Рабочая программа биология 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии (базовый уровень) 10 класс, 6курс                                       Составитель: Макова Зухра Фатыховна преподаватель биологии                                      высшей квалификационной категории
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РАССМОТРЕНО

на заседании ПМК физики, химии и биологии

Протокол № __ от ________

Руководитель ПМК

Л.Хафизова

«____»___________2014 г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель начальника училища по учебной работе

_________ О.Жарков

«___»___________2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Казанского суворовского военного училища МО РФ

___________ В.Миронченко

«___»_____________2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии (базовый уровень)

10 класс, 6курс

Составитель: Макова Зухра Фатыховна

преподаватель биологии

высшей квалификационной категории














г. Казань

2014 г

Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089, с изменениями и дополнениями), Примерной программой среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы (рекомендована письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») и программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.


Структура документа.

Рабочая программа включает следующие разделы:

Пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, основное содержание программы, цели изучения предмета, место предмета в базисном учебном плане, отличительные особенности по сравнению с примерной программой, результаты обучения, тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки суворовцев 10 класса, перечень учебно-методического обеспечения, календарно - тематическое планирование

Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологии на ступени среднего (полного) об­щего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой приро­де, ее отличительных признаках - уровневой ор­ганизации и эволюции, поэтому программа вклю­чает сведения об общих биологических законо­мерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содер­жания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащие­ся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей сре­де, востребованное в жизни и практической де­ятельности. В связи с этим в про­грамме особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной ес­тественнонаучной картины мира. Основу структури­рования содержания курса биологии в старшей шко­ле на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответст­вии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм».



Цели и задачи изучения учебного предмета.

Программа предусматривает формирование у уча­щихся общеучебных умений и навыков, универ­сальных способов деятельности и ключевых компе­тенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне яв­ляются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно учебному плану Казанского СВУ на изучение биологии в 10-11классах предусмотрено 69 часов.

в 10 классе выделено - 35 часов (1 час в неделю), в том числе 2 часа на проведение контрольных работ.

Отличительные особенности по сравнению с примерной программой

При составлении данной рабочей программы произведены следующие небольшие изменения . Тема «Биология как наука» изучается 1час вместо трех часов - это урок- лекция, многие вопросы этой темы изучались в 6-9 классах. На раздел «Клетка»» отведено 13часов вместо восьми часов ввиду сложности тем данного раздела.

В связи с этим изменяются часы, отведенные на изучение отдельных разделов. Изменения отражены в тематическом плане.

Результаты обучения

Личностными результатами обучения биологии являются:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения биологии в основной школе являются:

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами изучения курса являются:

  • умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№ н/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Лабораторные и

практические работы

Контрольные работы

I

Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания

1

II

Раздел 2.

клетка

13

Л.р.1«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

П.р. 2. «Сравнение строения клеток растений и животных».

Л.р. 3«Приготовление и описание микропрепаратов

1 - тема «Клетка»

III

Раздел3

Организм

17

Л.р. 4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

П.р.

5. «Составление простейших схем скрещивания».

6. П.р. «Решение генетических задач»

П.р. 7. «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

П.р.8. «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

IV

Повторение

2

1 - Итоговая контрольная раб

Резерв

2


1

ИТОГО

35

Л.р. -3; П.р. - 5

2

Содержание тем учебного курса.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 ч)

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.1час

Тема1. биология как наука.

Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы*. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации:

Биологические системы.

Уровни организации живой природы.

Методы познания живой природы.

Раздел 2 Клетка (13 ч)

Тема. 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория. (1час)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Тема. 2.2: Химический состав клетки. ( 5 часов)

Содержание учебного материала:

Элементный состав живого вещества биосферы. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Биологические полимеры - белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Углеводы: классификация, структура и свойства. Особенности строения жиров и липидов. ДНК история изучения, структура. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Биологическая роль ДНК. Генетический код. РНК структура и функции. АТФ и другие органические соединения клетки

Демонстрации:

Строение молекулы белка.

Строение молекулы ДНК.

Строение молекулы РНК.

Тема. 2. 3.Структура и функции клетки. ( 3 часа)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Доядерные и ядерные клетки. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функ­ции. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках .

Демонстрации:

Строение клетки.

Строение клеток прокариот и эукариот.

Лабораторные и практические работы:

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

Тема. 2. 4.Наследственная информация и реализация её в клетке. ( 2ч)

Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке вещества, обуславливающие индивидуальное развитие организма, принцип удвоения ДНК; принцип синтеза и-РНК; генетический код и его свойств а; процесс трансляции; функции т-РНК, АТФ в процессе биосинтеза белка; Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Роль генов в биосинтезе белка. Генная и клеточная инженерия.

Тема. 2. 5 Вирусы. (2 час) Вирусы- неклеточные формы жизни

Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа

Демонстрации:

Строение вируса.

Раздел 3. Организм (17 ч)

Тема. 3.1Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. (4 часа)

Организм - единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Демонстрации:

Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

Фотосинтез

Тема. 3.2. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. ( 5)

Содержание учебного материала:

Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Демонстрации:

Деление клетки (митоз, мейоз).

Способы бесполого размножения.

Половые клетки.

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Лабораторная работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Тема. 3.3 Наследственность и изменчивость. (6 часов)

Содержание учебного материала:

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Демонстрации:

Моногибридное скрещивание.

Дигибридное скрещивание.

Перекрест хромосом.

Неполное доминирование.

Сцепленное наследование.

Наследование, сцепленное с полом.

Наследственные болезни человека.

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Мутации.

Модификационная изменчивость

Практические работы:

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Тема. 3.4.Основы селекция. Биотехнология. (2 часа)

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации:

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Искусственный отбор.

Гибридизация.

Исследования в области биотехнологии

Практическая работа:

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся 10 класса.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература для учителя (основная)

1. Федеральный Государственный стандарт.

2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / автор-составитель Г.М. Пальдяева - М: Дрофа, 2010

4. Учебник А.А. Каменский, Е.М. Крискунов, В.В, Пасечник «Общая биология. 10-11 класс»-М.: Дрофа, 2006

5. Козлова Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Каменского А. А., Криксунова Е. А., Пасечника В. В.

6. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии: 9класс.-М; ВАКО,2009.

Литература для учителя ( дополнительная)

  1. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. - М.: Эксмо, 2011. - 240с.

  2. Кириленко А.А. Биология сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. - Изд. 4-е - Ростов н/Д: Легион, 2012. - 232, (1)с. - (Готовимся к ЕГЭ.)

3.ЕГЭ-2012- 2014. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под редакцией Г.С. Калиновой. - М. : Национальное образование, 2013. - 304с. - (ЕГЭ-2013. ФИПИ- школе

4.Батуев А.Е, Гуленкова М.А. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М: Дрофа, 2004; 4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2010

Литература для учащихся (основная)

  1. Учебник А.А. Каменский, Е.М. Крискунов, В.В, Пасечник «Общая биология. 10-11 класс»-М.: Дрофа, 2006

Литература для учащихся (дополнительная)

1.Батуев А.Е, Гуленкова М.А. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М: Дрофа, 2004; 4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2010

2.Кириленко А.А. Биология сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко. - Изд. 4-е - Ростов н/Д: Легион, 2012. - 232, (1)с. - (Готовимся к ЕГЭ.)

3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2010

ЕГЭ- 2012- 2014.Биология: типовые экзаменационные варианты под редакцией Г.С. Калиновой. - М. : Национальное образование, 2013. - 304с. - (ЕГЭ-2013. ФИПИ- школе)

MULTIMEDIA- поддержка курса «Общая биология»

• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

• Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.











































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии

VI курс, 10 класс

Преподаватель Макова З.Ф.

Количество часов всего 35 ч.; в неделю 1 ч.

Плановых контрольных уроков 2.

Планирование составлено на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы (рекомендована письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7.07.2005 № 03-1263 и программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника.

Учебник А.А. Каменский, Е.М. Крискунов, В.В, Пасечник «Общая биология. 10-11 класс»-М.: Дрофа, 2010.

№ урока

Тема урока


Количество часов


Планируемый результат

Использование оборудования

Дата проведения

Раздел 1. Биология как наука. 1 час


Тема 1. Биология как наука. Методы научного познания

1




1

Краткая история развития биологии. Методы биологии. Сущность жизни и свойства живого, уровни организации жизни

1


Знать / понимать:

- определение ключевых понятий

- методы познания живой природы

-уровни организации живой материи критерии живых систем

Уметь:

-объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения

-сравнивать тела живой и неживой природы

Мульт.пособ «Общие закономерности»


Раздел 2. .Клетка 13 часов


Тема 2.1. Методы изучения цитологии. Клеточная теория

1




2

История изучения клетки. Клеточная теория

1


Знать / понимать:

- уровни организации жизни

-основные положения клеточной теории

-вклад выдающихся учёных в развитие учения о клетке

Уметь:

-объяснить роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира

Мульт.пособ «Общие закономерности»




Тема 2.2 Химический состав клетки.

5




3

Химический состав клетки. Неорганические вещества

1

Знать /понимать:

-определение ключевых понятий, перечислять биоэлементы ультрамикроэлементы

-строение и функции органических веществ

Уметь:

-приводить примеры углеводов и липидов

- описывать элементарный состав углеводов, липидов, белков.

-описывать проявление функций белков

-объяснять механизм образования белков

Мульт. пособ. «Общие закономерности»


4

Органические вещества. Липиды и углеводы

1

Таблица



5

Органические вещества. Белки

1

Таблица



6

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты

1

Таблица



7

Обобщающий урок по теме: «Химический состав клетки»

1





Тема 2.3 Структура и функции клетки .

3




8

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.

Л.р. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Л.р. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

1

Знать / понимать:

-строение клетки

-названия органоидов, клеточных структур

-функции органоидов

-химическую организацию клетки

Уметь:

-объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике;

-составлять схемы процессов, протекающих в клетке;

-работать с микроскопом,

изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.


Комплект для проведения лабораторной работы


9

Клеточное ядро. Хромосомы

1

Мульт.пособ «Общие закономерности»


10

Прокариотическая клетка

П.р. «Сравнение строения клеток бактерий, растений и животных.»


1

Комплект для проведения лабораторной работы



Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке

2

Знать/понимать:

-определения ключевых понятий

-основные свойства генетического кода

-этапы процесса биосинтеза белка

Уметь:

-характеризовать процессы трансляции, транскрипции, генной и клеточной инженерии

-процессы регуляции биосинтеза белка

-выявлять черты сходства и различия процессов трансляции и транскрипции

-делать выводы о принципе передачи наследственной информации



11

Реализация наследственной информации в клетке

1


Таблица



12

Биосинтез белка

1


Таблица




Тема 2.5. Вирусы.

2




13

Неклеточные формы жизни. Вирусы

1

Знать/понимать:

-строение вируса

-процессы жизнедеятельности

уметь:

-объяснить процесс проникновения вируса в клетку

-сущность воздействия вирусов на клетку.

Мульт.пособ «Общие закономерности»



14

Обобщающий урок по теме «Клетка»

1




Раздел 3. Организм. - 17 часов


Тема 3.1. Обмен веществ и преобразование энергии

4

Знать / понимать:

-определения ключевых понятий

-обмен веществ (метаболизм) особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий

-сущность процессов энергетического и пластического обмена

Уметь:

-характеризовать сущность процессов энергетического и пластического обмена

-делать выводы на основе сравнения,

- выявлять характерные особенности фотосинтеза и гликолиза

- приводить примеры многоклеточных и одноклеточных организмов

- приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов



15

Многообразие организмов

1

Мульт.пособ «Общие закономерности»


16

Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен

1

Таблица

Презентация


17

Пластический обмен. Фотосинтез

1

Мульт.пособ «Общие закономерности»


18

Обобщающий урок по теме: «Обмен веществ»

1





Тема 3.2. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

Знать / понимать:

-определения ключевых понятий

-сущность воспроизведения организмов его значение

-формы бесполого размножения

-половое размножение.

-периоды образования половых клеток

Уметь:

-объяснять: процессы митоза и мейоза

-сущность бесполого и полового размножения

-сравнивать бесполое и половое размножение

-сравнивать зародыши человека и других млекопитающих животных и делать выводы



19

Деление клетки. Митоз

1

Таблица



20

Размножение бесполое и половое

1

Мульт.пособ «Общие закономерности»


21

Образование половых клеток. Мейоз

1

Таблица

Презентация


22

Оплодотворение

1

Таблица

Презентация


23

Индивидуальное развитие организмов

Лаб. раб

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

1

Комплект для проведения лабораторной работы



Тема 3.3. закономерности наследственности и изменчивости.

6




24

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещивание

1

Знать/понимать:

-определения ключевых понятий

-сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

-механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания, формулировать закон независимого наследования

-закон сцепленного наследования Т.Моргана

Уметь:

- решать элементарные задачи по генетике

- составлять элементарные схемы скрещивания

-объяснять: механизмы передачи признаков и свойств из поколения составлять простейшие родословные

-решать генетические задачи.

-описывать строение гена эукариот, приводить примеры взаимодействия генов

-приводить примеры механизмов определения пола,

-выделять задачи медикогенетического консультирования

-объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости

Таблица

Презентация


25

Дигибридное скрещивание

Прак.раб. «Составление простейших схем скрещивания.»


1

Сборник задач


26

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование

1

Таблица

Презентация


27

Современные представления о гене и геноме Прак. раб. «Решение элементарных генетических задач.»


1

Комплект для проведения лабораторной работы


28

Генетика пола

Генетика и здоровье человека

1

Мульт.пособ «Общие закономерности»


29

Изменчивость: наследственная и ненаследственная

Прак.раб.. «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

1

Комплект для проведения лабораторной работы



Тема 3.4. Основы селекции. Биотехнология

2




30

Селекция: основные методы и достижения

1

Знать/понимать:

-определения ключевых понятий

-основные методы селекции растений и животных.

-роль учения Н.И. Вавилова

Уметь:

-приводить примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов

Таблица, презентация


31

Биотехнология: достижения и перспективы развития

Прак.раб. «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

1

Комплект для проведения практической работы


Повторение 2 часа

32

Итоговая контрольная работа

1




33

Анализ контрольной работы

1





Резерв 2часа.





Преподаватель Макова З.Ф.


© 2010-2022