Учебно-методический комплекс по экологии 11 класс

Учебно-методический комплекс включает в себя цикл уроков посвященный «Взамодействию живых организмов с окружающей средой», как одного из разделов курса общей биологии 11 класса по программе Сонина. Комплекс включает 19 уроков. Каждый урок имеет тему, вид урока. Если это лекция, то представлены основные вопросы разбираемые на уроке, более подробно расписано домашние задание. Если это урок самостоятельного изучения материала, то здесь представлены задания, с указанием страниц учебника, в различной...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Российской Федерации

Алтайский край

Бийский район

МКОУ «Светлоозерская сош»












УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС


«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ»



















Урок 1


Лекция. Тема: Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы.

Компоненты биосферы (В. И. Вернадский).

ПЛАН

  1. Понятие биосфера.

  2. Границы биосферы.

  3. Структура биосферы (литосфера, гидросфера, атмосфера).

  4. Компоненты биосферы (живое вещество, его функции, косное вещество).

  5. Свойство биосферы: круговорот веществ в природе, горизонтальная зональность и высотная поясность, большое разнообразие.

Домашние задание: страница 487-490.

Сообщение: В. И. Вернадский жизнь и научная деятельность.

Понятия для запоминания: биосфера, биомасса Земли, биологическая продуктивность, живое вещество, функции живого вещества, косное вещество, биокосное вещество.


Урок 2

Самостоятельное изучение нового материала.


Тема: Круговорот веществ в природе.

Страница 491-495, учебник В.Б. Захарова Биология 10-11 класс.

Задание 1. Составьте в своих тетрадях схемы круговорота воды, азота, серы, фосфора.

Задание 2. Представьте себе, что Земля с ее биосферой - это космический корабль, который мчится по беспредельным просторам Вселенной. Чем должен располагать этот корабль для обеспечения на нем жизни человека? Какие организмы могут обеспечить круговорот веществ? Изобразите в своих тетрадях схему круговорота углерода на этом корабле.

Домашние задание: страница 491-495, подготовить рассказы о круговоротах в биосфере важнейших веществ и элементов.

Урок 3

Лекция. Тема: Жизнь в сообществах


Основные понятия: экология, экология особей, среда жизни, экологические факторы: биотические, антропогенные, экология популяций, ареал, свойства популяции, биоценоз, биогеоценоз, биотоп, экосистема, биосфера.

Домашние задание: выучить определения, для биологического диктанта.

Урок 4

Самостоятельное изучение нового материала.


Тема: История формирования сообществ живых организмов. Биологические области.

Страница 501-504, учебник В.Б. Захарова Биология 10-11 класс.

Задание 1. Изучите текст, страница 501-504, рисунок 17.1. Пользуясь схемами геологической истории материков, докажите, что разделение материков отразилось на эволюцию растений и животных.

Вопрос 1. Почему изоляция - обязательно условие всякого длительного этапа эволюционного процесса?

Задание 2. Заполнить таблицу, пользуясь учебником.

Биогеография. Основные биомы суши.

№ п/п

Биогеографическая область

Биомы

Флора

Фауна







Домашние задание: страница 501-513, ответить на вопросы на с 504 и с. 513-514.

Урок 5-6

Семинарские занятия

Тема: Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, их структура. Биоценозы, их характеристики.

Страница 516-519; 535-542, учебник В.Б. Захарова Биология 10-11 класс.

Вопросы к семинарскому занятию.

  1. Понятие биоценоз.

  2. Понятие биогеоценоз

  3. Понятие экосистема.

  4. Структурные компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).

  5. Цепи и сети питания.

  6. Правило экологической пирамиды.

  7. Свойства (показатели) экосистемы.

Практическое задание.

  1. Дайте определения понятий: консументы, продуценты, редуценты.

  2. Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что компонентами являются ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж. Укажите консументы, продуценты, редуценты.

  3. Составьте схему пищевых цепей аквариума, в котором обитают рыбы: карась и гуппи, улитки прудовик и катушка, растения элодея и валеснерия, инфузория туфелька, сапрофитные бактерии.

  4. Страница 540 рисунок 17; 13 учебник. Внимательно рассмотрите рисунок.

  1. Какую закономерность в природе он иллюстрирует?

  2. Раскройте сущность этой закономерности на данном примере.

  3. Укажите основную причину возникновения в процессе эволюции устойчивых цепей взаимосвязанных видов.

  1. Дайте характеристику основным показателем биоценоза: видовое разнообразие, устойчивость, биомасса, продуктивность, плотность популяций отдельных видов, способность к саморегуляции.

  2. Дайте описание биотопов биоценозов, заполнив таблицу.




Описание основных биотопов.

Биотоп

Описание

Тундра


Болото


Широколистный лес


Луг


Степь


Река


Пустыня


  1. Заполните таблицу, отражавшую распространение животных на биотопах.

Распространение животных на биотопах.

Биотоп

Животные, обитающие в этом биотопе.

Степь


Альпийский луг


Тундра


Болото


Луг


Лес


Пустыня



Урок 7.


Лекция. Абиотические факторы среды. Ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды. Пределы выносливости

Домашние задание: страница 519-528; 529-530, ответить на вопросы на странице 528-529, страница 532.

Урок 8.

Лекция. Смена биогеоценозов. Причины смены, формирование новых сообществ.

ПЛАН

  1. Существование биоценоза как целостной системы. Смена в природе менее устойчивых биоценозов на более устойчивые.

  2. Факторы, определяющие смену биоценозов.

  3. Примеры развития экосистемы.

Домашние задание: страница 542-543, нарисовать на формате А4 сукцессию, на свой выбор.

Урок 9-11


Семинарское занятие.


Тема: Взаимоотношения организма и среды.

Страница 501-543 учебник В.Б. Захарова Биология 10-11 класс


Вопросы для семинара:

  1. Понятие экология.

  2. Понятие экология особей.

  3. Экологические факторы.

  4. Оптимальные экологические факторы.

  5. Ограничивающие экологические факторы.

  6. Свет - основной экологический фактор.

  7. Температура - основной экологический фактор.

  8. Вода - основной экологический фактор.


Практические задания:

Дайте определение понятий: экология, гелиофиты, сциофиты, факультативные гелиофиты, криофилы, термофилы, теплокровность, зимняя спячка, анабиоз, морозостойкость, состояние покоя, летний период, гидатофиты, гидрофиты, мезофиты, гигрофиты, суккуленты, склерофиты, ксерофиты, гигрофилы, мезофиллы, кеерофилы, автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы.

Составить пищевые сети в стоячем пресноводном водоеме, в дубраве.

Тематика рефератов.

  1. Вода в жизни растений.

  2. Ветер в жизни растений.

  3. Свет в жизни растений.

  4. Роль тепла в жизни растений.

  5. Пищевые сети.

Урок 12


Лекция. Тема: Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения между организмами.

ПЛАН

  1. Взаимоотношения между организмами.

  2. Формы симбиоза: кооперация, мутуализм, комменсализм.

Домашние задание: страница 546-550, ответить на вопросы страница 551.

Урок 13


Самостоятельное изучение нового материала.


Тема: Взаимоотношения между организмами. Антибиотические отношения между организмами.


Страница 551-564 учебник В.Б. Захарова Биология 10-11 класс.

Задание 1. Внимательно прочитайте статью «Хищничество» (параграф 17.4.2), составьте план статьи.

Задание 2. Заполните таблицу.


Виды взаимоотношений организмов

Вид антибиотического взаимоотношений

Сущность взаимоотношений

Примеры

Хищничество

Паразитизм

Домашние задание: страница 551-564, ответить на вопросы на странице 568.


Урок 14


Лекция. Тема: Формы взаимоотношений между организмами. Конкуренция. Нейтрализм.

ПЛАН

  1. Формы взаимоотношений между организмами.

  2. Конкуренция.

  3. Нейтрализм.

Домашние задание: подготовка к зачету по теме: Экология.

Урок 15


Лекция. Тема: Антропогенные факторы воздействия на биоценозы.


ПЛАН

  1. Основные экологические проблемы.

  2. Природные ресурсы и их пользование

Домашние задание: Приготовить презентации по темам:

  1. Рост народонаселения.

  2. Изменение состава атмосферы и климата.

  3. Загрязнение природных вод.

  4. Истощение и загрязнение почвы.

  5. Сокращение природного разнообразие (природные ресурсы).


Урок 16

Защита презентаций.


Урок 17

Лекция. Тема: Проблемы рационального природопользования.

Домашние задание: страница 587-590.

Урок 18

Лекция. Тема: Меры по образованию экологических комплексов. Экологическое образование.

Домашние задание: подготовиться к итоговой контрольной работе за курс общей биологии. Эволюционное учение. Основы экологии.


Урок 19

Итоговая контрольная работа за курс общей биологии. Эволюционное учение. Основы экологии.



7


© 2010-2022