Проектная деятельность по биологии Растения Кузбасса

Разработа урока по биологии по внеурочной деятельности "Растения Кузбасса" предназначена для 5 класса. А так же можно использовать материал на внеклассных мероприятиях.Учитель проводит подготовительную работу, распределяет роли, создает группы из числа желающих, руководит и помогает при подготовке детьми материала.На последнем этапе идет защита проекта
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Растения Кузбасса.


Задачи:

  • продолжить формирование знаний у учащихся о значении растений в жизни человека;

  • углубить знания о лекарственных растениях; растениях занесенных в Красную книгу Кузбасса, о растениях леса

  • познакомить учащихся с охраняемыми объектами и животными Кемеровской области, с понятийным аппаратом по теме "Красная книга" на региональном компоненте;

  • развивать интерес к природе Кемеровской области, познавательную активность, критичность мышления, внимательность;

  • воспитывать бережное отношение к природе родного края, умение работать в группах, выслушивать чужое мнение и принимать его.

Оборудование:

карта Кемеровской области,

презентации, проектор, компьютер.

Группы готовят: стенгазеты или буклеты; корзина пожеланий; названия групп на столы; листочки и ручки каждому

Тип внеурочной деятельности: изучение нового материала.

Форма проведения: учебная ситуация с использованием метода проекта

  1. Орг мом

Итак, друзья, внимание!

Прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начинаем мы урок

2.Сообщение темы урока.

- Послушайте стихотворение и скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Край родной,

Ты сердцу близок,

Не сыскать тебя милей!

Скажешь так,

Как только выйдешь

На простор родных полей.

Здесь встречаю я с поклоном

Берёзку, ивушку, пихту,

Значит, видеть я достоин

Вот такую красоту!

- Какова же тема нашего урока? (предположения обучающихся)

- Мы будем говорить о природе родного края, а именно о растениях

-Как называется край, в котором вы живёте? (Кузбасс)

3.Актуализация знаний.

- я предлагаю вам отправиться в заочное путешествие по родному краю, вместе с ребятами, которые приготовили нам о разных группах растений. Предоставляю слово первой группе

1 группа «Одуванчики» после слов учителя

Ведущий команды «Одуванчики»: Путешествуя с нами, Вы познакомитесь с лекарственными растениями Кузбасса.

Наша тема: Лекарственные растения Кузбасса.

Цель работы: изучить лекарственные растения растущие в нашей местности, их полезные свойства и использование.

Наша гипотеза: если знать лекарственные свойства трав, сможем ли избежать некоторые болезни?

На территории нашей области очень много полезных трав, которые использует человек. А что же такое лекарственные растения?

Лекарственными называются растения, которые применяются для лечения людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств.

Лечение травами - фитотерапия - мощное средство борьбы за здоровье людей. Народами древнего мира использовалось до 21 тыс. видов растений.

Уже на самых ранних стадиях развития человечества растения были не только источником питания людей, они помогали человеку избавиться от болезней.

Ведущий Ребята, давайте подробнее поговорим о каждом из этих лекарственных растений

Первое растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички -

Белые реснички. (ромашка аптечная)

1 ученик _____________________

Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений.

Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов.

Отвары из ромашки используют при простудных заболеваниях для полоскания горла.

В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.

Ведущий Угадайте следующее растение?

Тонкий стебель у дорожки

На конце его - сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги. (подорожник)

2 ученик _________________________

Подорожник - это род многолетних трав. Насчитывает более 200 видов - многие из них сорняки. Опыление происходит с помощью ветра . Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

Отваром листьев растения промывают глаза при их воспалениях и полощут полость рта при зубной боли и воспалении десен.

Ведущий Отгадайте загадку:

В летний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Все дремал он у дорожки,

А проснулся - улыбнулся:

- Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь,

Тише, ветер луговой! (одуванчик)

3 ученик __________________________

Лекарственное растение одуванчик служит для улучшения аппетита.

Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях.

Свежий сок растения используется как косметическое средство

Ведущий Следующая загадка:

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мята)

4 ученик _________________________________

Полезные свойства мяты объясняются - высоким содержанием эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах.

Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно.

Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка. Также мята эффективна при головной боли . Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты.

Ведущий Вот следующее лекарственное растение. Попробуйте отгадать какое:

Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает (календула)

5 ученик _____________________________

С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки.

Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ожогов, настоем календулы полощут рот и горло, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази.

Ведущий Думаю вы убедились в том какое огромное разнообразие даров предлагает человеку Матушка-Природа. Надо только знать и уметь ими пользоваться.

Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники».

Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила.

Давайте познакомимся с ними. А поможет мне мой помощник Филин.

Филин Здравствуйте ребята! Я птица Филин. Буду рад вам помочь!

Правило 1 Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

Правило 2 Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

Правило 3 Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

Правило 4 Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

Правило 5 Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

Ведущий Вы познакомились с лекарственными растениями а теперь попробуйте применить свои знания

Задача 1 Играя в футбол мальчик упал и покарябал колено какое растение нужно будет приложить к колену ? Выберите правильный ответ :

А) Подорожник

Б) Одуванчик

В) Ромашка

Задача 2 Девочка не послушав маму съела очень много мороженного и стала кашлять с каким лекарственным растением сделать маме чай? Выберите правильный ответ :

А) Мята

Б) Одуванчик

В) Календула

Задача 3

Собираясь в гости к друзьям у Маши внезапно заболел живот из какого лекарственного растения Маше сварить отвар ? Выберите правильный ответ :

А) Из мяты

Б) Из ромашки

В) Из подорожника

Ведущий Подведем итоги Благодаря изученному материалу сейчас мы можем подтвердить нашу гипотезу . Нашей гипотезой было - если знать лекарственные свойства трав, сможем ли избегнуть некоторые болезни? Мы можем сказать , что да . Потому что лекарственные растения помогали и помогают людям быть здоровыми и счастливыми , на протяжении многих лет.

Мы приготовили стенгазету о лекарственных растениях с которыми Вы можете ознакомиться

Учитель: Вместе со второй группой мы совершим путешествие в мир растений занесенных в Красную книгу Кузбасса

Ведущий второй группы:

Тема проекта: Растения Красной книги Кузбасса.

Цель работы: ознакомиться с исчезающими и редкими видами растений Кузбасса, занесенными в Красную книгу растений.

Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Хозяйственная деятельность человека, его покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почв, исчезновению многих видов растений и животных. Отсюда мы выдвинули гипотезу:

Гипотеза: если человек не задумается о сохранении растений на Земле и не примет для этого действенные меры, то, скорее всего, о многих из них можно будет узнать только из Красной книги, как факте их прошлого пребывания на нашей планете.

По инициативе Международного союза охраны природы в 1962 году была выпущена Красная книга. Красный цвет - это сигнал опасности, понятный для всего мира. В неё внесены животные и растения, которые находятся под угрозой уничтожения или стали редкими. В нашей области создали свою Красную книгу в 2000 году, ее составляли сотрудники кафедры ботаники Кемеровского государственного университета.

Основу Красной книги растений Кузбасса составляют редкие, исчезающие, уязвимые и, по-видимому, исчезнувшие виды растений, из них: 152 вида растений и 124 вида животных. Мы познакомим Вас лишь с некоторыми из растений.

1ученик_______________________

Яртышник. У Ятрышника стебель 20-45 см высотой. Листья нежно-зелёные, блестящие. Цветки многочисленные с приятным запахом, разовые с фиолетово-пурпурными жилками

2ученик ________________________

Купальница азиатская. Принятое в наши дни русское название цветка «огонёк» имеет старинное происхождение. Не исключено, что название связанно со временем массового цветения, которое приходится на 6 июля

3ученик ________________________

Ревень компактный. Растение 50 см высотой. Плоды с узкими светло-коричневыми крыльями. Корень толстый, вертикальный, в разрезе буровато-оранжево-желтый

4ученик_____________________________

Кандык сибирский. Часто цветки кандыка распускаются, когда температура воздуха опускается ниже ноля градусов. Луковицы кандыка содержат крахмал, глюкозу и белок.

5 ученик ____________________________

Адонис весенний( стародубка). У стародубки Стебель одиночный, 5-15 см высотой. Листья овальные. Цветки бледно-желтые. Плодовые головки шаровидные, поникающие

6 ученик ____________________________________

Пятилистник.У пятилистника на верхушках ветвей - золотисто-желтые цветки. Ветки шелковисто-волнистые. Листья и цветки содержат витамин С, используются для заварки чая.

7 ученик.________________________________

Лилия саранка. Луковицы саранки употребляется в пищу. Они содержат большое количество питательных веществ.

Ведущий: Не следует думать, что внесение вида растения в Красную книгу служит гарантией его выживания. Нет. Это только тревожный сигнал, напоминание, призыв и краткая программа спасения. А дальше должны действовать все мы. Каждый на своем месте и в меру своих возможностей.

Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они исчезнут. Между тем, меры, которые предпринимает человек, дают уже хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения.

В процессе проведенного исследования можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Данное исследование дает материалы для дальнейшего, более глубокого изучения проблемы сохранения отдельных видов растений.

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы

- Опустеют все поляны

И не будет красоты

Мы приготовили стенгазету (буклет о растениях занесенных в Красную книгу Кузбасса

Учитель У нас в гостях эксперты из отдела охраны окружающей среды

Предоставляем им слово

Эксперты отдела охраны окружающей среды

1 ученик_______________________

Сегодня мы услышали о важности растений, какую пользу они приносят, какие растения находятся на грани исчезновения. Каждый из нас, чтобы сохранит природу, должен соблюдать правила друзей природы. Мы работники отдела охраны окружающей среды предлагаем создать вместе с Вами корзину пожеланий для землян. Пусть каждый из Вас напишет на листке бумаги свое пожелание, что нужно делать, чтобы спасти и сохранить природу.

2 ученик читает в это время стихотворение______________________

Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой
И шепчут мне материки:
"Ты береги нас, береги!"
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза
И тихо просят родники:
"Ты береги нас, береги!"
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега
И тихо слышу голос я с реки:
"Ты береги нас, береги!"
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек
В тебя мы верим - не солги,
"Ты береги нас, береги

Учитель Ребята вот и подходит

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы многое сегодня узнали и надеюсь, что все мы будем бережно относиться к природе.

Урок окончен


© 2010-2022