Статья на тему: Инновационные подходы в формировании экологической культуры молодежи

В статье на тему: «Инновационные подходы в формировании экологической культуры молодежи» рассматриваются актуальные проблемыэкологического образования студентов. Экологическое образование  представлено  как непрерывный процесс обучения, самообразования человека, накопления опыта, в ходе которых происходит  развитие самой  личности,  так как, формируются  ценностные ориентации на   основе полученных специальных знаниях по охране окружающей природной среды и природопользованию, которые становятся ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные подходы в формировании экологической культуры молодежи

Пургина Н.А.

«Природа породила и создала нас для каких-то больших (более значительных) дел».

Марк Тулий Цицерон

Как человек воспринимает природу - окружающий его мир? Как оценивает свое положение в условиях окружающей среды? Какие пути взаимодействия общества и природы и их последствия? Это актуальные вопросы, ответы на которые определяют уровень и содержание экологической культуры. Поэтому стоит задуматься над тем, что без новой системы взглядов на мир и место человека в нем молодежи, общество обречено на физическое и духовное уничтожение. И проблема взаимоотношения общества и природы является глобальной общечеловеческой проблемой.

Решение экологических проблем возможно только при условии создания нового типа экологической культуры, экологизации образования в соответствии с актуальными нуждами личности и гражданского общества. Потребность в экологическом образовании определяется необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизнедеятельности человека, поскольку разрушение системы экологических отношений и отсутствие ответственности перед будущими поколениями являются одной из составляющих кризисной экологической ситуации.

Научно - техническая революция, ставшая возможной благодаря великим открытиям в области биологии, физике, химии и других науках, охватила многие страны мира. Однако блага, которые она принесла людям, сопровождались, к сожалению и серьёзными теневыми явлениями. Это загрязнение воздушного бассейна, морских акваторий и пресноводных водоёмов, нарушение почвенного покрова и ландшафтов, истощение в ряде районов водных и лесных ресурсов, уменьшение численности и исчезновение ряда видов животных и растений.

Учитывая возрастающее воздействие человека на природу, учёные со всей определённостью предупреждают, что дальнейшее ухудшение в состоянии биосферы допускать нельзя. Забота об окружающей нас природе, ответственное отношение к природу, способность решать вопросы рационального природопользования, защита и возобновление природных богатств- это важные аспекты учебно-воспитательной работы с молодёжью.

Необходимо научиться жить в гармонии с природой, выстраивая линию своего поведения, основанного на процессе удовлетворения личностных потребностей. А это значит:

- рационально, бережно и экономно относиться к любым природным ресурсам, не зависимо от того возобновляемые они или нет;

- мыслить масштабно и перспективно, просчитывая все возможные последствия воздействия на природную среду и ее преобразования;

- осознавать свою личную ответственность за негативные последствия природопользования;

- на основе понимания законов мира природы взаимодействовать с природой на принципах сотрудничества;

- понимать, что являясь частью природы для человека, сама природа - является естественной средой существования, т.е. сама природа-это внешняя среда по отношению к человеку, и в тоже время включающая в себя самого человека.

Это основные базовые принципы формирования экологической культуры человека. Сознательное восприятие окружающей природной среды, формирование убежденности в необходимости разумного, бережного отношения к природе и использованию ее богатств, естественных ресурсов.

Экологизация образовательного процесса - единственно верное средство развития современной Личности, которой присуще экологические, нравственные и духовные ценности.

Основными процессами, под воздействием которых формируется экологическая культура, являются экологическое образование, экологическое воспитание, просвещение и практическая деятельность человека. И если образование формирует понимание человеком причинно-следственных связей и умение ими управлять, то воспитание закладывает систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности, тем самым формируя моральную и этическую основу отношения человека к окружающей его природе. И в целом, экологическая культура дает нам понимание ценности природы, как живого динамичного организма и позволяет, осознав экологические последствия человеческой деятельности, выбирать оптимальные пути взаимодействия с окружающей природной средой.

Поэтому, главной целью экологического образования и воспитания обучающей молодежи является формирование личности, имеющей высокий уровень экологической культуры, составляющими которой является новое экологическое сознание, экологическое мышление, экологическое мировоззрение. При этом, процесс формирования экологического сознания происходит двумя путями: с одной стороны, за счет убеждения и осознания здравых аргументов- рациональным путем, с другой, за счет принятия каких-то идей на веру, получения неосознаваемых эмоциональных впечатлений -иррациональным путем. Развитие экологического мышления определяется логическими процессами планирования действий, оценивания и прогнозирования их последствий в социальном, экономическом, и в экологическом плане. Экологическое мировоззрение представляет собой систему знаний о природной среде, состоящей из природной системы- атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера, и техногенной системы -искусственные сооружения, здания, города и промышленные центры, которые тесно взаимосвязаны между собой. В основе экологического мировоззрения лежит личностно- ценностное отношение человека к природе, что выражается не только в осознании себя частью природы, но и своей ответственности за ее сохранение, сбережение в процессе ее использования и преобразования. Фундаментом формирования ответственности, в основе которой лежит нравственное отношение людей к миру природы, являются экологические знания.

Успех экологического образования и воспитания зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Надо отметить, что экологическое образование требует непременного сочетания познавательной и практической деятельности, смены способов научного, этического, эстетического, практического освоения не только самой природы, сколько реального отношения к ней человека в конкретных делах и поведении.

Важной задачей экологического образования является теоретическое освоение обучающимися знаний о природе, о её ценности, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решений в производстве, быту в процессе отдыха, включая экологические нормы и правила поведения. Эта задача решается в учебной деятельности: студенты оформляют рефераты на экологическую тематику. В техникуме ежегодно проводятся декады экологии. Студенты участвуют в организации, подготовке и проведении открытых внеклассных мероприятий на тему: «Судьба Земли в твоих руках», «Природа просит помощи», «Состояние окружающей среды в Белгородской области», « Сохраним природу вместе».

Активное участие принимают студенты в оформлении стенгазет на тему: «Берегите природу», «Охрана окружающей среды - дело всех и каждого». Проведён конкурс презентаций на тему: «Экологические проблемы Общества», «Заповедники Белгородской области»

Большую роль в формировании экологического воспитания играет работа кружка «Эколог». Члены кружка участвуют в разработке экологически проектов по озеленению территории техникума. Общественно-полезная деятельность, постановка под руководством преподавателя опытов на учебно-опытном участке по выращиванию цветочных культур, посадки деревьев и кустарников, озеленение и уборка территории позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

При этом инновационный метод, метод экологических проектов является наиболее эффективным в экологическом образовании студентов, который основывается на развитии и совершенствовании познавательных навыков и приемов критического мышления обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, осуществлять поиск, отбор и систематизировать необходимую информацию, ориентироваться в экологическом пространстве. Проектная технология - одна из инновационных технологий обучения и воспитания, которая обеспечивает формирование экологических компетенций.

Применение метода экологических проектов создает инновационно-деятельностную, практико-развивающую, творческо- исследовательскую среду, что способствует повышению мотивации учебной деятельности, которая приобретает проблемно-исследовательскую направленность. Это доминирующий фактор в процессе обретения обучающимися экологических знаний, навыков самостоятельной исследовательской работы, приобретения нового опыта -экологического поиска и перспективного проектирования, в результате которого формируются экологические компетенции:

  • социальные, предполагающие формирование способности принимать участие в принятии решений, относящихся к защите окружающей среды, брать на себя экологическую ответственность;

  • философские- отражают осознание обучающимся важности сохранения окружающей среды, восприятие философских и культурных оснований экологического мировоззрения, способность жить в мире с природой;

  • информационные, выражающиеся в умении пользоваться разными источниками информации и обрабатывать их;

  • коммуникативные, выражающиеся в способности приобретать новые экологические знания на протяжении всей жизни и умение донести их до окружающих в доступной для них форме.

Работая над индивидуальным экологическим проектом, студент реализует личностное видение экологической ситуации или проблемы, сознательно выбирая те или другие и средства для решения конкретной экологической проблемы.

Важной задачей экологического образования и воспитания является приобретение обучающимися опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений. Здесь крайне важно взаимосвязь деятельности обучающихся в природе.

Задачей экологического образования является овладение обучающимися трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Студенты техникума принимают участие в различных экологических акциях: сохраним зелёный газон и других мероприятий по улучшению окружающей среды города.

Экологическое образование становится фактором, обеспечивающим развитие экономики, и должно рассматриваться в качестве основы для разработки нового образа жизни, находящимся в гармонии с окружающей средой. В связи с этим особую актуальность приобретает ускорение формирования нового мышления и мировоззрения с точки зрения личного участия каждого человека в решении проблем окружающей среды.

Таким образом, Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, самообразования человека, накопления опыта, в ходе которых происходит развитие самой личности, так как, формируются ценностные ориентации на основе полученных специальных знаниях по охране окружающей природной среды и природопользованию, которые становятся содержанием норм поведения в повседневной жизни человека. К тому же, экологические знания позволяют сделать намного безопаснее и здоровее жизнь, и не только собственную, но и окружающих людей.

«Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами». (Франческо Петрарка)

Список литературы:

  1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение,2005.

  2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Высшая школа, 2008.

  3. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: "Феникс", 2006.

  4. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. М.: МИОО, 2009. - 180 с.

  5. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 264 с.

  6. Конурова-Идрисова, З. К. Некоторые эффективные методы в экологическом образовании и воспитании [Электронный ресурс] / З. К. Конурова-Идрисова. - 2008. - Режим доступа: [rusnauka.com/12.APSN_2007/Pedagogica/20687.doc.htm], свободный. - Загл. с экрана.



© 2010-2022