Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс

В 9 классе сокращено количество часов до 68, в связи с сокращением количества учебных недель в базисном учебном плане школы с 35 до 34. Учебно-тематический план 9 класс   Тема Количество часов Лабораторные и практические работы Контрольные и проверочные работы Введение 2     Молекулярный уровень 10   1 Контрольная работа №1 Клеточный уровень 15 1 Лабораторная работа №1 1 Контрольная работа №2 Организменный уровень 14 1 Лабораторная работа №2 1 Контрольная работа №3 Популяционно-видовой уровень 3 1 Лабораторная работа №3   Экосистемный уровень 6   1 Контрольная работа №4 Биосферный уровень 4     Эволюция 7   1 Контрольная работа №5 Возникновение и развитие жизни на земле 7 1 Лабораторная работа №4 1 Контрольная работа №6 Всего 68 4 6
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

21

Календарно-тематическое планирование 9 класс

п/п

Темы уроков

Кол-во часов

Лабораторные работы и демонстрации

Элементы содержание

Требования к уровню подготовки

Дата проведения






По плану

По факту

Введение (2 часа)

1.

Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии.

1


Уровни жизни, царства живого, дифференцированные и интегрированные биологические науки. Методы изучения живой природы и их характеристика: эксперимент, описание, исторический метод, гипотезы и законы

Знать и уметь распознавать уровни жизни, царства живого, дифференцированные и интегрированные биологические науки, методы изучения живой природы и их характеризовать эксперимент, описание, исторический метод, гипотезы и законы

Сентябрь 1 неделя


2.

Сущность жизни и свойства живого.

1


Признаки живого организма, свойства; сравнение живого и неживого.

Называть признаки живого организма, характеризовать эти свойства; проводить сравнение живого и неживого.

Сентябрь 1 неделя


Раздел 1. Уровни организации живой природы (54 часа)

  1. Молекулярный уровень (10 часов)

3.

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень.

1


Свойства и значение элементов, входящих в состав живого. Процессы и механизмы, происходящие в живых организмах.

Называть свойства и значение элементов, входящих в состав живого. Обосновывать процессы и механизмы, происходящие в живых организмах.

Сентябрь 2 неделя


4.

Углеводы.

1


Вещества, входящие в состав углеводов, их функции, классификацию, общую формулу, примеры. Принадлежность углеводов к биополимерам.

Называть вещества, входящие в состав углеводов, знать их функции, классификацию, общую формулу, приводить примеры. Обосновывать принадлежность углеводов к биополимерам.

Сентябрь 2 неделя


5.

Липиды.

1


Вещества, входящие в состав липидов, их функции, классификацию, общую формулу, примеры. Принадлежность липидов к биополимерам.

Называть вещества, входящие в состав углеводов, знать их функции, классификацию, общую формулу, приводить примеры. Обосновывать принадлежность ипидов к биополимерам.

Сентябрь 3 неделя


6.

Состав и строение белков.

1


Мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, функции белков, процесс образования пептидной цепи

Называть мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, перечислять функции белков, объяснять процесс образования пептидной цепи

Сентябрь 3 неделя


7.

Функции белков.

1


функции белков: каталитическая, пластическая, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная и дт.

Перечислять функции белков, объяснять их значение.

Сентябрь 4 неделя


8.

Нуклеиновые кислоты.

1


Типы нуклеиновых кислот, составляющие мономеров ДНК и РНК, особенности строения нуклеиновых кислот, значение НК в организме.

Давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот, называть составляющие мономеров ДНК и РНК, характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот, обосновывать значение НК в организме.

Сентябрь 4 неделя


9.

АТФ и другие органические соединения.

1


Составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ), различные группы витаминов, особенности строения молекул, роль витаминов в организме.

Давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ), различные группы витаминов, характеризовать особенности строения молекул, объяснять роль витаминов в организме.

Сентябрь 5 неделя


10.

Биологические катализаторы.

1

Демонстрация Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой

Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций, свойства ферментов, образование комплекса «фермент-вещество»

Давать определение терминам, перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций, характеризовать свойства ферментов, объяснять образование комплекса «фермент-вещество»

Сентябрь 5 неделя


11.

Вирусы.

1


Элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Принадлежность вирусов к живым организмам.

Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, характеризовать особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам.

Октябрь 2 неделя


12.

Обобщение и контроль по теме «Молекулярный уровень организации живого»

1



Контрольная работа №1.

Октябрь 2 неделя


  1. Клеточный уровень (15 часов)

13.

Основные положения клеточной теории.

1


Великие ученые-микроскописты, основные положения клеточной теории, про- и эукариотические клетки животных и растений.

Знать фамилии великих ученых-микроскопистов, характеризовать основные положения клеточной теории, приводить сравнения про- и эукариотических клеток, животных и растений.

Октябрь 3 неделя


14.

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1

Демонстрация модели клетки

Строение клеточной мембраны, функции, способы проникновения веществ.

Уметь и знать термины, характеризовать строение клеточной мембраны, функции, способы проникновения веществ.

Октябрь 3 неделя


15.

Ядро. Хромосомный набор.

1


Строение ядра.

Знать понятии темы, называть и описывать строение ядра.

Октябрь 4 неделя


16.

ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1


Органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами.

Знать и называть органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, объяснять наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами.

Октябрь 4 неделя


17.

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1


Ноябрь

1 неделя


18.

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1


Элементы, входящие в состав клеточного центра и органоидов движения, сравнительная характеристика прокариот с эукариотами, признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами.

Знать элементы, входящие в состав клеточного центра и органоидов движения, давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделять признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами.

Ноябрь

1 неделя


19.

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1

Л.р. №1

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.


Животная и растительная клетка, клетка гриба.

Органоиды клетки прокариот.

Уметь распознавать животную и растительную клетку, клетку гриба. Находить отличительные признаки эукариот, сравнивать строение и делать выводы. Уметь распознавать органоиды клетки прокариот, сравнивать со строением клеток эукариот и делать выводы.

Ноябрь

2 неделя


20.

Ассимиляция диссимиляция. Метаболизм.

1


Обмен веществ, ассимиляция и диссимиляция.

Знать определения терминов характеризовать обмен веществ, обосновывать взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.

Ноябрь

2 неделя


21.

Энергетический обмен в клетке.

1


Вещества - источники энергии, продукты реакций, строение АТФ.

Знать определение терминов, называть вещества - источники энергии, продукты реакций, описывать строение АТФ.

Ноябрь

4 неделя


22.

Типы питания клетки.

1


Типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов.

Знать определения терминов, называть типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов. Приводить примеры автотрофов, гетеротрофов и организмов со смешанным типом питания.

Ноябрь

4 неделя


23.

Фотосинтез и хемосинтез.

1


фотосинтез, фазы его, содержание фотолиза, фото- и хемосинтезы.

Называть органы растения, где происходит процесс фотосинтеза, фазы его, анализировать содержание фотолиза, сравнивать фото- и хемосинтезы. Анализировать значение хемосинтеза в природе.

Декабрь

1 неделя


24.

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1


Этапы биосинтеза белка, роль генетического кода, ферментов, матричная функция ДНК, смысл избыточности генетического кода.

Давать определения терминам, называть этапы биосинтеза белка, характеризовать и объяснять роль генетического кода, ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода.

Декабрь 1 неделя


25.

Синтез белков в клетке. Транспортны РНК. Трансляция.

1


Декабрь 2 неделя


26.

Деление клетки. Митоз.

1

Демонстрация микропрепаратов митоза в клетках корешков лука

Фазы митоза, характеризовать механизм деления клетки, биологический смысл митоза.

Давать определения терминам, называть фазы митоза, характеризовать механизм деления клетки, объяснять биологический смысл митоза.

Декабрь 2 неделя


27.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живого».

1



Контрольная работа №2.

Декабрь 3 неделя


  1. Организменный уровень (14 часов)

28.

Размножение организмов. Оплодотворение.

1

Демонстрация микропрепаратов яйцеклетки и сперматозоида животных

Стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения. Характеристика хромосомного набора соматических и половых клеток.

Характеризовать стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток.

Декабрь 3 неделя


29.

Развитие половых клеток. Мейоз.

1

Декабрь 4 неделя


30.

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1


Периоды онтогенеза. Процессы, происходящие в каждом из периодов. Постэмбриональный период, примеры прямого и непрямого постэмбрионального развития.

Характеризовать периоды онтогенеза. Процессы, происходящие в каждом из периодов знать процессы, происходящие в постэмбриональный период, приводить примеры прямого и непрямого постэмбрионального развития..

Декабрь 4 неделя


31.

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

1


Предмет изучения генетики, генетические термины, генетические символы и термины, суть гибридологического метода, правило единообразия гибридов первого поколения, закон чистоты гамет, правило расщепления, решение задач на моногибридное скрещивание

Характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, генетические символы и термины, суть гибридологического метода, правиле единообразия гибридов первого поколения, законе чистоты гамет, правиле расщепления, решать задачи на моногибридное скрещивание

Декабрь 5 неделя


32.

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1


Законы

наследственности. Генотип и фенотип организмов, практического значения анализирующего скрещивания. Решение задач данного типа.

Характеризовать законы

наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипа организмов, практического значения анализирующего скрещивания. Решать задачи данного типа.

Декабрь 5 неделя


33.

Дигибридное скрещивание.

1


Сущность закона независимого наследования генов. Решение задач данного типа. Виды взаимодействия аллельных генов.

Характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования генов. Решать задачи данного типа. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов.

Январь

2 неделя


34.

Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана.

1


Сущность закона Моргана. Механизм сцепленного наследования.

Характеризовать сущность закона Моргана. Объяснять механизм сцепленного наследования.

Январь

2 неделя


35.

Взаимодействие генов.

1


Виды взаимодействия неаллельных генов. Решение задач.

Характеризовать законы наследственности, виды взаимодействия неаллельных генов. Решать задачи.

Январь

3 неделя


36.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1


Группы хромосом, механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование.

Характеризовать группы хромосом, механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование.

Январь

3 неделя


37.

Модификационная изменчивость.

1

Л.р. №2 Выявление изменчивости организмов.

Свойства живых организмов, наследственность и изменчивость, взаимосвязь генотипа и условий среды. Норму реакции организма на внешние условия.

Характеризовать свойства живых организмов, наследственность и изменчивость, объяснить взаимосвязь генотипа и условий среды. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия.

Январь

4 неделя


38.

Мутационная изменчивость.

1


Формы изменчивости, основные различия между модификациями и мутациями, виды мутаций и факторы.

Характеризовать формы изменчивости, выделять основные различия между модификациями и мутациями, перечислять виды мутаций и факторы. Приводить примеры.

Январь

4 неделя


39.

Основы селекции. Работы Н.В.Вавилова.

1


Задачи и значение селекции, объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов и пород. Центры происхождения растений.

Характеризовать задачи и значение селекции, объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов и пород. Знать центры происхождения растений.

Февраль

1 неделя


40.

Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов.

1


Основные методы селекции, гибридизации, явлении гетерозиса, методика, позволяющая преодолеть стерильность межвидовых и родовых гибридов.

Характеризовать основные методы селекции, гибридизации, явлении гетерозиса, объяснить методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых и родовых гибридов.

Февраль 1 неделя


41.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».

1



Контрольная работа №3

Февраль 2 неделя


  1. Популяционно-видовой уровень (3 часа)

42.

Вид. Критерии вида.

1


Вид, его критерии. Биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, бесплодность межвидовых гибридов.

Характеризовать вид, его критерии. Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя бесплодность межвидовых гибридов.

Февраль 2 неделя


43.

Популяция.

1


Популяцию, роль популяций в экосистеме, популяционно-видовой уровень организации живого, основные систематические категории, признаки царств живого.

Характеризовать популяцию, обосновать роль популяций в экосистеме, характеризовать популяционно-видовой уровни организации живого, основные систематические категории, признаки царств живого, определять таксонометрическую принадлежность организмов .

Февраль 3 неделя


44.

Биологическая классификация.

1

Л.р. №3. Изучение морфологического критерия вида.


Особенности морфологического критерия вида, его индивидуальная принадлежность и приспособительный характер.

Характеризовать особенности морфологического критерия вида, его индивидуальную принадлежность определенному виду живых существ.

Февраль 3 неделя


1.5.Экосистемный уровень (6 часов)

45.

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

1


Сообщества, их, свойства и задачи, сравнительная характеристика сообществ, экосистем, биогеоценозов.

Знать определения, называть сообщества. Характеризовать их, свойства и задачи, проводить сравнительную характеристику сообществ, экосистем, биогеоценозов.

Март

1 неделя


46.

Состав и структура сообществ.

1


Группы организмов, связи в экосистемах; пространственная и морфологическая структура, цепи питания.

Знать определения, называть группы организмов, перечислять связи в экосистемах; характеризовать пространственную и морфологическую структуру, приводить примеры и составлять цепи питания.

Март

1 неделя


47.

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1


Потоки энергии и вещества в экосистеме количественное изменение энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и массы.

Знать определения, характеризовать потоки энергии и вещества в экосистеме количественное изменение энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и массы. Обосновывать непрерывный приток энергии извне как необходимое условие функционирования экосистемы.

Март

2 неделя


48.

Продуктивность сообщества

1


Продуктивность, продукция, плодородие.

Знать определения, характеризовать чистую, первичную, вторичную продукцию, плодородие экосистем, решать простейшие экологические задачи.

Март

2 неделя


49.

Саморазвитие экосистемы.

1


Виды биогеоценозов, экологическая сукцессия, ее природа и механизмы, стадии сукцессии, ее значение. Характеристика деятельности человека как одном из регулирующих факторах в экосистемах. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия.

Знать термины, называть виды биогеоценозов, характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы, стадии сукцессии, ее значении. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторах в экосистемах.

Определять отдельные формы взаимодействий в конкретной экосистеме. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия.

Март

3 неделя


50.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Популяционно- видовой и

экосистемный уровни организации живого»

1



Контрольная работа №4

Март

3 неделя


  1. Биосферный уровень (4 часа)

51.

Биосфера. Среды жизни.

1


Среды жизни и приспособленность организмов.

Знать определения, называть среды жизни и приспособленность организмов; характеризовать среды жизни, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов. Приводить примеры особенности приспособления живых организмов к жизни в определенной среде.

Март

4 неделя


52.

Круговорот веществ в биосфере.

1


Воздействие живых организмов на среду обитания.

Знать определения, характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания. Знать определения, называть биогенные элементы, перечислять биохимические циклы.

Март

4 неделя


53.

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального использования природы.

1


Антропогенные факторы, человека в биоценозах, значение природных ресурсов жизни человека.

Знать и называть антропогенные факторы, раскрывать роль человека в биоценозах, анализировать информацию и делать выводы о значении природных ресурсов жизни человека.

Март

5 неделя


54.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный популяционно-видовой и экосистемный уровни организации живого»

1




Март

5 неделя


  1. Эволюция (7 часов)

55.

Развитие эволюционного учения.

1


Основные положения теории Ч.Дарвина, общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина.

Характеризовать основные положения теории Ч.Дарвина, выделять общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина.

Апрель

1 неделя


56.

Изменчивость организмов.

1


Виды изменчивости, их роль в эволюции, генофонд,, механизмы, приводящие к изменению генофонда.

Знать определения, характеризовать виды изменчивости, их роль в эволюции, объяснять, что такое генофонд, объясняя механизмы, приводящие к изменению генофонда.

Апрель

1 неделя


57.

Борьба за существование. Естественный отбор.

1


Формы борьбы за существования. роль естественного отбора и его формы, сравнение стабилизирующего и движущего отборов. Адаптация как результат действия естественного отбора.

Знать определения, называть формы борьбы за существования. Характеризовать борьбу за существование, формы борьбы, роль естественного отбора и его формы. Проводить сравнение стабилизирующего и движущего отборов. Обосновать адаптацию как результат действия естественного отбора.

Апрель

3 неделя


58.

Видообразование.

1


Процесс микроэволюции, его основные формы, движущий отбор. Изоляция.

Давать определения, характеризовать процесс микроэволюции, его основные формы, приводить примеры; доказывать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования. Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции.

Апрель

3 неделя


59.

Макроэволюция.

1

Таксонометрические группы. Макроэволюция. Процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Главные направления (линии) эволюции по А.Н. Северцову.

Давать определения, называть таксонометрические группы. Характеризовать понятие макроэволюции, приводить доказательства. Характеризовать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Приводить примеры. Объяснять главные направления (линии) эволюции по А.Н. Северцову.

Апрель

4 неделя


60.

Основные закономерности эволюции.

1


Типы эволюционных изменений, главные линии эволюции. Понятия параллелизм и конвергенция, сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации)

Знать определения, характеризовать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции. Объяснять разницу понятий параллелизм и конвергенция, проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации)

Апрель

4 неделя


61.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция»

1


Контрольная работа №5

Май

1 неделя


  1. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 часов)

62.

Гипотезы возникновения жизни.

1


Основные гипотезы возникновения жизни.

Характеризовать основные гипотезы возникновения жизни.

Май

1 неделя


63.

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Современное состояние проблемы.

1

Л.р. № 4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.


Этапы развития представлений о возникновении жизни,

Называть этапы развития представлений о возникновении жизни, характеризовать основные этапы развития жизни на Земле.

Май

2 неделя


64.

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

1


Состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр.

Характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр. Объяснять смену господствующих групп растений и животных.

Май

2 неделя


65.

Развитие жизни в мезозое.

1


Состояние органического мира на протяжении мезозоя, основные ароморфозы и идиоадаптации мезозоя, развития жизни в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных.

Характеризовать состояние органического мира на протяжении мезозоя, основные ароморфозы и идиоадаптации мезозоя, развития жизни в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных. Объяснять смену господствующих групп растений и животных.

Май

3 неделя


66.

Развитие жизни в кайнозое.

1


Май

3 неделя


67.

Контрольно-обобщающий по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1



Май

4 неделя


68.

Итоговая контрольная работа.

1



Тестовая контрольная работа.

Май

4 неделя




21


© 2010-2022