- Преподавателю
- Биология
- Урок по теме Анализаторы
Урок по теме Анализаторы
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белобровая В.В. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Раздел 1. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ .(10 часов + 1 ч резервное время) 9 класс.
Урок №1. Понятие о сенсорных системах и анализаторах.
Цель: дать понятие об анализаторах, их свойствах, выявить их роль в познании мира, адаптациях к жизни.
Оборудование: таблицы «Строение сенсорных систем», оборудование для опытов.
Ход урока.
1.Мотивация учебной деятельности учащихся.
Рассказ учителя с элементами беседы.
- Саади, великий таджикский поэт средневековья, в книге «Гюлистан» рассказывает:»Спросили мудреца: у кого ты учился мудрости?» - «Я не стыдился спрашивать»,- ответил философ.
- А как бы ответили вы?
- Почему так важно собирать, анализировать информацию?
- Какую роль играет информация в жизни человека?
- Какая информация важна для человека?
- Что должно быть в организме человека для этого? (сенсорные системы, анализаторы)
- Как еще их можно назвать? (органы чувств).
- Почему это название неполное?
- Сколько их, органов чувств, у человека?
(основных пять: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание; но их больше, ведь мы все больше узнаем о себе).
Но сколько бы ни было чувств, все они верно служат человеку. И заслуживают, чтобы мы узнали немного больше о них, о процессах, благодаря которым мы видим и слышим, радуемся аромату цветка и силе своих рук.
2.Изучение нового материала.
1).Понятие о сенсорной системе, ее основных частях (работа с рис.2 учебника, беседа).
- Все эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в могучую реку, которая омывает и питает наш мозг не белками и углеводами, не витаминами и водой, а информацией.
2).Роль каждого звена анализатора (работа с рис.1, стр.5 учебника, беседа).
3).Свойства сенсорной системы.
а) опыт: ученикам предлагается закрыть глаза и на одно из глазных яблок со стороны носа слегка надавить рукой. Слабыми движениями потереть веко (глаза закрыты).
Беседа:
-что вы заметили? (появление кольца, которое перемещается от края к центру)
-чувствовали ли вы прикосновение?
-почему при механическом раздражении некоторые из вас видели желтое кольцо?
-может ли рецептор возбуждаться от неспецифических раздражителей?
(да, но ощущение не соответствует действительности, кольца на самом деле не было)
-какое же первое свойство анализатора?
СПЕЦИФИЧНОСТЬ - анализатор различает только специфичные для него раздражители, воспринимает только определенный вид энергии.
б) вы пьете чай или кофе, сколько ложечек сахара вы кладете в чашку? Какое свойство анализаторов здесь проявляется? Почему у разных людей ощущение сладкого возникает неодинаково?
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - проявление повышенной возбудимости под влиянием контрастных раздражителей (например, после черного ярче воспринимается белое, вкус…)
в) опыт: ученику предлагается погрузить одну руку в посудину с горячей, а другую - с холодной водой, через несколько минут руки надо поместить в посуду с теплой водой.
Беседа:
-опишите свои ощущения.
-какое свойство анализаторов проверялось в этом опыте? Приведите другие примеры.
АДАПТАЦИЯ - способность приспосабливаться к разной силе раздражителей: привыкаем к одежде и не ощущаем ее кожей, вода в море холодная в море только в 1-е секунды…)
г)опыт: ученику предлагается провести острым карандашом по коже тыльной стороны руки и пояснить, почему ощущение прикосновения сменяется ощущением холода.
Беседа:
-что существует между сенсорными системами? Какое это имеет значение?
-приведите примеры.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - возбудимость одного из анализаторов повышается, если одновременно оказывается действие и на другие анализаторы (яркое освещение обостряет слух, поэтому в концертных залах не гасят свет; обоняние и вкус взаимосвязаны…)
д) прослушайте фрагмент музыкального произведения.
-почему мы воспринимаем произведение как целостный образ, хотя знаем, что оно состоит из нот?
-почему мы не видим отдельных кадров, когда смотрим фильм?
-какое явление лежит в основе этого и каково его значение для сенсорной системы?
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ - способность сохранять следы возбуждения после того, как раздражение, вызвавшее его, прекратило свое действие ( свет электрической лампочки состоит из частых вспышек, а нам освещение кажется равномерным).
4).Органы чувств и бионические приборы.
(Рассказ, беседа)
-одинаково ли работают бионический прибор и анализатор? В чем их различие?
5).Субъективность ощущений человека (рассказ, беседа)
Кто-то сравнил писателя с человеком, который идет по дороге с большим зеркалом и отражает увиденное в своих произведениях.
-вы с этим согласны?
(что увидит человек и как, зависит от его личности, его опыта, знаний, интересов, эмоций, потребностей).
3. Обобщение знаний учащихся.
Дайте ответы на вопросы:
-почему человек не ощущает пылинок, падающих ему на лицо?
-почему самолет, который «поймали» лучи прожекторов, нередко теряет управление и сбивается с курса?
-в романе Э.Войнич «Овод» есть эпизод: Джулии, жена брата Артура, ругает своего родственника. «От ее пронзительного голоса,-пишет автор,-у Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание психологически верным?
-в своем рассказе «Микромегас» Вольтер завидует герою, жителю Сириуса, у которого было 72 органов чувств. Стоит ли завидовать сириусянину?
-как понять слова Дидро:»Наши чувства - это клавиши, по которым ударяет окружающая среда»?
-И.П.Павлов наблюдал за больным, у которого функционировали из органов чувств только глаза и ухо. Как только они закрывались, больной засыпал. Почему?
-что такое «ошибки» ощущений? Как их можно исправить?
4.Домашнее задание: п.1, записи, уметь привести свой пример свойств анализаторов.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: анализаторные функции можно тренировать, как мышцы, в труде они достигают поразительного совершенства. Шлифовщик различает просвет в 0,002 мм, сталевар через синие очки подмечает тончайшие оттенки расплавленного металла, ткачиха определяет на слух момент, когда заканчивается нитка в челноке, врач по шумам в сердце и жесткому дыханию ставит диагноз, мукомол на ощупь определяет сорт муки.