- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии на тему Дыхание растений (6 класс)
Конспект урока по биологии на тему Дыхание растений (6 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шаймухаметова Г.Ф. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока по биологии для 6 класса
по теме «Дыхание растений»
Цель урока: Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного овладения определением роли дыхания для живых организмов, направленной на достижение учащимися результатов:
предметные результаты:
-
устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
-
объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
-
умения применять изученные понятия, аппарат различных разделов курса к решению межпредметных задач и задач повседневной жизни.
метапредметные результаты:
-
под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
-
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
-
умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.
личностные результаты
-
коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
-
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-
представления об изучаемых математических понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся: сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы.
Средства обучения: компьютер, таблицы «Фотосинтез», «Листовая мозаика», «Строение растительной клетки», наборы рисунков растений, схемы жилкования и листорасположения, проектор, видеофрагменты «Фотосинтез», «Дыхание».
Использованная литература:
-
В. В. Пасечник. «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс. М., «Дрофа», 2015.
-
Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс. М., «Дрофа», 2010.
Ключевые слова: фотосинтез, дыхание, площадь, объём, метапредметные связи.
Эпиграф к уроку:
«Я дышу,… а значит, я живу!»
Владимир Семенович Высоцкий
Ход урока
1. Актуализация, целеполагание, мотивация
Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная беседа с использованием таблиц, рисунков растений, опорных схем жилкования и листорасположения, секундомера).
Учитель:
1) Как отличить простой лист от сложного, черешковый от сидячего?
2) Определите типы жилкования и листорасположения по схемам и рисункам пшеницы, ландыша, шиповника.
3) Назовите три основные функции листа (фотосинтез, газообмен, испарение воды);
4) Постановка эксперимента: делаем глубокий вдох и зажимаем пальцами нос по сигналу. Когда у вас иссякнет воздух, вы поднимете руку.
Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, … а значит, я живу!». Каковы же признаки живого организма? (Ответ учащихся: дыхание, питание, рост, развитие, размножение). А могут ли растения обходиться без воздуха?
Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.
«Каковы тема нашего урока и его цель?» (Заполнение таблицы. ЗХУ)
- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик табл.)
- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик табл.)
- Третью графу заполнить в конце урока.
Знаю
Хочу знать
Узнал
Дыхание - это свойство всех
живых организмов
Как дышат растения
При дыхании поглощается
кислород и выделяется углекислый газ
Зачем нужен кислород
2. Изучение нового материала
Создание проблемной ситуации. (Работы Пристли. )
Вернёмся к опыту английского химика Джозефа Пристли, который в 1771 году провел опыт: взял два стеклянных колпака, под каждым из них поместил мышь. Но под одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения (там мышь осталась жива). Под другим колпаком растения не было, там мышь погибла.
Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.
"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".
Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.
Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.
После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они "исправляют" т.е. «очищают» воздух.
Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.
Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.
Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.
- Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….
- Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.
Учитель. В конце урока вы попробуете дать ответы на вопросы: (слайд 9)
1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?
2. Почему у богатой дамы разболелась голова?
Учитель. Чтобы ответить на вопросы нам предстоит изучить процесс дыхания у растений.
- Давайте вспомним, какие газы входят в состав воздуха?
Состав воздуха: Азот - 78%; Кислород - 21%; Углекислый газ - 0,03%.
- Кислород и углекислый газ обладают разными свойствами. (слайд 10)
Кислород
Немного тяжелее воздуха
Поддерживает горение
Углекислый газ
Значительно тяжелее воздуха
Не поддерживает горение
На предыдущем уроке мы говорили о том, что такое фотосинтез. Фотосинтез-это использование световой энергии для синтеза органических веществ из неорганических. Так вот в биохимическом понимании дыхание - это процесс, обратный фотосинтезу. Как и всем организмам, растениям для жизнедеятельности нужна энергия. Дыхание - это и есть процесс получения энергии при распаде сложных органических соединений.
Как протекает процесс дыхания?
Вы все, наверное, видели, как горят дрова в костре или печи. При этом выделяется большое количество энергии в виде тепла и света.
Откуда берется эта энергия?
Эта та самая солнечная энергия, которая запасается в ходе фотосинтеза. Горение - это химическая реакция, в ходе которой сложные органические вещества взаимодействуют с кислородом и распадаются до воды и углекислого газа. Горение протекает быстро.
По сути своей дыхание сходно с горением. Дыхание - это процесс соединения сложных органических веществ с кислородом, в ходе которого выделяется энергия. Но энергия выделяется постепенно, в несколько этапов, на каждом из этапов выделяется не большое количество энергии, которую растения используют на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности.
-А все ли органы растения дышат?
Демонстрация опытов
Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью - свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.
-Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?( учащиеся делают вывод : о том , что все органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, во всех банках свечи потухли)
-Получается, что растения дышат только в темноте?(растения - живые организмы и они дышат круглосуточно, при любых условиях)
-Получается, в организме растения на свету протекают два процесса - фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.
Физминутка:
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
-
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-
Составьте схему процесса дыхания у растений и запишите её в тетрадь.
(Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия) -
Задание 72 в рабочей тетради. Составление кластера. На доске написана схема. Вам необходимо соединить стрелками процессы дыхания и фотосинтеза с веществами, которые участвуют в этих процессах. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
-
Самостоятельная работа с таблицей «Сравнение фотосинтеза и дыхания» на основе полученных знаний на уроке. Задание 72 в рабочей тетради.
Черты процесса
Фотосинтез
Дыхание
1. В каких клетках происходит?
В клетках, содержащих хлоропласты
Во всех клетках растения
2. Какой газ поглощается?
Углекислый газ
Кислород
3. Какой газ выделяется?
Кислород
Углекислый газ
4. В какое время суток происходит?
Днём
Круглосуточно
5. Что происходит с органическими веществами?
Образуются
Окисляются (распадаются)
6. Энергия?
Накапливается
Выделяется
5. Включение в систему знаний повторения.
-Есть ли у растений специальные органы для дыхания?
У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.
В дыхании растений участвуют только листья?
Я хочу добавить, что дыхание у растений может происходить в корнях и в стеблях. Каждая клеточка растений дышит. В корнях поглощение кислорода осуществляется с помощью корневых волосков, а в стеблях - через чечевички. Поэтому после дождя и после полива комнатных растений необходимо рыхлить землю, чтобы увеличить доступ кислорода к корням.
-Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» (Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.)
Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса
Мы должны их охранять всегда.
Нам жить в одной семье,
Лететь в одном полёте…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте.
6. Закрепление знаний учащихся.
1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание.
1 вариант выбирает признаки для фотосинтеза, 2 вариант для дыхания, времени даю 3 минуты на выполнения задания
А) Происходит во всех клетках.
Б) Протекает только на свету.
В) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.
Г) Происходит в клетках с хлоропластами.
Д) Протекает на свету и в темноту.
Е) Органические вещества не образуются.
Ж) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О.
З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
(слайд с правильными ответами и критериями оценивания)
2. Вставьте пропущенные слова (слайд) на выполнения данного задания я вам даю 3 минуты
1. Растения при дыхании поглощают……….
2. Растения при дыхании выделяют……….
3. Органические вещества при дыхании…………
4. Растения дышат в …… время суток
5. Дышат …… органы растения. При фотосинтезе кислорода……… больше, чем …… при дыхании.
(Слайд с правильными ответами)
7. Подведение итога урока.
-Проанализируйте знания полученные на уроке и сделайте вывод: что нового узнали о дыхании растений? (заполняем 3-ой столбик таблицы)
Знаю
Хочу знать
Узнал
Дыхание - это свойство всех живых организмов
Как дышат растения
Растение дышит через чечевички, устьица и корневые волоски.
При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ
Зачем нужен кислород
Для окисления органических веществ, для жизни
Мы узнали:
что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу.
при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет.
растение дышит через чечевички и устьица.
8. Домашнее задание
-
Изучить § 17.
-
№ 69, 70, 73, 74 в рабочих тетрадях.
-
Написать мини-сочинение от имени молекулы кислорода «Мое путешествие по растению»
9. Рефлексия
Нарисуйте в тетради настроение на сегодняшнем уроке, используя обозначения кислорода (О)