Урок по биологии в 6 кл. по теме Дыхание растений

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Частоостровская средняя общеобразовательная школа

Рыжова Валентина Ивановна - учитель высшей категории, учитель биологии

Открытый урок биологии 6 класс - 13.12.13г.

Тема: Дыхание животных

Цель: раскрыть роль дыхания в жизни животных, связанное со средой обитания; сформировать представление об усложнении органов дыхания животных в ходе эволюции; продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с разными источниками информации.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично- поисковый, проблемный.

Ход урока.

Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего урока.

Психологический момент:

Загадки.

1. Пашет землю трактор без колес

Для него горючее - овес ( лошадь)

- беседа по физическим качествам лошади, затем связала со следующим годом по восточному календарю ( годом лошади) и олимпиадой в Сочи ( о том какими качествами должны обладать спортсмены РФ и пожелали им успехов).

2. Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой

Похлопочет над цветком-

И поделится медком.

( беседа - пчелка кропотливо собирает пыльцу из которой в дальнейшем появится мед, так и мы с вами по крупицам будем добывать знания из разных источников информации).

Для организации процесса повторения и закрепления терминологии, которая пригодится на уроке, проводится методика взаимотренажа.

На доске нарисована схема: найти ошибку в схеме: (беседа по данным схемам)

Урок по биологии в 6 кл. по теме Дыхание растенийУрок по биологии в 6 кл. по теме Дыхание растенийугл.газ ? (кислород)

Урок по биологии в 6 кл. по теме Дыхание растенийУрок по биологии в 6 кл. по теме Дыхание растенийугл.газ ? ? ( кислород)

Убрать лишнее. Почему? Чечевички, жабры, легкие, трахей, кожа

Как вы думаете, можно ф/з и дыхание считать двумя сторонами единого процесса? Какого?

Вспоминают и перечисляют Царства.

Как вы считаете, а есть ли у животных, как у представителей другого царства живой природы, существенные отличия в процессах дыхания от дыхания у растений? ( Есть. Ведь они иначе устроены. У животных есть легкие ,жабры, целые дыхательные системы, а у растений органы).

Учитель зачитывает стихотворение.

Дышат люди, дышат звери,
Дышат все, кто хочет жить.
Кто под солнцем иль луною
Может жизнью дорожить.
Разберёмся, кто как может.
Будем знать, а кто какой.
Мы же дышим, дышим тоже,
Если дышишь - ты живой!

- Дыхание - это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться. Затаите своё дыхание на 20-30 секунд и поделитесь своими ощущениями.

Обсуждение своих ощущений. Возможное предположение, что клеткам не хватает кислорода.

- А зачем живые организмы дышат?

Дети предлагают свои ответы:

- Кислород воздуха участвует в процессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего образуются: углекислый газ, который мы выдыхаем; вода, используемая клетками (излишки удаляются из организма); и энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов.

Дети сами определяют тему урока.

- Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Земле дышат так же, как и люди?

Учащиеся предполагают, что у разных организмов дыхание происходит по разному.

И сами определяют и ставят сами себе цель над чем они сегодня на уроке будут работать.

Запись выходных данных урока на доске: "Дыхание у животных"

1. Актуализация форм деятельности

- Как мы будем работать на уроке?

- Ребята, я вам предлагаю поделиться на 3 группы, каждая из которых будет получать свои знания, а потом поделиться ими с другими.

Учитель ставит перед группами проблему (задачу, вопрос), уточнив при этом, что составление схемы - это обязательное условие при обсуждении. На общем листе бумаги должна происходить фиксация всех высказываний учащихся. это могут быть схемы, схематичные рисунки, условные знаки, опорные слова и даже фразы. Наличие схемы позволяет не только организовать понимание участников группы, но и сформировать у учеников представление о значение схемы для организации собственного понимания и понимания других.

Каждой группе раздаётся информационный лист и наглядное пособие (Рисунки 1-3), по которым учащиеся сами получают знания.

2. Групповая работа по информационным листам 1-3 с использованием наглядных пособий.

Первая группа получает информационный лист 1 и наглядное пособие (Рисунок 1).

Информационный лист 1

Тип дыхания: клеточное.

Организмы: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.

Механизм дыхания:

Одноклеточные организмы поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела.
Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в результате чего освобождается энергия, которая необходима для жизни животного.
Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.

Ответ спикера по плану:

  1. Тип дыхания.

  2. Для каких организмов характерно.

  3. Как происходит процесс дыхания?

Дополнительная информация:

При загрязнении водоёмов гибнет большое количество одноклеточных организмов, которые являются источником пищи для мальков, ракообразных, в результате чего нарушаются цепи питания.

Вторая группа работает с информационным листом 2 и наглядным пособием (Рисунок 2).

Информационный лист 2

Тип дыхания: трахейное.

Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)

Механизм дыхания:

Брюшко насекомого разделено на 5-11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий - дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки - трахеи, которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

Ответ спикера по плану:

  1. Тип дыхания.

  2. Для каких организмов характерно.

  3. Как происходит процесс дыхания?

Дополнительная информация:

У представителей класса Паукообразные - пауков, органы дыхания представлены не только трахеями, но и лёгочными мешками, которые сообщаются с внешней средой через дыхательные отверстия (рис. со стр. 69 учебника)

Третья группа работает с информационным листом 3 и наглядным пособием (Рисунок 3).

Информационный лист 3

Тип дыхания: жаберное.

Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)

Механизм дыхания:

Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.

Ответ спикера по плану:

  1. Тип дыхания.

  2. Для каких организмов характерно.

  3. Как происходит процесс дыхания?

Дополнительная информация:

Некоторые животные, например, земноводные, имеют густые пучки жабр на поверхности тела. Такие жабры называются - наружными. Так обстоит дело у протея - слепого пещерного животного из западных областей Югославии, и аксолотлей (которые по общему облику похожи на тритонов) - их родина Мексика.

После того как каждая группа поработает, затем идет защита у доски и одновременное заполнение таблицы: Дыхание у животных

Таблица: Дыхание у животных

Тип дыхания

Органы дыхания

Организмы, для которых это характерно

1. Клеточное

Вся поверхность тела

Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви

2. Трахейное

Дыхальца, трахеи

Насекомые

3. Жаберное

Жабры

Рыбы, ракообразные, моллюски



Закрепление изученного материала

1. После заполнения таблицы дети ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно. (не более 1 мин.)

Вызывается один ученик к доске и изображает в виде схемы общую схему «Типы дыхания животных».

Рефлексия по поводу выполнения тех целей и задач, которые были озвучены в начале урока.

Выполнение тестового задания, кроссвордов, лабиринт (карточки с заданием раздаются каждому ученику).

( после выполнение тестовых заданий идет самоконтроль, взаимообмен заданиями, сверяют по кодам, и оценивают по критериям оценивания)

Работа по ИОПам.

Источник

срок

Требования к уровню подготовки

«3»

«4»

«5»

Индивидуальное задание

Отметка о выполнении

Подпись учителя

Тема : « Дыхание животных»

Учебник

Н.И.Сонин

«Биология .Живой организм» 6 кл.

Стр. 75 -76

Давать определение понятию дыхание.

Описывать сущность биологических процессов: дыхания.

Давать определение понятию дыхание.

Прочитать текст на стр.75-76.

Вопросы №5-9.

Прочитать текст на стр.75-76.

Составить вопросы -понятия. Составить общую схему дыхания животных

Прочитать текст на стр.75-76.

Вопрос №10

Подготовить сообщение о различных типах дыхания у животных с указанием использованной литературы.

Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах.

Характеризовать:

- особенности дыхания животных;

- роль дыхания в жизни животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных.

После работы по ИОПам, идет итоговая рефлексия урока ( каждый уч-ся высказался по уроку).

Задание на дом дано в начале урока.

Эмоционально окрашенный финал урока

- Этот урок я хотел бы завершить словами известного поэта:

Нам в этом мире многое дано:
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное, дано дышать,
Любить, найти и не сдаваться!

© 2010-2022