- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа биология 8 класс
Рабочая программа биология 8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Букина С.А. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района в с. Урицкое
РАССМОТРЕНО
На заседании МО естественно - географического цикла
протокол № 1 от 26.08. 2015г
____________Филатова Л.А.
УТВЕРЖДАЮ
Директор__________Моргачева Т.Н..
Приказ № 49 от 31.08.2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 8 класса
на 2015 - 2016 учебный год
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
учителя первой квалификационной категории
Букиной Светланы Александровны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели курса:
-
повышение качества образования;
-
обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного образования;
-
повышение качества преподавания предмета;
-
обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
-
обеспечения качественной подготовки выпускников общеобразовательного учреждения;
-
овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
-
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
-
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
-
установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
-
подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Задачи курса:
-
обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
-
обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования
продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему домашних заданий.
-
продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу
-
развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель
-
воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии
Нормативно - правовые документы
1. Закон РФ «Об образовании» №273 от 29 декабря 2012г;
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г №253 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 .06.2015г №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253»
7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).
8. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан ПиН 2.4.28 21 - 10).
9. Приказа Управления образования и науки Липецкой области №424 от 29.04.2015г «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2015-2016 учебный год»;
10. Приказа по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения реализующего образовательные программы общего образования от 31.08.2015г. №49
11. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.
12. Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области.
13.Учебного плана МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны на 2015-2016 учебный год.
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации « Об изучении бюджетной грамотности в системе общего образования от 07.08.2014 года, № 08-1045».
Рабочая программа разработана на основе
Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и Рабочая программа составлена
-
на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой
(сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., изд. "Дрофа", 2008 г.),
рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю).
-
в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:
"Биология: Человек" (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2013 год)Программа, выбранная для разработки рабочей программы, соответствует требованиям стандарта основного, общего образования по биологии, наиболее полно распределяет учебные часы по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Информация о внесенных изменениях
Место и роль учебного курса по биологии в базисном учебном плане
Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 70 часов в 8 классе ( по 2 часа в неделю).
.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 8 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Формы организации учебного процесса
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть:
уроки усвоения новой учебной информации;
уроки формирования практических умений и навыков учащихся;
уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
Технологии обучения
-
Информационные технологии;
-
проблемное обучение;
-
личностно-ориентированные;
-
здоровьесберегающие;
-
групповые и коллективные способы обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:
-
учебно-познавательная - способность овладевать знаниями;
-
коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
-
информационная - владение информационными технологиями;
-
социально-трудовая - умение жить и работать в коллективе;
-
нравственная - способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.
Для развития ключевых компетенций на уроках необходимо: внедрение информационно-коммуникационных технологий, проектно-исследовательской деятельности.
Планируется использование типологических заданий с использованием интегрированных способов учебной деятельности: терминологические диктанты; задания на сравнение и сопоставление, составление характеристик, плана ответа по материалам текста; задания, связанные с мыслительными операциями. Проводятся лабораторные работы, самостоятельные работы.
Виды и формы контроля
Итоговый, текущий, тематический контроль.
Устный опрос (фронтальный, индивидуальный), отчёты о лабораторных и практических работах, самостоятельные работы, сообщения, тестирование, письменные контрольные работы.
Используемый учебник
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. "Биология: Человек" (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2013 год)
Организм человека: общий обзор" - 5 часов.
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
систематическое положение вида чело-век разумный
-
место человека в живой природе
-
биосоциальную природу человека
-
строение клетки
-
краткие сведения о строении и функ-циях основных тканей
-
основные процессы жизнедеятельности клетки
-
расположение основных органов в орга-низме человека
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
пользоваться микроскопом
-
распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов
Тема "Опорно-двигательная система" - 8 часов
Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
значение опорно-двигательной системы
-
скелет человека, его отделы
-
типы соединения костей
-
виды костей
-
рост костей
-
мышцы, их функции
-
влияние ритма и нагрузки на работу мышц
-
утомление
-
роль физических упражнений для опор-но-двигательной системы
-
повреждения скелета
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
показывать отделы скелета и отдельные кости
-
узнавать типы мышечной ткани
-
оказывать первую помощь при травмах уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие
Тема "Кровь. Кровообращение". - 9 часов
Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
состав внутренней среды организма
-
значение крови и кровообращения
-
состав крови
-
иммунитет
-
СПИД
-
группы крови
-
переливание крови
-
инфекционные заболевания и меры борь-бы с ними
-
органы кровообращения
-
строение сердца
-
круги кровообращения
-
виды кровотечений
-
предупреждение сердечно-сосудистных заболеваний
-
влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
распознавать клетки крови на рисунках
-
определять пульс
-
оказывать первую помощь при кровоте-чениях
-
соблюдать правила общения с инфекци-онными больными
-
выделять факторы, отрицательно влия-ющие на сердечно-сосудистую систему
Тема "Дыхание" - 5 часа.
Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
значение дыхания
-
строение и функции органов дыхания
-
жизненная емкость легких
-
инфекционные болезни: грипп, туберку-лез
-
гигиена органов дыхания
-
вредное влияние курения на органы ды-хания
-
приемы искусственного дыхания
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
показывать на рисунках и таблицах орга-ны дыхания
-
владеть приемами искусственного дыха-ния
Тема "Пищеварение" - 7 часов.
Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
пищевые продукты
-
питательные вещества
-
строение и функции органов пищеваре-ния
-
зубы, виды зубов
-
пищеварительные железы
-
всасывание
-
гигиена питания
-
предупреждение желудочно-кишечных заболеваний
-
влияние никотина и алкоголя на пище-варение
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
показывать на рисунках органы пищева-рения
-
владеть приемами оказания первой помо-щи при отравлениях
Тема «Обмен веществ и энергии» - 3 часа.
Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
общая характеристика обмена веществ и энергии
-
пластический обмен, энергетический об-мен и их значение
-
значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей
-
влияние никотина и алкоголя на обмен веществ
-
витамины
-
способы сохранения витаминов в пище-вых продуктах
-
рациональное питание
-
режим питания школьников
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
применять правила гигиены на практике
Тема "Выделение. Кожа". - 5 часов
Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
значение выделения
-
органы мочевыделительной системы
-
профилактика заболеваний почек
-
строение и функции кожи
-
роль кожи в терморегуляции
-
закаливание организма
-
первая помощь при поражении кожи
-
гигиенические требования к одежде и обуви
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы, слои и структурные элементы кожи
-
оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах
Тема "Эндокринная система" - 2 часа
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
находить на таблице железы внутренней секреции
Тема "Нервная система. Органы чувств". - 10 часов
Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
значение нервной системы
-
отделы нервной системы
-
строение и функции спинного мозга
-
строение и функции головного мозга
-
факторы, нарушающие функции нервной системы
-
органы чувств и их значение
-
строение и функции органов зрения и слуха
-
гигиена зрения
-
предупреждение нарушений слуха
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга
-
узнавать на моделях части органов зре-ния и слуха
Тема "Поведение и психика" - 7 часов
Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.
В соответствии со Стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
общая характеристика ВНД
-
характеристика условных и безусловных рефлексов
-
понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга
-
значение сна
-
гигиена умственного и физического труда
-
режим дня школьника
-
вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
применять упражнения по тренировке внимания и памяти
-
составлять режим дня школьника
Тема "Индивидуальное развитие организма" - 5 часов
Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
-
система органов размножения
-
оплодотворение и внутриутробное разви-тие
-
рождение ребенка
-
рост и развитие ребенка
-
характеристику подросткового периода
-
вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
-
выделять факторы, влияющие на здо-ровье потомства
Содержание программы.
1. Место человека в системе органического мира Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
2. Происхождение человека Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.
Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.
4. Общий обзор строения и функций организма человека Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
5. Координация и регуляция Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Лабораторные работы Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Тесты, направленные на выяснение объема внимания, эффективности запоминания.
6. Опора и движение Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц и суставов.
7. Внутренняя среда организма Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.
Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
8. Транспорт веществ Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные работы. Изучение строения клеток крови под микроскопом.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Проведение инструментальных анализов и функциональных проб. Оценка пульса, измерение артериального давления, оценка степени тренированности испытуемого.
Основы техники и методики самомассажа. Оказание первой помощи при артериальных и венозных кровотечениях.
9. Дыхание Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы. Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки.
Гигиеническая оценка микроклимата помещений (измерение температуры, влажности и скорости проветриваемости помещения).
Дыхательные упражнения для формирования дикции.
10. Пищеварение Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторные работы. Воздействие желудочного сока на белки.
Качественное определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах.
11. Обмен веществ и энергии Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
12. Выделение Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
Демонстрация модели почек.
13. Покровы тела Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Лабораторные работы. Изучение строения кожи, волос, ногтей (макро- и микроскопическое).
Приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи.
14. Размножение и развитие Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
15. Высшая нервная деятельность
Рефлекс - основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Дата проведения
Тема урока
Количество часов
Формы контроля
Примечание
ВВЕДЕНИЕ. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР.
5
1.
Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека.
1
Организм человека: общий обзор.
2.
Структура тела. Место человека в живой природе.
1
устный: текущий
3.
Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.
1
устный: текущий
4.
Ткани. Л.р. № 1. Просмотр под микроскопом различных тканей человека.
1
устный: текущий
5.
Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
1
письменный: провер. раб. № 1 «Строение клет-ки и ткани орга-низма человека»
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
8
6.
Скелет. Строение и состав костей.Л.р. № 2. Определение нарушения осанки и плоскостопия.
1
7.
Соединение костей.
1
письменный: по результатам лаборат. работ
8.
Скелет головы и туловища.
1
устный: текущий
9.
Скелет конечностей.
1
10.
Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
1
письменный: провер. раб. № 2 «Скелет человека»
11.
Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. Работа мышц.Л.р. № 3. Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.
1
12.
Нарушения осанки и плоскостопие.
1
устный: текущий
13.
Развитие опорно-двигательной системы. Обобщение по теме «Опорно-двигательная система»
1
устный: текущий
КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ.
9
устный: текущий
14.
Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав.Л.р. № 4. Сравнение крови человека и лягушки.
1
15.
Иммунитет.
1
письменный: по результатам лаборат. работ
16.
Тканевая совместимость и переливание крови.
1
тематический: устный и пись-менный
17.
Строение и работа сердца. Круги кровообращения.
1
18.
Движение лимфы.
Пр.р.№1. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.
1
тематический: устный и пись-менный
19.
Движение крови по сосудам.
1
устный: текущий
20.
Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
1
письменный: провер. раб. № 3 «Кровь. Иммуни-тет»
21.
Предупреждение заболеваниПр.р. № 4. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку - функциональная проба.й сердца и сосудов.
1
устный: текущий
22.
Первая помощь при кровотечениях. Обобщение по теме «Кровь. Кровообращение»
1
письменный: по результатам за-полнения табли-цы в тетради
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
5
23.
Значение дыхания. Органы дыхания.
1
24.
Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Л.р. № 5 Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Л.р. № 6 (д/з). Изготовление самодельной модели Дондерса.
1
устный: текущий
25.
Дыхательные движения. Регуляция дыхания.П.р. № 5. Измерение обхвата грудной клетки
1
письменный: провер. раб. № 4 «Органы дыхания»
26.
Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. П.р. № 6. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.
письменный: по результатам ла-бораторных работ
27.
Первая помощь при поражении органов дыхания. Обобщение по теме «Дыхательная система»
Тематический: устный и письменный
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
7
28.
Значение пищи и ее состав.
1
29.
Органы пищеварения.
1
устный: текущий
30.
Строение и значениезубов.
письменный: провер. раб. № 5 «Органы пищева-рения»
31.
Пищеварение в ротовой полости и в желудке.Л.р. № 7. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал.
П.р. № 7 (д/з). Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.
П.р. № 8 (д/з). Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.
1
устный: текущий
32.
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
1
письменный: по результатам лабор. работ
33.
Регуляция пищеварения.
1
34.
Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Обобщение по теме «Пищеварительная система»
Обмен веществ и энергии.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ВИТАМИНЫ.
3
35.
Обменные процессы в организме.
1
36.
Нормы питания.
1
устный: текущий
37.
Витамины.
1
устный: текущий
МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
2
38.
Строение и функции почек.
1
39.
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
1
устный: текущий
КОЖА
3
40.
Значение кожи и ее строение.
41.
Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.П.р. № 9. Определение жирности кожи с помощью буманой салжфетки.
1
устный: текущий
42.
Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа»
1
письменный: провер раб. № 6 «Кожа»
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА.
2
43.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
1
44.
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
1
тестирование
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
5
45.
Значение, строение и функционирование нервной системы.
1
устный: текущий
46.
Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. П.р. №10.Выяснение действия прямых и обратных связей.
П.р. № 11 (д/з). Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи
1
тематический: устный и пись-менный
47.
Нейрогуморальная регуляция.
1
Проверочные работы №7-8
48.
Спинной мозг.
1
49.
Головной мозг: строение и функции. Обобщение по темам «Эндокринная система. Нервная система»
1
устный: текущий
ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ.
5
50.
Как действуют органы чувств и анализаторы.
1
51.
Орган зрения и зрительный анализатор.П.р. № 12. Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна.
1
устный
52.
Заболевание и повреждения глаз.
1
письменный
53.
Орган слуха.
1
54.
Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Обобщение по теме «АнализаторП.р. № 13. Определение выносливости вестибулярного аппарата.
П.р. №14. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точекы»
1
устный: текущий
ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА.
7
55.
Врожденные и приобретенные формы поведения.
1
устный: текущий
56.
Закономерности работы головного мозга.П.р. № 15. Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки.
1
письменный: провер. раб. № 9 «Органы зрения и слуха»
57.
Биологические ритмы. Сон и его значение.П.р. 16.Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения.
1
Поведение и психика.
58.
Особенности ВНД человека. Речь. Сознание. Труд. Познавательные процессы.
1
59.
Воля и эмоции. Внимание.
П.р. № 16 (прод.)
П.р. № 17. Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания.
1
устный: текущий
60.
Динамика работоспособности. Режим дня.
1
61
Обобщение по теме «Поведение и психика»
Проверочная работа №10
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА.
5
62.
Половая система человека.
1
63.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.
1
устный: текущий
64.
Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения
1
устный: текущий
65.
О вреде наркогенных веществ.
1
тематический: устный и пись-менный
66.
Психологические особенности личности. Обобщение по теме «Индивидуальное развитие организма»
1
67-70
Резерв.Обобщение знаний по всему курсу.
4
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
- основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
- особенности строения и жизнедеятельности клетки;
- особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
- биологический смысл разделения функций и органов;
- как обеспечивается целостность организма;
- интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
- о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
- как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
- о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
- о строении и функциях органов размножения;
- элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
- элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологиче-ском источнике и социальном смысле;
- основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
- приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
- находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
- соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
- оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
- пользоваться медицинским термометром;
- объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления ежима дня, правил поведения и т.п.;