- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа биология 10 класс
Рабочая программа биология 10 класс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Макова З.Ф. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
РАССМОТРЕНО
на заседании ПМК физики, химии и биологии
Протокол № __ от ________
Руководитель ПМК
Л.Хафизова
«____»___________2014 г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель начальника училища по учебной работе
_________ О.Жарков
«___»___________2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Казанского суворовского военного училища МО РФ
___________ В.Миронченко
«___»_____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии (базовый уровень)
10 класс, 6курс
Составитель: Макова Зухра Фатыховна
преподаватель биологии
высшей квалификационной категории
г. Казань
2014 г
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089, с изменениями и дополнениями), Примерной программой среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы (рекомендована письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») и программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.
Структура документа.
Рабочая программа включает следующие разделы:
Пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, основное содержание программы, цели изучения предмета, место предмета в базисном учебном плане, отличительные особенности по сравнению с примерной программой, результаты обучения, тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки суворовцев 10 класса, перечень учебно-методического обеспечения, календарно - тематическое планирование
Общая характеристика учебного предмета.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованное в жизни и практической деятельности. В связи с этим в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм».
Цели и задачи изучения учебного предмета.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно учебному плану Казанского СВУ на изучение биологии в 10-11классах предусмотрено 69 часов.
в 10 классе выделено - 35 часов (1 час в неделю), в том числе 2 часа на проведение контрольных работ.
Отличительные особенности по сравнению с примерной программой
При составлении данной рабочей программы произведены следующие небольшие изменения . Тема «Биология как наука» изучается 1час вместо трех часов - это урок- лекция, многие вопросы этой темы изучались в 6-9 классах. На раздел «Клетка»» отведено 13часов вместо восьми часов ввиду сложности тем данного раздела.
В связи с этим изменяются часы, отведенные на изучение отдельных разделов. Изменения отражены в тематическом плане.
Результаты обучения
Личностными результатами обучения биологии являются:
-
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
-
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.
-
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
-
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
-
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
-
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения биологии в основной школе являются:
-
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
-
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
-
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
-
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
-
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
-
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами изучения курса являются:
-
умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
-
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ н/п
Наименование разделов
Всего часов
Из них
Лабораторные и
практические работы
Контрольные работы
I
Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания
1
II
Раздел 2.
клетка
13
Л.р.1«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
П.р. 2. «Сравнение строения клеток растений и животных».
Л.р. 3«Приготовление и описание микропрепаратов
1 - тема «Клетка»
III
Раздел3
Организм
17
Л.р. 4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
П.р.
5. «Составление простейших схем скрещивания».
6. П.р. «Решение генетических задач»
П.р. 7. «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»
П.р.8. «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»
IV
Повторение
2
1 - Итоговая контрольная раб
Резерв
2
1
ИТОГО
35
Л.р. -3; П.р. - 5
2
Содержание тем учебного курса.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 ч)
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.1час
Тема1. биология как наука.
Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы*. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации:
Биологические системы.
Уровни организации живой природы.
Методы познания живой природы.
Раздел 2 Клетка (13 ч)
Тема. 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория. (1час)
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Тема. 2.2: Химический состав клетки. ( 5 часов)
Содержание учебного материала:
Элементный состав живого вещества биосферы. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Биологические полимеры - белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Углеводы: классификация, структура и свойства. Особенности строения жиров и липидов. ДНК история изучения, структура. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Биологическая роль ДНК. Генетический код. РНК структура и функции. АТФ и другие органические соединения клетки
Демонстрации:
Строение молекулы белка.
Строение молекулы ДНК.
Строение молекулы РНК.
Тема. 2. 3.Структура и функции клетки. ( 3 часа)
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Доядерные и ядерные клетки. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках .
Демонстрации:
Строение клетки.
Строение клеток прокариот и эукариот.
Лабораторные и практические работы:
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Сравнение строения клеток растений и животных.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
Тема. 2. 4.Наследственная информация и реализация её в клетке. ( 2ч)
Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке вещества, обуславливающие индивидуальное развитие организма, принцип удвоения ДНК; принцип синтеза и-РНК; генетический код и его свойств а; процесс трансляции; функции т-РНК, АТФ в процессе биосинтеза белка; Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Роль генов в биосинтезе белка. Генная и клеточная инженерия.
Тема. 2. 5 Вирусы. (2 час) Вирусы- неклеточные формы жизни
Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа
Демонстрации:
Строение вируса.
Раздел 3. Организм (17 ч)
Тема. 3.1Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. (4 часа)
Организм - единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Демонстрации:
Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке.
Фотосинтез
Тема. 3.2. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. ( 5)
Содержание учебного материала:
Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Демонстрации:
Деление клетки (митоз, мейоз).
Способы бесполого размножения.
Половые клетки.
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Лабораторная работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
Тема. 3.3 Наследственность и изменчивость. (6 часов)
Содержание учебного материала:
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Демонстрации:
Моногибридное скрещивание.
Дигибридное скрещивание.
Перекрест хромосом.
Неполное доминирование.
Сцепленное наследование.
Наследование, сцепленное с полом.
Наследственные болезни человека.
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Мутации.
Модификационная изменчивость
Практические работы:
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Составление простейших схем скрещивания.
Решение элементарных генетических задач.
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
Тема. 3.4.Основы селекция. Биотехнология. (2 часа)
Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации:
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Искусственный отбор.
Гибридизация.
Исследования в области биотехнологии
Практическая работа:
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся 10 класса.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература для учителя (основная)
1. Федеральный Государственный стандарт.
2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
3. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / автор-составитель Г.М. Пальдяева - М: Дрофа, 2010
4. Учебник А.А. Каменский, Е.М. Крискунов, В.В, Пасечник «Общая биология. 10-11 класс»-М.: Дрофа, 2006
5. Козлова Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Каменского А. А., Криксунова Е. А., Пасечника В. В.
6. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии: 9класс.-М; ВАКО,2009.
Литература для учителя ( дополнительная)
-
Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. - М.: Эксмо, 2011. - 240с.
-
Кириленко А.А. Биология сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. - Изд. 4-е - Ростов н/Д: Легион, 2012. - 232, (1)с. - (Готовимся к ЕГЭ.)
3.ЕГЭ-2012- 2014. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под редакцией Г.С. Калиновой. - М. : Национальное образование, 2013. - 304с. - (ЕГЭ-2013. ФИПИ- школе
4.Батуев А.Е, Гуленкова М.А. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М: Дрофа, 2004; 4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2010
Литература для учащихся (основная)
-
Учебник А.А. Каменский, Е.М. Крискунов, В.В, Пасечник «Общая биология. 10-11 класс»-М.: Дрофа, 2006
Литература для учащихся (дополнительная)
1.Батуев А.Е, Гуленкова М.А. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М: Дрофа, 2004; 4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2010
2.Кириленко А.А. Биология сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. - Изд. 4-е - Ростов н/Д: Легион, 2012. - 232, (1)с. - (Готовимся к ЕГЭ.)
3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2010
ЕГЭ- 2012- 2014.Биология: типовые экзаменационные варианты под редакцией Г.С. Калиновой. - М. : Национальное образование, 2013. - 304с. - (ЕГЭ-2013. ФИПИ- школе)
MULTIMEDIA- поддержка курса «Общая биология»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии
VI курс, 10 класс
Преподаватель Макова З.Ф.
Количество часов всего 35 ч.; в неделю 1 ч.
Плановых контрольных уроков 2.
Планирование составлено на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы (рекомендована письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7.07.2005 № 03-1263 и программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника.
Учебник А.А. Каменский, Е.М. Крискунов, В.В, Пасечник «Общая биология. 10-11 класс»-М.: Дрофа, 2010.
№ урока | Тема урока
| Количество часов
| Планируемый результат | Использование оборудования | Дата проведения |
Раздел 1. Биология как наука. 1 час | |||||
| Тема 1. Биология как наука. Методы научного познания | 1 |
|
|
|
1 | Краткая история развития биологии. Методы биологии. Сущность жизни и свойства живого, уровни организации жизни | 1
| Знать / понимать: - определение ключевых понятий - методы познания живой природы -уровни организации живой материи критерии живых систем Уметь: -объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения -сравнивать тела живой и неживой природы | Мульт.пособ «Общие закономерности» |
|
Раздел 2. .Клетка 13 часов | |||||
| Тема 2.1. Методы изучения цитологии. Клеточная теория | 1 |
|
|
|
2 | История изучения клетки. Клеточная теория | 1
| Знать / понимать: - уровни организации жизни -основные положения клеточной теории -вклад выдающихся учёных в развитие учения о клетке Уметь: -объяснить роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира | Мульт.пособ «Общие закономерности»
|
|
| Тема 2.2 Химический состав клетки. | 5 |
|
|
|
3 | Химический состав клетки. Неорганические вещества | 1 | Знать /понимать: -определение ключевых понятий, перечислять биоэлементы ультрамикроэлементы -строение и функции органических веществ Уметь: -приводить примеры углеводов и липидов - описывать элементарный состав углеводов, липидов, белков. -описывать проявление функций белков -объяснять механизм образования белков | Мульт. пособ. «Общие закономерности» |
|
4 | Органические вещества. Липиды и углеводы | 1 | Таблица
|
| |
5 | Органические вещества. Белки | 1 | Таблица
|
| |
6 | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты | 1 | Таблица
|
| |
7 | Обобщающий урок по теме: «Химический состав клетки» | 1 |
|
|
|
| Тема 2.3 Структура и функции клетки . | 3 |
|
|
|
8 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы. Л.р. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» Л.р. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» | 1 | Знать / понимать: -строение клетки -названия органоидов, клеточных структур -функции органоидов -химическую организацию клетки Уметь: -объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике; -составлять схемы процессов, протекающих в клетке; -работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
| Комплект для проведения лабораторной работы |
|
9 | Клеточное ядро. Хромосомы | 1 | Мульт.пособ «Общие закономерности» |
| |
10 | Прокариотическая клетка П.р. «Сравнение строения клеток бактерий, растений и животных.»
| 1 | Комплект для проведения лабораторной работы |
| |
| Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке | 2 | Знать/понимать: -определения ключевых понятий -основные свойства генетического кода -этапы процесса биосинтеза белка Уметь: -характеризовать процессы трансляции, транскрипции, генной и клеточной инженерии -процессы регуляции биосинтеза белка -выявлять черты сходства и различия процессов трансляции и транскрипции -делать выводы о принципе передачи наследственной информации |
|
|
11 | Реализация наследственной информации в клетке | 1 |
| Таблица
|
|
12 | Биосинтез белка | 1 |
| Таблица
|
|
| Тема 2.5. Вирусы. | 2 |
|
|
|
13 | Неклеточные формы жизни. Вирусы | 1 | Знать/понимать: -строение вируса -процессы жизнедеятельности уметь: -объяснить процесс проникновения вируса в клетку -сущность воздействия вирусов на клетку. | Мульт.пособ «Общие закономерности»
|
|
14 | Обобщающий урок по теме «Клетка» | 1 |
|
|
|
Раздел 3. Организм. - 17 часов | |||||
| Тема 3.1. Обмен веществ и преобразование энергии | 4 | Знать / понимать: -определения ключевых понятий -обмен веществ (метаболизм) особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий -сущность процессов энергетического и пластического обмена Уметь: -характеризовать сущность процессов энергетического и пластического обмена -делать выводы на основе сравнения, - выявлять характерные особенности фотосинтеза и гликолиза - приводить примеры многоклеточных и одноклеточных организмов - приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов |
|
|
15 | Многообразие организмов | 1 | Мульт.пособ «Общие закономерности» |
| |
16 | Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен | 1 | Таблица Презентация |
| |
17 | Пластический обмен. Фотосинтез | 1 | Мульт.пособ «Общие закономерности» |
| |
18 | Обобщающий урок по теме: «Обмен веществ» | 1 |
|
|
|
| Тема 3.2. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | Знать / понимать: -определения ключевых понятий -сущность воспроизведения организмов его значение -формы бесполого размножения -половое размножение. -периоды образования половых клеток Уметь: -объяснять: процессы митоза и мейоза -сущность бесполого и полового размножения -сравнивать бесполое и половое размножение -сравнивать зародыши человека и других млекопитающих животных и делать выводы |
|
|
19 | Деление клетки. Митоз | 1 | Таблица
|
| |
20 | Размножение бесполое и половое | 1 | Мульт.пособ «Общие закономерности» |
| |
21 | Образование половых клеток. Мейоз | 1 | Таблица Презентация |
| |
22 | Оплодотворение | 1 | Таблица Презентация |
| |
23 | Индивидуальное развитие организмов Лаб. раб «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» | 1 | Комплект для проведения лабораторной работы |
| |
| Тема 3.3. закономерности наследственности и изменчивости. | 6 |
|
|
|
24 | Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещивание | 1 | Знать/понимать: -определения ключевых понятий -сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. -механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания, формулировать закон независимого наследования -закон сцепленного наследования Т.Моргана Уметь: - решать элементарные задачи по генетике - составлять элементарные схемы скрещивания -объяснять: механизмы передачи признаков и свойств из поколения составлять простейшие родословные -решать генетические задачи. -описывать строение гена эукариот, приводить примеры взаимодействия генов -приводить примеры механизмов определения пола, -выделять задачи медикогенетического консультирования -объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости | Таблица Презентация |
|
25 | Дигибридное скрещивание Прак.раб. «Составление простейших схем скрещивания.»
| 1 | Сборник задач |
| |
26 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование | 1 | Таблица Презентация |
| |
27 | Современные представления о гене и геноме Прак. раб. «Решение элементарных генетических задач.»
| 1 | Комплект для проведения лабораторной работы |
| |
28 | Генетика пола Генетика и здоровье человека | 1 | Мульт.пособ «Общие закономерности» |
| |
29 | Изменчивость: наследственная и ненаследственная Прак.раб.. «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм» | 1 | Комплект для проведения лабораторной работы |
| |
| Тема 3.4. Основы селекции. Биотехнология | 2 |
|
|
|
30 | Селекция: основные методы и достижения | 1 | Знать/понимать: -определения ключевых понятий -основные методы селекции растений и животных. -роль учения Н.И. Вавилова Уметь: -приводить примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов | Таблица, презентация |
|
31 | Биотехнология: достижения и перспективы развития Прак.раб. «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | 1 | Комплект для проведения практической работы |
| |
Повторение 2 часа | |||||
32 | Итоговая контрольная работа | 1 |
|
|
|
33 | Анализ контрольной работы | 1 |
|
|
|
| Резерв 2часа. |
|
|
|
|
Преподаватель Макова З.Ф.