• Преподавателю
  • Биология
  • Исследовательский проект Здоровьесберегающие технологии при преподавании биологии в современной школе

Исследовательский проект Здоровьесберегающие технологии при преподавании биологии в современной школе

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательский проект

«Изучение режима питания школьников и освещенности школьных кабинетов МКОУ СОШ №1 с.п. Нартан Чегемского района КБР»

Извечные вопросы о питании - как, когда, сколько и что мы едим - интересует, наверно, каждого человека, потому что здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и др.

Ситуация со здоровьем детей и школьников в Кабардино- Балкарии, как и в целом по России, продолжает оставаться главной стратегической проблемой национальной безопасности. Анализ показал, что общая заболеваемость детей до 14 лет за последние 5 лет возросла почти на 10 %. Происходящие в обществе процессы особенно болезненно сказываются на детях. С каждым годом увеличивается количество социально незащищенных категорий детей, нуждающихся в государственной поддержке. Для растущего организма чрезвычайно важно рациональное питание.

В последнее время в магазинах и на рынках появилось большое количество самых разнообразных продуктов питания. В этих условиях все чаще задумываешься над тем, какие продукты питания мы покупаем и потребляем.

Наше здоровье - самое ценное, что у нас есть. Нужно заботиться о себе уже сейчас, ведь многие болезни - результат неправильного питания. Поэтому нашу исследовательскую работу мы посвятили теме питания и поставил цель:

Выявить факторы правильного питания для сохранения здоровья.

Для этого поставлен ряд задач:

  1. Провести антропометрические исследования

  2. Оценить здоровье и образ жизни учащихся

  3. Проанализировать режим и качество питания школьников.

  4. Изучить осведомленность учащихся о применении пищевых добавок в продуктах питания.

  5. Проанализировать продукты питания наиболее широкого потребления на наличие в них пищевых добавок, а так же предложить рекомендации по улучшению здоровья и коррекции режима питания и образа жизни.

Материал для данной исследовательской работы был получен при исследовании учащихся 8 классов нашей школы.

Каждый человек должен знать: сколько он весит, и как соотносится эта величина с нормальной массой тела. Это одно из основных требований культуры питания, поскольку значительное увеличение или уменьшение массы тела можно рассматривать как сигнал бедствия. Исходя из этого, мы провели исследования физического развития школьников в соответствии с возрастными нормами. Среди обследуемых учеников гармонично развитых всего 50%.

Особенно хочется отметить роль белков в подростковом возрасте. Они служат основным материалом для построения клеток и тканей организма в период роста

Данные анкетирования показывают, что мясные блюда часто едят всего 57%. Это показывает, что далеко не все подростки получают нужное количество белка животного происхождения, а именно животные белки являются полноценными.

Так же для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма очень важное значение имеют витамины, которые повышают физические и умственные способности человека, способствуют укреплению иммунитета.

Витаминами богаты свежие овощи и фрукты. Вот мы и решили посмотреть получают ли их в своем рационе наши обследуемые. Анкетирование проводили в ранне - осенний и позднее - осенний периоды. Оказалось, что если в ранне - осенний период учащиеся получают в достаточном количестве овощей и фруктов, то уже через два месяца их кол-во сильно уменьшилось, а именно в этот период многие учащиеся страдают гиповитаминозами.»' ..

При недостатке витаминов медики рекомендуют принимать витаминные препараты. Среди обследуемых учащихся всего 17% принимают витаминные препараты.

Известно так же, что одним из важных принципов рационального питания является правильно организованный режим питания. Следующий этап нашей работы заключался, в выяснении соблюдают ли ученики режим питания. Анкетирование проводили в 2 этапа: в начале сентября и в середине ноября. По опросу узнали, сколько учеников завтракает, обедают и вовремя ужинают.

По результатам можно сделать вывод, что число учащихся, которые уходят из дома без завтрака, в течение даже 1-ой четверти сильно увеличилось. Ребята предпочитают подольше поспать

В школьной столовой кушают только 43% уч-ся регулярно

Оказалось, что 62% обедает всегда, и 16% вообще не обедает по разным причинам, довольствуясь перекусами. Мы выяснили когда ужинают ученики. Оказалось, что 28% - всегда в разное время

Всё это говорит о беспорядочном приеме пищи, длительных перерывах в еде, с последующей, массивной пищевой нагрузкой, торопливой еде, перекусывании на ходу. Это является причиной нарушения деятельности желудка и кишечника, а также ведёт к другим различным заболеваниям. Именно это мы подтвердили при анализе школьных медицинских карт.

Экологичность продукта все больше интересует потребителей. Каждый здравомыслящий человек в праве требовать ответа: а насколько токсичен, не снабжен ли иными вредными свойствами встречаемый товар'

Российские эксперты пищевой продукции установили, что из 34 наименований продуктов питания, которые чаще всего покупают подростки:

  • 25% продуктов содержат канцерогены, которые вызывают злокачественные опухоли;

  • 40%о продуктов содержат добавки, которые вызывают заболевания желудочно- кишечного тракта

  • 17% продуктов содержат пищевые добавки, которые вызывают болезни печени и почек;

  • 17%тродуктев содержат опасные по ряду причин пищевые добавки;

-25% продуктов содержат пищевые добавки, которые не разрешены в России.

Получив такую пугающую информацию, мы решили узнать, насколько наши учащиеся информированы о пищевых добавках. Провели анкетирование в классах старшего звена, которое показало, что большинство знают о наличии пищевых добавок в продуктах питания. Однако очень немногие умеют получить информацию о продукте по этикетке.

Рассмотрим эти факторы по отдельности. Сидячее положение

Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей - сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах. Следствием этого может быть геморрой и простатит, т.е. заболевания, при которых требуется длительное и малоприятное лечение. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Электромагнитное излучение

Вопрос о воздействии электромагнитного излучения (ЭМИ) на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных статей. Результаты исследований свидетельствуют о вредном влиянии ЭЦИ всех диапазонов длин волн на организм человека. Современные мониторы с кинескопами, а тем более жидкокристаллические мониторы, стали гораздо безопаснее для здоровья, чем мониторы десятилетней давности. Однако во всех случаях остается неэкранируемое низкочастотное ЭМИ от электродвигателей, трансформаторов и т.д., эффекты которой в настоящее время прогнозировать ученые не могут. Но они предостерегают, что в некоторых случаях это ЭМИ может приводить к таким изменениям состояния организма, при которых он становится более уязвимым для вредных факторов другой природы, например ксенобиотиков, вирусов и т.п.

Перегрузка суставов кистей рук

В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущения слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. В докомпьютерную эру профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших различные бумаги, был карпальный туннельный синдром (КТС). К сожалению КТС поражает людей и других профессий. Чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств - вот далеко не полный перечень профессий, предрасполагающих к развитию КТС.

Каковы причины возникновения КТС?

Это и генетическая предрасположенность, и заболевания суставов, и нарушения обмена веществ, и изменения гормонального фона, травмы кисти и предплечья. Но главная причина - длительная однообразная и неправильная работа кистями и пальцами рук. В наше время от КТС сильно страдают пользователи ПК, которые по многу часов совершают однообразные мелкие движения руками.

Основная задача привлечении больных КТС - добиться уменьшения давления на нервные окончания на ранних стадиях болезни это достигается терапевтическими методами. В более тяжелых случаях может понадобиться оперативное вмешательство -рассечение фиброзного канала, ревизия нерва. Операция не опасная и эффективная, в большинстве случаев приводящая к/полному восстановлению функции поврежденного нерва.

Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС. достаточно следовать несложным рекомендациям по организации своего рабочего места и режима работы, в частности каждый час/делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кист/ей рук.

Например, 68%) не знали, что пищевые добавки обозначаются буквой Е., 81% опрошенных учащихся не знал о том, есть запрещенные и те, которые могут вызвать какие-либо заболевания. ;

Проанализировав этикетки мы выявили, что очень много встречается добавок, вызывающих заболевания пищеварительного тракта. - I

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

  1. Гармонично развитых подростков всего 50%. Это мы связываем с тем, что учащиеся не получают должного кол-ва и качества продуктов питания

  2. Количество патологий у учащихся растет из года в год. Одно из условий влияющих на это - несоблюдение режима питания.

  3. Для большинства детей отсутствует возможность оздоровления и отдыха в летнее время.

  4. В магазинах нашей республики часто можно встретить продукцию, которая не отвечает международным стандартам качества.

  5. Учащиеся, хотя и слышали о существовании пищевых добавок, конкретной информацией пользоваться не умеют, а потому покупают часто продукты, содержащие пищевые добавки, которые оказывают отрицательное воздействие на организм.

В связи с этим рекомендуем:

  1. Принимать пищу не ранее, чем через 3-3,4 ч. и не позже 4-4,5 ч. после предыдущего приема. Предложили примерный режим питания школьникам.

  2. В рацион питания школьников необходимо включать мясные, рыбные и другие богатые белками продукты в первую половину дня. Следует широко включать в рацион салаты из свежих овощей и разнообразные свежие фрукты. Учитывая это, предложили примерное меню для учащихся 12-17 лет.

  3. Предложили администрации школы ввести в школьное питание больше продуктов, содержащих белки животного происхождения и витамины, а также увеличить количество учащихся на льготные завтраки.

  4. Покупателям продуктов питания необходимо обращать внимание на букву Е с индексом

  5. Представителям власти (СЭС, администрации) информировать население о пищевых добавках в продуктах питания, так как рациональное и безопасное питание - это благополучие и здоровье человека.

Всем нам необходимо осознать важность проблемы собственного питания и принимать меры предосторожности при потреблении пищи

КОДЫ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК

Наименование

Код

1

Запрещенные

Е103,105,111,121,123,125,1526,130,152





Рассмотрим эти факторы по отдельности.

Сидячее положение

Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей - сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою

Исследовательский проект 1

«Изучение режима питания школьников и освещенности школьных кабинетов МКОУ СОШ №1 с.п. Нартан Чегемского района КБР» 1

Каковы причины возникновения КТС? 5

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы: 6

В связи с этим рекомендуем: 7

Каковы причины возникновения КТС? 10

Методика исследования 11

Выводы. 13

Тема проекта: Зрение и осанка- основные составляющие 14

физического здоровья человека. 14

Факторы. влияющие на сохранение зрения учащихся 14

Тема проекта: Изучение влияния компьютера на физическое развитие школьников 22

Заключение. 23

мониторы с кинескопами, а тем более жидкокристаллические мониторы, стали гораздо безопаснее для здоровья, чем мониторы десятилетней давности. Однако во всех случаях остается неэкранируемое низкочастотное ЭМИ от электродвигателей, трансформаторов и т.д., эффекты которой в настоящее время прогнозировать ученые не могут. Но они предостерегают, что в некоторых случаях это ЭМИ может приводить к таким изменениям состояния организма, при которых он становится более уязвимым для вредных факторов;

другой природы, например ксенобиотиков, вирусов и т.п. |

Перегрузка суставов кистей рук

В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущения слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. В докомпьютерную эру профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших1 различные бумаги, был карпальный туннельный синдром (КТС). К

сожалению КТС поражает людей и других профессий. Чертежники, секретари, музыканты,!

водители, рабочие конвейерных производств - вот далеко не полный перечень профессий, предрасполагающих к развитию КТС.

Каковы причины возникновения КТС?

Это и генетическая предрасположенность, и заболевания суставов, и нарушения обмена

веществ, и изменения гормонального фона, травмы кисти и предплечья. Но главная|

причина - длительная однообразная и неправильная работа кистями и пальцами рук. В

наше время от КТС сильно страдают пользователи ПК, которые по многу часов совершают

однообразные мелкие движения руками.

Основная задача привлечении больных КТС - добиться уменьшения давления на

нервные окончания на ранних стадиях болезни это достигается терапевтическими

методами. В более тяжелых случаях может понадобиться оперативное вмешательство

-рассечение фиброзного канала, ревизия нерва. Операция не опасная и эффективная, в

большинстве случаев приводящая к полному восстановлению функции поврежденного |

нерва.

1Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС. достаточно следовать несложным рекомендациям по организации своего рабочего места и режима работы, в частности каждый час/делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кист/ей рук.

  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой;

  • хорошее самочувствие или эйфория от предвкушения «общения» с компьютером; нежелание и даже невозможность «оторваться» от него ни на минуту.

Методика исследования

Анкетирование было проведено среди учащихся 1-11-х классов. Опрошено 495 школьников.

Анкета

  1. Есть ли у вас дома компьютер?

  2. Умеете ли вы работать на компьютере?

  3. В каком возрасте вы начали работать на компьютере?

  4. Сколько часов в день в среднем вы проводите за компьютером?

  5. Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?

  6. Играете ли вы в компьютерные игры?

  7. Сколько времени проводите за компьютерной игрой?

  8. Легко ли вы отрываетесь от игры?

  9. Есть ли у вас постоянное желание играть?

  10. Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?

  11. Что вас больше интересует: компьютер или чтение книги?

  12. Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?

  13. Делаете ли вы гимнастику для глаз?

  14. Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?

  15. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?

  16. Посещаете ли вы игровые залы?

  17. Сколько времени вы проводите в игровом зале?

  18. Как часто вы проводите гимнастику для глаз?

  19. В какие игры вы любите играть?

| 20. Как вы думаете, какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?

Анализ результатов

По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 47% учащихся имеют дома компьютер;

85%о умеют работать на нем, при этом 8% учащихся начали работать на компьютере с 4-5 лет,

32,5%) - с 6-9 лет, 33%-с 10-12 лет, 21,5%)-с 13-14 лет. 5% - с 15-16 лет.

Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 2-3 ч в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 3 ч/63,4%.

В компьютерные игры играют 70% учащихся, постоянно играют 68,6%. от 4 до 10 ч в день

  • 12% и от 6 до 10 ч - 6,1%. О постоянном желании играть в компьютерные игры сообщили 15,5% учеников. Существенно, что 96 учеников (22%) любят игры, в которых присутствуют террор и насилие, а 10% учащихся играют на компьютере в карты.

Среди опрошенных /29 учащихся (36%) заявили, что им трудно оторваться от компьютерной игр л. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости.

К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:

  • ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;

  • провел хотя бы одну ночь у компьютера;

  • прогулял школу - сидел за компьютером;

  • приходит домой и. сразу садится за компьютер;

  • забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);

  • пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;

  • конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Около 23% (100 чел.) ответили, что они посещают игровые залы, где проводят от 0.5 до 10 ч, 4,9% учащихся - от 3 до 10 ч в день. Это тоже указывает на то, что появилась зависимость от компьютера.

Компьютер предпочли спорту 183школьника (35,5%), а общению с другом 13.3%; 45,4% учащихся выбрали чтение книги и 83,7% прогулку вместо компьютера; 81 ученик (18,6%) ответил, что непосредственному общению они предпочитает общение через компьютер.

Нарушения зрения наблюдаются у 35% учащихся.

Выводы.

Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.

Из данных медосмотров по школе видно, что у детей обучающихся в 1 классах, к концу учебного года состояние зрения ухудшается в 2 раза, а к 5 классу до 5% имеют проблемы со зрением. К концу обучения в школе доля здоровых детей составляет не более 10% - частота нарушения органов зрения увеличивается в 4,5 раза. Наиболее ранимые возрастные группы школьников - дети первых двух лет обучения и дети в возрасте 10-12 лет. Это связано со школьной нагрузкой и периодом полового созревания, т.е. периодом создания и формирования функциональных, биологических систем организма.

Тема проекта: Зрение и осанка- основные составляющие

физического здоровья человека.

Факторы. влияющие на сохранение зрения учащихся

Исследования ученых-гигиенистов показывают, что уровень освещенности оказывает значительное влияние на работоспособность и состояние зрительной функции. В нашей школе многие учащиеся имеют проблемы со зрением Актуальность: число детей с дефектами зрения стремительно возрастает от младших классов, к старшим.

Гипотеза: Так как на работоспособность и состояние зрительной функции влияет уровень освещённости, то чтобы понять причины потери зрения, надо проанализировать освещённость школьных аудиторий и найти пути решения этой проблемы.

В силу этого тема нашей работы «Исследование влияния освещённости на здоровье школьников».

Объект исследования: освещение школьных аудиторий и коридоров. Предмет исследования: влияние освещённости на здоровье школьника. Цель исследования: выработать рекомендации сохранения здоровья школьников на основе изучения освещённости школьных

Свет - важная составляющая многих Технических устройств. Свет излучают различные освежители, проекторы и лазеры. Фотоаппараты, кино- и видеокамеры преобразуют свет, идущий от предмета, в изображение, которое можно сохранить. Светящиеся экраны телевизоров, осциллографов, и дисплеи компьютеров, сотовые телефоны дают возможность увидеть информацию, закодированную в форме электрических сигналов. Свет- это источник жизненно важной информации. Без света было бы невозможно развитие жизни на Земле. По результатам опроса учащихся 8-11 классов более 3 часов в день за ПК проводят 54% учащихся, при этом только 13% пользуются дополнительным освещением. Из данных медицинского работника 11% детей имеют дефекты зрения, при этом, только 3% учащихся носят очки или контактные линзы, в связи с этим к старшему классу у таких детей зрение становится ещё хуже. Также почти 85% учащихся предпочитают смотреть телевизор без освещения, длительное время 'игр (62%) на сотовых телефонах является дополнительным источником нагрузки на глаза.

Из-за постоянного напряжения глаз во время работы, плохой освещённости возникает зрительное утомление, что проявляется в снижении зрения, слезливости глаз, появляется нечёткое, «размытое» изображение, резь в глазах, снижается внимание и качество работы.

В школе, где глаза испытывают особенно тяжелую нагрузку, совершенно недопустимо, если' контраст между шрифтом и листом недостаточен и если шрифт слишком' мал. Самым неблагоприятным обстоятельством, затрудняющим чтение в школе, является несоответствующее освещение.

Из анализа литературы и проведённых экспериментов, рассмотрев несколько помещений нашей школы, пришли к выводу, что не полностью соблюдается санитарно-гигиенические требования освещения помещений. Следовательно, необходимо:

  • поставить более мощные лампы и менять вовремя перегоревшие;

  • заменить лампы накаливания лампами дневного света;

  • установить дополнительное освещение над доской;

  • как минимум 4-6 раз в год мыть плафоны и оконные стёкла

для леворуких детей использовать дополнительный источник света, учителям учитывать посадку таких детей;

-для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений использовать: стеклопакеты, установить автоматические системы регулирования освещения в классах.

- учащихся ознакомить с нормами освещения и оптимальными нагрузками на глаза в соответствии санитарно гигиеническим требованиям; не работать с предметами имеющими большую контрастность;

-не использовать глянцевую бумагу для работы и регулярно выполнять гимнастику для глаз

Одной из причин снижения успеваемости учащихся может явиться ухудшение у них зрения. Когда школьник начинает плохо видеть вдаль, то, списывая с доски, он не может достаточно ясно разглядеть буквы или цифры и делает ошибки. Стараясь, гак можно лучше разглядеть написанное на доске, учащийся напрягает зрение, что естественно, ведет к более быстрому утомлению и ослаблению восприятия урока. В результате этого школьник начинает хуже учиться.

Большой проблемой является неправильная осанка школьника.

Сильное искривление позвоночника уродует ребенка, отрицательно сказывается на, его физическом развитии: сужается грудная клетка и ухудшается работа органов дыхания. Школьник с искривлением позвоночника слабее здоровьем, чем его сверстники.

В связи с все более интенсивным развитием общества возрастает поток информации, знание которой играет большую роль в жизни человека. Все больше времени приходиться проводить сидя за столом или компьютером. Неправильная же поза у детей во время длительных занятий может способствовать развитию сколиоза. Неравномерная нагрузка на позвоночник и мышц спины утомляет и ослабляет их. В дальнейшем возникает изменение связи позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление позвоночника. Сколиоз у детей может быть так же следствием перенесенного тяжелого рахита. Сколиоз у взрослых может развиться в результате асимметричных длительных нагрузок на мышцы спины, связанных с профессией человека (скрипачи, носильщики, швеи). В этих случаях искривление развивается медленно и редко достигает такой степени как в детском возрасте. Часто встречаются и другие формы искривления позвоночника: лордоз и кифоз. Лордоз обычно развивается в поясничной области. Он возникает вследствие неправильной осанки, как компенсаторное искривление при патологическом кифозе (напр., горб) при некоторых заболеваниях позвоночника и тазобедренных суставов, сопровождающихся сгибательными контрактурами. Кифоз развивается преимущественно в грудном отделе Позвоночника, но при различных патологических процессах (туберкулез, рахит, переломы) может развиться и в других отделах позвоночника.

Целью нашего исследования было изучение состояния зрения и осанки у учащихся 6-7 х классов.

В ходе исследования проведены следующие мероприятия:

  1. Анкетирование учащихся 6-7х классов, в котором приняли участие 106 человек.

  2. Обработка данных медицинских осмотров, учащихся 6-7х классов за последние три года и анализ этих данных.

Результаты анкетирования учащихся 6-7х классов и анализ результатов

Выводы по опросу учеников 6-7 классов:

Суммарное время проведения в «положении сидя» у 6-7классников в течение дня, по их собственным оценкам, составляет максимум 7 часов в день ( 24 % опрошенных), минимум - 1час в день (15 % опрошенных)

Для 68 % учеников 6-7 кл. характерен трехчасовой просмотр телевизора на расстоянии 2-3 метров; время просмотра превышает возрастную норму (1 час), а расстояние до экрана меньше нормы (4-6 метров).

Почти половина опрошенных (45 %) регулярно посещают уроки физкультуры, следят за своей осанкой (43 %), чуть меньше регулярно посещают спортивные секции (39 %).

Заключение и рекомендации по профилактике сохранения зрения и осанки школьников

Профилактика сохранения зрения включает правильное и достаточное освещение. Чтобы дневной свет свободно проходил; в комнату, необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не ставить на подоконник высокие цветы. Светлые шторы на окнах помогут устранить слепящее .действие прямых солнечных лучей. Естественная освещенность в помещении лучше, если потолок, стены и другие отражающие поверхности окрашены в светлые, преимущественно желто-зеленые тона.

Для искусственного освещения используют светильники с лампой накаливания. Дома для занятий светлое место у окна Вечером пользуйтесь лампой в 40-60 Вт с матовым колпаком. Расстояние от глаз до книги или тетради в среднем 30-35см - это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев. При таком расстоянии не придется сильно напрягать зрение и наклоняться. Надо стараться не читать при плохом освещении, на ходу, во время езды. Неустойчивое положение книги затрудняет чтение, побуждает чрезмерно приближать текст к глазам, быстро утомляет.

Рекомендуется чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30-40 минут занятий делайте 10-минутный перерыв. Телевизионные передачи лучше смотреть, находясь не ближе чем в 2,5 м от экрана. Желательно, чтобы комната в это время была умеренно освещена.

Профилактика искривления позвоночника состоит в исключении всех моментов, способствующих развитию искривления позвоночника, и в устранении причин, вызывающих искривление: контроль за ребенком во время его занятий в школе и дома, правильно построенная мебель для детей в детских учреждениях и дома. При недостаточности костно-мышечной системы необходимы общеукрепляющий режим, полноценное, богатое витаминами питание, длительное пребывание ребенка на свежем воздухе, подвижные игры, гимнастика, массаж.

Для восстановления сил и нормального функционирования опорно-двигательного аппарата человеку 'иногда достаточно оказаться в благоприятной окружающей среде. Чистый воздух, 'теплая вода, тишина в сочетании с занятиями физкультурой и подвижными играми благотворно действуют на опорно-двигательный аппарат.

Особо нужно отметить благотворное влияние занятие плаванием. При плавании укрепляются мышцы скелета, снимается давление на позвоночник. Окружающая среда оказывает очень сильное, в том числе и вредное влияние на опорно-двигательную систему человека. А для того, чтобы бороться с вредными воздействиями окружающей среды, человек должен повышать силу своего опорно-двигательного аппарата.

Тема проект: «Изучение влияния мобильных телефонов на физическое развитие школьников»

За последний год телефон из игрушки и мерила богатства превратился в обычный рабочий инструмент, каким он и должен быть. Сотовыми пользуются практически все, и звонок сотового телефона можно услышать сегодня где угодно. Так, очень часто телефоны звонят на спектаклях, а еще чаще в кинотеатрах.

В первую очередь хочется привести результаты опроса среди учащихся 1 - 11 классов:

Вы считаете, что использование сотового телефона вредит здоровью?

  1. Да 49%

  2. Нет 32%

  3. Вредит, но я пользуюсь телефоном не так часто 19%

Опрос показал, что даже люди, которые использовали телефон менее 2 минут в день, жаловались на дискомфорт и посторонние эффекты. Проблемы со здоровьем возрастают, если пользоваться телефоном дольше. Те, кто пользуется телефоном около 30 минут ежедневно, повышает вероятность потери памяти почти в 2 раза, по сравнению с теми, кто ограничивается 2 минутами в день. Половина опрошенных абонентов сообщили, что при использовании сотовых телефонов испытывают неприятный разогрев в области головы вокруг уха. Наибольшему риску подвергаются молодые люди.

Британские исследователи доказали вредность миниатюрных наушников для сотовых телефонов. Многие используют такие наушники, предполагая, что снижают вредное воздействие антенны сотового телефона, но все получается как раз наоборот. Как показали исследования британской ассоциации потребителей, эти устройства действуют как своеобразные антенны, и уровень электромагнитного излучения, поступающего в мозг абонента, в три раза превышает уровень обычного телефона в трубке.

Многими пользователями сетевых телефонов предъявляются жалобы, наиболее типичные из которых: головные боли, головокружения, дискомфорт, ощущение «тепла» около/ за ухом, тошнота, неврологические расстройства, повышенная утомляемость.

Современное состояние научного знания о биологическом действии сотовой связи позволяет утверждать, что использование сотового телефона детьми до 16 лет может оказывать негативное действие на их здоровье. Такой вывод сделан на основании результатов многих исследований. Детский организм по сравнению с взрослым имеет некоторые особенности, например, отличается большим соотношением длины головы и тела, большей проводимостью мозгового вещества. Из-за меньших размеров и объема головы ребенка удельная поглощенная мощность больше, по сравнению со взрослой и излучение проникает глубже в отделы мозга, которые у взрослых, как правило, не облучаются, С ростом головы и утолщением костей черепа уменьшается содержание воды и ионов, а значит и проводимость. Доказано, что растущее и развивающиеся ткани наиболее подвержены неблагоприятному влиянию электромагнитного поля, а активный рост человека происходит с момента зачатия примерно до 16 лет.

Основная рекомендация одна - категорически не использовать ручные сотовые телефоны за исключением случаев, когда использование . сотового телефона может спасти жизнь ребенку. Минимальный возраст ограничения -18 лет.

Рекомендовать не использовать сотовые телефоны беременным, начиная с момента установления факта беременности и в течение всего периода беременности;

Рекомендовать не использовать сотовый телефон лицам, страдающим заболеваниями: неврологического характера, включая неврастению, 'психопатию, психостению, неврозы клиника которых характеризуется астеническими, навязчивыми, истерическими расстройствами, а также снижением умственной и физической работоспособности, снижением памяти, расстройствами сна, эпилепсия и эпилептический синдром, эпилептическая предрасположенность:

При использовании сотового телефона принимать меры по ограничению воздействия электромагнитного поля( продолжительность однократного разговора - 3 мин, время между двумя разговорами по сотовому телефону -15 мин.

2

Опасные

Е102, 110,120, 124, 127

5

Подозрительные

Е 104,122,141, 150, 171,173,180,241,477

4

Канцерогенные

Е 131,210-217,240,330

5

Вызывающие расстройства кишечника

Е 221-226

6

Вредные для кожи

Е 230-232, 239

7

Вызывающие нарушения давления

Е 250, 251

8

Провоцирующие появление сыпи

ЕЗ 1,312

9

Повышающие уровень холестерина

Е320, 321,322

10

Вызывающие расстройства желудка

Е 338-341, 407, 450, 461 -466


Основные требования к питанию: 1 .Режим питания - это количество пищи и время ее приема (3-4 раза в день).

  1. Сбалансированностъ питания

(оптимальное соотношение в рационе питания белков, жиров и углеводов)

  1. Адекватность питания

(соответствие возрасту, полу, выполняемой работе, состоянию организма, а также времени года, климату и другим факторам)

Тема проекта: Изучение влияния компьютера на физическое развитие школьников

В связи с процессом глобальной компьютеризации жизни человека возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье. Особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьников, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребенка к всевозможным факторам окружающей среды, так и возможными отдаленными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет. Такое исследование необходимо для выявления круга возможных профессиональных заболеваний пользователей компьютеров, разработки методов их профилактики, диагностики и лечения.

Целью нашей работы было изучение влияния компьютера на здоровье школьников. В соответствии с целью исследования его задачи состояли в изучении прямого влияния компьютера на физическое здоровье школьника, а также влияния компьютера на психическое состояние ребенка, в частности на возникновение так называемой компьютерной зависимости (игромании, Интернет-зависимости и т.п.). Основным методом исследования было анкетирование школьников и анализ полученных анкетных данных. Проведению анкетирования предшествовало

предварительное ознакомление с возможными вредными факторами, действующими на пользователя компьютера, а также с последствиями таких воздействий.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  • сидячее положение в течение длительного времени;

  • электромагнитное излучение;

  • перегрузка суставов кистей;

  • повышенная нагрузка на зрение;

  • стресс при потере информации.

Заключение.

Данные проведенных исследований позволили сделать следующие выводы:

  1. Соблюдать правильный режим труда и отдыха. В пищу употреблять как можно больше мясных, рыбных блюд, витаминов, фрукты и овощи;

  2. Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том психических.

  3. Профилактика сохранения зрения включает правильное и достаточное освещение. Чтобы дневной свет свободно проходил; в комнату, необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не ставить на подоконник высокие цветы. Светлые шторы на окнах помогут устранить слепящее действие прямых солнечных лучей.

  4. Проблемы со здоровьем возрастают, если пользоваться телефоном дольше. Те, кто пользуется телефоном около 30 минут ежедневно, повышает вероятность потери памяти почти в 2 раза, по сравнению с теми, кто ограничивается 2 минутами в день

Повысить эффективность обучения возможно, применяя продуктивную образовательную технологию, построенную на исследовательском проекте учащихся.

Я считаю, что практические умения и теоретические знания, полученные в ходе практической экологической деятельности учащихся, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, а также профессиональной ориентации школьников. Надеюсь, данное исследование помогло вам в этом убедиться. Желаю всем крепкого здоровья.

© 2010-2022