Специальность 09. 02. 03 Программирование в компьютерных системах

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский политехнический колледж»

Кафедра «Естественнонаучные и математические дисциплины»



УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НМР

______________ Л.В. Башукова

Приказ № _____ от «_____»___________ 2015 г.









Рабочая программа учебной дисциплины

ОУД.11 Биология










Нижневартовск

2015

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Минюстом России от 07 июня 2012г., рег. № 24480), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-59).

Разработчик _______________ А.Н. Джанаева, преподаватель

(подпись)

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Естественнонаучные и математические дисциплины», протокол от « 2 » июня 2015 г. № 10

Зав. кафедрой _______________ А.Н. Джанаева

(подпись)

Рабочая учебная программа утверждена на заседании Методического совета колледжа, протокол № 3 от 4 июня 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17












  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ


  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА.


  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина входит в общеобразовательный учебный цикл.


  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

Предметные результаты освоения ориентированы на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Изучение предметной области «Естественные науки» должны обеспечить:

- сформированность основ целостной научной картины мира;

- формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

- формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных
наук; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую
среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы
деятельности человека;

- создание условий для развития навыков учебной, проектно-
исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся
к саморазвитию;

- сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на
достоверность и обобщать научную информацию;

- сформированность навыков безопасной работы во время проектно
исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании
лабораторного оборудования.

Требования к предметным результатам освоения базового курса дисциплины Биология должны отражать:

- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Метапредметные результаты ориентированы на освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в познавательной и социальной практике, овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Метапредметные результаты должны отражать:

- умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

- готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Требования к личностным результатам включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в политкультурном обществе.

Личностные результаты обучающихся в полном соответствии с требованиями ФГОС СОО не подлежат итоговой оценке.

1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки студента 66 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 44 часа;

- самостоятельной работы студента 22 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Распределение по семестрам

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

1

2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

17

27

в том числе:




практические занятия

8

4

4

Самостоятельная работа студента (всего)

22

10

12

в том числе индивидуальный проект (внеаудиторная самостоятельная работа)

30



Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


-

Д/З


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «БИОЛОГия»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов

Тип занятия


Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

5

6


1 семестр





Раздел 1.

Вид



12


Тема 1.1.

Начальное развитие биологии

Содержание материала





Развитие биологии в додарвиновский период.

Эволюционные теории К. Линнея, Ж.Б. Ламарка.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

§ 1.1-1.3, 4.1-4.4

Т

2

2

Тема 1.2.

Вид. Критерии вида

Содержание материала





Вид: критерии и структура.

Популяция как структурная единица вида.

Популяция как единица эволюции.

§ 4.5

Т

2

2

Тема 1.3.

Факторы эволюции

Содержание материала





Факторы эволюции.

Естественный отбор.

Адаптации организмов.

Видообразование.

Сохранение многообразия видов.

Доказательства эволюции органического мира.

§ 4.6-4.13

Т

2

2

Тема 1.4.

Происхождение жизни на Земле

Содержание материала





Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

Современные представления о возникновении жизни.

Развитие жизни на Земле.

Гипотезы происхождения человека.

Положение человека в системе животного мира.

Эволюция человека.

Человеческие расы.

§ 4.14-4.16

Т, ТК

4

2

самостоятельные работы студентов:

реферат:

- ароморфозы у растений;

- идиоадаптация у насекомых.



4


Итого по разделу: лекций

лабораторных занятий

практических занятий

контрольных работ

внеаудиторная самостоятельная работа

8




4



Раздел 2.

Экосистема



15


Тема 2.1.

Экологические факторы


К.Т. № 1

Содержание материала





Организм и среда.

Экологические факторы.

Абиотические факторы среды.

Биотические факторы среды.

§ 5.1-5.3

Т

1

2

Практическая работа № 1:Приспособленность организмов к среде обитания


ПЗ

2

Тема 2.2.

Структура экосистем

Содержание материала





Пищевые связи.

Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Причины устойчивости и смены экосистем.

§ 5.4-5.6

Т

1

2

Тема 2.3.

Влияние человека на экосистемы

Содержание материала





Биосфера - глобальная экосистема.

Роль живых организмов в биосфере.

Биосфера и человек.

Основные экологические проблемы человечества.

Пути решение экологических проблем.

§ 5.7-5.12

Т, ТК

2

2

Тема 2.4.

Экология. Региональный компонент



К.Т. № 2

Содержание материала





Природно-ресурсный потенциал ХМАО-Югры.

Экологические проблемы ХМАО-Югры.

Региональная экологическая политика ХМАО-Югры.

§ 5.7-5.12

Т

1

2

Практическая работа № 2

Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов на территории ХМАО-Югры


ПЗ

2

Самостоятельные работы студентов:

конспект:

- изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой;

- изучение экологии лесов ХМАО-Югры;

- влияние промышленного комплекса на экологию ХМАО-Югры.



6


Итого по разделу: лекций

лабораторных занятий

практических занятий

контрольных работ

внеаудиторная самостоятельная работа

5


4


6



Раздел 3.

Клетка



13


Тема 3.1.

Клеточная теория


Содержание материала





История изучения клетки.

Современные положения клеточной теории.

§ 2.1

Т

1

2

Тема 3.2.

Строение клетки


Содержание материала





Цитоплазма и ее органоиды.

Аппарат Гольджи, лизосомы и другие органоиды цитоплазмы.

Ядро.

§ 2.7, 2.8

Т

1

2

Тема 3.3.

Неклеточные формы жизни. Вирусы

Содержание материала





Прокариотические клетки.

Неклеточные формы жизни - вирусы.

Стратегия выживания человечества в условиях угрозы тяжелейших вирусных заболеваний.

§ 2.9-2.11

Т

2

2

Тема 3.4.

Химический состав клетки.





К.Т. № 3

Содержание материала





Неорганические вещества.

Микроэлементы.

Макроэлементы.

Ультрамикроэлементы.

Вода.

Соли.

Органические вещества.

Липиды.

Углеводы.

Белки.

Нуклеиновые кислоты.

§ 2.3-2.6

Т, ТК

2

2

Практическая работа № 3

Строение растительной клетки


ПЗ

1

Самостоятельные работы студентов:

изучить:

- плазмолиз в клетках кожицы лука;

- каталитическая активность ферментов в живых тканях;

- строение грибной и бактериальной клеток.



6

2

Итого по разделу: лекций

лабораторных занятий

практических занятий

контрольных работ

внеаудиторная самостоятельная работа

6


1


6



Раздел 4.

Организм



24


Тема 4.1. Обмен веществ и превращение энергии




К.Т. № 4

Содержание материала





Энергетический обмен.

Пластический обмен.

Фотосинтез

§ 3.2, 3.3

Т

1

2

Практическая работа № 4: Каталитическая активность ферментов в живых тканях


ПЗ

1

Тема 4.2.

Деление клетки. Митоз

Содержание материала





Жизненный цикл клетки.

Митоз.

Значение митоза.

§ 3.4

Т

1

2

Тема 4.3.

Формы размножения организмов.

Содержание материала





Бесполое размножение. Виды бесполого размножения.

Половое размножение.

Значение бесполого и полового размножения.

§ 3.5, 3.6

Т

2

2

Тема 4.4.

Образование половых клеток. Мейоз

Содержание материала





Строение половых клеток.

Образование половых клеток.

Мейоз.

Значение гаметогенеза.

Оплодотворение.

Наружное, внутреннее, двойное и искусственное оплодотворение.

§ 3.6, 3.7

Т

2

2

Тема 4.5.

Онтогенез

Содержание материала





Индивидуальное развитие организмов.

Периоды индивидуального развития организмов. Эмбриональный и постэмбриональный.

Онтогенез человека.

Репродуктивное здоровье.

§ 3.8, 3.9

Т

2

2

Тема 4.6.

Генетика


К.Т. № 5

Основные понятия генетики.

Закономерности наследования.

Моногибридное скрещивание.

Дигибридное скрещивание.

Хромосомная теория наследственности.

Современное представление о гене.

Генетика пола.

Изменчивость и наследственность.

Генетика и здоровье человека.

§ 3.10-3.17

Т

5

2

Практическая работа № 5: Изменчивость организмов


ПЗ

1

Тема 4.7.

Селекция

К.Т. № 6

Содержание материала





Селекция как наука.

Основные методы селекции.

Биотехнология и перспективы развития.

§ 3.18, 3.19

Т, ТК

2

2

Практическая работа № 6: Фенотипы местных сортов растений


ПЗ

1

Самостоятельные работы студентов:

сообщение на тему:

- влияние токсинов алкоголя, табака, ПАВ на организм человека;

- центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову;

- биотехнологические процессы в быту и производстве.



6


Итого по разделу: лекций

лабораторных занятий

практических занятий

контрольных работ

внеаудиторная самостоятельная работа

15


3


6



Форма промежуточной аттестации дифференцированный зачет

2


Тематика индивидуального проекта:

- генетическая связь различных классов организмов на основе данных эмбриологии;

- международные природоохранные организации;

- современные способы нефтепереработки, влияние нефтедобычи на окружающую среду;

- клонирование организмов, биоэтика;

- современное нефтехимическое производство и его влияние на организм человека.



Самостоятельная работа студентов над индивидуальным проектом: реферат, сообщение, презентация

30


Всего

66



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- классная доска;

- настенные таблицы;

- комплект учебно-наглядных пособий по биологии;

- оборудование и реактивы для проведения лабораторно-практических занятий.

3.2. Информационное обеспечение обучения:

- методические указания по биологии;

- рекомендации экзаменатора;

- плакаты-конспекты по биологии;

- приложения к практическим занятиям;

- карты-инструкции к лабораторно-практическим занятиям.

Основные источники:

1. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология (базовый уровень) 10, Москва Дрофа 2012 г.

2. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология (базовый уровень) 11, Москва Дрофа 2012 г.

3. Андреева Н.Д. Биология (базовый уровень) 10 - 11, Москва Мнемозина 2011 г.

4. Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. и др./ Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. Биология (базовый уровень) 10 - 11, Москва Просвещение 2011 г.

5. Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. и др. Биология (профильный уровень) 10 - 11, Москва Просвещение 2011 г.

Дополнительные источники:

1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. и др. Биология (профильный уровень) 10, Москва Дрофа 2012 г.

2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. и др. Биология (профильный уровень) 11, Москва Дрофа 2012 г.

3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология (базовый уровень) 10 - 11, Москва Дрофа 2011 г.

Интернет-ресурсы

  1. geo.1september.ru/

  2. school.edu.ru

  3. alleng.ru/edu/geogr.htm

  4. geo.1september.ru/urok/

  5. world.freeglobus.com/

  6. geo2000.nm.ru

  7. nature.worldstreasure.com/

  8. geo.historic.ru Географический справочник

  9. ru.wikipedia.org/wiki Свободная энциклопедия Википедия

  10. 14geografi.ucoz.ru/dir/26

3.3 Межпредметные связи

Рабочая программа осуществляет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами и профессиональными модулями: химия, экология, охрана окружающей среды, физика, география.

3.4. Применяемые технологии

Программа предполагает использование элементов следующих педагогических технологий:

Технологии развивающего обучения.

Элементы арт - технологии.

Технология информационно - коммуникативного обучения.

Модульной технологии.

3.5. Методы и формы работы

Методы организации и осуществления образовательной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

Методы контроля и самоконтроля образовательной деятельности.

Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

- методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой студентов;

- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, тестирования.

Степень активности и самостоятельности студентов нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Средства обучения:

учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), интерактивные карты и электронные учебники.

3.6. Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

1.

Технологические карты

15

бумага

2.

Тесты

25

бумага

3.

Комплект для промежуточной аттестации

15

бумага

4.

Комплект для итоговой аттестации

15

бумага

5.

Электронное учебное пособие

1

бумага

6.

Учебная программа

1

бумага

электронный вариант

7.

Список литературы (основной, дополнительной, факультативной)

1

бумага

8.

Методические указания по изучению курса

1

бумага

9.

Учебно-практическое пособие (опорный конспект, план-конспект лекций, информационно-справочное пособие учебного назначения)

25

бумага

10.

Тесты (входные, промежуточные, итоговые)

25

бумага

11.

Комплект установочных лекций

1

диск

12.

Рабочая тетрадь с примерами выполнения практических и самостоятельных заданий

45

бумага

13.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

15

бумага

3.7. Требования к квалификации педагогических кадров

Реализация программы учебной дисциплины «Биология» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы в соответствии с Приказом Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761 н.г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ

4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Раздел/тема

Результаты обучения (предметные и метапредметные результаты)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Тип и вид контроля

№ контрольной точки

Способ оценки

Инструментарий контроля

подход

шкала

Раздел 1.

Вид

Предметные результаты:

- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

- готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

1.Скорость.

2.Точность.

3.Знание терминов.

4.Знание основных биологических законов.

5.Знание методов решения генетических задач.


Практические работы, самостоятельная работа, тематический контроль


Текущий само и взаимо контроль; педагогический: текущий, промежуточный, обобщающий, итоговый контроль

1

критериальный

бальная

Инструкции по выполнению практических работ. Задания к самостоятельным и контрольным работам

Раздел 2

Экосистема


2,3,4

Раздел 3:

Клетка

Раздел 4:

Орагнизм

5,6

Система оценивания включает основные показатели оценки результатов обучения, сформулированные, как характеристики деятельности студентов соответствуют заявленным компетенциям.

Оценка результатов освоения программы происходит с использованием пятибалльной системы оценивания знаний.

Предъявить студенту результат обучения позволяют устная и письменная методика, с использованием входного, текущего, промежуточного и обобщающего контроля в виде тестовых и контрольных работ.

Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения студентов в начале обучения.

Для текущего контроля по программе создан фонд оценочных средств (ФОС), который включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Промежуточная аттестация осуществляется в форме дифференцированного зачета.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации.

Вариант № 1

п/п

Наименование

вопроса

Кол-во баллов

1

К свойствам живого относятся:

а) единство биохимического состава;

б) обмен веществ и энергии;

в) размножение;

г) ритмичность


2

Жиры выполняют в клетке функции:

в) источник энергии;

б) синтез белков;

в) источник метаболической воды;

г) защитная

4

3

В каждом наборе терминов три имеют тесную смысловую связь между собой, а один к ним не относится. Назовите общие термины:

а) цитоплазма;

б) ядро;

в) митохондрии;

г) углеводы

4

4

Основоположником клеточной теории является:

а) Н. Вавилов;

б) Т. Шванн;

в) Г. Мендель

3

5

Важнейшие органические вещества клетки:

а) белки;

б) вода;

в) жиры;

г) углеводы

4

6

Согласно клеточной теории клетка является основной структурной и функциональной единицей жизни:

а) да;

б) нет

2

7

Основные функции ядра:

а) хранение наследственной информации;

б) фотосинтез;

в) передача наследственной информации;

г) регуляция жизнедеятельности клетки

4

8

Эукариотическая клетка содержит ядро:

а) нет;

б) да

2

9

Определение «Совокупность всех процессов биосинтеза, протекающих в живых организмах, называют пластическим обменом или ассимиляцией» является верным:

а) нет;

б) да

2

10

В результате митоза две дочерние клетки содержат столько же хромосом, сколько их было в ядре материнской клетки:

а) да;

б) нет

2

11

Овогенезом называют:

а) развитие сперматозоидов;

б) развитие зародыша;

в) развитие яйцеклеток

3

12

Первым открыл закономерности наследования признаков:

а) Г. Мендель;

б) Т. Шванн;

в) Н. Вавилов

3

13

Определение «Наследственность - это способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению» является верным:

а) нет;

б) да

2

14

Рецессивный признак не проявляется у гибридов первого поколения при скрещивании двух гомозиготных организмов:

а) да;

б) нет

2

15

Определение «Совокупность свойств и признаков организма, результат взаимодействия генотипа с окружающей средой» соответствует термину:

а) фенотип;

б) наследственность

2

16

Определение «Группа генов, расположенная в одной хромосоме, называется группой сцепления» является верным:

а) да;

б) нет

2

17

Организмы, в потомстве которых обнаруживается расщепление, назвали гетерозиготными:

а) нет;

б) да

2

18

Ненаследственная (модификационная) изменчивость не затрагивает генотип:

а) да;

б) нет

2

19

Палеонтология изучает ископаемые остатки живых организмов, их следов и отпечатков, обнаруженных в разных геологических слоях:

а) да;

б) нет

2

20

Основоположником эволюционного учения является:

а) Т. Шванн;

б) Ч. Дарвин;

в) Г. Мендель;

г) Н. Вавилов

4

21

Виды борьбы за существование:

а) борьба с неблагоприятными условиями;

б) внутривидовая;

в) селекционная;

г) модификационная

4

22

Понятия «биологический прогресс» и «ароморфоз» являются сходными:

а) нет;

б) да

2

23

Группа особей одного вида, занимающая определённую территорию:

а) популяция;

б) стратосфера;

в) ареал;

г) биосфера

4

24

Критерии вида:

а) географический;

б) экологический;

в) генетический;

г) эволюционный

4

25

Основные положения эволюционного учения:

а) наследственная изменчивость;

б) естественный отбор;

в) популяционные волны;

г) закон минимума

4

26

К результатам эволюции относится приспособленность организмов к условиям окружающей среды:

а) нет;

б) да

2

27

Адаптации организмов к условиям обитания - это результат действия естественного отбора:

а) да;

б) нет

2

25

Определение «Экосистема - это совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и функционирующих как единое целое» является верным:

а) да;

б) нет

2

26

К биотическим факторам среды относятся:

а) хищничество;

б) паразитизм;

в) влажность;

г) конкуренция

4

27

Продуценты - это автотрофы, которые в процессе жизнедеятельности синтезируют из неорганических веществ органические соединения:

а) да;

б) нет

2

28

Агроценозы - это искусственные экосистемы, созданные человеком в результате хозяйственной деятельности:

а) нет;

б) да

2

29

Обязательные компоненты любой экосистемы:

а) гидросфера;

б) продуценты;

в) консументы;

г) редуценты

4

30

К основным экологическим проблемам современности относятся:

а) истощение почвы;

б) перерасход воды;

в) кислотные дожди;

г) симбиоз

4

Вариант № 2

п/п

Наименование

вопроса

Кол-во баллов

1

Уровни организации живой материи:

а) молекулярно-генетический;

б) клеточный;

в) тканевой;

г) физический;

4

2

Белки выполняют функции:

а) строительная;

б) синтез углеводов;

в) ферментативная;

г) транспортная

4

3

В каждом наборе терминов три имеют тесную смысловую связь между собой, а один к ним не относится. Назовите общие термины:

а) эндоплазматическая сеть;

б) комплекс Гольджи;

в) цитоплазма;

г) жиры

4

4

Наследственная информация закодирована в молекуле:

а) белка;

б) ДНК;

в) жира

3

5

Основные функции цитоплазмы:

а) объединяет все клеточные структуры;

б) энергетическая;

в) раствор, в котором осуществляются биохимические реакции;

г) обеспечивает химическое взаимодействие всех клеточных структур

4

6

Согласно клеточной теории клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям:

а) да;

б) нет

2

7

Важнейшие неорганические вещества клетки:

а) макроэлементы;

б) жиры;

в) вода;

г) минеральные соли

4

8

Вирусы являются неклеточной формой жизни:

а) нет;

б) да

2

9

Определение «Совокупность реакций расщепления высокомолекулярных соединений, которые сопровождаются выделением и запасанием энергии, называют энергетическим обменом ил диссимиляцией» является верным:

а) нет;

б) да

2

10

В результате мейоза из одной исходной диплоидной клетки образуются половые клетки, содержащие гаплоидный набор хромосом:

а) да;

б) нет

2

11

Сперматогенезом называют:

а) развитие яйцеклеток;

б) развитие организма;

в) развитие сперматозоидов

3

12

Первым открыл закономерности наследования признаков:

а) Г. Мендель;

б) Т. Шлейден;

в) В. Вернадский

3

13

Определение «Изменчивость - это способность живых организмов существовать в различных формах, приобретать новые признаки и свойства» является верным:

а) нет;

б) да

2

14

Доминантный признак проявляется всегда при скрещивании двух монозиготных организмов:

а) да;

б) нет

2

15

Определение «Совокупность генов организма» соответствует термину:

а) генотип;

б) изменчивость

2

16

Определение закона Моргана «Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, т. е. сцепленно является верным:

а) да;

б) нет

2

17

Организмы, не дающие расщепления в следующем поколении, были названы гомозиготными:

а) нет;

б) да

2

18

Наследственная (генотипическая) изменчивость связана с изменением генотипа:

а) да;

б) нет

2

19

Сравнительная морфология изучает сходство во внешнем и внутреннем строении организмов, принадлежащих к одной систематической группе:

а) да;

б) нет

2

17

Основоположником эволюционного учения является:

а) К. Тимирязев;

б) Ч. Дарвин;

в) Н. Северцов;

г) Г. Мендель

4

18

Виды борьбы за существование:

а) внутривидовая;

б) межвидовая;

в) генетическая;

г) геномная

4

19

Понятия «Биологический регресс» и «дегенерация» являются сходными:

а) нет;

б) да

2

20

Территория обитания вида называется:

а) ареал;

б) популяция;

в) биосфера;

г) гидросфера

4

21

Критерии вида:

а) морфологический;

б) генетический;

в) физиологический;

г) популяционный

1-5

22

Основные положения эволюционного учения:

а) борьба за существование;

б) наследственная изменчивость;

в) ареал;

г) гибридизация

4

23

К результатам эволюции относится многообразие видов:

а) нет;

б) да

2

24

Определение «Видообразование - это процесс возникновения новых видов» является верным:

а) да;

б) нет

2

25

Определение «Экология - это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой» является верным:

а) да;

б) нет

2

26

К абиотическим факторам среды относятся:

а) температура;

б) влажность;

в) паразитизм;

г) свет

4

27

Консументы - это гетеротрофные организмы, которые используют синтезированную продуцентами биомассу для собственной жизнедеятельности:

а) да;

б) нет

2

28

Биосфера - это совокупность биогеоценозов земного шара:

а) нет;

б) да

2

29

Биосфера Земли состоит из нескольких взаимосвязанных типов вещества:

а) литосфера;

б) живое вещество;

в) биогенное вещество;

г) косное вещество

4

30

К основным экологическим проблемам современности относятся:

а) парниковый эффект;

б) смог;

в) озоновые дыры;

г) хищничество

4


© 2010-2022