Урок по теме Анализаторы

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел 1. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ .(10 часов + 1 ч резервное время) 9 класс.

Урок №1. Понятие о сенсорных системах и анализаторах.

Цель: дать понятие об анализаторах, их свойствах, выявить их роль в познании мира, адаптациях к жизни.

Оборудование: таблицы «Строение сенсорных систем», оборудование для опытов.

Ход урока.

1.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Рассказ учителя с элементами беседы.

- Саади, великий таджикский поэт средневековья, в книге «Гюлистан» рассказывает:»Спросили мудреца: у кого ты учился мудрости?» - «Я не стыдился спрашивать»,- ответил философ.

- А как бы ответили вы?

- Почему так важно собирать, анализировать информацию?

- Какую роль играет информация в жизни человека?

- Какая информация важна для человека?

- Что должно быть в организме человека для этого? (сенсорные системы, анализаторы)

- Как еще их можно назвать? (органы чувств).

- Почему это название неполное?

- Сколько их, органов чувств, у человека?

(основных пять: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание; но их больше, ведь мы все больше узнаем о себе).

Но сколько бы ни было чувств, все они верно служат человеку. И заслуживают, чтобы мы узнали немного больше о них, о процессах, благодаря которым мы видим и слышим, радуемся аромату цветка и силе своих рук.

2.Изучение нового материала.

1).Понятие о сенсорной системе, ее основных частях (работа с рис.2 учебника, беседа).

- Все эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в могучую реку, которая омывает и питает наш мозг не белками и углеводами, не витаминами и водой, а информацией.

2).Роль каждого звена анализатора (работа с рис.1, стр.5 учебника, беседа).

3).Свойства сенсорной системы.

а) опыт: ученикам предлагается закрыть глаза и на одно из глазных яблок со стороны носа слегка надавить рукой. Слабыми движениями потереть веко (глаза закрыты).

Беседа:

-что вы заметили? (появление кольца, которое перемещается от края к центру)

-чувствовали ли вы прикосновение?

-почему при механическом раздражении некоторые из вас видели желтое кольцо?

-может ли рецептор возбуждаться от неспецифических раздражителей?

(да, но ощущение не соответствует действительности, кольца на самом деле не было)

-какое же первое свойство анализатора?

СПЕЦИФИЧНОСТЬ - анализатор различает только специфичные для него раздражители, воспринимает только определенный вид энергии.

б) вы пьете чай или кофе, сколько ложечек сахара вы кладете в чашку? Какое свойство анализаторов здесь проявляется? Почему у разных людей ощущение сладкого возникает неодинаково?

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - проявление повышенной возбудимости под влиянием контрастных раздражителей (например, после черного ярче воспринимается белое, вкус…)

в) опыт: ученику предлагается погрузить одну руку в посудину с горячей, а другую - с холодной водой, через несколько минут руки надо поместить в посуду с теплой водой.

Беседа:

-опишите свои ощущения.

-какое свойство анализаторов проверялось в этом опыте? Приведите другие примеры.

АДАПТАЦИЯ - способность приспосабливаться к разной силе раздражителей: привыкаем к одежде и не ощущаем ее кожей, вода в море холодная в море только в 1-е секунды…)

г)опыт: ученику предлагается провести острым карандашом по коже тыльной стороны руки и пояснить, почему ощущение прикосновения сменяется ощущением холода.

Беседа:

-что существует между сенсорными системами? Какое это имеет значение?

-приведите примеры.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - возбудимость одного из анализаторов повышается, если одновременно оказывается действие и на другие анализаторы (яркое освещение обостряет слух, поэтому в концертных залах не гасят свет; обоняние и вкус взаимосвязаны…)

д) прослушайте фрагмент музыкального произведения.

-почему мы воспринимаем произведение как целостный образ, хотя знаем, что оно состоит из нот?

-почему мы не видим отдельных кадров, когда смотрим фильм?

-какое явление лежит в основе этого и каково его значение для сенсорной системы?

ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ - способность сохранять следы возбуждения после того, как раздражение, вызвавшее его, прекратило свое действие ( свет электрической лампочки состоит из частых вспышек, а нам освещение кажется равномерным).

4).Органы чувств и бионические приборы.

(Рассказ, беседа)

-одинаково ли работают бионический прибор и анализатор? В чем их различие?

5).Субъективность ощущений человека (рассказ, беседа)

Кто-то сравнил писателя с человеком, который идет по дороге с большим зеркалом и отражает увиденное в своих произведениях.

-вы с этим согласны?

(что увидит человек и как, зависит от его личности, его опыта, знаний, интересов, эмоций, потребностей).

3. Обобщение знаний учащихся.

Дайте ответы на вопросы:

-почему человек не ощущает пылинок, падающих ему на лицо?

-почему самолет, который «поймали» лучи прожекторов, нередко теряет управление и сбивается с курса?

-в романе Э.Войнич «Овод» есть эпизод: Джулии, жена брата Артура, ругает своего родственника. «От ее пронзительного голоса,-пишет автор,-у Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание психологически верным?

-в своем рассказе «Микромегас» Вольтер завидует герою, жителю Сириуса, у которого было 72 органов чувств. Стоит ли завидовать сириусянину?

-как понять слова Дидро:»Наши чувства - это клавиши, по которым ударяет окружающая среда»?

-И.П.Павлов наблюдал за больным, у которого функционировали из органов чувств только глаза и ухо. Как только они закрывались, больной засыпал. Почему?

-что такое «ошибки» ощущений? Как их можно исправить?

4.Домашнее задание: п.1, записи, уметь привести свой пример свойств анализаторов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: анализаторные функции можно тренировать, как мышцы, в труде они достигают поразительного совершенства. Шлифовщик различает просвет в 0,002 мм, сталевар через синие очки подмечает тончайшие оттенки расплавленного металла, ткачиха определяет на слух момент, когда заканчивается нитка в челноке, врач по шумам в сердце и жесткому дыханию ставит диагноз, мукомол на ощупь определяет сорт муки.



© 2010-2022