- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по элективному предмету Ботаника
Рабочая программа по элективному предмету Ботаника
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рыбина И.В. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрена Утверждаю Рекомендована
на заседании ШМО приказом диретора к утверждению МС
протокол №_____ МБОУ «СОШ № 3» протокол №______
от «___»_______20 г. №___ «____»_____20 г от «___»_______20 г
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
г. Моршанска
Тамбовской области
Рабочая программа
элективного учебного предмета ботаника
агротехнологический профиль
для 10 класса «Б»
на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа на 2014-2015 учебный год разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённой приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783;
- Приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Законом Тамбовской области от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями);
- Законом Тамбовской области от 04.06.2007 №212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
- Приказом МОиН РФ от 31 марта 2014 г. № 253г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Примерной программы среднего общего образования по биологи и (профильный
уровень)
- Программы МиЧГАУ агрономического факультета
Сведения о программе
Элективный учебный предмет «Ботаника» предназначен для учащихся 10 класса агротехнологического профиля средних школ. Рабочая модифицированная программа составлена на основе программы МиЧГАУ агрономического факультета учебной дисциплины «Ботаника» (Мичуринск - Наукоград 2010 г., Составители: Усова Г. С, доктор с.х. наук,; Иванова И. А., канд.с.х. наук, ;Титова Л. В., канд.с.х. наук, Кирина И. Б., канд.с.х. наук)
Цели: углубление и систематизация цитологических и гистологических, морфологических, геоботанических знаний по ботанике с целью освоения микроскопического строения клетки, тканей и органов растений, определения растений на базе сформированных понятий обшей биологии
Задачи:
1. формирование системы теоретических знаний и практических умений в области ботаники
2. владение информацией о разнообразие и эволюции растительного мира; о значение и использование растений
3. понимание принципов внешнего морфологического и внутреннего анатомического строения растений;
Место и роль элективного учебного предмета
Курс ботаники в школе изучают в 6 классах, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, с основами генетики, цитологии, эволюции, экологии. В связи с этим многие вопросы, знание которых является обязательным для абитуриентов, в основной школе рассматриваются упрощенно. Особую сложность для учащихся при подготовке к вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, первичного и вторичного строения стебля и корня, циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений. Это связано с тем, что в 6 классах учащиеся еще не владеют знаниями о половом и бесполом размножении, о чередовании поколений, отсутствуют необходимые базовые знания по другим предметам. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники. При подготовке к единому государственному экзамену и конкурсным экзаменам в вузы учащимся для ответа на вопросы по разделу «Ботаника» необходимо использовать знания курса общей биологии .Элективный учебный предмет «Ботаника» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов. Направлен на формирование полных и четких знаний по морфологии, анатомии растений, систематике грибов, водорослей, высших споровых, голосеменных и покрытосеменных растений, основ экологии растений.
Сведения о количестве часов
Элективный учебный предмет « Ботаника» рассчитан на 35 часов в 10 классе, 1 час в неделю, в том числе лекций-20, практических работ-5, семинаров-4, зачет (дифференцированный) -2.
Формы организации образовательного процесса
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Для изучения предмета «Ботаника» применяются классические типы уроков: уроки-лекции, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, защита проектов. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
Технологии обучения
В основе осуществления целей образовательной программы используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде. Одним из условий формирования компетенций является - внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Виды и формы контроля
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за полугодие (дифференцированный зачёт, реферативные работы);
- аттестация по итогам года(дифференцированный зачёт);
Планируемый уровень подготовки учащихся
Результаты изучения элективного учебного предмета «Ботаника» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.
Информация об используемом учебнике
Программа реализуется с помощью уроков- лекций на основе учебников:
-
Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., СеребряноваТ.И., Шорина Н.И. Ботаника. М.: Высшая школа, 1990.
-
Жуковский П.М. Ботаника. М.: Колос, -1982.
Содержание программы
Введение 1 час
Предмет ботаники. Краткая история ботаники. Разделы ботаники. Значение растений в природе и жизни человека. Принципы биологической классификации. Отличительные признаки растений.
Тема 1. Растительная клетка 8 часов
Клетка - структурная и функциональная единица живой материи. История изучения клетки. Основные особенности растительной клетки. Форма и величина клеток. Протопласт, его производные. Цитоплазма, её физико-химические свойства. Цитоплазма, как структурная система. Понятие об элементарной мембране. Классификация органелл по наличию мембран. Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции. Пластиды - органеллы зеленых растений, их субмикроскопическое строение, пигменты пластид.
Ядро, его физико-химические свойства и строение. Форма, число и размеры ядер. Функции ядра. Производные протопласта, их практическое использование.
Деление клетки. Митоз. Амитоз, мейоз. Их биологическое значение
Практические работы: Движение цитоплазмы в листе элодеи. Пластиды.
Тема 2. Растительные ткани 4 часа
Понятие о тканях. Классификация и строение тканей, их функции. Использование тканей в качестве пищевого, кормового и технического сырья.
Практические работы : Покровные и механические ткани.
Тема 3. Закономерности строения вегетативных репродуктивных органов 17 часов
Корень, его функции. Типы корневых систем, первичное и вторичное строение корня. Зоны корня, метаморфозы корня, их значение. Микориза. Клубеньки.
Побег, его строение. Понятие о побеге. Рост и развитие побега. Листорасположение. Типы ветвления стебля. Метаморфозы побега.
Стебель. Функции стебля, классификация стеблей. Анатомия стебля. Понятие о стелярной теории. Первичное и вторичное строение стеблей. Строение стеблей однодольных и двудольных травянистых растений (пучковое, непучковое, переходное). Строение стеблей древесных, голосеменных и двудольных растений. Возрастные изменения в стебле древесного растения. Использование древесины.
Лист, его функции. Части листа. Классификация листьев. Жилкование. Гетерофиллия. Листовая мозаика. Метаморфозы листа. Микроскопическое строение листьев двудольных и однодольных растений, хвоинки. Зависимость строения листьев от экологических условий. Листопад.
Цветок, его части, симметрия, типы завязи. Примитивные и прогрессивные признаки цветка. Формулы и диаграммы цветков. Растения однодомные и двудомные.
Андроцей. Строение тычинки, микроспорогенез и микрогаметогенез.
Гинецей, классификация. Строение пестика, семязачатков, типы завязи и семязачатков. Мегаспорогенез и мегагаметогенез.
Онтогенез цветка. Цветение. Растения монокарпики и поликарпики. Соцветия, строение, классификация, значение. Опыление, само- и перекрестное опыление. Приспособления к само- и перекрестному опылению.
Оплодотворение. Сущность двойного оплодотворения. Плоды (строение, развитие и классификация плодов). Развитие, строение и типы семян. Прорастание семян. Покой семян, сохранение всхожести. Апомиксис. Полиэмбриония. Значение плодов и семян.
Практические работы:
Морфология и метаморфозы побега. Типы ветвления.
Морфология и метаморфозы листа. Листорасположение.
Строение, типы плодов и семян.
Тема 4. Размножение, жизненные циклы растений 5 часов
Понятие о размножении, значение размножения. Размножение: бесполое, вегетативное, половое. Значение вегетативного размножения в природе и агрономической практике. Культура тканей. Понятие о клоне.
Бесполое размножение. Спорогенез. Типы спор. Равноспоровые и разноспоровые организмы.
Половое размножение, гаметогенез. Типы полового размножения.
Чередование поколений и смена ядерных фаз в цикле развития растений.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название разделов курса
Всего часов
Лекц.
Практ.
Сем.
Зачет
(дифференц.)
Введение
1
1
Растительная клетка.
8
5
1
1
Растительные ткани
4
1
1
1
1
Вегетативные и репродуктивные органы
17
10
3
1
Размножение, жизненные циклы растений
5
3
1
1
6.
Итого
35
20
5
4
2
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса «Ботаника» ученик должен
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
уметь:
- объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию растений
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов ; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов,
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
- выращивания и размножения культурных растений.
Литература и средства обучения
По всем разделам - уроки лекции
1. Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., СеребряноваТ.И., Шорина Н.И. Ботаника. М.: Высшая школа, 1990.
2. Жуковский П.М. Ботаника. М.: Колос, -1982.
Дополнительная литература:
3. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 2003.
4. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. - Санкт-Петербург, Изд-во: СПХФА, 2003.
4. Губанов И.А., Киселев К.В., Новиков B.C., Тихомиров В.Н. Определитель сосудистых растений центра европейской России. Изд. 2-ое, дополненное и переработанное. М.: Аргуз, 1995.
5. Жизнь растений. Т.1-6. М.: Просвещение 1974 - 1982.
6. Маевский П.Ф. Флора средней полосы европейской части СССР. Л.: Колос, 1965.
7. Суворов В.В и др. Пособие к учебной практике по ботанике. М.: 1982.
8.. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники. Ч. 1,2. М.: Высшая школа, 1989.
9. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1989.
10. Хржановский В.Г., Викторов С.В., Литвак П.В., Родионов Б.С., Родман Л.С. Ботаническая география с основами экологии растений (1-ое изд. перераб, и доп.), М.: Колос, 1994.
№ n/n
Название раздела
Тема урока
Количество часов
Дата прохождения темы, раздела
Дата фактическая
Виды, формы контроля
Введение
1
1
Предмет ботаники.
1
Растительная клетка
8
2
Клетка - структурная и функциональная единица живой материи
1
3
Основные особенности растительной клетки.
1
Индивид.опрос
4
Протопласт, его производные.
1
5
Понятие об элементарной мембране.
1
6
Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции.
1
Индивид.опрос
7
Строение клетки. П/р 1 «движение цитоплазмы. Пластиды в клетках листа элодеи».
1
п/р
8
Ядро, его физико-химические свойства и строение.
1
Фронтальный опрос
9
Обобщение по теме: растительная клетка.
1
Тестир-е
Растительные ткани
4
10
Понятие о тканях. Классификация и строение тканей, их функции
1
11
Использование тканей в качестве пищевого, кормового и технического сырья.
1
Фронтальный опрос
12
П/р 2 «Покровные и механические ткани»
1
п/р
13
Зачетная работа по теме « Клетка. Ткани».
1
Дифференц.зачет
Вегетативные и репродуктивные органы
17
14
Вегетативные органы растений.
1
15
Корень, его функции. Типы корневых систем, первичное и вторичное строение корня.
1
Фронтальный опрос
16
Побег, его строение. Рост и развитие побега. Метаморфозы побега.
1
Фронтальный опрос
17
П/р 3 « Морфология и метаморфозы побега. Типы ветвления.»
1
п/р
18
Стебель. Функции стебля, классификация. Первичное и вторичное строение стеблей.
1
19
Строение стеблей однодольных и двудольных травянистых растений (пучковое, непучковое, переходное).
1
Индивид.опрос
20
Строение стеблей древесных, голосеменных и двудольных растений.
1
Индивид.опрос
21
Лист, его функции.
П/р 4 «Морфология и метаморфозы листа. Листорасположение»
1
22
Микроскопическое строение листьев двудольных и однодольных растений, хвоинки.
1
устный опрос
23
Андроцей. Строение тычинки, микроспорогенез и микрогаметогенез.
1
Индивид.опрос
24
Гинецей, классификация. Строение пестика, семязачатков. Мегаспорогенез и мегагаметогенез.
1
25
Репродуктивные органы растений Цветок, его части, симметрия, типы завязи.Соцветия.
1
устный опрос
26
Соцветия, строение, классификация, значение.
1
п/р
27
Опыление, само- и перекрестное опыление. Приспособления к само- и перекрестному опылению.
1
28
Сущность двойного оплодотворения
1
29
Плоды, семена ,строение, развитие и классификация . П/р 5 «Строение, типы плодов и семян»
1
30
Обобщение по теме: Вегетативные и репродуктивные органы
1
зачет
Размножение. Жизненные циклы растений.
5
31
Значение размножения. Размножение бесполое, вегетативное, половое.
1
32
Бесполое размножение. Спорогенез. Типы спор. Равноспоровые и разноспоровые организмы. Половое размножение, гаметогенез.
1
устный дифференцированныйопрос
33
Половое размножение, гаметогенез.
1
дифференцированная работа
34
Чередование поколений и смена ядерных фаз в цикле развития растений.
1
35
Зачетная работа по курсу ботаники
1
.дифференц.работа.