Рабочая программа биология 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района в с. Урицкое



РАССМОТРЕНО

На заседании МО естественно - географического цикла

протокол № 1 от 26.08. 2015г

____________Филатова Л.А.

УТВЕРЖДАЮ

Директор__________Моргачева Т.Н..

Приказ № 49 от 31.08.2015г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 8 класса


на 2015 - 2016 учебный год

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)






учителя первой квалификационной категории

Букиной Светланы Александровны



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цели курса:

  • повышение качества образования;

  • обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного образования;

  • повышение качества преподавания предмета;

  • обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

  • обеспечения качественной подготовки выпускников общеобразовательного учреждения;

  • овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой куль­туры;

  • гигиеническое воспитание и формирование здо­рового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • подготовка школьников к практической деятель­ности в области сельского хозяйства, медицины, здра­воохранения.

Задачи курса:

  • обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования

продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему домашних заданий.

  1. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу


  • развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель


  • воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии


Нормативно - правовые документы

1. Закон РФ «Об образовании» №273 от 29 декабря 2012г;

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).

5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г №253 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 .06.2015г №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253»

7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).

8. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан ПиН 2.4.28 21 - 10).

9. Приказа Управления образования и науки Липецкой области №424 от 29.04.2015г «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2015-2016 учебный год»;

10. Приказа по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения реализующего образовательные программы общего образования от 31.08.2015г. №49

11. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.

12. Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области.

13.Учебного плана МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны на 2015-2016 учебный год.

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации « Об изучении бюджетной грамотности в системе общего образования от 07.08.2014 года, № 08-1045».


Рабочая программа разработана на основе

Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и Рабочая программа составлена

  • на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой

(сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., изд. "Дрофа", 2008 г.),

рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю).

  • в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:

"Биология: Человек" (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2013 год)Программа, выбранная для разработки рабочей программы, соответствует требованиям стандарта основного, общего образования по биологии, наиболее полно распределяет учебные часы по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Информация о внесенных изменениях

Место и роль учебного курса по биологии в базисном учебном плане

Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 70 часов в 8 классе ( по 2 часа в неделю).

.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 8 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.


Формы организации учебного процесса

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть:

уроки усвоения новой учебной информации;

уроки формирования практических умений и навыков учащихся;

уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Технологии обучения

  • Информационные технологии;

  • проблемное обучение;

  • личностно-ориентированные;

  • здоровьесберегающие;

  • групповые и коллективные способы обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций


Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:

  • учебно-познавательная - способность овладевать знаниями;

  • коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

  • информационная - владение информационными технологиями;

  • социально-трудовая - умение жить и работать в коллективе;

  • нравственная - способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.

Для развития ключевых компетенций на уроках необходимо: внедрение информационно-коммуникационных технологий, проектно-исследовательской деятельности.

Планируется использование типологических заданий с использованием интегрированных способов учебной деятельности: терминологические диктанты; задания на сравнение и сопоставление, составление характеристик, плана ответа по материалам текста; задания, связанные с мыслительными операциями. Проводятся лабораторные работы, самостоятельные работы.

Виды и формы контроля


Итоговый, текущий, тематический контроль.

Устный опрос (фронтальный, индивидуальный), отчёты о лабораторных и практических работах, самостоятельные работы, сообщения, тестирование, письменные контрольные работы.

Используемый учебник

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. "Биология: Человек" (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2013 год)








Организм человека: общий обзор" - 5 часов.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • систематическое положение вида чело-век разумный

  • место человека в живой природе

  • биосоциальную природу человека

  • строение клетки

  • краткие сведения о строении и функ-циях основных тканей

  • основные процессы жизнедеятельности клетки

  • расположение основных органов в орга-низме человека


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться микроскопом

  • распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов


Тема "Опорно-двигательная система" - 8 часов

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение опорно-двигательной системы

  • скелет человека, его отделы

  • типы соединения костей

  • виды костей

  • рост костей

  • мышцы, их функции

  • влияние ритма и нагрузки на работу мышц

  • утомление

  • роль физических упражнений для опор-но-двигательной системы

  • повреждения скелета




учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать отделы скелета и отдельные кости

  • узнавать типы мышечной ткани

  • оказывать первую помощь при травмах уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие

Тема "Кровь. Кровообращение". - 9 часов

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • состав внутренней среды организма

  • значение крови и кровообращения

  • состав крови

  • иммунитет

  • СПИД

  • группы крови

  • переливание крови

  • инфекционные заболевания и меры борь-бы с ними

  • органы кровообращения

  • строение сердца

  • круги кровообращения

  • виды кровотечений

  • предупреждение сердечно-сосудистных заболеваний

  • влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать клетки крови на рисунках

  • определять пульс

  • оказывать первую помощь при кровоте-чениях

  • соблюдать правила общения с инфекци-онными больными

  • выделять факторы, отрицательно влия-ющие на сердечно-сосудистую систему


Тема "Дыхание" - 5 часа.

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение дыхания

  • строение и функции органов дыхания

  • жизненная емкость легких

  • инфекционные болезни: грипп, туберку-лез

  • гигиена органов дыхания

  • вредное влияние курения на органы ды-хания

  • приемы искусственного дыхания

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках и таблицах орга-ны дыхания

  • владеть приемами искусственного дыха-ния



Тема "Пищеварение" - 7 часов.

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • пищевые продукты

  • питательные вещества

  • строение и функции органов пищеваре-ния

  • зубы, виды зубов

  • пищеварительные железы

  • всасывание

  • гигиена питания

  • предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

  • влияние никотина и алкоголя на пище-варение


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках органы пищева-рения

  • владеть приемами оказания первой помо-щи при отравлениях


Тема «Обмен веществ и энергии» - 3 часа.

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика обмена веществ и энергии

  • пластический обмен, энергетический об-мен и их значение

  • значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей

  • влияние никотина и алкоголя на обмен веществ

  • витамины

  • способы сохранения витаминов в пище-вых продуктах

  • рациональное питание

  • режим питания школьников


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять правила гигиены на практике

Тема "Выделение. Кожа". - 5 часов

Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение выделения

  • органы мочевыделительной системы

  • профилактика заболеваний почек

  • строение и функции кожи

  • роль кожи в терморегуляции

  • закаливание организма

  • первая помощь при поражении кожи

  • гигиенические требования к одежде и обуви

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы, слои и структурные элементы кожи

  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах

Тема "Эндокринная система" - 2 часа

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • находить на таблице железы внутренней секреции

Тема "Нервная система. Органы чувств". - 10 часов

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение нервной системы

  • отделы нервной системы

  • строение и функции спинного мозга

  • строение и функции головного мозга

  • факторы, нарушающие функции нервной системы

  • органы чувств и их значение

  • строение и функции органов зрения и слуха

  • гигиена зрения

  • предупреждение нарушений слуха

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга

  • узнавать на моделях части органов зре-ния и слуха

Тема "Поведение и психика" - 7 часов

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

В соответствии со Стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика ВНД

  • характеристика условных и безусловных рефлексов

  • понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга

  • значение сна

  • гигиена умственного и физического труда

  • режим дня школьника

  • вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять упражнения по тренировке внимания и памяти

  • составлять режим дня школьника

Тема "Индивидуальное развитие организма" - 5 часов

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • система органов размножения

  • оплодотворение и внутриутробное разви-тие

  • рождение ребенка

  • рост и развитие ребенка

  • характеристику подросткового периода

  • вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • выделять факторы, влияющие на здо-ровье потомства




















Содержание программы.

1. Место человека в системе органического мира Человек как часть живой природы, место человека в систе­ме органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и жи­вотных.

2. Происхождение человека Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы челове­ка, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, ил­люстраций представителей различных рас человека.

3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физио­логи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.

Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и фи­зиологов.

4. Общий обзор строения и функций организма человека Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, со­единительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

5. Координация и регуляция Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гумораль­ная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Централь­ная и периферическая нервные системы. Вегетативная и со­матическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Лабораторные работы Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Тесты, направленные на выяснение объема внимания, эф­фективности запоминания.

6. Опора и движение Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с тру­довой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Забо­левания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основ­ные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение фи­зической культуры и режима труда в правильном формирова­нии опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распи­лов костей; приемов оказания первой помощи при поврежде­ниях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа Определение при внешнем осмотре местоположения от­дельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц и суставов.

7. Внутренняя среда организма Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятель­ности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лей­коциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Груп­пы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

8. Транспорт веществ Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные работы. Изучение строения клеток крови под микроскопом.

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Проведение инструментальных анализов и функциональ­ных проб. Оценка пульса, измерение артериального давления, оценка степени тренированности испытуемого.

Основы техники и методики самомассажа. Оказание пер­вой помощи при артериальных и венозных кровотечениях.

9. Дыхание Потребность организма человека в кислороде воздуха. Ор­ганы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные дви­жения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцита­ми и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное ды­хание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстри­рующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы. Проведение функциональных дыхательных проб с задерж­кой дыхания до и после физической нагрузки.

Гигиеническая оценка микроклимата помещений (измере­ние температуры, влажности и скорости проветриваемости помещения).

Дыхательные упражнения для формирования дикции.

10. Пищеварение Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность че­ловека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеваре­ние. Строение и функции органов пищеварения. Пищеваритель­ные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их преду­преждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравле­ний, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторные работы. Воздействие желудочного сока на белки.

Качественное определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах.

11. Обмен веществ и энергии Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пласти­ческий и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

12. Выделение Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болез­ни органов выделения, их предупреждение.

Демонстрация модели почек.

13. Покровы тела Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и пер­вая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Лабораторные работы. Изучение строения кожи, волос, ногтей (макро- и микро­скопическое).

Приемы наложения повязок на условно пораженный учас­ток кожи.

14. Размножение и развитие Система органов размножения; строение и гигиена. Опло­дотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

15. Высшая нервная деятельность

Рефлекс - основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельнос­ти и поведения человека. Познавательные процессы. Тормо­жение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.













Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Количество часов


Формы контроля

Примечание

ВВЕДЕНИЕ. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР.

5


1.


Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека.

1

Организм человека: общий обзор.

2.

Структура тела. Место человека в живой природе.

1

устный: текущий

3.

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

1

устный: текущий

4.

Ткани. Л.р. № 1. Просмотр под микроскопом различных тканей человека.

1

устный: текущий

5.

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

1

письменный: провер. раб. № 1 «Строение клет-ки и ткани орга-низма человека»

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

8

6.

Скелет. Строение и состав костей.Л.р. № 2. Определение нарушения осанки и плоскостопия.

1

7.

Соединение костей.

1

письменный: по результатам лаборат. работ

8.

Скелет головы и туловища.

1

устный: текущий

9.

Скелет конечностей.

1

10.

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

письменный: провер. раб. № 2 «Скелет человека»

11.

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. Работа мышц.Л.р. № 3. Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.

1

12.

Нарушения осанки и плоскостопие.

1

устный: текущий

13.

Развитие опорно-двигательной системы. Обобщение по теме «Опорно-двигательная система»

1

устный: текущий

КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ.

9

устный: текущий

14.

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав.Л.р. № 4. Сравнение крови человека и лягушки.

1

15.

Иммунитет.

1

письменный: по результатам лаборат. работ

16.

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

тематический: устный и пись-менный

17.

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

1

18.

Движение лимфы.

Пр.р.№1. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.

1

тематический: устный и пись-менный

19.

Движение крови по сосудам.

1

устный: текущий

20.

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

1

письменный: провер. раб. № 3 «Кровь. Иммуни-тет»

21.

Предупреждение заболеваниПр.р. № 4. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку - функциональная проба.й сердца и сосудов.

1

устный: текущий

22.

Первая помощь при кровотечениях. Обобщение по теме «Кровь. Кровообращение»

1

письменный: по результатам за-полнения табли-цы в тетради

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

5

23.


Значение дыхания. Органы дыхания.

1

24.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Л.р. № 5 Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Л.р. № 6 (д/з). Изготовление самодельной модели Дондерса.

1

устный: текущий

25.

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.П.р. № 5. Измерение обхвата грудной клетки

1

письменный: провер. раб. № 4 «Органы дыхания»

26.

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. П.р. № 6. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.


письменный: по результатам ла-бораторных работ

27.

Первая помощь при поражении органов дыхания. Обобщение по теме «Дыхательная система»


Тематический: устный и письменный

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

7

28.

Значение пищи и ее состав.

1

29.

Органы пищеварения.

1

устный: текущий

30.

Строение и значениезубов.


письменный: провер. раб. № 5 «Органы пищева-рения»

31.

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.Л.р. № 7. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал.

П.р. № 7 (д/з). Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.

П.р. № 8 (д/з). Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.

1

устный: текущий

32.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

письменный: по результатам лабор. работ

33.

Регуляция пищеварения.

1


34.

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Обобщение по теме «Пищеварительная система»


Обмен веществ и энергии.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ВИТАМИНЫ.

3

35.

Обменные процессы в организме.

1

36.

Нормы питания.

1

устный: текущий

37.

Витамины.

1

устный: текущий

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

2

38.

Строение и функции почек.

1

39.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1

устный: текущий

КОЖА

3

40.

Значение кожи и ее строение.


41.

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.П.р. № 9. Определение жирности кожи с помощью буманой салжфетки.

1

устный: текущий

42.

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа»

1

письменный: провер раб. № 6 «Кожа»

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА.

2

43.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1


44.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

тестирование

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

5

45.

Значение, строение и функционирование нервной системы.

1

устный: текущий

46.

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. П.р. №10.Выяснение действия прямых и обратных связей.

П.р. № 11 (д/з). Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи

1

тематический: устный и пись-менный

47.

Нейрогуморальная регуляция.

1

Проверочные работы №7-8

48.

Спинной мозг.

1

49.

Головной мозг: строение и функции. Обобщение по темам «Эндокринная система. Нервная система»

1

устный: текущий

ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ.

5

50.

Как действуют органы чувств и анализаторы.

1

51.

Орган зрения и зрительный анализатор.П.р. № 12. Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна.

1

устный

52.

Заболевание и повреждения глаз.

1

письменный

53.

Орган слуха.

1

54.

Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Обобщение по теме «АнализаторП.р. № 13. Определение выносливости вестибулярного аппарата.

П.р. №14. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точекы»

1

устный: текущий

ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА.

7

55.

Врожденные и приобретенные формы поведения.

1

устный: текущий

56.

Закономерности работы головного мозга.П.р. № 15. Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки.

1

письменный: провер. раб. № 9 «Органы зрения и слуха»

57.

Биологические ритмы. Сон и его значение.П.р. 16.Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения.

1

Поведение и психика.

58.

Особенности ВНД человека. Речь. Сознание. Труд. Познавательные процессы.

1

59.

Воля и эмоции. Внимание.

П.р. № 16 (прод.)

П.р. № 17. Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания.

1

устный: текущий

60.

Динамика работоспособности. Режим дня.

1

61

Обобщение по теме «Поведение и психика»


Проверочная работа №10

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА.

5


62.

Половая система человека.

1

63.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

устный: текущий

64.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

1

устный: текущий

65.

О вреде наркогенных веществ.

1

тематический: устный и пись-менный

66.

Психологические особенности личности. Обобщение по теме «Индивидуальное развитие организма»

1

67-70

Резерв.Обобщение знаний по всему курсу.

4
































Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
- основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
- особенности строения и жизнедеятельности клетки;
- особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
- биологический смысл разделения функций и органов;
- как обеспечивается целостность организма;
- интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
- о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
- как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
- о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
- о строении и функциях органов размножения;
- элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
- элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологиче-ском источнике и социальном смысле;
- основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
- приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
- находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
- соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
- оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
- пользоваться медицинским термометром;
- объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления ежима дня, правил поведения и т.п.;



© 2010-2022