Конспект урока по биологии 10 класс Клеточная мембрана, её строение и функции

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа- лицей № 16 г. Павлодара

Крюковская Анна Евгеньевна

Биология





Конспект урока биологии в 10 классе

Естественно- математического направления



Тема урока: Клеточная мембрана, её строение и функции

Цели:

  • Дидактическая - расширить знания учащихся особенностей строения и функций плазматической мембраны клеток;

  • Развивающая - обеспечить формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся ( мыслительных операций, логического мышления);

  • Воспитательные - продолжить развивать коммуникативные умения работать в паре и группе; формирование мировоззренческого вывода о связи строения компонентов клетки с выполняемыми функциями.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы и формы:

  • Словесный, наглядный, программированный

  • Индивидуальная, групповая.

Оборудование: презентация, карточки- инструкции, карточки - проверочные,

учебник биологии 10 класс

Ход работы


  1. Вводно- мотивационный этап

Цель: психологический настрой на урок; активизировать знания учащихся; принятие учащимися целевых установок.

1. Вступительное слово учителя.

Слайд 1. Согласно клеточной теории М.Шлейдена и Т.Шванна все живые организмы на земле состоят из … (клеток). Клетки всех живых организмов имеют сходное …(строение). Какое строение?

Слайд 2. Воспользовавшись рисунком, назовите основные части и органоиды клетки, отмеченные цифрами 1- 10.

- Какой из компонентов клетки ограничивает её от других клеток? (ответ - клеточная мембрана)

Слайд 3. Изучение строения клетки мы начнём с плазматической мембраны - это тема нашего урока.

Исходя из темы урока, как вы думаете, какие перед нами стоят задачи на уроке? (предположения учащихся)

- Выяснить особенности строения мембраны.

- Установить выполняемые функции.

2. Операционно- познавательный этап

Цель: Получение знаний по новой теме.

Слайд 4. Если посмотреть на фотографию клеточной мембраны сделанную с помощь. Электронного микроскопа, то видно, что она многослойна. Каково же её строение мы выясним самостоятельно, работая с учебником по инструктивной карточке.

Работа выполняется в рабочих тетрадях с использованием учебника.

3. Рефлексивно- оценочный этап

Цель: Оперативный анализ результатов деятельности, определение уровня реализации задач урока.

1. Работа в группах

Задание 1. Укажите компоненты клеточной мембраны.

Слайд 5. Правильный ответ

Задание 2. Слайд 6. Что обозначено под цифрами 1 -

Задание 3. Выберите функции характерные плазматической мембране. Слайд 7. Правильные ответы

Задание 3. Установите соответствие. Слайд 7

Задание 4. Вопрос - ответ

2. Диагностический тест с взаимопроверкой.

Два варианта по 7 вопросов.

Слайд 8. Правильные ответы, критерии оценки.

3. Рефлексия. Слайд 9

-Что нового узнали?

- Что нужно узнать на следующем уроке?

4. Домашнее задание. Слайд 10.

Обязательный уровень - § 12

Творческий уровень - составить словарный диктант из 10 предложений на тему « Клеточная мембрана»

ПРИЛОЖЕНИЕ


Инструктивная карточка для самостоятельной работы

Воспользовавшись § 12 и дополнительным материалом, дайте ответы на вопросы и выполните задания.

  1. Что такое плазмалемма?

  2. Заполните таблицу:

Признаки

Мембрана

Растительной клетки

Животной клетки

1. Особенности строения

2. Функции


  1. Какой транспорт веществ через мембрану называют: диффузией; активным переносом; эндоцитозом; экзоцитозом?

  2. Какие виды эндоцитоза существуют в природе?

  3. Мембранам клеток, каких организмов не характерен фагоцитоз?

  4. Какому учёному принадлежит право открытия явления фагоцитоза?

  5. Почему клетки в тканях не распадаются, а удерживаются друг возле друга?

Карточки - проверочные для работы в группах

Задание №1

Укажите компоненты клеточной мембраны

А) РНК; б) белки; в) вода; г) липиды; д) углеводы; е) АТФ; ж) нуклеотиды; з) минеральные соли.

Задание №3

Из перечисленных функций выберите те, которые характерны клеточной мембране.

  1. избирательная проницаемость;

  2. синтез органических веществ;

  3. активный перенос;

  4. фагоцитоз;

  5. участвует в размножении;

  6. связывает органоиды клетки;

  7. барьерная;

  8. осуществляет контакт между клетками;

  9. отделяет ядро от цитоплазмы;

  10. обеспечивает постоянство внутренней среды.

Задание №4

Установите соответствие

  1. Диффузия

  2. Активный транспорт

  3. Пиноцитоз

  4. Фагоцитоз

  5. Экзоцитоз

  6. Эндоцитоз

а) поглощение капель воды через мембрану;

б) проникновение макромолекул через мембрану в клетку;

в) движение молекул из области высокой концентрации в область низкой концентрации;

г) поглощение твёрдых частиц через мембрану ;

д) способность проникновения веществ против градиента концентраций с затратой энергии;

е) удаление макромолекул из клетки через мембрану.

Задание № 5

Двусторонние карточки. С одной стороны напечатан вопрос, с другой ответ. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы, правильность ответа проверяют перевернув карточку.

  • Очень тонкая оболочка клетки, толщина которой около 10 нм. (плазмалемма)

  • Органическое вещество, составляющее основу покрова растительной клетки. ( клетчатка)

  • Мембрана клеток, каких организмов выполняет опорную функцию? ( растений).

  • Клетки каких организмов имеют гибкую, мягкую, упругую мембрану ? (растений)

  • Из какого количества слоёв состоит клеточная мембрана? (3)

  • Разновидность липидов входящих в состав клеточной мембраны? (фосфолипиды)

  • Органические вещества образующие внутренний слой клеточной мембраны. ( белки)

  • Что образуют углеводы, покрывающие мембрану животных клеток? (гликокаликс)

  • Клеткам, каких живых организмов не характерен фагоцитоз? (растений)

  • Какова функция складок и выростов клеточной мембраны? (связь между клетками)

  • Какое органическое вещество составляет 60% мембраны клеток? (белки)

  • Какие органические вещества обеспечивают гидрофобность мембраны? (фосфолипиды)

Диагностический тест

Вариант 1

  1. Мембрана животных клеток сверху покрыта: а) гликокаликсом; в) плазмолеммой; с) капсулой; д) фосфолипидами.

  2. Термин «фагоцитоз» ввёл в биологию учёный: а) И.П.Павлов; в) И.И.Мечников; с) И.М.Сеченов; д) Н.И.Пирогов.

  3. Какую функцию выполняет мембрана клеток: а) запасающую; в) Энергетическую; с) транспортную; д) все перечисленные.

  4. Проникновение в клетку капель воды через мембрану - это: а) фагоцитоз; в) диффузия; с) экзоцитоз; д) пиноцитоз.

  5. Средний слой мембраны клеток состоит из: а) белков; в) фосфолипидов; с) клетчатки; д) углеводов.

  6. Эндоцитоз - это: а) удаление через мембрану ненужных веществ; в) проникновение в клетку питательных веществ; с) транспорт веществ по клетке; д) транспорт веществ из области их высоких концентраций в область низких концентраций.

  7. Какую функцию выполняют углеводы, входящие в состав клеточной мембраны? А) транспорт веществ; в) узнавание типов клеток; с) образование двойного слоя мембраны; д) барьерную.

Вариант 2


  1. Какую функцию не выполняет мембрана клеток? А) избирательная проницаемость; в) транспорт веществ; с) защитная; д) энергетическая.

  2. Гликокаликс - это: а) внешняя оболочка животной клетки из углеводов; в) средний слой мембраны, состоящий из липидов; с) внешняя оболочка растительной клетки, состоящая из углеводов; д) внутренний белковый слой.

  3. Проникновение крупных частиц через мембрану клетки называется: а) диффузией; в) фагоцитозом; с) экзоцитозом; д) активным транспортом.

  4. Клетчатка - это составная часть мембраны клеток: а) растений; в) животных; с) бактерий; д) всех перечисленных организмов.

  5. Плазмалемма состоит из: а) 2 слоёв; в) 3 слоёв; с) 4 слоёв; д) однослойна.

  6. Экзоцитоз - это: а) удаление из клеток ненужных веществ; в) проникновение в клетку питательных веществ; с) транспорт веществ в клетку и из клетки; д) транспорт веществ по клетке.

  7. Какую функцию выполняют белки, входящие в состав клеточной мембраны? А) строительную; в) защитную; с) ферментативную; д) все перечисленные функции.









© 2010-2022