• Преподавателю
  • Биология
  • Тренинг «Профилактика абортов среди учащихся и молодежи. Истоки и трагические последствия современного абортивного и контрацептивного мышления»

Тренинг «Профилактика абортов среди учащихся и молодежи. Истоки и трагические последствия современного абортивного и контрацептивного мышления»

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Утверждено на заседании Ученого совета

протокол № _____ от «___» _________ 20___г.

председатель Ученого совета

_______________ профессор А.Н. Рудяков



Интерактивный комплекс учебно-методических материалов

«Репродуктивное здоровье молодежи»

для учителей биологии, курсов «Основы здоровья», «Основы безопасной жизнедеятельности», «Медико-санитарная подготовка»

и учащихся 9-11(12) классов общеобразовательных учебных заведений.

Разработала Устинова Ю.Д., учитель биологии, химии и основ здоровья общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №19 Симферопольского городского совета АРК




г. Симферополь, 2010 г.


Интерактивный комплекс учебно-методических материалов

по теме: « Репродуктивное здоровье молодёжи» для учителей биологии,

курсов «Основы здоровья», «Основы безопасной жизнедеятельности»,

«Медико-санитарной подготовки»

и учащихся 9-12 классов общеобразовательных учебных заведений.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из приоритетных задач современного образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них представлений о ценности здоровья, здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Наиболее дорогостоящие и серьезные социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, вызваны особенностями поведения и образом жизни человека, которые, как известно, формируются в подростковом возрасте. Несомненно, что от репродуктивного здоровья современных школьников, осознания ими бесценности и значимости каждой человеческой жизни зависит здоровье и будущее общества в целом.

В школьном курсе биологии (12-летняя школа) проблема репродуктивного здоровья, эмбрионального развития человека, искусственного прерывания беременности, негативных физиологических, психологических последствий абортов изучается в 9 классе (тема 10 «Размножение и развитие человека»); в 11 классе (тема 9 «Индивидуальное развитие организмов»); в классах с углублённым изучением предметов естественно-математического цикла в 9 классе: тема 3 «Размножение и индивидуальное развитие человека». В школьном курсе «Основы здоровья» данная проблема изучается в 8-9 классе: тема 3 «Социальная составляющая здоровья», а в курсе «Медико-санитарная подготовка» для девушек в 10-11 классах - 3 часа «Искусственное прерывание начальных стадий беременности», «Негативные последствия абортов», «Современные методы контрацепции».

В ходе подготовки данного комплекса материалов было проведено анкетирование учителей курса «Основы здоровья» общеобразовательных школ г. Симферополя, результаты которого приведены в таблице 1.

Таблица 1 Результаты анкетирования учителей школьного курса «Основы здоровья»


Посещаемость уроков по теме: «Искусственное прерывание беременности»

5

Присутствуют все учащиеся

6

Отсутствуют только по болезни

11

Посещаемость такая же, как на остальных предметах в этот день

2

Были случаи ухода учащихся с уроков именно по этой

теме



• Формы проведения уроков по

теме:«Искусст пенное прерывание беременности»

17

Лекция

7

самостоятельное изучение по учебнику

1

Формальное изучение

Уход от этой темы



Ваше отношение к абортам

2

За

15

Против

6

Мнение не сформировано

1

Проблема для меня не актуальна



• Как Вы считаете - об

этом необходимо говорить с учениками?

21

ДА

4

нет

Не знаю



• Используете ли Вы методические пособия?

10

плакаты

17

Литература

5

Ничего

2

Другое



Отношение учащихся к изучению темы «Искусственное прерывание беременности»

17

Проявляют интерес

5

Безразличное

1

Негативное

3

Другое



Оцените свою готовность к проведению уроков по данной темы

8

100%

7

70-90%

7

50-70%

2

Менее 50%



• Хотели бы Вы, что бы материал по данной теме излагался на уроке, классном часе специалистом?

17

Да

6

Нет

4

Могу изложить самостоятельно

1

Не вижу необходимости

Анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы:

  1. У 24% учителей отсутствует чётко сформированное личностное
    отношение к проблеме искусственного прерывания беременности.

  2. 36% учителей оценили свою готовность к проведению уроков по
    данной теме на 50-70% или менее 50%.

  1. 16% считают, что отсутствует необходимость изучения учащимися
    данной темы, что противоречит требованиям государственной
    программы по курсу биологии, основы здоровья, медико-санитарная
    подготовка.

  2. 68% преподавателей высказались за изложение данной темы
    специалистом.

Результаты анкетирования выявили отсутствие готовности учителей говорить с учащимися об искусственном прерывании беременности, физиологических и психологических последствиях, а также доказали сложность и неоднозначность изложения данной темы и необходимость создания комплекса материалов.

Основной задачей данного интерактивного комплекса является обеспечение учителей и учащихся общеобразовательных учебных заведений современной, качественной, научной, учитывающей возрастные особенности, этически корректной, методически грамотной информацией по вопросу репродуктивного здоровья молодёжи и искусственного прерывания беременности. Интерактивный комплекс материалов состоит из:

  • методических и дидактических материалов для учителя;

  • информационных материалов для учащихся и родителей;

  • CD- диска;

  • набора таблиц и плакатов.

1.

Методическая разработка серии уроков

Тренинг - дает информацию о физиологических, гигиенических, социальных и моральных последствиях искусственного прерывания беременности (абортов) и применения контрацептивных препаратов.

Интерактивная лекция - рассказывает о нравственных законах в повседневном поведении молодежи.

2

CD-диск с видеосюжетами к тренингу

Фрагменты фильмов рассказывают об опасности абортов, методах предупреждения абортов, о важности выполнения нравственных законов в повседневной жизни молодежи, о важности спасения жизни неродившихся детей, о начале жизни.

Учебно-методические материалы данного интерактивного комплекса позволят сформировать у учащихся представление об уникальности жизни и здоровья человека, негативных последствиях на его здоровье ранних половых отношений, разрушения моральных и семейных ценностей, социальных аспектах и современных проблемах репродуктивных функций человека. Данные материалы будут способствовать формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни и ответственному родительству. Материалы комплекса могут быть использованы учителями биологии при изложении темы: «Размножение и индивидуальное развитие человека» так как иллюстрируют строение половых клеток, процесс оплодотворения, эмбрионального развития человека. Отдельные материалы интерактивного комплекса прошли апробацию в 23 общеобразовательных учебных заведениях г.Симферополя в 2007/2008 ,2008/2009 учебных годах.








КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Методическая разработка

тренинга

«Профилактика абортов среди учащихся и молодежи. Истоки и трагические последствия современного абортивного и контрацептивного мышления»

для учащихся 9-11(12) классов






г. Симферополь, 2010 г.

Тема.

Молчаливая революция. Истоки и трагические последствия современного абортивного и контрацептивного мышления. Профилактика абортов среди подростков и учащейся молодежи.

Цель:

дать информацию о физиологических, гигиенических, социальных и моральных последствиях искусственного прерывания беременности (абортов) и применения контрацептивных препаратов.

Основные понятия:

аборт, контрацепция, виды абортов

Оборудование и материалы:

компьютер и диск с фильмом, фломастеры, маркеры, раздаточный материал, бумага А4, ватман, флип-чарт с бумагой, скотч, стикеры, ножницы.

Тип занятия:

тренинг

Форма тренинга:

тематический круг

Продолжительность:

90 минут

Максимальная наполняемость группы

20 человек

Структура тренинга «Профилактика абортов среди подростков и учащейся молодежи»

п/п


Виды работ

Продолжи-тельность (мин.)

Ресурсное обеспечение

1.

Приветствие, знакомство

10

2.

Правила круга

5

Ватман или флип-чарт листы

3.

Введение, обозначение темы тренинга, вступительное слово тренера, просмотр фрагмента 1 (о начале зарождения жизни)

5

Диск с фрагментами фильмов

4.

Ожидание

5

стикеры

5.

Мозговой штурм «Что такое аборт?»

5

Флип-чарт

6.

Просмотр фрагмента 2 (рассказывает о видах абортов)

10

Диск с фрагментами фильмов

7.

Руханка

5 минут

8.

Упражнение «Представь себе»

15 минут

Бумага А4, фломастеры, маркеры, карандаши

9.

Упражнение «Знаешь ли ты?»

5

Раздаточный материал

10.

Просмотр фрагмента 3 (о предупреждении абортов).

15

Диск с фрагментами фильмов

11.

Рефлексия (подведение итогов, ожидание)

10

Итого

90 минут

Круг - это очень эффективный подход, который обеспечивает активное участие в обсуждении ситуации и принятии решений. Главной особенностью круга является то, что каждый участник имеет возможность высказать собственное мнение и быть услышанным другими членами круга.

Круг - это собрание людей, равных в общении относительно сложных вопросов, проблем, в атмосфере взаимоуважении и понимании в соответствии с определенными правилами.

Правила круга

Правила - это нормы поведения, о которых участники договариваются и по которым живут во время проведения тренинга.

Правила принимаются всей группой вместе с педагогом-тренером в самом начале работы группы Они необходимы для того, чтобы каждый участник:

  • Мог открыто выражать свои чувства и взгляды;

  • Не боялся стать объектом насмешек и критики;

  • Получал информацию сам и не мешал получать ее другим.

Все эти правила записываются на ватмане (листе флип-чарта, доске).

  1. Говорить должен тот, к кому подошла очередь, все остальные молчат и внимательно слушают.

  2. Никто не должен покидать круг до тех пор, пока работа не закончится.

  3. Участники круга должны быть

    • Активными;

    • Позитивными;

    • Быть внимательными ко всем присутствующим;

  4. Говорить коротко и лаконично.

  5. Говорить только то, что думаешь.

  6. Все, что говорится в кругу является конфиденциальным, и недолжно разглашаться, кроме случаев, когда возникает опасность для участников круга.

  7. Отключить мобильные телефоны.

  8. Говорить от своего имени.

  9. Не критиковать: каждый имеет право на собственное мнение.

  10. Придерживаться регламента.

Содержание тренинга

  1. Приветствие, знакомство - этап, на котором происходит короткое приветствие и представление тренера участникам и участников - тренеру.

«Если бы я был…» Педагог-тренер предлагает участникам по очереди назвать свое имя и закончить фразу: «Если бы я был (была) явлением природы, то был бы (была бы)…». Педагог-тренер может начать с себя, приведя пример: Имя, «Если бы я был (была) явлением природы, то был бы (была бы) солнечным зайчиком». (10 минут)

  1. Принятие правил работы группы - этап, на котором участники принимают определенные нормы поведения, которых будут придерживаться в течение всего тренинга. (Примерный перечень правил см. выше). (5 минут)

  2. Вступительное слово педагога-тренера - этап, на котором педагог-тренер объявляет тему, цель и основное содержание тренинга. На этом этапе рекомендуется показать фрагмент 1. (5 минут)

  3. Ожидание - на этом этапе участники определяют свои ожидания от тренинга. Важно, чтобы каждый участник проговорил свои ожидания вслух: проговоренные ожидания позволяют участникам осознать свои цели и взять на себя ответственность за их реализацию. Ожидание лучше прописать на бумаге прежде, чем проговорить. (5 минут)

  4. Мозговой штурм «Что такое аборт?» - на этом этапе педагог-тренер и участники выясняют уровень знаний и информированности по теме, которая обговаривается; определяют, почему данная проблема является актуальной и важной для общества.Тренинг «Профилактика абортов среди учащихся и молодежи. Истоки и трагические последствия современного абортивного и контрацептивного мышления»

Участники высказывают все свои мнения по теме. Педагог-тренер записывает, не критикуя. Анализирует в конце тренинга. (5 минут)

  1. Просмотр фрагмента 2. (10 минут)

  2. Руханка проводится на выбор педагога-тренера. (5 минут)

  3. Упражнение «Представь себе» на данном этапе рекомендуется групповая работа участников тренинга с раздаточным материалом «дневник нерожденного ребенка». Необходимо объединить всех участников в группы по 5-7 человек.

Участники должны прочитать «дневник нерожденного ребенка», а затем получает задание каждая группа. Написать, а по возможности, и нарисовать то, что могли бы сказать мама и папа в ответ на такое письмо «нерожденного ребенка» (раздаются листы А4 и маркеры)

1 группа - первый месяц жизни.

2 группа - второй месяц жизни.

3 группа - третий месяц жизни. (15 минут)

После этого презентация на 2 минуты каждая группа

Материал раздатки

Дневник нерожденного ребенка

1 месяц

5 октября

Сегодня началась моя жизнь, хотя мои родители об этом пока не знают. Я девочка, у меня будут светлые волосы и голубые глаза. Все уже определено, даже то, что я буду любить цветы.

19 октября

Некоторые считают, что я еще не человек. Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба все же настоящий хлеб. Моя мама есть, и я тоже есть.

23 октября

Я уже умею открывать рот. Подумать только, через год я научусь смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет "мама".

25 октября

Сегодня начало биться мое сердце.

2 месяц

2 ноября

Я каждый день понемножку расту. Мои руки и ноги начинают принимать форму.

12 ноября

У меня формируются пальчики - смешно, какие они маленькие. Я смогу гладить ими мамины волосы.

20 ноября

Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Как она, наверное, счастлива!

23 ноября

Мои папа и мама, должно быть, думают, как меня назвать.

3 месяц

10 декабря

У меня растут волосы, они гладкие, светлые и блестящие.

13 декабря

Я уже немного вижу. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов.

24 декабря

Интересно, слышит ли мама тихий стук моего сердца? Оно бьется так ровно. У тебя будет здоровая маленькая дочка, мама!

28 декабря

Сегодня моя мама меня убила.

9. Упражнение «Знаешь ли ты?» - на этом этапе предполагается работа с раздаточным материалом «Статистика абортов на Украине». (5 минут)

Материал раздатки.

Украинки сделали 30 миллионов абортов.

Всеукраинская общественная организация «Доля» выступила с заявлением о том, что за годы независимости в Украине было сделано 30 миллионов абортов. «Сегодня в Украине ежедневно делается свыше 700 абортов». - сообщают во Всеукраинской общественной организации "Доля", добавляя при этом, что аборт - это убийство живого существа. Несмотря на это, в Украине его можно сделать даже на 154 день беременности. Впечатляет и официальная статистика осуществимых абортов в Украине:

в 1990 году было сделано 1 млн 19 тыс. абортов.

в 1992 - 902 тыс. абортов:

в 1995 - 740 тыс. абортов:

в 2000-434 тыс.:

в 2001 -370 тыс.;

в 2002 - 346 тыс.;

в 2003-316 тыс.;

в 2004-289 тыс.;

в 2005-264 тыс.:

в 2006 - 230 тыс. абортов.

Для сравнения, в Польше за эти же годы было сделано лишь 82 тыс. 329 абортов, что в 365 раз меньше, чем в Украине.

Такая тенденция привела к тому, что за годы независимости из 52 миллионов украинцев осталось лишь 46 миллионов. Эксперты бьют тревогу и заявляют о том, что Украина находится на грани демографической катастрофы.

ПО СТАТИСТИКЕ:

Согласно исследованию, опубликованному в недавнем номере престижного журнала American Journal of Drug and Alcohol Abuse (Американский журнал против наркомании и алкоголизма), женщи­ны, делавшие аборт, в 5 раз чаще склонны к после­дующему злоупотреблению наркотическими препа­ратами по сравнению с женщинами, которые не прерывали беременность.

Риск смерти от самоубийства в 6 раз выше для женщин, которые делали аборт. А риск умереть от несчастного случая и убийства выше, соответст­венно, в 4 и 12 раз.

В Украине на 100 рождений приходится 85 абортов. В 3 раза возросло количество женщин, уботребляющих абортивную контрацепцию (гормо­нальные таблетки, ВМС и т. п. средства, убивающие зародившегося ребенка в первые часы его жизни),

Рождаемость в Украине ниже, чем в любой стране Европы.

1,11 рождения на 1 женщину (В Европе, в среднем, 1,7). А для простого воспроизводства (т. е. без увеличения численности населения) нужно 2,3.

С 1992 года смертность превышает рожда­емость.

К 2030 г. пенсионеров будет больше, чем рабо­тающего населения.

К 2050 г. мы потеряем 20 млн. человек. (В то же время по прогнозам ООН, население США увеличится на 110 млн. человек).

К 2080 г. мы потеряем 30 млн. человек. Нас ос­танется меньше половины от живущих сегодня.

10. Просмотр фрагмента 3 (15 минут)

11. Рефлексия (подведение итогов, ожидание) - на этом этапе педагог-тренер вместе с участниками обговаривают результаты работы, анализируют результат мозгового штурма, делятся мыслями, выясняют, реализовали ли они свои ожидания от тренинга, закрепляют полученные знания. Основные выводы могут быть зафиксированы на плакате (доске, флип-чарте). (10 минут)

















Список использованной литературы

  1. Зимівець Н.В., Сивогракова З.А., Лещук Н.О. Твоє життя - твій вибір.-Навч.-метод. посіб.-К.: Навчальна книга.-2002.-190с.

  2. Я - моє здоров'я - моє життя.- Навч.-метод. посіб./ Голоцван О.А., Лещук Н.О., Мирошниченко Т.І. - К.: Навчальна книга.-2004.-256с.

  3. Вирішувати нам - відповідати нам. Методичні рекомендації з проведення тренінг-курсу з підлітками - інструкторами: Посібник.- К.: Навчальна книга.-2002.-255с.

  4. Матеріали Всеукраїнського проекту «Поліпшення доступу підлітків до інформації та знань, щодо репродуктивних прав».

  5. Воронцова Т.В., Пономаренко В.С. Школа против СПИДа. Профилактика рискованного поведения: задания для учащихся 10-11 классов.-К.:Алатон, 2004.-80с.

  6. Отскрочка начала сексуальной активности / в книге Пономаренко В.С., Воронцова Т.В. Профилактика ВИЧ-инфекции в системе школьного образования. Руководство для учителя.-К.:Алатон, 2003.-192с.



© 2010-2022