Рабочая программа по биологии 9 класс Биология

Рабочая программа составлена для изучения биологии учащимися 9 класса общеобразовательной школы.   Рабочая программа разработана на основе программы «Биология: Основы общей биологии» для общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова, 2010г.; авторская линия Пономаревой И.П.) в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по биологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к у...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №6»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


БИОЛОГИЯ


9 класс


Добрян Татьяны Владимировны,

учителя биологии




Рабочая программа по биологии 9 класс Биология







2014- 2015 учебный год






Содержание рабочей программы



  1. Пояснительная записка. 3

  2. Содержание тем учебного курса. 4

  3. Требования к уровню подготовки учащихся. 8

  4. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по биологии 11

  5. Календарно-тематический план. 13

  6. Перечень учебно-методического обеспечения. 23











Пояснительная записка


Рабочая программа составлена для изучения биологии учащимися 9 класса общеобразовательной школы.

Рабочая программа разработана на основе программы «Биология: Основы общей биологии» для общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова, 2010г.; авторская линия Пономаревой И.П.) в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по биологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы(2004г).

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования.

Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитию индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии:

- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления;

- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению.

В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривается выделение 70 часов на изучение биологии в 9 классе.

В соответствии с образовательной программой учреждения в учебном плане школы на 2014/2015 учебный год на изучение биологии в 9 классе отведено -70 часов (35 учебных недели), из расчета 2 часа в неделю.

Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Раскрытие учебного содержания в курсе «Основы общей биологии» проводится по разделам и темам.

Содержание тем учебного курса


1 .Введение в основы общей биологии (3 ч)

Биология - наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

2.Основы учения о клетке (10ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология - наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы - неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторные работы. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клетки.

3.Размножение и индивидуальное развитие организмов

(онтогенез) (5 ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.

Лабораторные работы. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

4. Основы учения о наследственности и изменчивости (10ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы. Изучение изменчивости у организмов. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях.

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

(5 ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение II.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

6.Происхождение жизни и развитие органического мира (4 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемаягетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот - к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Учебные проекты: Происхождение жизни на Земле (теории и гипотезы).

7. Учение об эволюции(10 ч)

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов - результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе - видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторные работы. Приспособленность организмов к среде обитания.

Учебные проекты. Современные представления об эволюции органическогомира.

8. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Учебные проекты. Происхождение человека (теории и гипотезы).

9.Основы экологии (11ч)

Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов.

Лабораторные работы. Оценка качества окружающей среды.


  1. Заключение(1 ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения учащиеся (общеобразовательный профиль) должны:

Называть:

  • общие признаки живого организма;

  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; царств, типов и классов животных;

  • причины и результаты эволюции.

Приводить примеры:

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции;

  • природных и искусственных сообществ;

  • изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

  • наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород

  • животных.

Характеризовать:

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека, лишайника как комплексного организма;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

  • вирусы как неклеточные формы жизни;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

Обосновывать:

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

  • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

  • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.

Распознавать:

  • организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

  • клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

  • наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.

Сравнивать:

  • строение и функции клеток растений и животных;

  • организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;

  • семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы.

Применять знания:

  • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

  • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

  • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.

Делать выводы:

  • о клеточном строении организмов всех царств живой природы;

  • о родстве и единстве органического мира;

  • об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.

Наблюдать:

  • сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение

  • аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

  • результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.

Соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются:

  • устный опрос,

  • тестирование,

  • лабораторная работа,

  • письменная самостоятельная работа,

  • решение расчетной задачи.

  • проект по предмету.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по биологии

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • Обнаруживает полное понимание биологической сущности рассматриваемых понятий, законов, явлений и закономерностей, касающихся различных уровней организации живой материи, умеет подтвердить их конкретными примерами из практики сельскохозяйственного, промышленного производства и медицины, применить в новой ситуации и при решении биологических задач.

  • При ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу биологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов.

  • Умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отвешаемому вопросу.

  • Умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

  • Допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при помощи небольшой помощи учителя.

  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

  • Не приводит примеры практического использования материала.

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает

биологическую сущность рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, но при ответе:

  • Обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения биологических задач.

  • Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

  • Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:

  • выполнил работу в полном объеме, правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  • соблюдал требования техники безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если:

  • работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в ходе работы.

Оценка «3» ставится в том случае, если:

  • работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения опыта были допущены ошибки: в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил безопасности.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

  • работа не выполнена или выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Оценка письменных самостоятельных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок, рациональным способом и недочетов или имеющую не более одного недочета.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

  • не более одной грубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов;

  • задача решена нерациональным способом;

Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2 » ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму,

при которой может быть поставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Оценка тестовой работы

  • Оценка «5» - 91-100%.

  • Оценка «4» - 76-90%.

  • Оценка «3» - 51-75%.

  • Оценка «2 » - менее 50%.

Оценка умения решать расчетные задачи

Оценка «5» ставится в том случае, если в логических рассуждениях и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4» ставится в том случае, если в логических рассуждениях и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» ставится в том случае, если в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Оценка «2» ставится в том случае, если задача не решена или имеются существенные ошибки в логических рассуждениях и в решении.


Календарно-тематический план

Контроль успеваемости и качества ЗУН проводится в рамках обобщающих уроков по разделу.

КТП включает :

  • обобщающих уроков 9 ч.;

  • лабораторных, практических работ - 7 час.

Учебник Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - граф. - 2010. - 240с.


№ п/п

Тема урока

Дом.

Цели урока

Планируемые

сроки проведения

примечание

задание

результаты

план

факт

Раздел 1. Введение в основы общей биологии (3ч)

1.

Вводный инструктаж по ТБ. Биология - наука о живом мире.

§1

Изучить биологию как комплексную науку. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Знать: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

2.

Общие свойства живых организмов

§2

Изучить общие свойства живых организмов, уточнить основные биологические понятия.

Знать: общие свойства живых организмов. Уметь: сравнивать, объяснять, делать выводы.

3.

Многообразие форм живых организмов

§3

Расширить знания о многообразии форм живых организмов, о биосфере

Уметь: объяснять многообразие форм живых организмов

Раздел 2. Основы учения о клетке (10ч)


4.

Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

§4

Способствовать развитию знаний о становлении цитологии - науке изучающей клетку.

Знать: многообразие клеток, цитологию - науку о клетке. Уметь: сравнивать, узнавать, наблюдать, делать выводы.

5.

Химический состав клетки.

§5

Изучить химический состав клетки: органические и неорганические вещества.

Знать: химический состав клетки. Уметь: сравнивать, делать выводы.

6.

Белки и нуклеиновые кислоты

§6

Изучить специфические особенности строения и функций белков и нуклеиновых кислот.

Знать: уровни организации белка, особенности строения и функций РНК и ДНК. Уметь: сравнивать, узнавать, делать выводы.

7.

Строение клетки.

§7

Способствовать развитию знаний о строении растительной и животной клетки, их сходстве и различиях

Знать: отличительные особенности растительной и животной клетки. Уметь: работать с микроскопом, узнавать, сравнивать, делать выводы.

8.

Органоиды клетки и их функции. Лаб.раб №1. «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток». Инструктаж по ТБ.

§8

Изучить строение органоидов клеток эукариот и их функции на основе раскрытия мембранного принципа

Знать: строение органоидов клетки и их функцииУметь: узнавать, сравнивать, делать выводы

9.

Обмен веществ - основа существования клетки.

§9

Изучить особенности обмена веществ как основы существования клеток

Знать: пластический и энергетический обмен

Уметь: узнавать, сравнивать, делать выводы

10.

Биосинтез белков в живой клетке

§10

Изучить основной процесс метаболизма - биосинтез белков

Знать: этапы биосинтеза

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

11.

Биосинтез углеводов - фотосинтез.

§11

Сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма

Знать: фазы фотосинтеза

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

12.

Обеспечение клеток энергией

§12

Углубить и расширить знания об обмене веществ и превращении энергии

Знать: особенности клеточного дыхания

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

13.

Обобщение и систематизация знаний по разделу "Основы учения о клетке"

Обобщить и систематизировать знания по теме "Основы учения о клетке"

Устранить пробелы в знаниях по теме "Основы учения о клетке"

Обобщение

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)


14.

Размножение организмов.

§13

Способствовать формированию знаний о размножении как основном свойстве жизни

Знать: типы размножения организмов и их особенностиУметь: сравнивать, узнавать, делать выводы

15.

Деление клетки. Митоз Лаб.раб №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растений». Инструктаж по ТБ

§14

Изучит основное биологическое значение размножения, как поддержание постоянства клеточного состава

Знать: фазы митозаУметь: соблюдать ТБ,работать с микроскопом, сравнивать, делать выводы.

16.

Образование половых клеток. Мейоз.

§15

Способствовать расширению знаний о половом размножении на основе изучения мейоза

Знать: формы мейоза, значение мейоза в сравнении с митозом. Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

17.

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез.

§16

Изучить зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня покрытый корневым чехликом.

Значение зон в жизни растения

Знать: этапы онтогенеза с характеристикойУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы




18.

Обобщение и систематизация знаний по разделу "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

Обобщить и систематизировать знания по теме "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

Устранить пробелы в знаниях по теме "размножение и индивидуальное развитие организмов"

Обобщение

Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (10ч)

19.

Наука генетика. Основные понятия генетики.

§17, 18

Изучить историю развития генетики, вклад ученых в развитие генетики, основные понятия генетики, подчеркнуть роль окружающей среды в реализации генов

Знать: генетику - как науку, работы Менделя и др. ученых, основные понятия генетики. Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

20.

Генетические опыты Г. Менделя

§19

Раскрыть суть гибридологического метода изучения наследственности

Знать: опыты Менделя и основные законы

Уметь: решать генетические задачи

21.

Дигибридное скрещивание. Лаб.раб № «Решение генетических задач». Инструктаж по ТБ.

§20

Формировать понятие о дигибридном скрещивании

Знать: опыты Менделя, 3 закон, анализирующее скрещиваниеУметь: решать генетические задачи, используя решетку Пеннета

22.

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

§21

Формировать основные понятия хромосомной теории

Знать: понятия сцепления, кроссинговера и его значениеУметь: решать генетические задачи, используя решетку Пеннета

23.

Взаимодействие генов. Лаб.раб №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях». Инструктаж по ТБ.

§22

Формировать представление о генотипе как системе взаимодействующих генов

Знать: типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов

Уметь: решать генетические задачи,

используя решетку Пеннета










24.

Наследование признаков сцепленных с полом.

§23

Изучить способы определения пола, показать роль хромосом

Знать: типы определения пола, признаки сцепленные с поломУметь: решать генетические задачи, используя решетку Пеннета

25.

Наследственные болезни человека.

§24

Расширить знания о использовании достижений генетики в медицине, объяснить причины генетических болезней

Знать: генные аномалии и болезни, хромосомные болезниУметь: обеспечить генетическую безопасность

26.

Наследственная (генотипическая) изменчивость

§25

Расширить знания об изменчивости как важном свойстве организмов

Знать: особенности комбинативной и мутационной изменчивостиУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

27.

Другие типы изменчивости. Лаб.раб №5 «Изучение изменчивости у организмов».

Инструктаж по ТБ.

§26

Расширить знания об изменчивости организмов

Знать:модификационную и онтогенетическую изменчивостьУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

"

28.

Обобщение и систематизация знаний по разделу "Основы учения о наследственности и изменчивости".

Обобщить и систематизировать знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"

Устранить пробелы в знаниях по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости

Обобщение





Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)

29.

Генетические основы селекции организмов.

§27

Углубить знания о селекции организмов, сформировать знания об основных методах селекции.

Знать: методы селекции, понятия сорт, порода, штаммУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

30.

особенности селекции растений.

§28

Расширить знания о селекции растений, изучить основные методы селекции растений.

Знать: методы селекции растений, историю развития селекцииУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

31.

Центры многообразия происхождения культурных растений.

§29

Изучить центры происхождения культурных растений Н.И. Вавилова

Знать: основные центры происхождения культурных растенийУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

32.

Особенности селекции животных.

§30

Углубить знания о домашних животных, показать роль современных методов в селекционной работе

Знать: методы селекции животных и их значение

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

33.

основные направления селекции микроорганизмов.

§31

Изучить особенности селекции микроорганизмов и ее значение

Знать: роль биотехнологии, молекулярной гибридизации, клеточной инженерии для человекаУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4ч)

34.

Представление о возникновении жизни на Земле.

§32

Изучить развитие идей о происхождении мира на Земле

Знать: взгляды древних ученых на проблему возникновения жизни на Земле

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

Защита проектов Происхождение жизни на Земле (теории и гипотезы)

35.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

§33

Изучить современные представления о возникновении жизни на Земле

Знать: современные представления о возникновении жизни на ЗемлеУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

Защита проектов Происхождение жизни на Земле (теории и гипотезы)

36.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

§34

Сформировать представления о начальных этапах биологической эволюции

Знать: начальные этапы биологической эволюцииУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

37.

Этапы развития жизни на Земле.

§35

Изучить общий ход развития жизни на Земле. Выделить возникновения приспособлений организмов к наземному образу жизни

Знать: Эры и периоды, особенности флоры и фауны в разные периоды, понятия приспособленность и приспособленияУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

Раздел 7. Учение об эволюции (10ч)

38.

Идея развития органического мира в биологии.

§36

Формировать знания о взглядах на разнообразие живого в Античные времена и Средние века

Знать: основные взгляды древности на развитие живогоУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

39.

основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

§37

Изучит основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина

Знать: положения эволюционной теории Ч. Дарвина, движущие силы эволюции

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

40.

Результаты эволюции.

§37

Расширить знания учащихся о многообразии и относительной приспособленности организмов к среде

Знать: механизмы формирования приспособленности на основе наследственности и изменчивостиУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

41.

Современные представления об эволюции органического мира.

§38

Изучить современные представления об эволюции органического мира

Знать: современные представления об эволюции

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

Защита проектов Современные представления об эволюции органического мира

42.

Вид, его критерии и структура.

§39

Расширить знания о виде как основной структурной единице в системе организмов

Знать: вид, его критерииУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

43.

Процесс образования видов - видообразование.

§40

Способствовать развитию знаний о видообразовании

Знать: причины видообразованияУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

44.

Макроэволюция - результат микро эволюции.

§41

Способствовать развитию знаний о микро эволюции, раскрыть суть макроэволюции

Знать: суть микро эволюции и макроэволюции

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

45.

Основные

направления эволюции.

§42

Способствовать развитию знаний об основных направлениях эволюции

Знать: основные направления эволюции

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

46.

Влияние человека на процессы эволюции. Лаб.раб №6

« Приспособленность организмов к среде обитания». Инструктаж по ТБ

§43

Способствовать развитию знаний о влиянии человека на эволюцию

Знать: прямое и косвенное влияние на эволюцию

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

47.

Обобщение и систематизация знаний по разделу "Основные закономерности эволюции"

Обобщить и систематизировать знания по теме "Основные закономерности эволюции"

Устранить пробелы в знаниях по теме "Основные закономерности эволюции"

Раздел 8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч)

48.

Место человека в системе органического мира

§44

Способствовать развитию знаний о происхождении человека от животных

Знать: место человека в системе органического мираУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

49.

Доказательства эволюционного происхождения человека.

§45

Способствовать развитию знаний о становлении научных взглядов на происхождение человека

Знать: доказательства эволюционного происхождения человека

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

Защита проекта Происхождение человека (теории и гипотезы)

50.

Этапы эволюции вида Человек разумный.

§46

Изучить этапы эволюции вида Человек разумный

Знать: стадии развития человекаУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

51.

Биосоциальная сущность вида.

§47

Углубить знания об этапах антропогенеза, раскрыть биосоциальную сущность вида

Знать: современные особенности эволюции человекаУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

52.

Человеческие расы, их родство и происхождение.

§48

Показать полиморфность вида Человек разумный, сформировать знания о расах.

Знать: расы современного человека, адаптивные свойства расУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

53.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

§49

Определить новое место и роль человека в биосфере

Знать: влияние человека на биосферуУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

Раздел 9. Основы экологии (11ч)

54.

Среды жизни и экологические факторы.

§50

Способствовать развитию знаний об экологически факторах и средах жизни.

Знать: среды обитания организмов и их особенностиУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

55.

Закономерности действия факторов среды на организм.

§51

Познакомить учащихся с существованием общих законов действия факторов среды на организм

Знать: закон оптимума, закон совместного действия, закон незаменимости факторовУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

56.

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

§52

Способствовать развитию знаний о приспособленности организмов к влиянию факторов среды

Знать: приспособленность организмов к влиянию факторовУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

57.

Биотические связи в природе.

§53

Способствовать развитию знаний о биотических связях в природе

Знать: типы биотических связей и их особенности

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

58.

Популяция как форма существования видов в природе.

§54

Способствовать развитию знаний о популяциях как особых надорганизменных системах

Знать:групповые, количественные и экологические характеристика популяций

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

59.

Функционирование популяций и динамика ее численности в природе.

§55

Способствовать развитию знаний о динамических характеристиках популяций

Знать: динамические характеристики популяций

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

60.

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

§56

Способствовать развитию знаний о биоценозах

Знать: понятия биоценозы, биотопы, виды-эдификаторы и их значениеУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

61.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

§57

Способствовать развитию знаний о биогеоценозе и экосистеме

Знать: характеристику биогеоценоза и экосистемы

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

62.

Развитие и смена биогеоценозов.

§58

Способствовать развитию знаний о биогеоценозах как саморегулирующих и саморазвивающихся биосистемах

Знать: причины и виды сукцессийУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

63.

Основные законы устойчивости живой природы.

§59

Способствовать развитию знаний о механизмах устойчивости живой природы

Знать: механизмы устойчивости биосистем

Уметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

64.

Рациональное использование природы и ее охрана. Лаб.раб №7 «Оценка качества окружающей среды». Инструктаж по ТБ

§60

Способствовать развитию знаний о рациональном использовании природы и ее охране

Знать: рациональное природопользованиеУметь: объяснять, сравнивать, делать выводы

Повторение (5ч)

65.

Повторение по курсу "Основы общей биологии"

Повторить

Повторить основные понятия по разделу "Основы общей биологии"

Устранить пробелы в знаниях по разделу "Основы общей биологии"

66.

Повторение по курсу "Основы общей биологии"

Повторить

Повторить основные понятия по разделу "Основы общей биологии"

Устранить пробелы в знаниях по разделу "Основы общей биологии"

67.

Повторение по курсу "Основы общей биологии"

Повторить

Повторить основные понятия по разделу "Основы общей биологии"

Устранить пробелы в знаниях по разделу "Основы общей биологии"

68.

Повторение по курсу "Основы общей биологии"

Повторить

Повторить основные понятия по разделу "Основы общей биологии"

Устранить пробелы в знаниях по курсу "Основы общей биологии"

69.

Итоговый урок по курсу "Основы общей биологии""

Повторить

Обобщить и систематизировать знания по курсу "Основы общей биологии"

Устранить пробелы в знаниях по разделу "Основы общей биологии"

Заключение (1ч)


70.

Заключение


Рабочая программа по биологии 9 класс Биология


© 2010-2022