.
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов
(онтогенез) (5 ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.
Лабораторные работы. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (10ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторные работы. Изучение изменчивости у организмов. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
(5 ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение II.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
6.Происхождение жизни и развитие органического мира (4 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемаягетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот - к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Учебные проекты: Происхождение жизни на Земле (теории и гипотезы).
7. Учение об эволюции(10 ч)
Идея развития органического мира в биологии.
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов - результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе - видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторные работы. Приспособленность организмов к среде обитания.
Учебные проекты. Современные представления об эволюции органическогомира.
8. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Учебные проекты. Происхождение человека (теории и гипотезы).
9.Основы экологии (11ч)
Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов.
Лабораторные работы. Оценка качества окружающей среды.
-
Заключение(1 ч)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения учащиеся (общеобразовательный профиль) должны:
Называть:
-
общие признаки живого организма;
-
основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; царств, типов и классов животных;
-
причины и результаты эволюции.
Приводить примеры:
-
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
-
природных и искусственных сообществ;
-
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
-
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород
-
животных.
Характеризовать:
-
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
-
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
-
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека, лишайника как комплексного организма;
-
обмен веществ и превращение энергии;
-
роль ферментов и витаминов в организме;
-
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
-
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
-
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
-
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
-
вирусы как неклеточные формы жизни;
-
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
-
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
-
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Обосновывать:
-
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
-
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
-
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
-
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
-
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
-
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
-
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
-
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
Распознавать:
-
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
-
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
-
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.
Сравнивать:
-
строение и функции клеток растений и животных;
-
организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;
-
семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы.
Применять знания:
-
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
-
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
-
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
-
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
-
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.
Делать выводы:
-
о клеточном строении организмов всех царств живой природы;
-
о родстве и единстве органического мира;
-
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
Наблюдать:
-
сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение
-
аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
-
результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.
Соблюдать правила:
-
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
-
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
-
проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
-
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
-
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются:
-
устный опрос,
-
тестирование,
-
лабораторная работа,
-
письменная самостоятельная работа,
-
решение расчетной задачи.
-
проект по предмету.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по биологии
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
-
Обнаруживает полное понимание биологической сущности рассматриваемых понятий, законов, явлений и закономерностей, касающихся различных уровней организации живой материи, умеет подтвердить их конкретными примерами из практики сельскохозяйственного, промышленного производства и медицины, применить в новой ситуации и при решении биологических задач.
-
При ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу биологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов.
-
Умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отвешаемому вопросу.
-
Умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
-
Допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при помощи небольшой помощи учителя.
-
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
-
Не приводит примеры практического использования материала.
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает
биологическую сущность рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, но при ответе:
-
Обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
-
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения биологических задач.
-
Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:
-
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
-
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
-
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:
-
выполнил работу в полном объеме, правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
-
соблюдал требования техники безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если:
-
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в ходе работы.
Оценка «3» ставится в том случае, если:
-
работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения опыта были допущены ошибки: в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил безопасности.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
-
работа не выполнена или выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Оценка письменных самостоятельных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок, рациональным способом и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
-
не более одной грубой ошибки и одного недочета;
-
или не более двух недочетов;
-
задача решена нерациональным способом;
Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
-
не более двух грубых ошибок;
-
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
-
или не более двух-трех негрубых ошибок;
-
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
-
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2 » ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму,
при которой может быть поставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка тестовой работы
-
Оценка «5» - 91-100%.
-
Оценка «4» - 76-90%.
-
Оценка «3» - 51-75%.
-
Оценка «2 » - менее 50%.
Оценка умения решать расчетные задачи
Оценка «5» ставится в том случае, если в логических рассуждениях и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4» ставится в том случае, если в логических рассуждениях и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» ставится в том случае, если в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2» ставится в том случае, если задача не решена или имеются существенные ошибки в логических рассуждениях и в решении.
Календарно-тематический план
Контроль успеваемости и качества ЗУН проводится в рамках обобщающих уроков по разделу.
КТП включает :
-
обобщающих уроков 9 ч.;
-
лабораторных, практических работ - 7 час.
Учебник Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - граф. - 2010. - 240с.
№ п/п
Тема урока
Дом.
Цели урока
Планируемые
сроки проведения
примечание
задание
результаты
план
факт
Раздел 1. Введение в основы общей биологии (3ч)
1.
Вводный инструктаж по ТБ. Биология - наука о живом мире.
§1
Изучить биологию как комплексную науку. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Знать: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
2.
Общие свойства живых организмов
§2
Изучить общие свойства живых организмов, уточнить основные биологические понятия.
Знать: общие свойства живых организмов. Уметь: сравнивать, объяснять, делать выводы.
3.
Многообразие форм живых организмов
§3
Расширить знания о многообразии форм живых организмов, о биосфере
Уметь: объяснять многообразие форм живых организмов
Раздел 2. Основы учения о клетке (10ч)
4.
Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.
§4
Способствовать развитию знаний о становлении цитологии - науке изучающей клетку.
Знать: многообразие клеток, цитологию - науку о клетке. Уметь: сравнивать, узнавать, наблюдать, делать выводы.
5.
Химический состав клетки.
§5
Изучить химический состав клетки: органические и неорганические вещества.
Знать: химический состав клетки. Уметь: сравнивать, делать выводы.
6.
Белки и нуклеиновые кислоты
§6
Изучить специфические особенности строения и функций белков и нуклеиновых кислот.
Знать: уровни организации белка, особенности строения и функций РНК и ДНК. Уметь: сравнивать, узнавать, делать выводы.
7.
Строение клетки.
§7
Способствовать развитию знаний о строении растительной и животной клетки, их сходстве и различиях
Знать: отличительные особенности растительной и животной клетки. Уметь: работать с микроскопом, узнавать, сравнивать, делать выводы.
8.
Органоиды клетки и их функции. Лаб.раб №1. «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток». Инструктаж по ТБ.
§8
Изучить строение органоидов клеток эукариот и их функции на основе раскрытия мембранного принципа
Знать: строение органоидов клетки и их функцииУметь: узнавать, сравнивать, делать выводы
9.
Обмен веществ - основа существования клетки.
§9
Изучить особенности обмена веществ как основы существования клеток
Знать: пластический и энергетический обмен
Уметь: узнавать, сравнивать, делать выводы
10.
Биосинтез белков в живой клетке
§10
Изучить основной процесс метаболизма - биосинтез белков
Знать: этапы биосинтеза
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
11.
Биосинтез углеводов - фотосинтез.
§11
Сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма
Знать: фазы фотосинтеза
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
12.
Обеспечение клеток энергией
§12
Углубить и расширить знания об обмене веществ и превращении энергии
Знать: особенности клеточного дыхания
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
13.
Обобщение и систематизация знаний по разделу "Основы учения о клетке"
Обобщить и систематизировать знания по теме "Основы учения о клетке"
Устранить пробелы в знаниях по теме "Основы учения о клетке"
Обобщение
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)
14.
Размножение организмов.
§13
Способствовать формированию знаний о размножении как основном свойстве жизни
Знать: типы размножения организмов и их особенностиУметь: сравнивать, узнавать, делать выводы
15.
Деление клетки. Митоз Лаб.раб №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растений». Инструктаж по ТБ
§14
Изучит основное биологическое значение размножения, как поддержание постоянства клеточного состава
Знать: фазы митозаУметь: соблюдать ТБ,работать с микроскопом, сравнивать, делать выводы.
16.
Образование половых клеток. Мейоз.
§15
Способствовать расширению знаний о половом размножении на основе изучения мейоза
Знать: формы мейоза, значение мейоза в сравнении с митозом. Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
17.
Индивидуальное развитие организмов - онтогенез.
§16
Изучить зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня покрытый корневым чехликом.
Значение зон в жизни растения
Знать: этапы онтогенеза с характеристикойУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
18.
Обобщение и систематизация знаний по разделу "Размножение и индивидуальное развитие организмов"
Обобщить и систематизировать знания по теме "Размножение и индивидуальное развитие организмов"
Устранить пробелы в знаниях по теме "размножение и индивидуальное развитие организмов"
Обобщение
Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (10ч)
19.
Наука генетика. Основные понятия генетики.
§17, 18
Изучить историю развития генетики, вклад ученых в развитие генетики, основные понятия генетики, подчеркнуть роль окружающей среды в реализации генов
Знать: генетику - как науку, работы Менделя и др. ученых, основные понятия генетики. Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
20.
Генетические опыты Г. Менделя
§19
Раскрыть суть гибридологического метода изучения наследственности
Знать: опыты Менделя и основные законы
Уметь: решать генетические задачи
21.
Дигибридное скрещивание. Лаб.раб № «Решение генетических задач». Инструктаж по ТБ.
§20
Формировать понятие о дигибридном скрещивании
Знать: опыты Менделя, 3 закон, анализирующее скрещиваниеУметь: решать генетические задачи, используя решетку Пеннета
22.
Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
§21
Формировать основные понятия хромосомной теории
Знать: понятия сцепления, кроссинговера и его значениеУметь: решать генетические задачи, используя решетку Пеннета
23.
Взаимодействие генов. Лаб.раб №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях». Инструктаж по ТБ.
§22
Формировать представление о генотипе как системе взаимодействующих генов
Знать: типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов
Уметь: решать генетические задачи,
используя решетку Пеннета
24.
Наследование признаков сцепленных с полом.
§23
Изучить способы определения пола, показать роль хромосом
Знать: типы определения пола, признаки сцепленные с поломУметь: решать генетические задачи, используя решетку Пеннета
25.
Наследственные болезни человека.
§24
Расширить знания о использовании достижений генетики в медицине, объяснить причины генетических болезней
Знать: генные аномалии и болезни, хромосомные болезниУметь: обеспечить генетическую безопасность
26.
Наследственная (генотипическая) изменчивость
§25
Расширить знания об изменчивости как важном свойстве организмов
Знать: особенности комбинативной и мутационной изменчивостиУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
27.
Другие типы изменчивости. Лаб.раб №5 «Изучение изменчивости у организмов».
Инструктаж по ТБ.
§26
Расширить знания об изменчивости организмов
Знать:модификационную и онтогенетическую изменчивостьУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
"
28.
Обобщение и систематизация знаний по разделу "Основы учения о наследственности и изменчивости".
Обобщить и систематизировать знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"
Устранить пробелы в знаниях по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости
Обобщение
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)
29.
Генетические основы селекции организмов.
§27
Углубить знания о селекции организмов, сформировать знания об основных методах селекции.
Знать: методы селекции, понятия сорт, порода, штаммУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
30.
особенности селекции растений.
§28
Расширить знания о селекции растений, изучить основные методы селекции растений.
Знать: методы селекции растений, историю развития селекцииУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
31.
Центры многообразия происхождения культурных растений.
§29
Изучить центры происхождения культурных растений Н.И. Вавилова
Знать: основные центры происхождения культурных растенийУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
32.
Особенности селекции животных.
§30
Углубить знания о домашних животных, показать роль современных методов в селекционной работе
Знать: методы селекции животных и их значение
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
33.
основные направления селекции микроорганизмов.
§31
Изучить особенности селекции микроорганизмов и ее значение
Знать: роль биотехнологии, молекулярной гибридизации, клеточной инженерии для человекаУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4ч)
34.
Представление о возникновении жизни на Земле.
§32
Изучить развитие идей о происхождении мира на Земле
Знать: взгляды древних ученых на проблему возникновения жизни на Земле
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
Защита проектов Происхождение жизни на Земле (теории и гипотезы)
35.
Современные представления о возникновении жизни на Земле.
§33
Изучить современные представления о возникновении жизни на Земле
Знать: современные представления о возникновении жизни на ЗемлеУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
Защита проектов Происхождение жизни на Земле (теории и гипотезы)
36.
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
§34
Сформировать представления о начальных этапах биологической эволюции
Знать: начальные этапы биологической эволюцииУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
37.
Этапы развития жизни на Земле.
§35
Изучить общий ход развития жизни на Земле. Выделить возникновения приспособлений организмов к наземному образу жизни
Знать: Эры и периоды, особенности флоры и фауны в разные периоды, понятия приспособленность и приспособленияУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
Раздел 7. Учение об эволюции (10ч)
38.
Идея развития органического мира в биологии.
§36
Формировать знания о взглядах на разнообразие живого в Античные времена и Средние века
Знать: основные взгляды древности на развитие живогоУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
39.
основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
§37
Изучит основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина
Знать: положения эволюционной теории Ч. Дарвина, движущие силы эволюции
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
40.
Результаты эволюции.
§37
Расширить знания учащихся о многообразии и относительной приспособленности организмов к среде
Знать: механизмы формирования приспособленности на основе наследственности и изменчивостиУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
41.
Современные представления об эволюции органического мира.
§38
Изучить современные представления об эволюции органического мира
Знать: современные представления об эволюции
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
Защита проектов Современные представления об эволюции органического мира
42.
Вид, его критерии и структура.
§39
Расширить знания о виде как основной структурной единице в системе организмов
Знать: вид, его критерииУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
43.
Процесс образования видов - видообразование.
§40
Способствовать развитию знаний о видообразовании
Знать: причины видообразованияУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
44.
Макроэволюция - результат микро эволюции.
§41
Способствовать развитию знаний о микро эволюции, раскрыть суть макроэволюции
Знать: суть микро эволюции и макроэволюции
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
45.
Основные
направления эволюции.
§42
Способствовать развитию знаний об основных направлениях эволюции
Знать: основные направления эволюции
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
46.
Влияние человека на процессы эволюции. Лаб.раб №6
« Приспособленность организмов к среде обитания». Инструктаж по ТБ
§43
Способствовать развитию знаний о влиянии человека на эволюцию
Знать: прямое и косвенное влияние на эволюцию
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
47.
Обобщение и систематизация знаний по разделу "Основные закономерности эволюции"
Обобщить и систематизировать знания по теме "Основные закономерности эволюции"
Устранить пробелы в знаниях по теме "Основные закономерности эволюции"
Раздел 8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч)
48.
Место человека в системе органического мира
§44
Способствовать развитию знаний о происхождении человека от животных
Знать: место человека в системе органического мираУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
49.
Доказательства эволюционного происхождения человека.
§45
Способствовать развитию знаний о становлении научных взглядов на происхождение человека
Знать: доказательства эволюционного происхождения человека
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
Защита проекта Происхождение человека (теории и гипотезы)
50.
Этапы эволюции вида Человек разумный.
§46
Изучить этапы эволюции вида Человек разумный
Знать: стадии развития человекаУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
51.
Биосоциальная сущность вида.
§47
Углубить знания об этапах антропогенеза, раскрыть биосоциальную сущность вида
Знать: современные особенности эволюции человекаУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
52.
Человеческие расы, их родство и происхождение.
§48
Показать полиморфность вида Человек разумный, сформировать знания о расах.
Знать: расы современного человека, адаптивные свойства расУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
53.
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
§49
Определить новое место и роль человека в биосфере
Знать: влияние человека на биосферуУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
Раздел 9. Основы экологии (11ч)
54.
Среды жизни и экологические факторы.
§50
Способствовать развитию знаний об экологически факторах и средах жизни.
Знать: среды обитания организмов и их особенностиУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
55.
Закономерности действия факторов среды на организм.
§51
Познакомить учащихся с существованием общих законов действия факторов среды на организм
Знать: закон оптимума, закон совместного действия, закон незаменимости факторовУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
56.
Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.
§52
Способствовать развитию знаний о приспособленности организмов к влиянию факторов среды
Знать: приспособленность организмов к влиянию факторовУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
57.
Биотические связи в природе.
§53
Способствовать развитию знаний о биотических связях в природе
Знать: типы биотических связей и их особенности
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
58.
Популяция как форма существования видов в природе.
§54
Способствовать развитию знаний о популяциях как особых надорганизменных системах
Знать:групповые, количественные и экологические характеристика популяций
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
59.
Функционирование популяций и динамика ее численности в природе.
§55
Способствовать развитию знаний о динамических характеристиках популяций
Знать: динамические характеристики популяций
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
60.
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.
§56
Способствовать развитию знаний о биоценозах
Знать: понятия биоценозы, биотопы, виды-эдификаторы и их значениеУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
61.
Понятие о биогеоценозе и экосистеме.
§57
Способствовать развитию знаний о биогеоценозе и экосистеме
Знать: характеристику биогеоценоза и экосистемы
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
62.
Развитие и смена биогеоценозов.
§58
Способствовать развитию знаний о биогеоценозах как саморегулирующих и саморазвивающихся биосистемах
Знать: причины и виды сукцессийУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
63.
Основные законы устойчивости живой природы.
§59
Способствовать развитию знаний о механизмах устойчивости живой природы
Знать: механизмы устойчивости биосистем
Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
64.
Рациональное использование природы и ее охрана. Лаб.раб №7 «Оценка качества окружающей среды». Инструктаж по ТБ
§60
Способствовать развитию знаний о рациональном использовании природы и ее охране
Знать: рациональное природопользованиеУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы
Повторение (5ч)
65.
Повторение по курсу "Основы общей биологии"
Повторить
Повторить основные понятия по разделу "Основы общей биологии"
Устранить пробелы в знаниях по разделу "Основы общей биологии"
66.
Повторение по курсу "Основы общей биологии"
Повторить
Повторить основные понятия по разделу "Основы общей биологии"
Устранить пробелы в знаниях по разделу "Основы общей биологии"
67.
Повторение по курсу "Основы общей биологии"
Повторить
Повторить основные понятия по разделу "Основы общей биологии"
Устранить пробелы в знаниях по разделу "Основы общей биологии"
68.
Повторение по курсу "Основы общей биологии"
Повторить
Повторить основные понятия по разделу "Основы общей биологии"
Устранить пробелы в знаниях по курсу "Основы общей биологии"
69.
Итоговый урок по курсу "Основы общей биологии""
Повторить
Обобщить и систематизировать знания по курсу "Основы общей биологии"
Устранить пробелы в знаниях по разделу "Основы общей биологии"
Заключение (1ч)
70.
Заключение